Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование соподчинения мотивов — основное достижение развития дошкольника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С позиции Л. И. Божович, первые этические инстанции (обобщенное знание социальных, нравственных норм), возникающие в старшем дошкольном возрасте, порождают нравственные мотивы, которые начинают регулировать поведение и деятельность ребенка. Ребенок 6—7 лет способен преодолевать свои непостредственные желания («хочу») и действовать согласно нравственному мотиву «надо». Именно в этом возрасте… Читать ещё >

Формирование соподчинения мотивов — основное достижение развития дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Центральным новообразованием, достижением дошкольного возраста, с точки зрения многих отечественных психологов (А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. И. Божович, А. А. Люблинской, К. П. Гуревич и др.), является возникновение соподчинения мотивов.

С позиции Л. И. Божович, первые этические инстанции (обобщенное знание социальных, нравственных норм), возникающие в старшем дошкольном возрасте, порождают нравственные мотивы, которые начинают регулировать поведение и деятельность ребенка. Ребенок 6—7 лет способен преодолевать свои непостредственные желания («хочу») и действовать согласно нравственному мотиву «надо». Именно в этом возрасте возникает устойчивое внеситуативное соподчинение мотивов, условием возникновения которого является формирование произвольного, волевого поведения ребенка.

А. В. Запорожец, в работах которого также большое значение уделяется формированию соподчинения мотивов у дошкольников, утверждает, что соподчинение мотивов — это выражение столкновения между тенденцией к непосредственному действию и действию по образцу (образцом выступают требования взрослого). А возникновение первичных этических инстанций представляет собой процесс усвоения и присвоения образцов поведения, связанных с оценкой со стороны взрослых.

Внеситуативное соподчинение мотивов — относительно устойчивая иерархизация мотивов, позволяющая обеспечить устойчивость поведения.

Подробно вопрос о возникновении первичного соподчинения мотивов у детей 3—4 лет изучался в эксперименте К. П. Гуревича. Суть эксперимента заключалась в необходимости выполнить непривлекательное для ребенка действие ради игрушки в ситуациях: 1) только обещание игрушки без показа; 2) только показ игрушки; 3) показ игрушки, поставленной перед ребенком. Лучше всего (100% результата) дети выполняли задание в ситуации рассказа об игрушке, которую ребенок получит после выполнения задания, без ее показа. Это позволяет сделать вывод, что на рубеже дошкольного возраста (3—4 года) возникает «идеальная» мотивация действия и на ее основании соподчинение мотивов возникает раньше, чем на основе непосредственной мотивации[1].

В экспериментах Н. М. Матюшиной показано, что в 2—3 года соподчинение мотивов отсутствует даже в такой простой ситуации, как ситуация выбора. Изучая мотивационную сферу дошкольников 3—5 и 5—7 лет, автор отмечает существенные изменения способности к соподчинению мотивов.

Эксперимент заключался в том, чтобы выяснить возможность детей сдерживать свои непосредственные желания. Задача выражалась в том, чтобы ребенок не смотрел на привлекательный предмет в течение определенного времени. При этом предлагались разные мотивы сдерживания непосредственных желаний. Ребенок не должен был смотреть на привлекательный предмет в ситуациях: 1) чистого запрета; 2) поощрения (награда за сдерживание желания); 3) наказание (исключение из игры); 4) собственное слово.

Были получены следующие результаты. В целом старшие дошкольники лучше сдерживают свои непосредственные побуждения, чем младшие. Запрет слабо действует во всех возрастах. У детей 3—5 лет мотивы поощрения и наказания являются наиболее сильными при сдерживании непосредственного желания. У детей старшего дошкольного возраста увеличивается роль собственных моральных установок, но лишь при присутствии взрослого или сверстников, т. е. взрослый и сверстник выступают важным условием возникновения соподчинения мотивов дошкольника[2].

Эксперимент Я. 3. Певерович был посвящен изучению мотивов трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Детям 3—7 лет предлагалось задание сделать салфетку или флажок при различных мотивировках: 1) для мамы; 2) для малышей; 3) для последующей игры; 4) ради игрового изображения деятельности взрослого; 5) ради удовольствия от самой работы. Учитывались длительность трудовых усилий, качество выполненного задания, доведение его до конца, отношение ребенка к изготовленному предмету.

По результатам проведенного исследования автор утверждает, что общественные мотивы в форме стремления сделать что-то полезное другому начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Общественные мотивы при правильной организации деятельности приобретают для дошкольника значительную побудительную силу[2].

Таким образом, в рамках деятельностного подхода наиболее полно исследован процесс формирования мотивационно-потребностной сферы как высшей психической функции, которую отличает осознанность, произвольность и опосредованность нравственными, общественными нормами поведения. Особое внимание уделяется способности к соподчинению мотивов, когда общественные правила и нормы, задаваемые взрослым, будучи.

интериоризированными в виде этических инстанций, начинают контролировать непосредственные желания ребенка дошкольного возраста и определять его поведение и деятельность. Способность к произвольному поведению и соподчинению мотивов выступает основным критерием готовности ребенка к школьному обучению.

Многие исследования доказывают, что именно в дошкольном возрасте формируются базовые основания личности ребенка. Сформированные в 6—7-летнем возрасте базовые ценности оказывают устойчивое влияние на дальнейшее развитие человека, т. е. можно говорить о том, что период 6—7 лет и дошкольный возраст в целом являются периодом, благоприятным для становления потребностно-мотивационной сферы, сензитивным периодом «в указатель» формирования ценностных оснований личности. Подтверждение этого положения можно найти в исследованиях таких ученых, как В. С. Мухина, Н. И. Непомнящая, Е. В. Субботский.

Личность — особое качество, приобретенное индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений.

Непомнящая в своей монографии «Становление личности ребенка 6—7 лет» рассматривает дошкольный возраст как важнейший этап формирования направленности личности (ценностности), определяющего ее развитие в дальнейшем[4]. Направленность личности рассматривается как системное качество, психологическое образование, которое представляет собой взаимосвязь, единство между наиболее значимой для человека сферой действительности и способами осознания, выделения и утверждения себя, своего Я в системе отношений с окружающими.

На основе своего исследования автором был разработан комплекс диагностического инструментария, позволяющего изучать направленность личности дошкольника, особенности его потребностно-мотивационной, ценностной сферы.

Субботский в работе «Генезис личности: теория и эксперимент» показывает, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственных мотивов и нравственной саморегуляции[5].

Таким образом, основным достижением дошкольного возраста является способность к соподчинению мотивов, т. е. способность соотносить свои желания с требованиями значимых взрослых. Складывается иерархия мотивов, которая придает определенную направленность всему поведению, регулирует его. Особенности и выраженность мотивов поведения и деятельности дошкольника могут выступать предикторами дальнейшего развития личности.

  • [1] См.: Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.
  • [2] См.: Там же.
  • [3] См.: Там же.
  • [4] См.: Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет. Науч.-исслед. ин-тобщей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР; М.: Педагогика, 1992.
  • [5] См.: Субботский Е. В. Генезис личности: теория и эксперимент. М.: Смысл, 2010.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой