Диагностический материал для исследования интеллектуально-речевых качеств детей 7 лет, поступающих в музыкальную школу или обучающихся в ДШИ на отделении фортепиано
Существенное и второстепенное. Попросить ребенка Убрать лишнее в каждом ряду: — добрый, порядочный, справедливый, рассеянный; Когда я прекращу говорить, повтори за мной четко, без остановок цифры: 1 — 6 — 4 — 5 — 9 —7 — 6 — 3;2 — 9 — 7 — 6 — 3—1 — 5 — 4. Верное решение двух задач без обдумывания — 2 балла. Верное решение двух задач, но медленно либо одна ошибка — 1 балл. Решение теста более… Читать ещё >
Диагностический материал для исследования интеллектуально-речевых качеств детей 7 лет, поступающих в музыкальную школу или обучающихся в ДШИ на отделении фортепиано (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нормативные задания и вопросы.
- 1. Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений. В каждом ряду из пяти слов исключить одно, не подходящее к остальным по общему признаку:
- — молоко, сливки, сыр, сало, сметана;
- — Владимир, Федор, Александр, Иванов, Дмитрий;
- — скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо;
- — темный, светлый, голубой, яркий, тусклый;
- — дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. Ученик задание понял, справился с ним (возможны одна-две
ошибки) — 2 балла.
Ученик понял задание после наводящих вопросов и справился с ним — 1 балл.
Ученик выполняет задание явно наугад, не понимая его —.
- 0 баллов.
- 2. Может ли ребенок разграничить большие города (столицы) и маленькие (назвать по два, три).
Может и называет четыре-пять столиц — 2 балла.
Называет две-три столицы и один-два нестоличных города —.
1 балл.
Смешивает столицы и нестоличные города — 0 баллов.
3. Умеет ли ребенок просчитать до 100.
Больше 100 — 2 балла.
До 100 — 1 балл.
Меньше, чем до 100 — 0 баллов.
4. Попросить ребенка найти среди предложенных фигур куб, шар, прямоугольник, квадрат, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник. (Почему каждая фигура называется именно так?).
Верный ответ с объяснениями — 2 балла.
Одна-две ошибки — 1 балл.
Три-четыре ошибки — 0 баллов.
5. Ориентируется ли ребенок по часам (час, половина, четверть часа)?
Ответил на три вопроса верно — 2 балла.
Затруднение вызвало «четверть часа» — 1 балл. Затрудняется ответить на все вопросы — 0 баллов.
- 6. Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 10:
- — «У тебя было четыре рубля, мама дала тебе еще два. Сколько стало?»;
- — «У тебя было 10 шариков, три ты подарил. Сколько осталось?»
Верное решение двух задач без обдумывания — 2 балла. Верное решение двух задач, но медленно либо одна ошибка — 1 балл.
Неверное решение обеих задач — 0 баллов.
7. «Когда я прекращу говорить, повтори за мной четко, без остановок цифры: 1 — 6 — 4 — 5 — 9 —7 — 6 — 3;2 — 9 — 7 — 6 — 3—1 — 5 — 4.
Верно либо одна-две ошибки — 2 балла.
Три-четыре ошибки — 1 балл.
Не может повторить, путается, останавливается — 0 баллов.
8. «Повтори следующие ряды в обратном порядке: 4 — 1 — 3 — 5 — 7; 9 — 7 — 8 — 5 — 2».
Верно либо одна-две ошибки — 2 балла.
Три-четыре ошибки — 1 балл.
Не может повторить, путается, останавливается — 0 баллов.
9. Попросить расположить картинки в нужном порядке и составить по ним рассказ (Используется тест Векслера; детский вариант; субтест 8; последовательные картинки.).
Выполнение с первой попытки — 2 балла.
Выполнение со второй попытки — 1 балл.
Выполнение с помощью педагога, по наводящим вопросам — 0 баллов.
10. Посмотреть и тщательно изучить с ребенком верхний ряд фигур: где, как и сколько черточек нарисовано в каждой фигурке. Затем постараться так же как можно быстрее заполнить все остальные фигурки.
Время 70—80 с — очень хорошо, 120 с — хорошо, 150 с — удовлетворительно, 180 с (и неправильное заполнение) — плохо. (Используется тест Векслера; детский вариант; субтест 11; шифровка.).
Решение теста более максимального времени не защитывается. Также тест не защитывается при допущении более 3 ошибок.
11. Уровень обобщения: что такое слива и персик?
Фрукты, фруктовые деревья, плоды — 2 балла.
Еда, круглые, сладкие, с косточкой — 1 балл.
Вкусные, нравятся, на даче у нас растут — 0 баллов.
- 12. Существенное и второстепенное. Попросить ребенка Убрать лишнее в каждом ряду:
- — добрый, порядочный, справедливый, рассеянный;
- — умный, образованный, филателист, грамотный;
- — любитель-рыболов, математик, преподаватель, музыкант.
Без ошибок — 2 балла.
Одна ошибка — 1 балл.
Две ошибки — 0 баллов.
13. Попросить учащегося сыграть из своего репертуара: пьесу, похожую на протяжную песню, на марш, на танец.
Ученик понял задание и выполнил его верно — 2 балла.
Одна-две ошибки, исправленные после наводящих вопросов — 1 балл.
Непонимание задания — 0 баллов.
14. Песня, марш, танец — это названия пьес или что-то большее (жанр)?
Жанр — это много песен, или маршей, или танцев — 2 балла.
Это не названия, но что, объяснить не могу — 1 балл.
Затрудняется ответить — 0 баллов.
15. Вариации — это что?
Изменения, но музыку все равно узнаешь. Еще — произведения, в которых тема изменяется — 2 балла.
Все другое — 1 балл.
Я играл. Берковича. Они веселые — 0 баллов.
16. Сможет ли учащийся определить трехчастную форму сыгранной педагогом пьесы?
Да, с первого проигрывания — 2 балла.
Да, но с помощью наводящих вопросов педагога — 1 балл.
Не может, не слышит начала третьей части — 0 баллов.
17. Попросить учащегося сыграть полифоническое произведение (на своем уровне продвинутое™) и определить, слышит ли голоса, старается ли ребенок «вести» мелодическую линию, фразирует или играет «по одной ноте». Возникает ли ощущение, что ученик понимает, что он играет?
Ученик демонстрирует игру, осознанную с точки зрения голосоведения, в характере произведения; ведет мелодическую линию, фразирует — 2 балла.
Ученик не понимает содержания и характера пьесы, исполнение вялое, но после замечаний и показа педагога начинает фразировать — 1 балл.
Игра «по одной ноте», даже после показа педагога — 0 баллов.
Диагностический материал для определения степени сформированности ценностных ориентаций детей, поступающих в музыкальную школу и учащихся ДШИ (6—7 лет).
Первый этап.
Варианты вопросов:
- — Кого можно назвать добрым? Злым? Почему?
- — Опиши честного человека, лживого человека. Почему они такие?
- — Каким должен быть хороший человек? Плохой? Почему ты так считаешь? Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
- — Почему некоторых людей называют справедливыми (несправедливыми) ?
- — Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Второй этап. В процессе обработки результатов теста необходимо проанализировать, на что ссылается ребенок, пытаясь объяснить нравственные качества человека, и к каким именно качествам он тяготеет в силу своего возраста:
- — на обобщенное представление о качестве («Жадные… все для себя берут и ничего не отдают бедным»);
- — на конкретных людей как носителей определенного качества («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает»);
- — на литературных и сказочных персонажей («Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);
- — на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);
- — на жизненные ситуации из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест»;
— на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).
Третий этап. Затем должны быть проанализированы ошибки в представлениях детей о качествах, например:
- — подмена одного качества другим («Справедливый — он смелый»);
- — название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает все правильно»);
- — неправильная нравственная оценка качества («Скромный — это плохой»).
Все данные тестирования соотносятся с нормативными представлениями о нравственно-волевых качествах, которые должны быть присущи детям 6 лет: с обобщенными представлениями о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах.