Семантика музыкального текста: философский анализ
Диссертация
По нашему мнению, весьма актуальны междисциплинарные исследования, посвященные проблемам музыкального искусства и сущности музыки, в частности. Можно назвать философов, семиологов, лингвистов, труды которых внесли вклад в развитие философских аспектов изучения феномена музыки: У. Эко, Ж. Делез, Ж. Деррида, Х.-Г.Гадамер, С.-К.Лангер, среди отечественных мыслителей — А. Ф. Лосев, А. А. Потебня, Ю… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Категориальный анализ как средство экспликации музыкального текста от античности до Нового времени
- 1. Проблема категориального анализа музыкального текста (исторический аспект)
- 2. Влияние кантианских идей на музыкальную семантику
- 3. Диалектическое единство формы и содержания в гегелевской философии как гармоническое выражение художественного в музыке
- Глава II. Универсальные связи познания и бытия как методологический аппарат исследования музыкального текста
- 1. Категории единичного и общего, явления и сущности как методологические ориентиры в анализе музыкального текста
- 2. Музыка как переживание смысла человеческого бытия
- 3. Музыкальный текст как семиотический объект
Список литературы
- Авдеев В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретации на компоненты музыкального восприятия: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982. — 18 с.
- Акопян К.З. Эстетическое: диалоги о таинственном. Quasi una sin-fonia. Часть I. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. 1996. -352с.
- Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. М.: Музыка, 1991.-104 с.
- Античная музыкальная эстетика/Собр. текстов А. Ф. Лосева. М.: Музгиз, 1960.-304 с.
- Аристотель. Метафизика. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934, стр.113−114
- Аристотель. Сочинения. М.: Мысль, 1984. — Т. 4. — 830 с.
- Аристотель. Физика. М., Соцэкгиз, 1937, стр.7
- Аронов Р.А. Об интеллектуальном компоненте интерпретации музыкального произведения. //Вопросы философии. 1996. — № 11. — С.143−147.
- Асафьев Б.В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. — 200 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.-376 с.
- Афасижев М.Н. О природе художественной информации// Искусство в контексте информационной культуры/Ред. Ю. Н. Рагс, В. М. Петров. -М.: Смысл, 1997. С.7−16.
- Баранова Т. К проблеме композиции в музыке и живописи Возрождения //Эволюционные процессы музыкального мышления: Сб. науч. трудов. Л.: Ин-т театра, музыки и кинематографии, 1986. — С.42−54.
- Баренбойм JI. А. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М.Блуменфельда// Баренбойм JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. JL: Музыка, 1974. — С.61−133.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., «Прогресс», 1974. с.447
- Берлиоз Г. Избранные статьи. М.: Музгиз, 1956. — 406 с.
- Бессознательное. Сборник статей. Новочеркасск: Агенство Са-гуна, 1994. — Т. 1 -224 с.
- Блинов И.И. Синестезия в поэзии русских символистов/ Проблема комплексности изучения художественного творчества. Казань, КГУ, 1980. -С.119- 124.
- Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. JL: Музыка, 1974. — 144 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — Изд. 4-е. — 496 с.
- Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990.-413 с.
- Булез, Пьер. Ориентиры I. Воображать. Избранные статьи. М.: «Логос-Альтера», «Ессе homo», 2004. 200с.
- Быстрова Т.Ю. Онтологический аспект искусства (к проблеме художественного миропроявления): Автореф. дис.. канд. фил. наук. Екатеринбург, 1992. — 19 с.
- ВальковаВ.Б. Музыкальный тематизм мышление — культура: Автореф. дис. доктора искусствовед. -М., 1993. -48 с.
- ВансловВ.В. Что такое искусство. М.: Изобразит, искусство, 1989.-328 с.
- Волкова Е.В. Произведение искусства объект эстетического анализа. — М. — МГУ, 1976. — 288 с.
- Волховский Р. Вещественность знака как фактор художественного воздействия//Эстетические очерки. Избранное: Сб. статей/Сост. И. А. Раппопорт. -М.: Музыка, 1980. С. 156−171.
- Вопросы теории и эстетики музыки Выпуск II Издательство «Музыка». Ленинградское отделение. 1972
- Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: «Лабиринт», 1997. — Изд. 5-е. — 416 с.
- ГаздюкГ.Г. К исследованию восприятия современной музыки: принцип абстрагирования: Автореф. дис.. канд. искусствовед. -М., 1997. -16 с.
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997. 495с.
- ГалеевБ. Человек, искусство, техника: (Проблемы синестезии в искусстве). Казань, КГУ, 1987. — 262 с.
- Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982.-63 с.
- ГансликЭ. О музыкально-прекрасном. Опыт проверки музыкальной эстетики. — М.: 1910. 162 с.
- Гартман Н. Эстетика. М.: Изд. иностр. лит, 1958. — 692 с.
- ГасановЯ.К., БрагинаН.Н., Доброхотова Т. А., Корниенко В. Н., Репин Т. Я. Межполушарные отношения мозга и восприятие музыки // Р. Лурия и современная психология/Ред. Е. Д. Хомской и др.-М.: МГУ, 1 982 256 с.
- Гегель Г. Сочинения. М., 1958. — Том XIV. Лекции по эстетике. -440 с.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. -Т.1. Наука логики. — 452 с.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. -Т.2.-485 с.
- Гегель Г. Эстетика. М.: Искусство, 1968. — Т. 1. — 312 с.
- Гегель Г. Эстетика. М.: Искусство, 1971. — Т.З. — 621 с.
- Гегель Г. Эстетика. М.: Искусство, 1973. — Т.4. — 676 с.
- Гегель. Лекции по истории философии. СПб., 1994. Т. 3. 543 с.
- Гегель. Работы разных лет. М.: 1971. Т. 2. 121 с.
- Гегель. Сочинения, t.XII. М.: 1938
- Гегель. Сочинения. T.XIII. — М.: 1940
- Гегель. Сочинения. T.XIV. — М.: 1940
- Гейне Г. Собр.соч. в 10-ти т. М.: Гослит, 1957. — Т.4. — 523 с.
- Гершкович З.И. Онтологические аспекты произведения искусства // Творческий процесс и художественное восприятие/Отв. ред. Б. Ф. Егоров. -Д.: Наука, 1978. С.44−65.
- Государева О.В. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности. Автореф. дис. канд. филос. наук.-Чебоксары, 2005.-22 с.
- Громов Е.С. Художественное творчество (опыт эстетической характеристики некоторых проблем). М.: Политиздат, 1970. — 263 с.
- ГуренкоЕ.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск: Наука, 1982. — 256 с.
- Гуссерль Эд. Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Издательство «Гнозис», 1994. 192 с.
- Денисов А.В. Музыкальный язык в семиозисе художественной культуры (на материале европейской музыки): Автореф. дис.. канд. иск.-вед. Санкт-Петербург, 2002. — 27 с.
- Денисова А.Б. Бытие музыкального образа: онтолого-гносеологический анализ. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Казань, 2000.-16 с.
- Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской фило-софско-эстетической мысли XX века. -М.: Искусство, 1990. 399 с.
- Древнегреческие лады//Музыкальный энциклопедический сло-варь/Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 182−183.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: Канон+, 2002. — 368 с.
- Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М.: Республика, 2004. — 678с.
- Житомирский Д.В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М.: Музыка, 1989. — 300 с.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981. — 157 с.
- Захарова О.И. Риторика и западно-европейская музыка XVII-первой половины XVIII века: принципы, приёмы. М.: Музыка, 1983. — 77 с.
- Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество.- М.: Искусство, 1987. 255 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.464с.
- Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал/Избранные статьи по философии и эстетике. М.: Искусство, 1984. — 349 с.
- ИнгарденР. Исследования по эстетике. М.: Изд. иностр. лит., 1962.-572 с.
- Интонация и музыкальный образ: Статьи и исследования музыко-ведов/Ред. Б.Ярустовского. М.: Музыка, 1965. — 356 с.
- История эстетики/Гл. ред. М. Ф. Овсянников. В 5-ти т. — М.: Искусство, 1964. — Т.2. — 835 с.
- Каган М.С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. Л.: ЛГУ, 1971.-766 с.
- Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 591 с.
- Кант И. Критика чистого разума. Симферополь: «Реноме», 1998.- 528 с.
- Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.367 с.
- Кант И. Сочинения в 6-ти т. М.: Мысль, 1964 — Т.З. — 799 с.
- Кант И. Сочинения в 6-ти т. М.: Мысль, 1966. — Т.5. — 564 с.
- Кант И. Сочинения в 8-ми томах т. Т.5.:Чоро, 1994. 414с.
- Каримов А.Р. Обоснование возможности и роли репрезентации в структуре познавательной деятельности: Автореф. дис.. канд. филос. наук.- Чебоксары, 2001. 20 с.
- Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб.: Шиповник, 1912. — 453с.
- Ким В. В. Семиотические аспекты научного познания. Красноярск: Изд-во Красс. Ун-та, 1987.
- Коган Г. Парадоксы об исполнительстве // О музыке. Проблемы анализа. М.: Советский композитор, 1974. — С. 344−365.
- КремлевЮ. Очерки по эстетике музыки. М.: Сов. композитор, 1972.-272 с.
- КуртЭ. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха. М.: Госмузиздат, 1931. — 304 с.
- Кушмина P.P. Язык и музыка как смыслообразующие звуковые формы культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. Казань, 2004. — 21с.
- Лазутина Т.В. Процесс символизации в музыке: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Тюмень, 2003. — 20 с.
- Лангер Сьюзен. Философия в новом ключе: Исследование символики, ритуала и искусства / Пер. с англ. С.П. Евтушенко- Общ. Ред. И по-слесл. В. П. Шестакова. М.: Республика, 2000. — 287 с.
- Лившиц М.А. В мире эстетики. М.: Искусство, 1985. — 318с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Государственное издательство «Высшая школа». 1963. 583с.(?)
- Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика//Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1960. — С. 11−116.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М.: Изд. автора, 1927.264с.
- Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки//Советская музыка. 1990. -№ 11.- С.64−74.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. — 376 с.
- Любовский Л. Что есть музыка. О предмете музыки, его постижении и познании постижимого. Казань, 1993. — 30 с.
- Мазель JI., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. -М.: Музыка, 1967. 751 с.
- Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991.-376 с.
- Мазель Л.А. Исследования о Шопене. М.: Сов. композитор, 1971.-248 с.
- Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972.-616 с.
- Малышев И.В. К определению понятия «музыкальное произведение»// Эстетические очерки. Избранное: Сб. статей/Сост. И. А. Раппопорт. -М.: Музыка, 1980.-С. 103−124.
- Малышев И.В. Проблема отражения действительности в музыке: Учеб. пособие по курсу «Эстетические проблемы музыкознания». М.: Рос. Ак. музыки им. Гнесиных, 1992. — 54 с.
- Мальцев С.В. О психологии музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991.- 88с.
- Марков М. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. -М.: Искусство, 1970. 239 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. 656 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. 1980. — № 9. — С.39−48.
- Меньчиков Г. П. Духовная реальность человека: (анализ философ-ско-онтологических основ): Автореф. дис.. доктора фил. наук. Казань, 1999.-42 с.
- Методологические проблемы музыкознания: Сб. статей. М.: Музыка, 1987.-231 с.
- Микешина JI.A. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс Традиция, 2002 — 624с.
- Миннуллина Э.Б. Сущность объекта как цель социального познания: Автореф. дис. канд. филос. наук. Казань, 2003. — 21 с.
- Михайлова А. О художественной условности. 2-е изд. М.: Мысль, 1970. — 300 с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. — 352 с.
- Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Антология/ Сост. А. Михайлов, В.Шестаков. Ред. Н.Шахназарова. -М.: Музыка, 1981−82.
- Музыкальная эстетика западно-европейского Средневековья и Возрождения / Сост. В. П. Шестаков. -М.: Музыка, 1966. 396с.
- Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв.еков/Сост. В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1971. — 688 с.
- Музыкальный язык в контексте культуры. М., 1989. 144с. (Сб. тр./ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106).
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.254 с.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
- Ницше Ф. Веселая наука/Собр. соч. Т.9. — М.: Изд-во Клюкина, 1901.-329 с.
- Новейший философский словарь. Минск, Книжный дом, 2003. с.1022
- Панов Е.Н. Знаки. Символы, языки. 2-е изд., доп. — М.: Знание, 1983. — (Библиотека «Знание»). — 248 с.
- Петренко В.В. «Новая художественность» как проблема философского исследования: Автореф. дис.. канд. фил. наук. Томск, 1994. — 16 с.
- Петров В.М. Прогнозирование художественной культуры: Вопросы методологии и методики. -М.: Наука, 1991. 151 с.
- Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. М.: Изд-во «Мысль», 1999.-864с.
- Порфирьева A.JI. Фигура и структура. Несколько предварительных замечаний к систематическому описанию эволюции музыкального язы-ка//Музыка. Язык. Традиция: Сборник научных трудов. Проблемы музыкознания. -Л.: ЛГИТМиК, 1990. -Вып.5. С. 165−178.
- Притыкина О. О методологических принципах анализа времени в современной западной музыкальной эстетике//Кризис буржуазной культуры и музыки: Сб. статей. Вып.5. — Л.: Музыка, 1983. — С.191−215.
- Проблемы музыкального мышления/Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — 336 с.
- Пресняков М. Об основных предпосылках новых методов композиции в современной музыке // Laudamus. М.: Композитор, 1992. — С.91−98.
- Психология эмоций. Тексты/Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 288с.
- Pare Ю.Н., Маркова С. В., Фёдоров Д. В. Взаимодействие музыкального искусства и человека: три уровня анализа//Искусство в контексте информационной культуры/Ред. Ю. НРагс, В. М. Петров. М.: Смысл, 1997. -С. 62−76.
- Раппопорт С.Х. Художественное представление и художественный образ//Эстетические очерки. — Вып.З. -М.: Музыка, 1973. С.45−94.
- Резников Л.О. Гносеологические вопросы семиотики. Л.: ЛГУ, 1964.-304 с.
- Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV—XVII вв.еков: Сб. статей/Отв. Ред. Б. Р. Виппер и Т. Н. Ливанова М.: Наука, 1966. — 348 с.
- Роднянская И.Б. Художественный образ // Философский энциклопедический словарь. -М: Сов. энциклопедия, 1983. С.760−761.
- Рождение звукового образа: Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио/Сост. Е. М. Авербах. М.: Искусство, 1985.-239 с.
- Сай В. В. Заметки о технологии музыки//Музыка. Язык. Традиция: Сб. науч. трудов. Проблемы музыкознания. JL: ЛГИТМиК, 1990. — Вып.5. -С.117−124.
- Семиотика: Антология/сост. Ю. С. Степанов. Изд.2-е, испр. и доп. -М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 702с.
- Серов А.Н. Избранные статьи. М.: Музгиз, 1957. — Т.2. — 733 с.
- Символ художественный//Эстетика: Словарь/Под общ. ред.
- A.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — С.311−313.
- Симонов М.С. Мозг и творчество //Вопросы философии. 1992.11.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг.-М.: Наука, 1981.
- Современная западно-европейская эстетика: Сборник переводов/под ред. Е. Г. Яковлева. М.: Книжный дом «Университете». 2002. — 224 с.
- Современный философский словарь/Под ред. д.ф.н., проф.1. B.Е.Кемерова/1996. 608 с.
- Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Советский композитор, 1980. — 295 с.
- Сохор А. Музыка как вид искусства. М.: Музгиз, 1970. — 192 с.
- Сохор А. Социология и музыкальная культура. М: Сов. композитор, 1975.-202 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самопознание. М.: Политиздат, 1972.303 с.
- Стравинский И. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии. Л.: Музыка, 1971. — 414 с.
- Тайсина Э. А. Философские вопросы семиотики. Казань: Изд-во казан, ун-та, 1993. — 191 с.
- Тайсина Э. А. Философские вопросы семиотики: Науч. Изд. 2-е изд., испр. и доп. — Казань: Изд-во Казан, гос. энерг. ун-та, 2003. — 188 с.
- Тайсина Э.А. «Комментарий Боэция к Порфирию и его роль в истории логики и философии», Вестник Каз. госуд. Педагог. унив-та. № 3.2004,1. С.52−61−22
- Тайсина Э.А. «Постмодернизм парадигма, уходящая в историю», CLIO MODERNA: Зарубежная история и историография. Сб.науч.ст., вып.5. Казань, КГУ, 2005, С.5
- Творчество и социальное познание/Под ред. А. М. Коршунова, С. С. Гольдентрихта: М.: МГУ, 1982. — 256 с.
- Тельчарова Р.А. Введение в феноменологию музыки. М.: Ин-т философии АН СССР, 1991.-214 с.
- ТепловБ.М. Психология музыкальных способностей// Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. — Т.1 — С.42−222.
- Толстой JI.H. Крейцерова соната-Ижевск, Удмуртия, 1988.-159 с.
- Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. — 351 с.
- Фарбштейн А.А. Музыкальная эстетика и семиотика//Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974. — С.75−89.
- Фарбштейн. Теория реализма и проблемы музыкальной эстетики. Издательство «Музыка» Ленинградское отделение 1973.- 144с.
- Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия/отв.ред. сост. Л. А. Микешина. — М.: Прогресс — Традиция.
- Философский словарь / Под. Ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., пере-раб. И доп. -М.: Республика, 2001. — 719с.
- Хабаров И.А. Философские проблемы семиотики: Монография. -М.: Высш. Школа, 1978. 160с.
- ХолоповаВ.Н. Музыка как вид искусства//Московская гос. дважды ордена Ленина консерватория им П. И. Чайковского. 4.1,2. — М.: МГК, 1990, 1991.-138,121 с.
- Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. — 387с.
- Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: Музыка, 1989. — 223 с.
- Шахназарова Н. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. М.: Сов. композитор, 1975.-237 с.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965. — 725 с.
- Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. — 496 с.
- Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7-ми т. М.: Гослитиздат, 1957. — Т.6.791 с.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1. Критика кан-товской философии. М.: Наука, 1993. — 627 с.
- Эстетика: информационный подход. Проблемы информационной культуры, выпуск 5. М.: Смысл, 1997. 205с.
- Эстетические очерки. М.: Музыка, 1979. — Вып. 5. — 254 с.
- Эстетические очерки. Избранное: Сб. статей/Сост. И. А. Раппопорт. М.: Музыка, 1980. — 254 с.
- ЮлдашевЛ.Г. Искусство: философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.-244 с.
- Якубова Х.Ш. Художественный образ как процесс. Автореф. дис.. канд. фил. наук. Л., 1966. — 17 с.
- Cogan Robert. New images of musical sound. London: Harvard univ. press, 1984.- 177 p.
- Eco U. A theory of semiotics. London, 1977.
- Hindemith Paul. A composers world. Horizons and limitations. Garden City (N.Y.), Doubleday, 1961.-257 p.
- Langer S. Mind: On Essay an Human feeling. Baltimore: Johns Hopkins Univ. press. — Vol.1. — 1967. — 488 p.