Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Избирательный процесс: основные этапы и формы политического участия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидно, что участвовать в дорогостоящей избирательной кампании без поддержки крупной политической партии ныне практически невозможно, поэтому в условиях сложившейся многопартийной системы независимый кандидат вряд ли способен рассчитывать на победу на выборах. Принцип демократической политики и демократических выборов требует, чтобы партии и их кандидаты вели избирательную кампанию в равных… Читать ещё >

Избирательный процесс: основные этапы и формы политического участия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для большинства граждан в демократическом обществе основной формой политической активности является участие в выборах. Бернард Шоу с присущей ему иронией заметил: «Демократия — изобретение, обеспечивающее нам такое правительство, которое мы заслуживаем». Выборы в различные органы государственной власти происходят регулярно, через определенные законом промежутки времени. Президент и члены высших законодательных органов избираются обычно на срок от четырех до шести лет. Местные органы власти избираются на более короткий срок — два или три года. Дата предстоящих выборов устанавливается законодательством или объявляется указом главы государства. При парламентских формах правления высший орган законодательной власти может быть распущен досрочно. Тогда назначаются внеочередные выборы; они могут проводиться и в том случае, если лицо, занимающее выборный пост, отстранено от должности или не способно выполнять свои обязанности в связи с болезнью.

Со дня объявления даты выборов официально начинается избирательная кампания: составляются списки избирателей, производятся выдвижение и регистрация кандидатов, ведется предвыборная агитация, проводится голосование.

Почему избиратели участвуют в выборах? Было бы логично предположить, что в странах, где сильны традиции демократии, следует ожидать достаточно высокого интереса граждан к политическим выборам. Однако это далеко не так. Например, в США в 1990;е гг. число избирателей, принимавших участие в выборах, ни разу не превысило 53%. В Европе показатели несколько выше — в среднем 60−70%, и только в Швеции, ФРГ и в Италии избирательная активность граждан превышает 80−90%.

Мнения политологов относительно низкой политической активности граждан в развитых демократических странах Запада расходятся. Одни с тревогой смотрят на это явление, утверждая, что низкая активность избирателей указывает на разочарование граждан в конституционной демократии, которая утрачивает свою легитимность и авторитет. Если такое положение сохранится, то сама демократия будет поставлена под угрозу. Другие ученые придерживаются более оптимистических взглядов. Они полагают, что низкая политическая активность свидетельствует о том, что граждане в основном удовлетворены имеющейся политической системой или, по меньшей мере, удовлетворены настолько, что не хотят тратить время на регистрацию и голосование. Более того, страны с очень высоким уровнем активности избирателей нередко страдают от своего рода политической лихорадки, при которой интенсивность политической активности достигает опасного размаха.

Так или иначе, но большинство избирателей все же приходит на избирательные участки. Политическую активность граждан детерминируют объективные факторы. уровень доходов, образование, возрастная и половая принадлежность, район проживания. Очевидно, что люди, получающие солидные доходы, скорее пойдут голосовать, чем те, кто не столь состоятелен: их политическая активность детерминирована экономическими интересами. Данные социологов свидетельствуют о том, что образованные люди более склонны участвовать в выборах, чем те, кто не окончил средней школы. Образованные граждане лучше информированы, имеют более широкий спектр социально-политических интересов, у них развито чувство причастности к политической жизни своей страны.

Интересно, что политическая активность граждан в значительной мере зависит от возраста. В целом молодежи до 25 лет свойственно меньше интересоваться политикой, чем более старшему поколению. Скажем, примерно половина граждан США в возрасте от 18 до 25 лет сейчас не регистрируется для участия в выборах. Сконцентрированные на личных проблемах, многие молодые люди не находят времени, чтобы поинтересоваться политическими вопросами. Пик политической активности граждан, как правило, приходится на средний возраст — от 25 до 50 лет. Психологи склонны объяснять это тем, что люди старшего возраста больше стремятся к завоеванию влиятельного положения в обществе: их политическая активность детерминирована деловой и профессиональной динамичностью. В последние десятилетия во многих странах мира социологи отмечают достаточно высокую избирательную активность пожилых людей. Пенсионеров приводит на избирательные участки интерес к проблемам социального страхования и медицинского обеспечения. Кроме того, пожилые люди имеют больше свободного времени для участия в политической жизни.

Не так давно среди политологов существовало единодушное мнение относительно того, что мужчины более охотно принимают участие в политических выборах, чем женщины. Во многом это объяснялось тем обстоятельством, что женщины лишь сравнительно недавно завоевали право голоса. Например, во Франции женщины получили такое право в 1944 г., в Греции — в 1956 г., в Швейцарии — только в 1971 г. Однако данные социологов говорят о том, что разрыв между мужчинами и женщинами в отношении избирательной активности в развитых странах неуклонно сокращается.

В частности, в США и некоторых странах Западной Европы (Франция, Швеция, Дания и др.) разница между этими двумя группами избирателей практически исчезла.

Наконец, несмотря на неуклонное развитие средств связи и коммуникаций, фактор места проживания все еще играет существенную роль во время избирательных кампаний: ведь избирательные участки в городах по-прежнему значительно более доступны по сравнению с отдаленными населенными пунктами.

Как голосуют избиратели? Выборы проводятся по избирательным округам: территория государства разбивается на округа, население которых выбирает одного или нескольких депутатов. Для выборов в местные органы власти создаются небольшие избирательные округа, где депутат избирается от жителей одного района (квартала, поселка, деревни и т. д.). При выборах депутатов в высшие законодательные органы несколько небольших избирательных округов объединяются в один и депутаты избираются от населения провинции (графства, края). Если от округа избирается один депутат, округ называется одноименным, если несколько — многоименным.

Избирательное право действительно является равным, если в округе каждый депутат избирается равным числом избирателей. Однако этот принцип под разными предлогами часто нарушается. Партия, находящаяся у власти, стремится сформировать избирательные округа таким образом, чтобы увеличить свое представительство в выборных государственных органах. Например, если правящая партия пользуется преимущественным влиянием в сельской местности, а оппозиционная — в городе, то первая будет стремиться к тому, чтобы округа были приблизительно равными по территории. Тогда сельские округа с небольшой плотностью населения будут иметь преимущество в сравнении с городскими, где на небольшой территории живут тысячи человек.

В странах с многонациональным составом населения весьма важным является вопрос о том, как обеспечить пропорциональное представительство каждой национальности в выборных государственных органах. Если в стране существует двухпалатный парламент, то в первую палату обычно избирается равное число депутатов от каждой административно-территориальной единицы (провинции, края, республики). Во второй палате число депутатов пропорционально численности населения края или республики.

Все граждане, имеющие право голоса, заносятся в списки избирателей. В большинстве европейских стран и в России такие списки составляют местные органы власти. В США и Великобритании избиратели сами должны прийти на избирательный участок и зарегистрироваться.

Одновременно с регистрацией происходит процесс выдвижения кандидатов. Для этого, как правило, от имени партии (или установленного числа избирателей) подается заявление в соответствующий орган, что формально открывает возможность перед выдвигаемым кандидатом начать участие в предвыборной борьбе. В США существует система первичных выборов: такие выборы позволяют определить, кто из партийных кандидатов пользуется наибольшей поддержкой. Все победившие на первичных выборах становятся официальными кандидатами партии и получают возможность продолжить борьбу за выборный пост.

Таким образом, независимо от того, какой порядок выдвижения кандидата принят в стране, решающая роль на первом этапе принадлежит политическим партиям: именно они осуществляют подбор кандидатов, оказывают им организационную и финансовую поддержку. Чтобы ознакомить каждого избирателя со своей предвыборной программой, партии проводят митинги и собрания, организуют встречи кандидатов с жителями своего избирательного округа, выступают в прессе, по радио и телевидению.

Техника проведения предвыборных кампаний с каждым годом совершенствуется. Сегодня партии широко используют услуги политологов, социологов, социальных психологов, изучающих общественное мнение, настроения избирателей. Политические лидеры пользуются услугами имиджмейкеров — специалистов по созданию имиджа (от англ. image — образ, изображение). Профессиональная «упаковка» кандидатов и их платформ для политической рекламы в средствах массовой информации весьма дорогостоящее мероприятие. Например, кандидаты в конгресс тратят десятки миллионов долларов на производство и размещение радиои телерекламы в ходе своих политических кампаний и еще примерно столько же на опросы, исследования и услуги политических консультантов.

Профессиональные политические менеджеры используют новый термин " оптовая продажа кандидата" - так они оценивают контакт с массовой аудиторией через каналы коммуникаций. К сожалению, политическая реклама все больше акцентирует внимание на создании нужного образа, а не на реальной личности кандидата. В прошлом кандидатам, чтобы стать национальной фигурой, приходилось подниматься по длинной политической лестнице, доказывать свои достоинства в острых дискуссиях, выступая в партийных организациях. Сегодня они могут совершить мгновенный эффектный выход на национальную политическую сцену с помощью политической рекламы в средствах массовой информации.

Очевидно, что участвовать в дорогостоящей избирательной кампании без поддержки крупной политической партии ныне практически невозможно, поэтому в условиях сложившейся многопартийной системы независимый кандидат вряд ли способен рассчитывать на победу на выборах. Принцип демократической политики и демократических выборов требует, чтобы партии и их кандидаты вели избирательную кампанию в равных условиях. Между тем на практике часто происходит обратное: партии, пользующиеся поддержкой состоятельных слоев населения, получают значительные пожертвования, а значит, имеют солидную финансовую базу. Это обеспечивает им выход на телевидение, радио, на страницы газет и журналов. Именно они покупают лучшее время в эфире, арендуют прекрасные помещения для встречи с избирателями, могут позволить себе оплачивать услуги многочисленных консультантов. Небольшие партии или партии, не имеющие возможности привлечь крупные средства в свой предвыборный фонд, заведомо оказываются в невыгодном положении.

Конечно, государство берет на себя часть расходов кандидатов по ведению предвыборной кампании. В большинстве стран это делается путем предоставления бесплатного времени вещания и бесплатных публикаций в прессе непосредственно каждому одобренному кандидату. Кроме того, государство устанавливает ограничения на размеры пожертвований частных лиц и организаций в предвыборные фонды, использование личных средств кандидатов, общую сумму расходов на избирательную кампанию. Однако время от времени в прессе вспыхивают скандалы, связанные с разоблачением тайных источников финансирования партийных лидеров, с фактами нарушением партиями финансового законодательства.

Избирательную кампанию завершает голосование. За день до голосования прекращается предвыборная агитация: «день тишины» перед голосованием предоставляется избирателям для того, чтобы они окончательно обдумали свой выбор и самостоятельно приняли решение. Голосование проходит тайно: в одних странах избиратели заполняют бюллетени в кабинках, в других — используются специальные машины для голосования, сконструированные таким образом, чтобы исключить подтасовку результатов.

В большинстве демократических стран выборы проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права. В прошлом, на ранних этапах развития конституционной демократии, избирательное право ограничивалось имущественным цензом — уплатой определенной суммы налога с недвижимости. В течение всего XIX в. велась борьба вначале за снижение, а потом и за отмену имущественного ценза, который был основным препятствием на пути к получению избирательных прав большинством граждан.

Достаточно долго в странах Запада существовал высокий возрастной ценз: право голоса предоставлялось с 21−23 лет. Борьба молодежи за свои права, бурные выступления протеста, прокатившиеся по многим странам в 1960—1970;е гг., привели к тому, что возрастной ценз был снижен до 18 лет. В США это произошло в 1971 г., во Франции и ФРГ — в 1974 г., в Италии — в 1975 г. Более высокий возрастной ценз существует, как правило, для кандидатов на выборные посты. Так, кандидат в нижнюю палату парламента не должен быть моложе 23−25 лет, в верхнюю палату — 30−40 лет. На должность главы исполнительной власти не может выдвигать свою кандидатуру гражданин моложе 35−40 лет.

Во многих странах действуют также цензы оседлости для избирателей и депутатов. Для избирателей ценз оседлости, как правило, не превышает нескольких месяцев. В США для участия в президентских выборах необходимо проживать в данной местности не менее 30 дней, а для участия во всех других выборах — от трех месяцев до одного года (в зависимости от законов штата). Однако при переезде на новое место жительства можно получить своего рода открепительный талон, который дает возможность участвовать в выборах. Для кандидатов на выборные посты существуют достаточно высокие цензы оседлости: парламентарии должны постоянно проживать в той местности, от которой они баллотируются, причем к моменту выборов они должны прожить в стране не менее 10−15 лет. Такие требования вполне оправданы: избиратели хотят иметь компетентных, обладающих достаточным жизненным опытом, хорошо подготовленных к выполнению своих обязанностей представителей в выборных органах власти.

По завершении выборов наступает самый ответственный этап — подведение итогов голосования. В каждой стране существуют свои установленные законы и проверенные практикой правила определения результатов голосования. Совокупность этих правил называется избирательной системой. Наиболее часто встречаются две избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарную систему обычно называют системой большинства, поскольку по этой системе избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей. Известно две разновидности мажоритарной системы — абсолютного и относительного большинства. При мажоритарной системе относительного большинства побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности. Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает победу кандидата, набравшего 50% плюс один голос от числа избирателей, принявших участие в выборах. Если ни один из кандидатов не набирает необходимого числа голосов, проводится второй тур выборов, где участвуют два кандидата, получивших максимальное число голосов в первом туре.

Мажоритарная система имеет свои достоинства и недостатки. Это хорошо видно на следующем примере.

Допустим, в трех избирательных округах выставили своих кандидатов на выборах три партии: «синие», «зеленые» и «красные». В каждом округе приняли участие в выборах по 100 тыс. избирателей. Итоги голосования можно представить следующим образом:

Округ.

Число избирателей, принявших участие в голосовании, тыс. чел.

" Синие" .

" Зеленые" .

" Красные" .

За кандидатов партии «синих» в трех округах проголосовало 139 тыс. избирателей, но «синие» получили только один депутатский мандат в одном округе. «Зеленые» собрали в общей сложности 110 тыс. голосов избирателей, но эта партия получила два депутатских мандата (второй и третий округа). Партия «красных» не имеет ни одного мандата, хотя ее поддержали на выборах 51 тыс. избирателей.

Таким образом, при мажоритарной системе политическая партия, за которую на выборах проголосовало избирателей меньше, чем за ее основного соперника, может получить большинство мест в законодательном собрании. Особенно сложно при такой системе небольшим партиям: поданные за них голоса часто пропадают, и партия лишается представительства в выборных органах власти. Однако, несмотря на столь явные недостатки, мажоритарная система продолжает широко использоваться в избирательной практике. В настоящее время она применяется в Великобритании, США, Франции, Японии. Дело в том, что подобная система позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте.

Пропорциональная система практикуется многими западноевропейскими странами. При проведении выборов по этой системе создаются большие по численности избирателей округа. Партии выставляют на выборах списки кандидатов — из двух, трех и более человек. Затем устанавливается избирательная квота. Например, в избирательном округе приняли участие в голосовании 210 тыс. избирателей. Всего в округе должно быть избрано три депутата. Число поданных голосов делится на число депутатских мест: 210 тыс. / 3 = 70 тыс. В данном случае 70 тыс. является избирательной квотой. Каждая партия получит столько мест, сколько раз квота уложится в число поданных за нее голосов.

Допустим, что в данном избирательном округе выставлено два списка кандидатов — от партии «зеленых» и партии «синих». За список «зеленых» было подано 130 тыс. голосов избирателей, за список «синих» — 80 тыс. В число голосов, полученных списком партии «зеленых», квота укладывается один раз: 130 тыс. /70 тыс. = 1 и 60 тыс. голосов в остатке. В число голосов, поданных за партию «синих», квота также укладывается один раз: 80 тыс. / 70 тыс. = 1, остаток 10 тыс. голосов. Каждая партия получает по одному депутатскому мандату, и в выборный орган проходит депутат, чье имя в списке его партии значилось под первым номером. Один депутатский мандат пока остается свободным. Его получит та партия, у которой больше остаток от деления на квоту. В нашем случае у партии «зеленых» остаток был 60 тыс., а у партии «синих» — 10 тыс. голосов. Депутатское место получают «зеленые». Оно достается депутату, чье имя стояло в списке под вторым номером.

Очевидно, что пропорциональная система более справедливо отражает соотношение между количеством поданных за партию голосов и числом полученных ею депутатских мест. В этом случае законодательное собрание страны достаточно точно представляет все основные политические силы общества. Однако недостатки данной системы являются в значительной мере продолжением ее достоинств. Пропорциональное представительство как бы поощряет дробление политических сил: там, где расщепляются политические взгляды, такая система позволяет небольшим коалициям организовываться в партии и завоевывать места в парламенте, а это создает канал для проникновения в него экстремистских группировок. Чтобы устранить этот недостаток обычно вводят пороговое условие: минимальный процент голосов, необходимый для прохождения в парламент (обычно 4 или 5% от общего числа голосов по всей стране).

Пропорциональная система сегодня используется при выборах в Европейский парламент, а также в Финляндии, Нидерландах, в Бразилии, Израиле и ЮАР. В ряде стран существует смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система. Например, в ФРГ половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в один тур, а другая — на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат — по системе пропорционального представительства.

В России начиная с 2013 г. возвращается смешанная система выборов в Государственную Думу (которая применялась до 2003 г.). Выборы по смешанной системе предполагают, что 225 депутатов Госдумы избираются по партийным спискам, 225 — по одномандатным округам. При этом не предусматривается создания избирательных блоков, а избирательный барьер для партий остается на уровне 5% голосов. Число региональных групп (частей, на которые разбивается список партии) уменьшается с 70 до 35. Список тех, кому запрещено жертвовать деньги в избирательный фонд, пополнился некоммерческими организациями, получающими средства от иностранных государств, российских юридических лиц с более чем 30%-м иностранным участием и других субъектов, которым запрещено финансировать выборы.

Если в выборах будет участвовать больше 10 партий, в бюллетене по решению Центральной избирательной комиссии могут быть размещены только названия и эмблемы партий, а все остальные данные (в частности, имена кандидатов) сконцентрированы в специальном информационном материале в кабинке для голосования. В случае регистрации более 20 списков кандидатов бюллетень может быть изготовлен в форме брошюры. Таким образом, даже если все зарегистрированные Минюстом России на сегодняшний день 74 партии будут принимать участие в выборах, избиратели получат возможность ознакомиться со всеми основными данными в специально выпущенном информационном материале ЦИК.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой