Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фома Аквинский (1225—1274)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В своей теории познания Фома примыкает к учению Аристотеля «о видах», или «специях». Всякое познание производится в субъекте посредством восприятия объекта. Фома различает чувственные и интеллигибельные виды. Чувственный вид отображает лишь отдельные и посредством него может быть познано только индивидуальное; интеллигибельный (умопостигаемый) вид является подобием предмета. Теория познания Фомы… Читать ещё >

Фома Аквинский (1225—1274) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К XIII в. формируются основные системы классической схоластики. Именно эта эпоха и называется эпохой расцвета схоластической философии.

Расцвет схоластической философии связан с именем самого крупного его представителя Фомы Аквинского. Одной из основных задач в области философии Аквинский считал систематизацию христианских догм путем «исправления» и «дополнения» учения Аристотеля. При этом он вел решительную борьбу против всех материалистических тенденций. Разницу между философией и теологией Аквинский видел в точном определении их предметов. Предметом философии, по его мнению, является истинный разум, а предметом теологии — истинное откровение. Служебную роль философии по отношению к богословию Аквинский выводил из ограниченности человеческого разума, так как последний бледнее, слабее, ниже божественной премудрости. Человек может лишь стремиться к этой вершине премудрости, но достичь ее не может никогда.

В отличие от многих схоластов Аквинский считает неправомерным исключение из философии проблемы материи. Материя у него выступает как неопределенная пассивная возможность, которая может стать действительностью только при помощи реально бытующей формы. Бог есть чистая форма, лишенная материальности. Он есть действительная конечная причина мира, который создан им из ничего[1].

В вопросе о природе универсалий Аквинский занимает позицию умеренного реализма, у него универсалии имеют троякое существование:

  • 1) они существуют до вещей как индивидуальные прообразы индивидуальных предметов в божественном разуме;
  • 2) универсалии находятся в вещах, ибо общее существует объективно лишь постольку, поскольку оно имманентно отдельным вещам;
  • 3) наконец, универсалии образуются после вещей в человеческом разуме, где они возникают как понятия путем абстрагирования от отдельных вещей.

Фома отвергает онтологическое доказательство бытия бога и приводит пять апостериорных доказательств:

  • 1) должен существовать перводвигатель;
  • 2) цепь действующих причин не может быть бесконечной: должна существовать первая причина;
  • 3) все вещи мира случайны; случайное зависит от необходимого; должно, следовательно, существовать абсолютно необходимое существо;
  • 4) вещи обнаруживают различные степени совершенства; должно поэтому существовать абсолютно совершенное существо;
  • 5) целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами; следовательно, необходимо принять сверхприродное разумное существо упорядочивающее мир.

В своей теории познания Фома примыкает к учению Аристотеля «о видах», или «специях». Всякое познание производится в субъекте посредством восприятия объекта. Фома различает чувственные и интеллигибельные виды. Чувственный вид отображает лишь отдельные и посредством него может быть познано только индивидуальное; интеллигибельный (умопостигаемый) вид является подобием предмета. Теория познания Фомы представляет собой значительный шаг вперед в развитии схоластики, поскольку она примыкает в основном к Аристотелю, а не к платоновской теории идей.

Учение Аквинского о государстве значительно расходится с учением Аристотеля. Государство он считает высшим произведением человеческого искусства. Он является убежденным монархистом. Однако светской власти подчинены лишь тела людей, а не их души. Верховная власть принадлежит церкви и наместникам Христа Фома считает власть папы. По требованию церкви светская власть должна беспощадно карать еретиков. Отсюда обратной стороной «рационализма» Аквинского являлась инквизиция.

Фома Аквинский (1225—1274).
Фома Аквинский (1225—1274).
  • [1] Нельзя не заметить, что одна из глобальных идей Аристотеля, а именно идеяо решающей роли формы по отношению к содержанию, не случайно увлекает Аквинского, ибо она дает реальную возможность «обосновать» первичность творца.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой