Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль и место публичной дипломатии в формировании имиджа государства: Политологический анализ на опыте США и СССР/РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях изменившейся за последние десятилетия геостратегической картины мира, нарастающей глобализации тематика публичной дипломатии в процессе формирования имиджа государства приобрела особую актуальность и в начале XXI в. выдвинулась в качестве одной из первоочередных в повестке дня информационного обеспечения внешней политики России. Данные вопросы были затронуты Президентом России Путиным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ
    • 1. 1. Определение понятий «публичная дипломатия» и «имидж 16 государства»
    • 1. 2. Эволюция института публичной дипломатии как инструмента формирования 30 имиджа государства
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ф ДИПЛОМАТИИ В США
    • 2. 1. Становление механизма публичной дипломатии в США
    • 2. 2. Американские методы по поддержанию имиджа государства
  • ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ В РФ
    • 3. 1. Формирование внешнеполитического имиджа России. ф
    • 3. 2. Проблемы формирования нового образа России на международной арене

Роль и место публичной дипломатии в формировании имиджа государства: Политологический анализ на опыте США и СССР/РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях изменившейся за последние десятилетия геостратегической картины мира, нарастающей глобализации тематика публичной дипломатии в процессе формирования имиджа государства приобрела особую актуальность и в начале XXI в. выдвинулась в качестве одной из первоочередных в повестке дня информационного обеспечения внешней политики России. Данные вопросы были затронуты Президентом России Путиным В. В. в ходе его выступления 12 июля 2004 г. на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России. Президент заявил, что представления о России, существующие за рубежом, «зачастую далеки от реальности». Имеют место кампании по дискредитации нашей страны, вред от которых очевиден и для государства, и для отечественного бизнеса. Перед посольствами и зарубежными представительствами поставлена задача «принять активное участие в формировании благоприятного представления о внутренней и внешней политике России, о ее истории, культуре и сегодняшнем развитии"1.

На совещании в Совете Федерации 12 июля 2005 г. Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Мироновым С. М. было отмечено, что «необходимо уделять серьезное внимание созданию положительного имиджа России за рубежом и прилагать усилия по различным направлениям для достижения желаемого результата. Следует заниматься в хорошем смысле пропагандой, а изменить имидж России можно только усилиями всех граждан страны"2.

Это нашло свое отражение в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 гг.», где обозначены важнейшие задачи в сфере формирования позитивного.

1 Выступление Президента РФ В. В. Путина на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России 12 июля 2004 г., Москва, МИД РФ.www.mid.ru.

2 Официальный сайт «Независимой газеты» www.ng.ru., 2005. 13 июля. образа страны. В ней подчеркивалась, в частности, необходимость «оказывать содействие ВГТРК в разработке программы телеи радиовещания по истории России, направленной на активное противодействие искажению и фальсификации исторических фактов». В рамках этой программы был подготовлен радиосериал «Российская дипломатия: Отечество и судьбы"3.

Все это показывает важность для России выработать и применять действенную, комплексную, всеобъемлющую и долгосрочную стратегию в отношении нового внешнеполитического имиджа страны.

Прежде всего, сказанное выше обусловлено следующими причинами.

Во-первых, потребности современной динамики международных отношений и общественного прогресса оказывают значительное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государств, «происходит трансформация международного сообщества в глобальное сообщество"4- тематика имиджа для России — тема многогранная, интерес к ней во многом вызван ее диковинностью и слабой изученностью предмета5- а публичная дипломатия, вообще, так не была зафиксирована ни как научный термин, ни как значимый социально-политический институт страны, хотя и эволюционировал из мощного своего прототипа — аппарата внешнеполитической пропаганды СССР.

Во-вторых, Россия всегда была одним из субъектов исторического мирового процесса, и потому она является великой страной. Следовательно, важнейшая задача сейчас — добиться нового качества ее участия в мировых.

3 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001;2005 годы». МИД РФ, 15 января 2004 г. Утверждена Постановлением Правительства РФ 16 евраля 2001 г., № 122. www.mid.ru.

Соколенко В. Г. Глобальные информационные сети: цивилизационно-культурологический генезис и политическая сущность // Информация. Дипломатия. Психология. Под ред. Кашлева Ю. Б., 2002. С. 27.

5 Галумов Э. Имидж против имиджа. М.: Изд-во Известия, 2005. С. 9. процессах. Ей необходимо самое разнообразное, многовекторное сотрудничество"6.

Следовательно, актуальность настоящего диссертационного исследования определена, в первую очередь, выдвижением на передний план комплексных и скоординированных подходов к реализации задач по формированию, поддержанию и улучшению имиджа России посредством публичной дипломатии.

Эти задачи отражены также в доктрине информационной безопасности Российской Федерации7, где закреплены основные составляющие национальных интересов страны в информационной сфере и в улучшении ее имиджа. «Информационное обеспечение государственной политики России, связанное с доведением до российской и мировой общественности достоверной информации о государственной политике страны, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни"8.

Сказанное выше, позволяет также конкретизировать и другие задачи для России.

1. Современная деятельность публичной дипломатии направлена на разрешение проблемы формирования и усиления международного имиджа Российской Федерации, которая может быть разрешена только посредством концептуальных подходов государства в использовании института публичной дипломатии. Важная роль средств массовой информации, общественного мнения, частного капитала в целом, видится в качестве неотъемлемых механизмов по реализации выше поставленных задач.

6 Заместитель председателя Правительства РФ В. Б. Христенко // Россия в глобальной политике, № 1, январь-февраль 2004 г. www.mid.ru.

7 См. официальный сайт МИД РФ www.mid.ru., 2002.20 апреля.

8 Доктрина национальной безопасности РФ / Информационное общество, 2000, № 3. С.3−5.

При рассмотрении вопроса о трансформации понятий автор подразумевает трансформацию восприятия слов «информация», «пропаганда», «внешняя пропаганда», «публичная дипломатия» в контексте формирования международного имиджа государства. Обобщая эти понятия, следует иметь в виду, что история информации и пропаганды как части жизни человечества уникальна. Информация и средства ее передачи с древних времен до современности тесным образом связаны с эволюцией, социально-культурным и экономическим прогрессом человечества. Наряду с экономическим развитием они обеспечивают скорость этих процессов.

Следует принимать во внимание, что пропаганда, являясь частью всемирного информационного процесса, ничего агрессивного в себе не заключает. Пропаганда, как и информация, а также средства ее передачи, существовала всегда, исходила из древних времен еще с возникновения племен. Каждое племя использовало маски, танцы, различные ритуалы — это все можно назвать прототипами пропаганды с целью формирования своего имиджа.

Несмотря на появившееся лишь в последние годы труды и публикации по проблемам формирования позитивного имиджа России на национальном уровне и за рубежом, возрождения идеологических, моральных и культурных ценностей как важных аспектов образа страны, изучение документов научной и научно-публицистической литературы, материалов конференций и других источников позволяет утверждать, что всесторонний анализ основ формирования международного имиджа России не производился9. Одним из немногих исключений являются докторская диссертация и последние книги Галумова Э.А.

2. Возникает необходимость выработки и практической реализации Россией всеобъемлющей и поэтапной тактики в решении информационно.

9 Галумов Э. А. Имидж против имиджа. М.: Изд-во Известия, 2005. С. 25. пропагандистских, этнокультурных, идеологических задач на основе разработанных научно-теоретических, практических и специализированных программ.

3. Важность реализации на практике четких и поэтапных подходов по использованию института публичной дипломатии в качестве эффективного инструмента для успешного осуществления внутрироссийских реформ (обозначение роли и места публичной дипломатии для создания нового образа России на национальном уровне) — для практического использования методов и механизмов данного института по созданию высокого имиджа России за рубежом.

Объектом исследования выступает институт публичной дипломатии при формировании имиджа государства на международной арене.

Предметом исследования выступают особенности влияния механизмов публичной дипломатии на процесс формирования международного имиджа государства.

Цель исследования — проследить этапы возникновения, проанализировать пути формирования, современные тенденции развития института публичной дипломатии в аспекте решения практических задач по формированию имиджа государства с учетом опыта США и СССР/РФ, а также современных особенностей международных отношений.

Для достижения этой цели в диссертации поставлены следующие исследовательские задачи:

• определить место и роль института публичной дипломатии в процессе формирования имиджа государства;

• провести системный анализ, раскрыть научно-теоретическое содержание понятий «публичная дипломатия» и «имидж государства» и, опираясь на труды известных ученых, теоретиков и политологов, доказать, что данные термины являются родственными понятиями и заключают в себе информационное начало;

• рассмотреть современные научно-теоретические и концептуальные подходы к оптимизации государством механизмов института публичной дипломатии;

• доказать, что благоприятный имидж государства не может быть создан без использования развитого и концептуально скоординированного института публичной дипломатии и без практической реализации адекватных современным коммуникационно-технологическим требованиям механизмов его воздействия;

• определить возможные перспективы и пути институционального развития публичной дипломатии;

• проанализировать исторические, политико-международные и другие предпосылки возникновения, развития и трансформации аппарата публичной дипломатии в процессе создания международного имиджа государства;

• рассмотреть современные тенденции, механизмы института публичной дипломатии, существующие модели, подходы к формированию имиджа государства за рубежом;

• определить главные направления внешнеполитического воздействия публичной дипломатии в сфере улучшения восприятия России на международной арене на современном этапе;

• обобщив опыт и методы аппарата публичной дипломатии, определить пути эффективного и концептуального его использования в процессе формирования, поддержания и улучшения имиджа государства за рубежом.

Постановка целей и задач позволила определить положения, выносимые на защиту:

1. Исследуемые понятия «публичная дипломатия» и «имидж государства» как типы одной информационной коммуникации начали процесс своей эволюции одновременно с созданием политического пространства. Научное определение термина «публичная дипломатия» отсутствовало в советских и российских политологических исследованиях. Тем не менее, всегда существовал термин «пропаганда». Термин «публичная дипломатия» больше, чем понятие «имидж государства» является продуктом эволюции информационно-коммуникативных и технических систем и политологами рассматривается как институт системы внешней политики и международных отношений.

Термин «имидж государства» как феномен коммуникации имеет в своей основе больше теоретической и научной значимости, так как его эволюционное формирование во многом зависит от таких сфер как социальная, этнокультурная, экономическая, политическая и др.

Изучение и раскрытие научно-теоретического содержания вышеуказанных терминов доказывает, что данные понятия, пройдя свой эволюционный путь как коммуникативные явления, являются родственными и заключают в себе единое информационное начало.

2. На сегодняшнем этапе в США и России наблюдается возрождение интереса к публичной дипломатии как важному государственному аппарату по формированию имиджа своего государства за рубежом. Умение тонко использовать инструмент слова и информации может стать чрезвычайно ценным качеством как для дипломата лично, так и для успешного проведения переговоров на межгосударственном уровне.

В США термин «пропаганда» постепенно вытеснялся из сферы коммуникации и был заменен термином «публичная дипломатия». Сформировались институты, были разработаны стратегические информационно-политические программы. Основная деятельность этих институтов, равно как цель программ — создание и распространение информационных материалов, позитивного мнения, формирование имиджа через лиц, которые потенциально могут оказывать влияние на формирование общественного мнения, выработку «повестки дня», «механизма принятия решения» как внутри страны, так и на международном уровне. Дипломатическая служба США на протяжении всей своей истории служила инструментом осуществления внешнеполитических задач руководства страны. Однако ее конкретная роль, формы и методы деятельности претерпевали определенные изменения под влиянием расстановки политических сил в стране и перегруппировки государственного аппарата.

3. Для успешной реализации программ публичной дипломатии в России с целью создания и улучшения имиджа нашего государства необходимо выделить ее в самостоятельный вид внешнеполитической деятельности. Такая самостоятельность, однако, не предполагает развития публичной дипломатии в отрыве от основных реализаторов внешней политики государства. В данном случае имеется в виду создание специальной организации, основным направлением деятельности которой будет являться публичная дипломатия как инструмент успешного осуществления внутрироссийских реформ (обозначение роли и места публичной дипломатии на национальном уровне для создания нового образа новой России среди населения) и создания высокого имиджа России за рубежом.

Для создания дееспособных механизмов института публичной дипломатии и решения указанных выше задач необходимо:

• утвердить понятие термина «публичная дипломатия», так как ни в одном из официальных документов России нет прямого указания на этот термин, а лишь косвенные обозначения;

• использовать механизм «большей открытости» в публичной дипломатии с целью более активной реализации таких стратегических национальных интересов государства как создание позитивного международного имиджа государства;

• разработать эффективные программы по культурной, патриотической, информационной политикипрограмм по обеспечению взаимодействия российских и иностранных выпускников ведущих вузов России, продвижению исконно русской культуры, русского языка, народного творчества как внутри страны, так и за рубежом;

• создать правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса. Только эффективные СМИ могут свободно и ответственно выполнять свою общественную миссию, в том числе и по формированию положительного имиджа страны за рубежом. Эта задача заключается, прежде всего, в контроле за политической властью, критическом анализе социальной, политической жизни общества, тенденций формирования общественного мнения;

• ограничить круг частной периодической печатной, интернетной продукции с целью максимального контроля государством за качеством их информации. Для этого ввести адекватный контроль за информацией, отвечающей современным реалиям жизни.

Научная новизна данного диссертационного исследования логически вытекает из его актуальности, связи с современностью, поставленных в нем целей и задач и определена следующими моментами:

1. Проведено политологическое исследование научно-теоретического содержания понятий «публичная дипломатия» и «имидж государства" — осуществлен их компаративный анализ.

2. Анализируются принципы и методы института публичной дипломатии с точки зрения его использования в создании, поддержании и улучшении имиджа государства.

3. Дан комплексный анализ взаимодействия институтов публичной дипломатии и формирования имиджа государства (на примере США и СССР/РФ). Обосновано, что функционирование одного института не может быть осуществлено без использования механизмов другого.

Степень научной разработанности проблемы. Исследуемая в диссертации проблематика вызывает широкий интерес в сферах государственного управления, научной, российских и зарубежных средствах массовой информации10. В отечественной политической науке вопросам института публичной дипломатии, развитию ее теории, имиджу государства уделялось достаточное внимание. В зарубежной литературе также просматривается пропагандистский акцент информационно-коммуникативных воздействий.

Рассмотренные автором источники и литературу по данной теме можно разбить на следующие группы:

10 Например: Кашлев Ю. Б. Многоликая дипломатия: исповедь посла. М.: Изд-во Известия, 2004. Галумов Э. Основы PR. М.: Изд. Дом Летопись XXI, 2003; Галумов Э. А. Международный имидж России. М.: Изд-во Известия, 2003; Галумов Э. А. Имидж против имиджа. М.: Изд-во Известия, 2005; Бажанов Е. П. Актуальные проблемы международных отношений. М.: Научная книга, Т. 1., 2001; Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. М.: Высшая школа, 1984; Почепцов Г. Г. Имиджеология. М.: Рефл-бук.Ваклер, 2000; Попов В. И. Современная дипломатия. Теория и практика. М.: Научная книга, 2000; Ли Вл.Ф. Теория международного прогнозирования. М., 2002; Панарин И. Н. Технология информационной войны. М.: Изд-во КСП+, 2003; Матвеева Л., Аникеева Т., Мочалова Ю. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002; Сеидов В. Г. Средства массовой коммуникации в системе международных отношений. Информация. Дипломатия. Психология. Сборник материалов «круглого стола» под ред. Кашлева Ю. Б. М.: Изд-во Известия, 2002; Чернов А. Становление глобального информационного общества. Проблемы и перспективы. М.: Изд. торговая корпорация Дашков и К, 2003; Соловьев А. И. Политические коммуникации. Учебное пособие. М.: Аспект пресс, 2004. и др. А также: Lasswell Н. The Use of Content Analysis in Studying Social Change // Social Science Information, 1968; Norrsi P., Curtice J., Sanders D., Scammel M., Semetco H. L.: Sage Public. Ltd., 1999; Pratkanis A., Aronson E. Age of Propaganda. The Everyday Use and Abuse of Persuasion. University of California, N.Y., 2000; Rosenbluelh A., Wienner N., Bigelow J. Behavior, Purpose and Teleology // Philosophy of Science. Baltimore, 1943; Denton R., Woodward G. Political Communication in America. N.Y.: Praeger, 1990; Mcnair B. An Introduction to Political Communication. L.: N.Y., 1995 и др.

Первую группу источников образовали российские и зарубежные официальные документыматериалы конференций, выступлений и интервью Президента Россиианалитические и информационные материалы специальной и общей периодической печатиресурсы сети Интернет (официальные сайты Министерства иностранных дел РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и др.). При написании работы значительный интерес представили многочисленные документы и материалы МИД России (выступления Министра и заместителей Министра иностранных дел, заявления МИД и его официального представителя и другие документы), с которыми я ознакомилась в процессе официальной стажировки в Департаменте информации и печати МИД России в марте с.г. А также, при работе над исследованием существенную роль сыграл практический опыт работы в консульском отделе российского посольства в Государстве Израиль по линии МИД РФ.

Вторую группу составляют научные труды, которые сформировали концептуальный и научно-теоретический каркас работы. К ним относятся трактаты известных отечественных теоретиков, ученых, социологов, осмысливших тематику базовых отечественных, западных теорий и концепций массовой и политической коммуникаций. Они пришли на смену прежним теориям пропаганды и массового общества, дав начало молодой науке — имиджеология. К ним относятся труды А. Волкова, А. Власова, Г. Бакулева, Б. Грушина, Т. Лебедевой, Г. Почепцова, А. Соловьева, Ф. Шаркова и ДР.

В третью группу вошли труды зарубежных ученых и исследователейисториков, политологов, философов, внесших важный вклад в развитие теории массовой, политической коммуникаций, общего информационного воздействия: Е. Аронсона, Р. Дентона, П. Норси, Г. Масуды, А. Маслоу,.

М.Макклюэна, У. Липпмана, Г. Лассуэлла, А. Пратканиса, С. Софера, Э. Тоффлера и Г. Шиллера и др.

Четвертую группу сформировали исследования известных отечественных политологов, исследователей, ученых, анализирующие общую проблематику международных отношений, общие и частные вопросы теории и практики информационного воздействиявозникновение, развитие института публичной дипломатии и проблемы формирования имиджа государства, а также связанные с ними вопросы из области внешней политики, социологии, политологии, философии и культуры: С. Беглова, У. Бланке, А. Валюженича, Г. Вачнадзе, К. Гаджиева, Т. Зоновой, Ан. Ковалева, Т.Подлесного. Особо выделим в этом ряду труды ученых Дипломатической академии МИД РФ: Е. Бажанова, Э. Галумова, Ю. Кашлева, В. Ли, А. Задохина, Т. Закаурцевой, Л. Матвеевой, И. Панарина, В. Сеидова, К. Хачатурова, А. Шутова.

Пятую группу составили работы и публикации известных отечественных и зарубежных политиков, дипломатов, историков, которые предпринимали попытки осмыслить международную ситуацию после Второй мировой войны, намечающиеся перемены в международно-политической, геостратегической обстановке в контексте функционирования аппарата публичной дипломатии и вопросов имиджа государства на международной арене: В. Барановского, В. Лебеденко, И. Иванова, В. Попова, а также: Г. Киссинджера, Г. Никольсона и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составили сравнительно-исторический и институциональный подходы. Для осмысления и теоретического анализа поставленных проблем в диссертации использован компаративный подход, который помог выявлению положительного опыта публичной дипломатии для использования в условиях современной России.

Практическая значимость диссертации определена в следующем:

Во-первых, в работе раскрывается научная и концептуальная основа теоретической значимости понятий «публичная дипломатия» и «имидж государства», что позволяет достичь более детального понимания в их практическом применении;

Во-вторых, основные выводы, научные гипотезы и предложения, сделанные в диссертации, представляют собой материал, который может быть полезен для работы в системе МИД России на данном направленииможет быть использован в учебных целях как при чтении лекций, подготовке семинаров, для выступлений на тематических конференциях в Дипломатической академии МИД РФ, МГИМО (У), так и в качестве базиса для аналитической работы в государственных учреждениях, отвечающих за разработку основ информационной составляющей внешней политики России.

Апробация работы. Диссертация выполнена, обсуждена и одобрена на кафедре массовых коммуникаций и связей с общественностью Дипломатической академии МИД России. Основные положения и теоретические выводы диссертации нашли отражение в научных публикациях диссертанта, выступлениях и докладах на научных конференциях, «круглых столах», а также используются в учебном процессе Дипломатической академии, МГИМО (У) МВД России и других вузах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе данного диссертационного исследования автором были проведены системный анализсравнительное и типологическое сопоставление исторических, социальных, политико-международных аспектов исследуемой проблематики. В результате диссертантом был сделаны следующие выводы и предложения:

1. Исследуемые понятия «публичная дипломатия» и «имидж государства» как типы одной информационной коммуникации начали процесс своей эволюции одновременно с созданием политического пространства.

Научное определение термина «публичная дипломатия» отсутствовало в советских и российских политологических исследованиях. Тем не менее, всегда существовал термин «пропаганда». Термин «публичная дипломатия» больше, чем понятие «имидж государства», является продуктом эволюции информационно-коммуникативных и технических систем, и политологами рассматривается как институт системы внешней политики и международных отношений.

Термин «имидж государства» как феномен коммуникации имеет в своей основе больше теоретической и научной значимости, так как его эволюционное формирование во многом зависит от таких сфер как социальная, этнокультурная, экономическая, политическая и др.

2. Изучение основных вех истории дипломатии и международных отношений демонстрирует, что уже в общественно-политических реалиях таких древних цивилизаций, как Древняя Греция, Древний Рим и другие зарождались методы и формы коммуникаций между государствами и были созданы предпосылки для возникновения публичной дипломатии с целью формирования имиджа своих государств. Именовалось это как «вес слова», «пропаганда», «внешнеполитическая информация» (Начальный — Первый этапы). Позже, укреплялось понимание того, что вопрос имиджа своего государства на международной арене является одним из ключевых при формировании направлений внешней политики. У ведущих держав описанных исторических периодов возникает понимание того, что имидж государства может быть создан лишь при функционировании мощно скоординированного аппарата публичной дипломатии (Второй — Пятый периоды).

3. На сегодняшнем этапе в США и России наблюдается возрождение интереса к публичной дипломатии как к основному инструменту формирования имиджа своего государства. Умение тонко использовать инструмент слова и информации может стать чрезвычайно ценным качеством как для дипломата лично, так и для успешного проведения переговоров на межгосударственном уровне.

В США термин «пропаганда"/"внешнеполитическая пропаганда» постепенно вытеснялся из сферы коммуникации и был заменен термином «публичная дипломатия». Сформировались институты, были разработаны стратегические информационно-политические программы. Основная деятельность этих институтов, равно как цель программ — создание и распространение информационных материалов, позитивного мнения, имиджа через людей, которые потенциально могут оказывать влияние на формирование общественного мнения, выработку «повестки дня», «механизма принятия решения» как внутри страны, так и на международном уровне. Однако формы и методы внешнеполитической деятельности США претерпевали определенные изменения под влиянием расстановки политических сил в стране и перегруппировки государственного аппарата.

4. Для успешной реализации программ публичной дипломатии в России с целью создания и улучшения имиджа нашего государства необходимо выделить ее в самостоятельный вид внешнеполитической деятельности. Такая самостоятельность, однако, не предполагает развития публичной дипломатии в отрыве от основных реализаторов внешней политики государства. В данном случае имеется в виду создание специальной организации, основным направлением деятельности которой будет являться публичная дипломатия как инструмент успешного осуществления внутрироссийских реформ (обозначение роли и места публичной дипломатии на национальном уровне для создания нового образа новой России среди населения) и создания высокого имиджа России за рубежом.

5. Для создания дееспособных механизмов института публичной дипломатии и решения указанные выше задач необходимо:

• официально утвердить понятие термина «публичная дипломатия», так как ни в одном из официальных документов России нет прямого указания на этот термин, а лишь косвенные обозначения;

• использовать механизм «большей открытости» в публичной дипломатии с целью более активной реализации таких стратегических национальных интересов государства как создание высокого имиджа государства за рубежом;

• разработать эффективные программы культурной, патриотической, информационной политикипрограмм по обеспечению взаимодействия российских и иностранных выпускников ведущих вузов России, продвижению исконно русской культуры, русского языка, народного творчества как внутри страны, так и за рубежом;

• создать правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса. Только эффективные СМИ могут свободно и ответственно выполнять свою общественную миссию, в том числе и по формированию положительного имиджа страны за рубежом. Эта задача заключается, прежде всего, в контроле за политической властью, критическом анализе социальной, политической жизни общества, тенденций формирования общественного мнения;

• ограничить круг частной периодической печатной, интернетной продукции с целью максимального контроля государством за качеством их информации с целью недопущения искажения имиджа России. Для этого ввести адекватный контроль за информацией, отвечающей современным реалиям жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Доктрина национальной безопасности РФ // Информационное общество, 2000. № 3. С. 3−5.
  2. Концепция информационной безопасности Российской Федерации // Вестник РОИВТ, 1995. № 6.
  3. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». М., 2001.
  4. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  5. Концепция внешней политики РФ // Дипломатический вестник, 2000. № 8. С. 3−11.
  6. Концепция формирования информационного общества в России // Информационное общество, 1999. № 3. С. 3−11.
  7. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. М., МИД РФ, 2004.
  8. Положение о Департаменте информации и печати МИД РФ. М., МВД РФ, 1995.
  9. Федеральный закон «О связи» // Время новостей, 2002. № 212.
  10. Выступление Президента РФ В. В. Путина на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России. М., МИД РФ, 12.07.2004.,
  11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001−2005 г. г.». М., МИД РФ, 15.01.2004.
  12. Послание Президента РФ В. В. Путина членам ФС РФ. М., 2001, 2002, 2003, 2004, 2005.
  13. Закон США «О реформировании и структурной перестройке организаций, занимающихся вопросами международной политики», 1998. www.polpred.com.
  14. Закон США «О международном вещании», 2001. www.polpred.com.15. «Заявление о миссии ЮСИА», 1953. www.history.usia.com.ru.
  15. Закон США «О международном вещании», 2001. www.washingtonprofile.com.
  16. Закон США «О взаимном образовательном и культурном обмене» (Закон «Фулбрайта-Хэйса»), 1961. www.washprofile.org.com.
  17. Директивы США СНБ-32, СНБ-66, 1982 и СНБ-75, 1983. www.ussr.history.com.ru.1. Монографии, учебные пособия
  18. Г. А. Совет национальной безопасности в США. История создания и начальный период деятельности 1947—1960. М.: Наука, 1977.
  19. Е. Ч. Бизнес и пропаганда. М.: МГУ, 1986.
  20. E.H., Зазыкин В. Г. Психологические основы паблик Рилейшенз, СПБ: Питер, 2003.
  21. Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. Учебное пособие. М.: Аспект-пресс, 2005.
  22. В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. М.: Наука, 1986.
  23. С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. М.: Высшая школа, 1984.
  24. С.И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997.
  25. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1998.
  26. У. Заграничная служба США. М., 1974.
  27. Д. Имидж. М., 1993.
  28. Р. Г. Кокошин А. А. США: информация и внешняя политика. М.: Наука, 1979.
  29. Р.Г., Кокошин A.A. США: информация и внешняя политика. М., 1979.
  30. A.B. Внешнеполитическая пропаганда США. М.: Международные отношения, 1973.
  31. A.B. Внешнеполитическая пропаганда США. Историко-политический очерк. М.: Международные отношения, 1973.
  32. Г. А. Всемирное телевидение. Тбилиси: Ганатнеба, 1989.
  33. A.A. Основы риторики. М.: Академический проект, 2003.
  34. А.И. Политические манипуляции. История и практика средств массовой информации США. М.: Международные отношения. 1982.
  35. К.С. Геополитика. М., 1997.
  36. К.С. Введение в геополитику. М.: Логос, 1998
  37. Э. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005.
  38. Э. Международный имидж России. М.: Известия, 2003.
  39. Э. Основы PR. М.: Летопись XXI, 2003.
  40. М.Н. Политика. Политическая система. Политические коммуникации. М., 1999.
  41. M.K. Общественное мнение: история и современности. М.: Политиздат, 1988.
  42. .А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987.
  43. А .Я. Категории средневековой культуры. Избранные труды. Т. 2. М.: СПБ-Универсальная книга, 1999.
  44. К. Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля. Нью-Йорк, 1963.29. Демосфен. Речи. М., 1954.
  45. E.JI. Психология, манипуляции феномены, механизмы и защита. М.: ТОО ЧЕРО, 1997.
  46. Т.Ф. Многосторонняя дипломатия США: теория и практика. М.: Международные отношения, 1981.
  47. Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. М.: РОССПЭН, 2003.
  48. В.Г. Психологические основы гуманистической рекламы. М., 2000.
  49. JI.M. Современная американская коммуникавистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995.
  50. И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М.: Олма-пресс, 2001.
  51. В.В., Панарин A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы в России: циклы модернизации процесса. Идеологическая деятельность империалистического государства / Под ред. В. В. Ильина. Учебное пособие. М., 1972.
  52. В.В. Политология. М.: Университет, 2000.
  53. Информационная безопасность и внешняя политика России в XXI веке // Материалы научно-практической конференции 14.12.2001. М.: ЗАО ЭДАСПАК, 2001.
  54. И.Н. Российская цивилизация IX начало XX века. 4 издание. М.: Просвещение, 2001.
  55. Ю.Б. Массовая информация и международные отношения. М.: Международные отношения, 1981.
  56. Ю.Б. Информационный взрыв: международный аспект. М., 1998.
  57. Ю.Б. Информация. Дипломатия. Психология. М.: Известия, 2002.
  58. Ю.Б. Многоликая дипломатия: исповедь посла. М.: Известия, 2004.
  59. Ю.Б., Панарин И. Н., Галумов Э. А. Информация, массовая коммуникация и международные отношения. М.: Известия, 2005.
  60. Ю.Б., Галумов Э. Информация и PR в международных отношениях. М.: Известия, 2003.
  61. Г. Дипломатия. М., 1997.
  62. А. Азбука дипломатии. М., 1977.
  63. Ан. Азбука дипломатии. М.: Интерпракс, 1993.
  64. A.A. За фасадом глобальной политики. Внутренние факторы формирования внешней политики американского империализма на пороге 80-х годов. М., 1986.
  65. М. Нефть, PR, война. Глобальный контроль над ресурсами планеты. М.: Крымский мост-9Д, Форум, 2002.
  66. Р., Нельсон Р. П. Как преподносить новости. М., 1998.
  67. В. Г. Основы паблик рилейшнз. М.: Релфбук, 2000.
  68. В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. СПБ.: СБП Университет экономики и финансов, 1995.
  69. В.А. США: борьба против национально-освободительного движения. История и современность. М.: Мысль, 1985.
  70. Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. Учебное пособие. М.: МГИМО, 1996.
  71. У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуновой. Редакторы перевода К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда Общественное мнение, 2004.
  72. Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. Модели, система ценностей, каналы СМК. М.: Московский университет, 1999.
  73. Т.Ю. Искусство обольщения: паблик рилейшенз по-французски. Концепции. Практика / Ред. Я. Н. Засурский. М.: Московский университет, 1996.
  74. Ю. От мнений к пониманию: социологические очерки. 1993−2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000.
  75. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с франц. М.: Наука, 1985.
  76. В.А. основы русского либерализма. М.: Русь 1999.
  77. В.А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 2000.
  78. Г. С. О наших реформаторах, их реформах и профессиональной идее. М.: Эпикон, 1999.
  79. С. Политическая реклама. М.: ИВЦ Маркетинг, 2000.
  80. В.В. Государственная политика: разработка и реализация, М.: Государственный институт управления, 2000.
  81. Дж. Опыт о человеческом разумлении. Локк Дж. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1985.
  82. Дж. Два трактата о правлении. Локк Дж. Сочинения. Т. 3. М.: Мысль, 1988.
  83. К. Россия между Западом и Востоком. М., 1994.
  84. Н.О. Характер русского народа. М., 1990.
  85. В.М. Дипломатическая служба США. М.: Международные отношения, 1987.
  86. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
  87. Механизм формирования внешней политики США. М.: Наука, 1986.
  88. Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Отита Ливия. О Военном искусстве. М.: Мысль, 1996.
  89. Н.С. Социология культуры. М., 1993.
  90. С. РЯ в России больше чем РЯ. Технологии и версии, М.: АСТ, 2001.
  91. Г. И., Носков И. А. Имидж в политике. М.: Владос, 1997.
  92. В.В. Социально-психологические основы эффективности деятельности специалиста паблик рилейшнз // Материалы международной научной конференции «Наука и управление на пороге XXI века». Т. 2.М., 1997.
  93. В.И. Россия: власть, президент, выборы. М., 1996.
  94. Модельные законы о выборах в субъектах Российской Федерации. Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ. М., 1998.
  95. H.H. Быть или не быть. человечеству? М., 1999.
  96. H.H. Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа проблемного выбора. М.: ЭКОПРЕСС ЗМ, 1996.
  97. К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высшая школа, КД Университет, 1997.
  98. Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: РОССПЭН, 1999.
  99. С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / Пер. с франц. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.
  100. Ю. Сделано в НАТО. О структуре и деятельности информационно-пропагандистского аппарата Североатлантического Союза в период холодной войны. М., 1985.
  101. Г. Дипломатическое искусство. М.: Институт международных отношений, 1962.
  102. Г. Дипломатия. М.: ОГИЗ-Госполитиздат, 1941.
  103. П.Т. СССР и США: 50 лет дипломатических отношений. М.: Международные отношения, 1983.
  104. Политические институты США: история и современность. М.: Международные отношения, 1981.
  105. Г. Г. Имиджеология. М.: Рефл-бук. Ваклер, 2000.
  106. В.А. Россия под властью масонов. М., 2000.
  107. A.C. Философия политики. М.: Наука, 1994.
  108. К. Открытое общество и его враги / Пер с англ. яз. / Под общ. ред. Садовского В. Н. М., 1992.
  109. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
  110. И.Н. Информационная война и дипломатия. М.: Городец, 2004.
  111. И.Н. Информационная война и Россия. М., 2000.
  112. Психологическое пособие для политиков и политических консультантов. М., 1995.
  113. В.П. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство. М.: Об-е Знание РСФСР, 1991.
  114. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1983.
  115. В., Стрельник О. Уязвленная Россия. В поисках утраченного имиджа. М.: Деловая лига, 2000.
  116. С.П. Выборы во власть как форма информационной экспансии. М.: Новый век, 1999.
  117. С.П. Философия информационной войны. М.: Вузовская книга, 2001.
  118. А.Р., Ефремова Г. Х. Масс-медиа в России. М.: Права человека, 1998.
  119. Роджерс Э.,. Агарвала Роджерс Р. Коммуникации в организациях /Пер. с англ. М.: Экономика, 1980.
  120. А., Ландсман Н. Россия 2000: тексты и упражнения. СПБ.: Златоуст, 2000.
  121. A.A., Ходырев A.A. Управленческая имиджеология. Тверь: Гере, 1998.
  122. Дж. Американская внешняя политика после второй мировой войны. М.: Международные отношения. 1985.
  123. А.И. Политические коммуникации. Учебное пособие. М.: Аспект-пресс, 2004.
  124. Современная внешняя политика США. Т. 2. М., 1984.
  125. Сборник лекций и статей преподавателей кафедры массовой коммуникации и связей с общественностью ДА МИД РФ. / Под ред. Кашлева Ю. Б. М., 2001.
  126. Э. и X. Третья волна. М., 1998.
  127. Третье тысячелетие. Обмен информацией в СНГ: проблемы, реальности, перспективы // Материалы научной конференции 13−14 мая 1997 г. М.: МГИМО, 1997.
  128. Г. А. США: политика, война, идеология. М.: Мысль, 1976.
  129. А. Единственная сверхдержава. М.: Алгоритм, 2003.
  130. А.И. Дипломатия Вудро Вильсона. М.: Международные отношения, 1989.
  131. А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. Свердловск: Уральский университет, 1990.
  132. А.И., Хвостов В. В. Дипломатия и оружие / Отв. ред. Лукин В. П. М.: Наука, 1987.
  133. Ю. Вовлечение другого: очерки политической теории / Пер. с немец. Под ред Д. В. Скляднева. СПБ.: Наука, 2001.
  134. В.Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. М.: ИПП Отечество, 1993.
  135. П.А. Теория международных отношений. М., 2002.
  136. Р. Психология влияния / Пер с англ. СПБ, 1999.
  137. И.Л. США: фабрики мысли. М., 1973.
  138. О. Прусская идея и социализм. М.: Крафт+, 2003.
  139. М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.
  140. Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.
  141. А.Н. От Трумэна до Рейгана: доктрины и реальности ядерного века. М.: Молодая гвардия, 1985.
  142. Н.Н. Новейшая история США. 1917−1960. М., 1961.
  143. Н.Н., Пархоменко В. Н., Каренин А.А и др. / Отв. ред. Яковлев Н. Н. США: политическая мысль и история. М.: Наука, 1976.
  144. Adelman К. Speaking of America. Public Diplomacy in Our Time. Foreign Affairs, 1981.
  145. Boym S. Common Places. Mythologies of Everyday Life in Russia. Cambridge. Mass., 1994.
  146. Denton R., Woodward G. Political Communication in America. N-Y.: Praeger, 1990.
  147. Ebon M. The Soviet Propaganda Machine. N-Y., 1987.
  148. Fulton B. Documents of American History. N-Y., 1999.
  149. Foreign Affairs, N3, 1997.138. Foreign Affairs, N5, 1997
  150. Mcnair B. An Introduction to Political Communication. L.: N-Y., 1995.
  151. Masuda G. The Information Society as Post-Industrial Society. Т., 1981.
  152. McDaniel N. The Agony of the Russian Idea. Princeton, 1996.
  153. Maclean F. Holly Russia. A First Companion to Europe. Russia, 1982.
  154. Mickiewicz E.P. Media and Russian Public. N.Y., 1981.
  155. Michiewicz E.P. Split Signals. Television and Politics in the Soviet Union. Oxford. N-Y., 1988.
  156. Norrsi P., Curtice J., Sanders D., Scammel M., Semetco H. L.: Sage Public. Ltd, 1999.
  157. Lasswell H. The Use of Content Analysis in Studying Social Change // Social Science Information. N 1. 1968.
  158. Pratkanis A., Aronson E. Age of Propaganda. The Everyday Use and Abuse of Persuasion. N-Y.: Univ. of California, 2000.
  159. Public Diplomacy and the Future, Hearing Before the Subcommittee on International Relations, H. R, 95-th Congress / the 1-st session. Wash, D. C, 1977.
  160. Rosenbluelh A, Wienner N, Bigelow J. Behavior, Purpose and Teleology // Philosophy of Science. Baltimore, 1943.
  161. Sofer S. Old and New Diplomacy, N-Y, 1998.
  162. Strausz-Hupe R. Geopolitics. N-Y.: Putnam’s Sons, 1942.
  163. Schiller H.J. Mass Communication and American Empire. N-Y, 1970.
  164. The Department of State Bulletin, March, 20,1961.
  165. Talbott S. The Russia Hand. A Memoir of Presidential Diplomacy. NY.: Random House, 2003.
  166. Tudman F. Nationalism in Contemporary Europe. Cal.: EEA, 1981.
  167. Vance C. Hard Choices Critical Years in America’s Foreign Policy. N-Y, 1983.
  168. Warner D. Russia A Modern History-Slough. Univ. Tutorial Press, 1984.
  169. Woll J, Treml V. G, Soviet Dissident Literature. A Critical Guide. Boston, 1983.
  170. Walker M. The Waking Giant. Soviet Union under Gorbachev M, 1986.
  171. Warhola J.W. Russian Orthodoxy and Political Culture Transformation. Pitsburg, 1993.1.I. Статьи
  172. H. Публичная дипломатия тайного советника // Парламентская газета. 2002. 22 ноября.
  173. Д.А. Психологическая война. Подрывные действия империализма в области общественного сознания // www.bookap.by.ru. 2004. 6 июля.
  174. Н. Теория информационного общества и реальности капитализма // Мировая экономика и международные отношения. 1985. № 10.
  175. Н. Особенности психологического склада жителей России // Вопросы экономики, 1996. № 3.
  176. Горчакова-Эсмонт Е., Троекуров И. Российский державный смысл требует адаптации к новым условиям // Независимая газета. 2001. 15 февраля.
  177. С.Е. Некоторые психологические особенности имиджа ведущих российских политических партий // Наука и образование. Якутск. 2001. № 4.
  178. Ю.Б. На передовом рубеже глобализации // Независимая газета. 2001. № 10 (30).
  179. Ю.Б. Кузница российских дипломатов // Обозреватель. 2005. № з.
  180. Р. Американская сила и кризис легитимности // Прогнозис. 2004. № 1.
  181. H.A. Ватикан на мировой арене // www.ieras.ru. 2005. 2 декабря.
  182. Д.Д. Информационная деятельность ООН // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 67.
  183. Д. Фрагменты психологического профиля современных политиков//Власть. 1995.
  184. В. А. Медиа: средства в поисках целей // Отечественные записки. 2003. № 4.
  185. В.Ю. О национальной идентичности и создании имиджа России // Международная жизнь. 2004. № 4−5.
  186. Ю. Феномен власти в общественном мнении: парадоксы и стереотипы восприятия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 5.
  187. Е. Российский социально-экономический генотип // Вопросы экономики. 1999. № 9.
  188. С. Образ государства как алгоритм политического поведения // Общественные науки и современность. 1998. № 6.
  189. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства. Круглый стол // Социологические исследования. 2000. № 7.
  190. М. Пойдут ли законы в ногу с реформами // Человек и карьера. 1996. Апрель.
  191. Е.М. Международные отношения накануне XXI века: проблемы, перспективы // Международная жизнь. 1996. № 10.
  192. И.Н. Информационная война и финансовые кризисы // У1Р. 1999. № 1.
  193. И.Н. Усиление роли информационных факторов в системе обеспечения национальной безопасности Росси //Власть. 1998. № 1.
  194. Е.Л. Сопоставительный анализ РЯ и родственных сфер деятельности. Социум в системе символических коммуникаций // www.vatican.ru. 2005. 2 декабря.
  195. В.Г. Глобальные информационные сети: цивилизационно-культурологический генезис и политическая сущность // Информация. Дипломатия. Психология. / Под ред. Кашлева Ю. Б. М.: Известия, 2002.
  196. В.Г. От традиционной дипломатии к публичной дипломатии // Информация. Дипломатия. Психология / Под ред. Кашлева Ю. Б. М.: Известия, 2002.
  197. В. Г., Соломатин А. Инструмент массовой культуры // Знания — народу. 1988. № 5.
  198. В.Г. Внешнеполитическая информация и современная дипломатия // www.polpred.com. 2004. 15 апреля.
  199. А. Позитивный имидж России за рубежом // www.denmark.2001.narod.ru. 2002.
  200. Э. и X. Третья волна // США экономика, политика, идеология. 1982. № 7−11.
  201. А. Газета «Известия» // www.извecтия.py. 2003. 21 октября.
  202. Р. Пророчество как техника мобилизации масс // Прогнозис. 2004. № 1. Осень.
  203. В.Б., Заместитель председателя Правительства РФ // Россия в глобальной политике. 2004. № 1. Январь-февраль.
  204. К. Забота о репутации отечества. Позитивный образ России за рубежом общенациональная задача // Независимая газета. 2000. 21 сентября.
  205. П.А. Российская идентичность и европейский порядок // Социально-политический журнал. 1996. № 6.
  206. B.JI. От великого острова России к прасимволу российской цивилизации // Полис. 1997. № 6.1. Диссертации
  207. Э.А. Международный имидж России: пути формирования. Диссертация д.п.н. ДА МИД РФ. М., 2003.
  208. С. П. Средства массовой информации в системе социального управления современной России. Автореферат диссертации д.с.н. РАГС. М., 1998.
  209. А.А. Глобальное информационное общество: сущность, этапы становления, перспективы интеграции России. Автореферат диссертации к.п.н. ДА МИД РФ. М., 2002.
  210. A.M. Формирование имиджа политического лидера в условиях становления новой политической системы в России: Автореферат диссертации к.п.н. МГУ им. М. В, Ломоносова. М., 1997.1. V. Словари
  211. Кратологический словарь. М., 1997.
  212. Современный словарь иностранный слов. М., 2001.
  213. Толковый словарь русского языка. М., 1992.1. VI. Интернет-ресурсы
  214. Официальный сайт МИД РФ www.mid.ru., www. www.polpred.com.ru.
  215. Официальный сайт Правительства Москвы www.mos.ru.
  216. Официальный сайт ДА МИД РФ www.dipacademy.ru.
  217. Официальный сайт «РИАН» — www.ria.novosti.com.ru.
  218. Официальный сайт «Независимой газеты» www.ng.ru.
  219. Официальный сайт радиостанции «Маяк» www.maiak.ru.
  220. Официальный сайт «Би-Би-Си» bbs.co.uk.
  221. Официальный сайт газеты «Вашингтон пост» www. Washington post.com.ru.
  222. Официальный портал независимой информации и аналитики из США — www.washingtonProFile.com.ru.
  223. Аналитические порталы www.statistic.glob.com.ru., www.ussr.history.com.ru.
  224. Официальный сайт Галумова Э. А. www. [email protected]
  225. Официальный сайт Панарина И. Н. www.panarin.com.ru.
  226. Электронная библиотека РГИУ. Словари и справочники -www.biblio.ru.
  227. Электронная библиотека истории www.countries.ru/bibrary.ru
  228. Мировая экономика и международные отношения.16. Независимая газета.17. Новые известия.
  229. Общественные науки и современность.19. Обозреватель.20. Отечественные записки.21. Парламентская газета.22. Профиль.23. Полис.24. Прогнозис.
  230. Россия в глобальной политике.26. Российская газета.
  231. Социологические исследования.
  232. Социально-политический журнал.
  233. США экономика, политика, идеология.30. Человек и карьера.
Заполнить форму текущей работой