Государственная транспортная политика как фактор национальной безопасности России
Диссертация
Исследование позволило дать ответ на вопрос, нужно ли в XXI веке, в условиях глобализации экономики, интеграции путей сообщения России в мировую транспортную систему, заниматься проблемами мобилизационной готовности и оборонной способности отечественного транспорта. Ответ этот однозначен — пока существуют угрозы безопасности страны, международного терроризма, пока существуют «горячие точки… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
- Глава II. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В СТАНОВЛЕНИИ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕВРАЗИИ
- Глава III. ЗАЩИТА КОММУНИКАЦИОННО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- Глава IV. МОРСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРАЗИЙСКОГО РЕШЕНИЯ
- Глава V. ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Список литературы
- О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1- в ред. от 25 июля 2002 г. // Ведомости РФ. 1992. — № 15. — Ст. 769- 1993. — № 2. — Ст. 77.
- О борьбе с терроризмом: Федеральный закон РФ от 25 июля 1998 г.№ 130-Ф3 (в ред. от 7 августа 2000 г.).
- О противодействиях экстремистской деятельности: Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.
- О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности, касающиеся создания Российского международного реестра судов: Федеральный закон от декабря 2005 г. // СЗ РФ. 2005.
- О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569.
- Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706.
- О Федеральной антитеррористической комиссии Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1302 (в ред. от 10 декабря 2002 г.).
- О Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002−2010 годы)»: Постановление Правительства РФ № 848 от 5 декабря 2001 г., с изменениями № 338 от 31 мая 2006 г.
- Морская доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 27 июля 2001 г. № Пр-1387.
- Концепция национальной безопасности: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300- в ред.: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // СЗ РФ. 1997. — № 52. — Ст. 5909- 2000. — № 2. — Ст. 170.
- Концепция судоходной политики Российской Федерации: одобрена Правительством РФ в июне 2000 г.
- Модернизация транспортной системы России (2002−2010 годы): Федеральная целевая программа России. Подпрограмма Международные транспортные коридоры / Мин-во транспорта Российской Федерации,
- Мин-во путей сообщения Российской Федерации. М., 2001.
- Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. — М.: Изд-во «По Волге», 2003.
- Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации на период до 2010 г.: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1997 г. № 1 ИЗ.
- Концепция развития транспортного комплекса РФ: северовосточный сектор / Под ред. К. Л. Комарова. — Новосибирск: СГУПС, 2003.
- Концепция транспортной безопасности Российской Федерации. — http ://www. oftb .org/ms/info/conceptO .html.
- Концепция внешней политики Российской Федерации. 28 июня 2000 года.
- Модернизация транспортной системы России (2002−2010 годы): Федер. целевая программа России. Подпрограмма Международные транспортные коридоры / М-во транспорта Рос. Федерации, М-во путей сообщения Рос. Федерации. М., 2001.
- Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года. Одобрена на заседании Госсовета Российской Федерации 29 октября 2003 г.
- Государственная стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Основные положения 2005−2020 гг.) // Безопасность Евразии. -2006. -№ 3.- С. 253−270.
- Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года: Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2006 г. № 94.
- Положение об Общественном консультативном совете по борьбе с международным терроризмом. Утверждено постановлением Президиума РАН от 11 декабря 2001 г. № 345.
- О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства: Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 апреля 2007 г. М., 2007.
- Договор о создании Центрально-Азиатского экономического сообщества // Сборник документов и материалов Межгосударственного совета Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Вып. 18. Алматы, 1998.
- Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества // Бюллетень международных договоров РФ. — 2002. № 5.
- Договор об учреждении Организации «Центрально-азиатское сотрудничество» // Сборник документов и материалов Межгосударственного совета Республики Казахстан, Кыргызской
- Республики, Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Вып. 28. Алматы, 2002.
- Концепции экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств // Вестник МПА СНГ. — 1997. № 5.
- Хартия Шанхайской организации сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2002. — № 4.
- Решение Совета глав государств-участников СНГ «О Положении об Экономическом совета Содружества независимых государств» от 25 января 2000 г. // Вестник МПА СНГ. 2000. -№ 11.
- Соглашение о создании Содружества независимых государств // Дипломатический вестник. 1992. — № 1.
- Соглашение о присоединении Российской Федерации к Договору о Создании Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» // Бюллетень международных договоров РФ. 2000. — № 5.
- Соглашение о формировании Единого экономического пространства // Дипломатический вестник. 2004. — № 1.
- Устав Содружества независимых государств // Бюллетень международных договоров. 1994. 0 № 1.
- Устав Союза Беларуси и России // Бюллетень международных договоров. 1997. — № 8.1. Книги, монографии
- Автомобильные дороги России: законодательное обеспечение развития. М.: Федеральное Собрание РФ, 2007.
- Антонович И.И. Евросоюз, «Новая Европа», США и Россия: стратегия интеграции и добрососедства. М.: МАКС Пресс, 2007.
- Байкальский экономический форум «Россия XXI века как транспортный мост между Европой, Азией и Америкой»: Сб. докладов /
- Миронов В.Н., Аленков В. П. М., 2002.
- Барсегов Ю.Г., Корзун В. А., Могилевкин И. Н., Соловьев H.H. и др. Арктика: Интересы России и международные условия их реализации. -М.: Наука, 2002.
- Бауман 3. Глобализация: Последствия для человека и общества. -М, 2004.
- Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. -М.: Знание, 2005.
- Белая книга российских спецслужб. 2-е изд., переаб. -М., 1996.
- Бжезинский 3. Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство. — М., 2005.
- Бикезина Т.В. Современные методы реализации транспортной политики России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005.
- Биллинг К. Терроризм на воздушном транспорте: пути укрепления безопасности: Докл- Совет Европы. Парламентская Ассамблея. Б.м., 2001.
- Болятко А., Клименко А. и др. Проблемы повышения эффективности работы Шанхайской организации сотрудничества. М.: ИДВ РАН, 2002.
- Борисов Ю.Г., Корзун В. А., Могилевич И. М. и др. Арктика: интересы России и международные условия их реализации. М.: Наука, 2002.
- Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
- Возженников A.B. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М.: РАГС, 2002.
- Вопросы обеспечения национальной безопасности в районах Севера: Доклад рабочей группы Президиума Госсовета РФ по вопросам политики в отношении северных территорий Российской Федерации. — М.: Госсовет, 2004.
- Воронцова H.A. Содружество независимых государств -объективные реалии и закономерности. -М., 2001.
- Воронцова H.A. Правовое обеспечение эволюции интеграционных процессов в рамках государств-членов Евразийского экономического сообщества. Бишкек, 2003.
- Геополитические и социально-экономические проблемы создания международных транзитных транспортных коридоров / Под науч. ред. А. П. Хоменко и др.- Иркут. гос. ун-т путей сообщения. — Иркутск, 2004.
- Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.
- Глазьев С.Ю. Место России в меняющихся взаимоотношениях центра и периферии мировой экономики. — М., 2002.
- Голиусов Ю.Ф. Транспортная составляющая национальной безопасности России. М.: Современная экономика и право, 2006.
- Голиусов Ю.Ф. Транспорт в системе национальной безопасности России. М.: Современная экономика и право, 2007.
- Гончаренко С.С. России необходимо мировое лидерство (Транспортная стратегия в судьбе России). Новосибирск: ИЭОПП, 2004.
- Горизонты транспорта: эффективная транспортная политика / Экспертный совет комитета Совета Федерации по промышленной политике. — Челябинск: Социум, 2004
- Государство и общество в странах постсоветского Востока: История, современность и перспективы. — Салматы, 1999.
- Грасов Б.С. Социокультурные и геополитические принципы Евразийства. -М., 2001.
- Диалог Восток-Запад. Становление и развитие постсоциалистических систем: Материалы Междунар. конф. (Приложение к журналу «Мир и Согласие»). М., 2007.
- Дорожное хозяйство России: цифры и факты: Справ.-ил. изд. М., 2005.
- Евроазиатские транспортные связи: Euro-Asian Transport Links: История. Современность. Перспективы / Евроазиат. трасп. союз. СПб.: Лики России, 2003.
- Железнодорожный транспорт СССР, 1971 1991 гг.: Сб. док./ М-во Путей Сообщения Российской Федерации. — М., 2003.
- Ильин И.А. Историческая судьба и будущее России. М., 1992.
- Китай в мировой и региональной политике. М., 2006.
- Ковтунов A.B., Котляренко А.ф., Куренков П. В. Роль транспортной системы России в геополитике, геоэкономике, геологистике. Самара, 2003.
- Комплексная стратегия развития транспортной системы России на долгосрочную перспективу 2006−2020 гг.: Вестник ФАЦ. Спец. выпуск. —2006. № 7.
- Корзун В.А. Интересы России в мировом океане в новых геополитических условиях / РАН. ИМЭМО. М.: Наука, 2005.
- Кудинов Л. Б. Геополитические интересы и стратегия России в
- Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI веке. М., 2001.
- Култыгин В.П. Незападные концепции глобализации. М., 2002.
- Лелюхин С.Е. Экономическая безопасность государства. Морской транспорт. Владивосток: ДВГМА, 2001.
- Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. 5-е изд. В 55 т. Тт. 33, 36, 41, 43. М., 1974.
- Леонтьев Р.Г., Хмель В. А. Международные транспортные коридоры: трансформации региональной инфраструктуры. М.: ВИНИТИ РАН, 2003.
- Ломоносов М.В. Избранные произведения. В 2 т. М.: Наука, 1986.
- Луговец A.A. Морской флот в транспортной системе России. М.: ДеКА, 2003.
- Луговец A.A. Пути повышения эффективности российского морского флота в конкурентности на мировых фрахтовых рынках. М., 2002.
- Львов Д.С. Концепция управления национальным имуществом. -М., 2002.
- Манойлин В.И. Базирование военно-морского флота СССР. СПб.: Нева, 2004.
- Мартынов А.Г. Транспорт России в системе государственного регулирования и действия рыночных отношений. — М., 1999.
- Материалы второй международной евроазиатской конференции по транспорту, Санкт-Петербург. 12−13 сентября 2002 г. / Управляющий комитет Евроазиатского транспортного союза // Вестник ЕАТС (Спец. выпуск). 2003. — 21 октября.
- Материалы заседания Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества. СПб., 2005.
- Международный терроризм: истоки и противодействие. Материалы международной научно-практической конференции. 18−19 апреля 2001 г. -СПб., 2001.
- Межрегиональное и приграничное сотрудничество в рамках ЕврАзЭС: реализация принятых решений: Материалы междунар. науч.-практич. семинара. г. Барнаул, 10−11 марта 2005 г. — СПб., 2005.
- Меламед И.И. Стратегия развития Дальнего Востока России. М.: Современная экономика и право, 2008.
- Могилевкин И.М. Транспорт и коммуникации: прошлое, настоящее, будущее. М.: Наука, 2005.
- Могилевкин И.М. Транспортно-коммуникационная инфраструктура:значение для международного разделения труда и научно-технического прогресса. Интеграционные интересы России. -М.: ИМЭМО РАН, 2006.
- Морской транспорт, контролируемый Россией. СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2005.
- Морской транспорт России на фоне мировых тенденций. М.: Современная экономика и право, 2008.
- Морской флот. Концепция развития Северного морского пути. М., 2002.
- Московско-Шанхайская модель миропорядка XXI века / Ред. В. Н. Кузнецов. М.: Книга и бизнес, 2006.
- Назарбаев H.A. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994−1997.-М., 1997.
- Научные основы национальной безопасности Российской Федерации: Материалы семинара (Москва, 24 мая 2005 г.) / Совет Федерации Федерального Собрания РФ. М., 2005.
- О законодательном обеспечении реформирования ОАО «Российские железные дороги» и перспективах развития железнодорожного транспорта: Материалы парламентского «круглого стола». 5 июля 2007 г. -М.: Госдума, 2007.
- О состоянии и перспективах развития российских транспортных коридоров Европа-Азия: Спр. материал / М-во путей сообщения Российской Федерации. М., 2002.
- О стратегии транспортного освоения Сибири / Под ред. K.JI. Комарова. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2003.
- Об итогах реализации Президентской программы «Дороги России»: (Информ.-аналит. отчет) / М-во транспорта Российской Федерации, Гос. служба дорож. хоз-ва. М.: Информавтодор, 2001.
- Обеспечение безопасности и правопорядка в транспортном комплексе России: Материалы научно-практической конференции. Москва. 4−5 ноября 2003 г. М., 2003.
- Освоение шельфа арктических морей: материалы 5-й конференции в СПб. 11−12 сентября 2001 г. СПб., 2002.
- Осипов Г. В. Россия: национальные интересы и социальные приоритеты. М., 1997.
- Осипов Г. В. Социология и общество. — М., 2007
- Основы государственного регулирования транспортной отрасли: Аналит. обзор / Экспертный Совет комитета Совета Федерации по промышленной политике. М., 2002.
- Парфенов В.М., Кузьменко М. Г. Перспективы развитиямеждународного транспортного коридора «Север-Юг». М.: Международный экспедитор, 2004.
- Петровский В. В, Этносы и политика на исчезающем постсоветском пространстве. Харьков, 2005.
- Пирумов B.C. Методологические проблемы обеспечения национальной безопасности. -М., 1996.
- План Президента Путина. Руководство для будущих Президентов России. -М.: Европа, 2007.
- Политикам об экономике: Лекции лауреатов Нобелевской премии по экономике. -М.: Мысль, 2005.
- Политические институты на рубеже тысячелетий. — М., 2001.
- Попов В.В. Правовые аспекты создания портов третьего поколения и управления ими- Рос. акад. транспорта. М.: Росконсульт, 2001.
- Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. — М.: Федеральное Собрание РФ, 2002.
- Проблемы нормативно-правового регулирования транспортной безопасности. М.: Научный эксперт, 2004.
- Проблемы становления Шанхайской организации сотрудничества и взаимодействия России и Китая в Центральной Азии / Ред. А. В. Болятко. -М., 2005.
- Роль Транссиба в развитии российской и мировой экономики: Материалы международной научно-технической конференции. Гос. Кремлевский дворец. 28 июля 2001 г. / Гл. ред. С. А. Поликарпов: Мин-во путей сообщения Российской Федерации. М.: Грааль, 2001.
- Россия в системе международных транспортных коридоров: современное состояние, проблемы, перспективы // Вестник Евразийского транспортного союза. Спец. вып. 1. — 2005. — июнь.
- Россия и глобальная экономика: Аналитический альманах. № 6(20).-М., 2006.
- Россия XXI века как транспортный мост между Европой, Азией и Америкой: Байкальский экономический форум / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Спец. выпуск. — 2001. № 5.
- Сидоров Н.И. Транспорт и общество: проблемы взаимодействия. — СПб.: Петербургский госуниверситет путей сообщения, 2005.
- Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт: В прошлом, настоящем и будущем: К 150-летию железнодор. магистрали Санкт-Петербург Москва. — СПб.,-2001.
- Соколова О.В. Экспорт транспортных услуг России: современное состояние и перспективы развития. М.: Техполиграфцентр, 2002.
- Состояние транспортного комплекса Севера и предложения по его развитию: Предложения / Мин-во транспорта Российской Федерации. -М., 2001.
- Сотников Е.А. История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта, 1800 2100 годы. — М.: Интекст, 2005.
- Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906−1911. -М., 1991.
- Стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России в условиях глобализации. -М.: Наука, 2005.
- Стратегия изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации на период до 2020 гг. -http: // www.mnr.gov.ru/part/.
- Терроризм и безопасность на транспорте в России (1991−2002 гг.): Белая книга (аналитический доклад) / Под ред. В. Н. Лопатина. СПб: Юридический Центр Пресс, 2004.
- Терроризм и безопасность на транспорте: Сб. материалов III международной научно-практической конференции / Под ред. В. Н. Лопатина. М., 2004.
- Топливно-энергетическая и сырьевая база Дальневосточного экономического района России: Перспективы и пути освоения. Ч. 1−3 / Т. А. Андиева, В. Б. Арчегов, М. Д. Белонин и др. М.: РАН, 2004.
- Транспорт России 2003. Стат. Сб. М.: Госкомстат России, 2003.
- Транспорт и экономический рост России и государств Содружества. Россия в условиях становления единой транспортной системы евроазиатского континента: Аналит. доклад на С-Петерб. экон. форуме 2005. -М.- Новосибирск, 2005.
- Троицкий В.А. Формы экономической интеграции государств-участников содружества независимых государств. — СПб.: изд-во СПб. унта, 2008.
- Шанхайская организация сотрудничества: взаимодействие во имя развития. М., 2006.
- Шишкина Л.Н. Транспортные системы России. М., 2001.
- Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. — М., 2001. •
- Шпенглер О. Закат Европы. -М., 1996.
- Экономическая безопасность железнодорожного транспорта / Под ред. Р. А. Кожевникова, З. П. Межох. М.: Маршрут, 2005.
- Якунин В.И. Формирование геостратегии России. Транспортная составляющая. -М.: Мысль, 2005.1.I. Статьи
- Абдуллаева Т. Состояние и перспективы развития транспортных магистралей Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. -2001. -№ 3. С. 173−182.
- Абелевич М.И. Пассажирский воздушный транспорт и его роль в транспортном комплексе России // Проблемы переходной экономики: Сб. науч. тр. СПб., 2001. — ч. 4. — С. 39−46.
- Адамеску А. Повышение роли Севморпути важнейшая стратегическая проблема России // Обозреватель (Observer). — 2005. — Апрель.
- Алеханович С. Национальная безопасность и будущее России // Наука. Культура. Общество. 2006. — № 4. — С. 31−38.
- Андреева Е., Соколов В. Морское побережье постсоветской России: потенциал эффективного социально-экономического использования и пути его реализации // Российский экономический журнал. 2005. — № 5−6. — С. 28−30.
- Андрианов В. Современные тенденции в развитии мирового морского транспорта и перспективы развития морского транспорта России // Общество и экономика. 2005. — № 6. — С. 168−179.
- Анодина Т. Нам удалось сохранить важнейший авиационный потенциал стран СНГ // Гражданская авиация. — 2003. № 1.
- Бабакин А. Северный морской путь уходит из-под контроля // Независимое военное обозрение. 2004. — № 11.
- Бандман М. К. Значение транспортного комплекса Азиатской
- России в укреплении экономической безопасности страны // Стратегические ориентиры развития Сибири и Дальнего Востока: Материалы Всерос. науч.-практ. семинара, г. Красноярск, апр. 2001 г. -Красноярск, 2001. С. 22−38
- Бекяшев К.А. Будет ли континентальный шельф Российской Федерации расширен до Северного полюса? // Морское право и практика. — 2007. № 3. — С. 2−14.
- Богатов М., Елисеев С., Лидин К. и др. Регионоцентрический подход к реализации евроазиатского транспортного коридора // Проблемы Дальнего Востока. 2006. — № 6. — С. 60−68.
- Богатуров А. Д. Российский Дальний Восток в новх геопространственных измерениях Восточной Евразии // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. № 10.
- Боков В.В. Прогресс Международных транспортных операций в России под воздействием глобалистики и высоких информационно-логических технологий // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. — № 3. — С. 66−72.
- Быков А. Исторический шанс России Евразийская интеграция и трансконтинентальная кооперация (к 15-летию распада СССР и образования СНГ) // Российский экономический журнал. — 2006. -№ 5−6.-С. 36−47.
- Варнавский В.Г. Концессионный механизм как инструмент реализации транспортной стратегии // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2003. -№ 11.- С. 6166.
- Васильев В. В, Борьба за природные ресурсы Арктики // ЭКО: экономика и организация промышленного производства. 2007. — № 1. — С. 41−56.
- Великий Волжский путь: международный научный проект / А. Г. Гранберг, Л. М. Дробижева, И. К. Комаров, В. В. Седов // Вестник Российской академии наук. 2002. — Том 72 № 4. — С. 243−351
- Вергалиб Е. Геостратегический контекст проблематики национальной безопасности России и стабильности Центрально-Азиатского региона // Вестник аналитики. — 2006. № 4. — С. 134−154.
- Взаимная торговля стран Европейского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в 2005 году // Статистика СНГ /
- Межгосударственный статистический комитет СНГ. 2006. — № 9.
- Взаимная торговля стран Европейского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в 2006 году // Статистика СНГ / Межгосударственный статистический комитет СНГ. — 2007. № 9. — С. 915.
- Войтенко М. Мировое судоходство, его роль, тенденции развития. Россия в мировом судоходстве // Вестник аналитики. — 2006. № 4.-С. 155−167.
- Войтенко М. Перевозки российской нефти и безопасность Европы. http://www.odin.tc/pics/3.asp.
- Войтоловский Г. К., Косолапов H.A. Особенности геополитической ситуации в Каспийском регионе // Европа и Россия: проблемы южного направления, Средиземноморье Черноморье -Каспий. -М., 1999.
- Воловик Е. Транспорт и проблемы национальной экономики // Экономист. 2002. — № Ю. — С. 32−37.
- Володин A.B. Развитие транспортных коридоров: необходимость системного подхода // Промышленная политика в Российской Федерации. 2005. — № 11. — С. 3−4.
- Гацко М. Транспортные угрозы безопасности России // Обозреватель Observer. 2006. — № 12. — С. 17−24.
- Генрих Н. Проблемы развития теории национальной безопасности // Обозреватель Observer. 2006. — № 8. — С. 86−103.
- Гончаренко С.С. России необходимы транспортно-промышленные проекты векового значения // Вестник транспорта. — 2007. № 6. — С. 5−9.
- Греф Г. О. От макроэкономической стабилизации к инновационному развитию // Недвижимость и инвестиции: правовое регулирование. 2007. — № 1−2. — С. 16−31.
- Грызлов Б.В. О деятельности межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС по правовому обеспечению развития евразийского экономического сообщества // Проблемы современной экономики: Евразийский междунар. науч.-аналит. журнал. — 2006. № 3. (19). — С. IIIS.
- Гундаров В. Российские позиции в Арктике // Морской сборник. 2002. — № 4. — С. 17−21.
- Гурвич В. Подрезанные крылья // Политический журналъ. -2007. № 27(170). — С. 38−40.
- Евдокимов Ю. Экономическая безопасность России во многом определяется развитием портов Северо-Запада // Морские вести России. —2005. -№ 5. -С. 37−41.
- Евдокимов Ю.А., Бацких Ю. М. Северный морской путь: проблемы, возможности, перспективы возрождения // Экономическая наука современной России. 2000. — № 2.
- Жариков Е.П. Транссибирская магистраль во взаимодействии со странами АТР // Россия в АТЭС и в АТР: По материалам конф. М., 2001.-С. 137−144.
- Запросы реализации кластерной политики в регионах Севера Российской Федерации: Материалы «круглого стола» 12 декабря 2006 г. в Совете Федерации / Руков. Г. Д. Олейник // Проблемы Севера и Арктики. — 2007. Вып. 5. — С. 126−129.
- Захаров В. Предложения в новую Концепцию национальной безопасности РФ // Обозреватель-Observer. — 2005. № 5. — С. 17−20.
- Зиятдуллаев Н.С. Сотрудничество России с Центральной Азией в рамках региональных организация (ЕврАзЭС, ШОС и др.) // Российский внешнеэкономический вестник. — 2006. № 10. — С. 35−45.
- Зябиров Х.Ш. Роль и место железных дорог России в развитии международного сотрудничества // Социально-экономическое развитие и международные отношения. -М., 2004. С. 31−46.
- Ионкин H.H. Новые тенденции развития рынка пассажирских воздушных перевозок в условиях глобализации мировой экономики // Роль транснациональных компаний в современной мировой экономике. -М., 2004. С. 65−84.
- Казанцев Е.Д. Участие стран Содружества в развитии Евроазиатской транспортной системы // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. — № 4. — С. 6−10.
- Каратаева К.Е. Вопросы развития транспортного коридора «Север Юг»: место и роль России // Стратегические проблемы экономической реформы в России: Сб. ст. -М., 2002. — № 14, спец. вып.: Россия на мировых экспортных рынках. — С. 123−145.
- Каратаева К.Е. Современное состояние Северного морского пути // Россия и глобальная экономика: Аналитический альманах. М., 2006. Вып. 6(20). — С. 29−58.
- Каратаева К.Е. Россия ведущая транспортная держава ЕвроАзиатского континента // Россия в Азии: проблемы взаимодействия. — М.: РИСИ, 2006.-С. 345−371.
- Кардашова И.Б. Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: сущность, задачи и пути совершенствования // Право и политика. 2005. — № 2. — С. 86−93.
- Квитко В.В. Механизм государственного регулированияразвития автомобильного транспорта России // Прогрессивные формы хозяйствования в производственной сфере России / Под общ. ред. А. Н. Фоломьева. М., 2005. — С. 186−195.
- Клименко А.Ф. Стратегическое партнерство как новая форма сотрудничества между Россией и Китаем в Центральной Азии и некоторые пути совершенствования региональной системы безопасности // Проблемы Дальнего Востока. 2005. — № 2. — С. 6−22.
- Кокорев И.Г. О Законе «О транспортной безопасности» // Транспортная безопасность и технологии. — 2006. № 1. — С. 13.
- Комаров K.JI. Проблемы и перспективы развития системы мультимодальных транспортных узлов Российской Федерации: (на примере Новосибир. мультимод. транспорт, узла) // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. — № 6. — С. 55−63.
- Комиссина И.Н., Куртов A.A. Шанхайская организация сотрудничества. М.: РИСИ, 2006. — С. 251−315.
- Конорев И.Г. Система транспортной безопасности -составляющая часть транспортной стратегии России // Транспортная безопасность и технологии (М.). -2004. № 1.
- Кочетов Э. Глобализация и ее влияние на мировое развитие (базовые акценты при построении стратегии национальной безопасности) // Безопасность Евразии. 2006. — № 1. — С. 311−345.
- Краснощек A.A. Экономическая безопасность транспортной отрасли как важная составляющая экономической безопасности государства // Вестник транспорта. 2006. — № 10. — С. 18−21.
- Кузнецов А.П. Развитие транспортной системы в Российской Федерации // Вестник МРАИЭЕМ. 2004. — № 2. — С. 45−51.
- Куратова Э.С. Перспективы развития магистральной железнодорожной сети Европейского Северо-Востока // Проблемы региональной экономики. 2001. — № 1−3. — С. 219−226.
- Ламин В. А. Экономико-географические императивы формирования транспортной системы России // Историческая наука на пороге XXI века. -Новосибирск, 2001. С. 46−67.
- Левашов В.К. Глобализация, социальная безопасность и национальная стратегия // Национальные интересы. 2001. — № 5−6.
- Левитин И.Е. Транспортная политика государства //
- Федеральный справочник. — М., 2005. — Вып. 17: Январь-июнь 2005 года. -С. 207−212.
- Ленин В.И. О едином хозяйственном плане // Полн. собр. соч. В 55 т. Т. 42.
- Леонтьева Ю.О. Воздушные монополии // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 2002. — № 7. — С. 20−32.
- Малов В.Ю. Особая роль транспортной системы в социально-экономическом развитии Восточных регионов России // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2003. -№ 9. — С. 48−58.
- Малов В.Ю. Транспортная система азиатской части в новых геополитических условиях // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 2004. — № 5. — С. 35−48.
- Мирзоев Р. Возрождение Великого шелкового пути // Проблемы Дальнего Востока. 2005. — № 4. — С. 52−64.
- Назаренко A.B. Шанхайская организация сотрудничества и ее роль в формировании системы безопасности в Центральной Азии // Проблемы политической социологии. Вып. 4. М., 2006.
- Нехорошков Е.В. Транссиб-АЯМ-Трансконтиненталь: система магистралей XXI века в экономике России // Вестник экономической связи России. 2004. — № 8.
- Николаев М. Арктика в меняющемся мире. Заметки по итогам российско-финляндского экономического форума // Парламентское обозрение. — 2005. № 6.
- Новый транспортный коридор стратегия развития российского Севера // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2001. — № 10. — С. 99−102.
- О состоянии железнодорожного транспорта в странах Содружества // Статистика СНГ /Межгосударственный статистический комитет СНГ. 2002. — № 11. — С. 29−53.
- Об основных проблемах российского автодора // Труды ФАЦ -2005.-М., 2006. С. 381−389.
- Пазовский В.М. Возрождение Северного морского пути: оценка российских специалистов // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 2001. — № 12. — С. 2−16.
- Пеков М.С. Проблемы развития водного транспорта России // Вестник транспорта. 2007. — № 6. — С. 10−20.
- Пересыпкин В.И., Яковлев А. Н. Северный морской путь -состояние и перспективы развития // Бюллетень транспортнойинформации. 2004. — № 5. — С. 30−35.
- Персианов В.А. Геоэкономические проблемы и практические вопросы формирования на территории России международных транспортных коридоров // Промышленная политика в Российской Федерации. 2005. — № 12. — С. 45−53.
- Персианов В.А., Гончаренко С. С. Место транспорта России в экономике стран и мирохозяйсвтенной системы. Транспортно-экономические балансы как фактор стратегического управления // Промышленная политика в Российской Федерации. 2007. — № 1. — С. 1760.
- Платошкин А. Как Россия обеспечивает свою безопасность? // Российская Федерация сегодня. 2005. — № 11. — С. 17−20.
- Поздняков А.И. О понятийном аппарате теории безопасности (аксиологический подход).// Безопасность. 2002. — № 7−8. — С. 185−191.
- Проскурин С.А. Север в системе геополитических интересов России // Актуальные проблемы российской геополитики: Сб. науч. ст./ Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2004. — С. 123−141.
- Ренне JI.A. Перспективы развития российского рынка транспортных услуг с точки зрения его интеграции в мировую транспортную систему // Внешнеэкономический бюллетень. 2001. — № 3. — С. 72−75.
- Самойлов Г. Недра Заполярья и Северный морской путь // Минеральные ресурсы России. 2004. — № 5−6. — С. 49−58.
- Селин В., Козинский И., Терещенко Е. Экономическое содержание морской политики в Российской Арктике // Морской сборник. -2007.-№ 8.-С. 51−59.
- Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России // ЭКО. Экономическая безопасность России.- 2007. № 5. — С. 2−20.
- Синецкий В. Морская деятельность в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 1. — С. 2736.
- Совместная декларация РФ и КНР о международном порядке в XXI веке // Проблемы Дальнего Востока. 2005. — № 4.
- Соколов В.Г., Валеев A.A., Владимирова Т. А. и др. Новыетехнологии транспортного строительства в решении проблем развития транспортной системь1 восточных регионов России // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. — № 8. — С. 34−54.
- Степаненко Ю.В., Басыров JI.A. Законодательное обеспечение транспортной безопасности // Административное право и процесс. 2007. -№ 2.-С. 21−25.
- Стрельник A.A. Перспективы участия транспорта России в международном транзите // Россия в АТЭС и в АТР: По материалам конференции М., 2001. — С. 145−150.
- Сыченкова Е. Перспективы Евроарктического сотрудничества // Государственная служба. 2007. — № 1. — С. 103−110.
- Тархов С.А. Железные дороги Китая как основа интеграции ее регионов: уроки для России // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 2003. — № 3. — С. 170−178.
- Тенденции в развитии мирового транспорта // Экономика и управление в зарубежных странах: Информационный бюллетень /ВИНИТИ. 2001. — № 8. — С. 3−13.
- Тихомиров Ю.А. Геополитические императивы безопасности Российского государства // Государство и право. 2005. — № 1. — С. 80−87.
- Транспортная безопасность как новая дефиниция // Научные основы национальной безопасности Российской Федерации. Мат. семинара. — М., 2005.
- Уянаев С. Транспортные маршруты в Азии: значение для России, Китая и Индии // Проблемы Дальнего Востока. 2007. — № 2. — С. 26−32.
- Федоров В.П. Концепция национальной безопасности как инструмент укрепления территориальной целостности и национальной безопасности России // Право и политика. 2007. — № 8. — С. 18−23.
- Федякин A.B. Основные направления политики формирования позитивного образа современной России внутри страны // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. — 2006. № 2. — С. 22−36.
- Филина В.Н. Транспортная стратегия: основные принципы и приоритетные направления развития инфраструктуры // Проблемы прогнозирования. — 2005. № 2. — С. 78−96.
- Фомин В.М. Научно-технологическое обеспечение развития-перспективных транспортных средств // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. — № 3. — С. 33−39.
- ФранкС. Дороги, которые мы выбираем: Беседа с министром транспорта С. Франком // Деловые люди. 2002. — № 132. — С. 88−92.
- Фукуяма Ф. Конец истории //Вопросы философии — 1989.- № 3.
- Хвоинский JI. Трассы могут стать локомотивом экономики или ее тормозом // Российская Федерация сегодня 2007. — № 1. — С. 51−52.
- Холопов К.В. О концепции транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности России и экспорта транспортных услуг // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. — № 6. — С. 67−72.
- Черешнев С. Водный транспорт: Кому принадлежит Россия. // КоммерсантЪ Власть. 2001. — № 46. — С. 63−71.
- Черкасов H.A. О методологических основах концепции развития Евразийского экономического сообщества в XXI веке // Проблемы современной экономики: Евразийский междунар. науч.-аналит. журнал. 2006. — № 1 (17). — С. 8−12.
- Чиркин А.Б. Экономическое значение российского Дальнего Востока для безопасности РФ // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. — № 7. — С. 66−72.
- Шаваев А.К. Национальная безопасность как сложная комплексная система, ее сущность и структура // Безопасность. 1999. -№ 1−2.
- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Дипломатический вестник. 2002. — № 3. — С. 51−56.
- Шанхайская организация сотрудничества и ее роль в формировании системы безопасности в Центральной Азии // Проблемы политической социологии. Вып. 4. М., 2006.
- Шлямин В.А. Россия в Северном измерении. Петрозаводск. -2002.-С. 178−179.
- Щербанин Ю. Мировой рынок транспортных услуг: российские сюжеты // Российская Федерация сегодня. 2004. — № 19. — С. 43, 44, 46.
- Якунин В.И. Реформа железнодорожного транспорта и формирование единой транспортной системы Российской Федерации // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. — № 1. — С. 2−6.
- Якунин В.И. Железнодорожный транспорт как основа будущей интегрированной транспортной системы евроазиатского континента / В. И. Якунин // Промышленная политика в Российской Федерации. 2005. — № 10. — С. 3−6.
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ Россия на мировом рынке транспортных услуг
- В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.
- Экспорт транспортных услуг рассматривается в качестве важной составляющей национального продукта России.
- Использование транзитного потенциала России должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста экономики.
- Транспортные коридоры и региональные особенности развития опорнойтранспортной сети
- Основной пространственной модели развития опорной транспортной сети является транспортные коридоры.
- Транспортные коридоры, в полосе которых размещаются коммуникации опорной транспортной сети, стыкуются с международными транспортными коридорами европейской и азиатской транспортных сетей.
- Важнейшей составной частью опорной транспортной сети являются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
- Развитие гражданской авиации и реформирование системы организациивоздушного движения
- Сокращение количества авиакомпаний будет сопровождаться их специализацией по масштабу и характеру деятельности (крупные магистральные, средние магистральные, региональные, чартерные, грузовые, низкозатратные).
- Важным условием повышения стабильности отрасли является участие Российских авиакомпаний в глобальных международных альянсах, а также сотрудничество российских авиаперевозчиков с перевозчиками стран СНГ и транспортными компаниями других видов транспорта.
- В аэропортовом бизнесе необходимы четкое обособление использования неприватизированной государственной собственности и завершение разделения авиаперевозчиков и операторов аэропортов.
- Важной задачей является повышение устойчивой работы органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрЗД) и органов обслуживания воздушного движения пользователей воздушного пространства.
- Развитие и реформирование морского транспорта
- Морской транспорт оказывает существенное влияние на развитие внешней торговли, а также на экономическое развитие субъектов Российской Федерации, достижение геополитических, экономических и социальных целей.
- Конкурентоспособность отечественной портовой индустрии зависит как от конкуренции между стивидорами одного в одном порту, так и от конкуренции стивидоров различных морских портов в одном морском бассейне.
- Модернизация арктической транспортной системы. Российская Арктика в долгосрочной перспективе остается мощной минерально-сырьевой базой глобального значения. Основой развития арктической транспортной системы является Северный морской путь (СМП).
- Роль государства в формировании арктической транспортной системы заключается в создании благоприятных условий для надежного функционирования трассы Северного морского пути и в формировании транспортной инфраструктуры, обеспечивающей этот процесс.
- Реформирование управления в арктической транспортной системеосновывается на принципе сохранения инфраструктуры Северного морского пути, как основной составляющей транспортных коммуникаций России в Арктике в государственной собственности.
- Направления развития инфраструктуры отдельных видов транспорта
- Реализация транспортной стратегии предполагает осуществление ряда крупнейших инфраструктурных проектов, непосредственно связанных с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения.
- К числу таких проектов относятся:
- Железная дорога Беркакит Томмот — Якутск обеспечит повышение эффективности транспортного обеспечения Севера, возможность расширить разработку минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия).
- Комплексная модернизация московского транспортного узла значительно повысит устойчивость транспортной системы Московского региона и будет способствовать повышению эффективности транспортных коридоров Транссиб и «Север-Юг».
- Реконструкция аэропорта и морского вокзала в Сочи повысит качество обслуживания пассажи ров в традиционном курортном регионе, будет способствовать повышению его привлекательности как места отдыха.
- Развитие паромных линий на Балтике обеспечит надежное сообщение с Калининградом и развитие сотруд ничества с регионом ЕС.
- Модернизация Астраханского водно-транспортного узла и портов Махачкала и Оля, развитие системы паромного сообщения на Каспии в рамках развития МТК «Север-Юг» значительно усилят позиции России в борьбе за транзитные грузы в данном регионе.
- Строительство железной дороги в республике Тыва обеспечит разработку перспективных месторождений меди и коксующихся углей на территории республики.
- Механизмы реализации транспортной стратегии
- В рамках оптимистического сценария развития экономики на первом этапе (до 2010 года) развитие будет ориентировано на ускоренную диверсификацию транспортной отрасли.
- На втором этапе (2011−2020 гг.) предусматриваются дальнейшие преобразования, направленные на развитие транспортной системы в рамках концепции устойчивого развития, создание надежных транспортных связей между субъектами Российской Федерации.
- На втором этапе должно быть обеспечено ускоренное развитие транспортной системы, направленное на существенное повышение эффективности и качества транспортного обслуживания.
- Товарооборот России со странами членами ШОС (млн долл.)*1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
- Казахстан 3777,3 2623,1 4443,5 4755,3 434 870 5754,5 8137,8
- Киргизия 264,7 179,4 191,1 144,2 178,20 365,3 417,2
- Китай 4329 4420,3 6180,6 7126 9328,00 11 566,3 14 855,1
- Таджикистан 137,6 178,4 293,2 135,0 133,90 198,6 259,3
- Узбекистан — - 988,9 417,10 997 1378,8
- Всего 8508,6 7401,2 11 108,4 13 149,4 14 315,9 18 781,7 25 048,2
- Доля стран ШОС 7,4 7,2 8,1 9,3 9,4 9,8 9,71. В т/о РФ (%)
- Внешнеторговый. 114 893 103 163 137 004 141 944 152 886 191 002 257 215оборот РФ (млн долл.)
- Источник: Статистика независимых государств / Межгосударственный комитет Содружества Независимых Государств Электронный ресурс). http://www.cisstat.org.
- Министерство Российской Федерации по атомной энергии,
- Министерство Российской Федераг (ии по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий-
- Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций-
- Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации-
- Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (до 1.07.2003 г.) — Российское агентство по боеприпасам- Российское агентство по государственным резервам- Российское агентство по обычным вооружениям-
- Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (до 1.07.2003 г.) —
- Федеральный горный и промышленный надзор России- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации- Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу.
- Консультативная группа высокого уровня по противодействию терроризму и безопасности на транспорте в Российской Федерации (КГ-12)
- Заместитель Генерального прокурора РФ-
- Председатель Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по энергетике, транспорту и связи-
- Первый заместитель министра транспорта РФ-
- Первый заместитель министра путей сообщения РФ-
- Заместитель министра внутренних дел РФ, начальник службы общественной безопасности МВД РФ-
- Заместитель министра внутренних дел РФ, председатель следственного комитета при МВД РФ-
- Заместитель министра иностранных дел РФ-
- Заместитель министра экономического развития и торговли РФ-
- Статс-секретарь, заместитель председателя Государственного таможенного комитета РФ-
- Первый заместитель директора по научной работе НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ заместитель руководителя Группы-
- Председатель исполнительного комитета Координационного транспортного совещания министров транспорта стран СНГ-
- Вице-президент Российской Академии наук-
- Генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта-
- Глава постоянного представительстве в СНГ Международного союза автомобильного транспорта-
- Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ-
- Заместитель председателя правления ОАО «Газпром».