Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы конституционного строя Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией. Так, ст. 71 Конституции закрепляет, какие стороны общественной, политической, экономической и иных аспектов жизни общества находятся в ведении Российской Федерации… Читать ещё >

Основы конституционного строя Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественной литературе можно найти различную трактовку понятия «конституционный строй». Так же неоднозначно определение и понятия «основы конституционного строя». В основном под ними принято понимать «главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство». Встречается определение основ конституционного строя как «политико-правовых ориентиров в общей системе регулирования общественных отношений».

В любом случае основам конституционного строя присущи общие характерные признаки, которые выражаются в следующем:

  • — основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;
  • — политико-правовой характер;
  • — нормативность и общеобязательность;
  • — юридическое верховенство по отношению к остальным положениям Конституции, всем нормативным актам государства;
  • — определенность и категоричность;
  • — постоянность действия;
  • — свобода от идеологических установок;
  • — устойчивость и особый порядок изменения.

Важная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они представляют собой нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена — в Конституции, федеральных законах, указах Президента или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

Основы конституционного строя закрепляют:

  • — форму Российской Федерации как государства (ст. 1 Конституции);
  • — источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3 Конституции);
  • — пространственные пределы суверенитета Российской Федерации (ст. 4 Конституции).

В соответствии с общей теорией права и государства форма государства представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима. Форма Российского государства определена ст. 1 Конституции, провозглашающей Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Часть 1 ст. 1 Конституции определяет Россию как государство с республиканской формой правления, т. е. формой правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Россия определяется как федеративное государство. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно государство.

Можно выделить некоторые черты, которые присущи всем федеративным государствам.

  • 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик и т. д. Так, ч. 1. ст. 5 российской Конституции определяет, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Указанная статья закрепляет также равноправие субъектов РФ. Согласно ст. 67 Конституции территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
  • 2. В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией. Так, ст. 71 Конституции закрепляет, какие стороны общественной, политической, экономической и иных аспектов жизни общества находятся в ведении Российской Федерации (в частности, принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеративное устройство и территория России; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации и др.). Статья 72 определяет круг вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (например, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта и др.). Субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
  • 3. Субъекты РФ обладают правом принятия собственного законодательства, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. Так, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В соответствии с ч. 2. ст. 5 Конституции республика в составе России имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.
  • 4. При федеративном государственном устройстве в парламенте предусмотрена палата, представляющая интересы субъектов РФ. В Российском парламенте — Федеральном Собрании Российской Федерации такой палатой является Совет Федерации.
  • 5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Как уже отмечалось выше, внешняя политика и международные отношения Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

Вместе с тем в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Подобное положение служит укреплению федеративных принципов российской государственности. Кроме того, закрепление в ч. 2 ст. 74 Конституции принципа свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в пределах единого экономического пространства Российской Федерации корреспондирует с регламентацией некоторых конституционных прав и свобод человека, прежде всего права частной собственности. В данном случае перемещение товаров, услуг и финансовых средств следует рассматривать как метод реализации права собственности в полном объеме либо отдельных правомочий собственника — права владения, пользования и распоряжения.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и только в случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. К обстоятельствам, способным послужить предпосылкой ограничения перемещения товаров и услуг, могут быть отнесены разного рода экстремальные ситуации, требующие введения особых методов правового регулирования. К ним можно отнести стихийные бедствия, вызванные объективными (природными) или субъективными факторами; различные природные бедствия (землетрясения, наводнения и др.) и чрезвычайные ситуации, обусловленные вмешательством человека, например эпидемии и эпизоотии, превышение радиационного фона вследствие тех или иных нарушений функционирования системы атомной энергетики.

Форма политического режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Политический режим — понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы осуществления государственной власти, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений и т. д.). В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции Россия является демократическим государством. Гражданам России предоставляется возможность участвовать в формировании органов государства, а также предоставляются иные политические права.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой