Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм государства. 
Право для экономистов и менеджеров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, правосудие представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов. Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция РФ предусматривает создание… Читать ещё >

Механизм государства. Право для экономистов и менеджеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Механизм государства — материальная сила, или система государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную власть. Он воплощается в государственном аппарате и должностных лицах, выполняющих определенные функции государства.

С понятием «механизм государства» тесно связана категория «государственный аппарат», которая употребляется в значениях:

  • 1) совокупность всех государственных органов. В данном случае определение совпадает с понятием «государственный механизм» ;
  • 2) аппарат государственного управления — совокупность только лишь исполнительно-распорядительных, управленческих органов.

Исходя из структурно-функционального анализа, можно выделить несколько групп государственных органон, образующих механизм современного Российского государства:

  • Президент РФ;
  • • органы представительной и законодательной власти;
  • • органы исполнительной власти;
  • • органы судебной власти.

Статья 10 Конституции РФ закрепила три самостоятельные ветви власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция РФ предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся:

  • • Счетная палата РФ;
  • • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
  • • Банк России;
  • Прокуратура РФ;
  • • ЦИКР Фидр.

Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства РФ, состав Конституционного Суда РФ, председатель Верховного Суда РФ) на свои должности назначаются Федеральным Собранием РФ с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом РФ).

Законодательная власть осуществляется представительными органами государства. Это первичные органы в структуре государства, поскольку выражают волю народа в лице его представителей.

К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти. Представительные органы подразделяются на высшие и местные. К высшим относятся органы типа парламента в Англии, конгресса в США, Государственной Думы в России и т. д. Эти органы издают законы, т. е. акты высшей юридической силы. Местные представительные органы называются собраниями, советами и т. д. и принимают на основе законов акты, обязательные к исполнению на соответствующих территориях. В федеративных государствах законодательные органы функционируют на уровне как федерации, так и субъектов федерации. Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция, включающая депутатов парламентского меньшинства, которые расходятся по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства.

Исполнительная власть. Важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций, являются органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти исполняют законы и в этом смысле являются вторичными, или производными, от органов законодательной власти.

Они имеют следующие признаки:

  • 1) являются составной частью системы органов государственной власти;
  • 2) порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется в установленном законом порядке;
  • 3) обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом;
  • 4) обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;
  • 5) для них характерна определенная самостоятельность деятельности;
  • 6) всегда действуют от имени государства;
  • 7) наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;
  • 8) их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

Органы исполнительной власти подразделяются на высшие (правительство, министерства и ведомства) и местные, включающие структуры исполнительных органов па местах (местные администрации (правительства), их отделы и управления).

Конституция РФ (ст. 12) закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя — местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления пародом принадлежащей ему власти. В соответствии с Конституцией РФ (п. 2 ст. 3) народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, на конституционном уровне закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает п. 1 ст. 130 Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Органы судебной власти осуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции и конституционные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и законам.

Деятельность судов призвана обеспечивать конституционные устои, в том числе права и свободы человека и гражданина. Судебная власть — сложный и многофункциональный механизм, основой которого и главным предназначением является деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами — судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме.

Таким образом, правосудие представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой