Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы освоения культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первоначально (конец 20-х — начало 30-х гг. XX в.) направление «культура и личность» было связано с изучением процессов освоения культуры человеком. В этот период были созданы классические модели М. Мид, Р. Бенедикт, А. Кардинера и других, и осуществлялась активная разработка таких понятий и категорий, как «личность», «социализация», «инкультурация», «стереотипные культурные формы, культурные… Читать ещё >

Проблемы освоения культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процессы освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекция рассматриваются в той ветви психологической антропологии, которая связана с изучением корреляции между психическими и социокультурными закономерностями, и носит специальное название «культура и личность». Истоки этого направления прослеживаются в этнопсихологии, начавшей формироваться в Европе со второй половины XIX в. Этому периоду исследовательское направление обязано такими понятиями, как «национальный характер», «национальная психология», «модальная личность», «базовая структура личности» и обозначением «этнопсихология». В его развитие значительный вклад внесли такие мыслители, как Г. Тард, В. Вундт и другие.

В США значимость психологии в изучении культуры одним из первых утверждал Ф. Боас, переносивший европейский опыт на американскую научную почву. Значительное влияние на формирование направления оказали психоаналитические концепции как 3. Фрейда, так и постфрейдистов — К. Юнга, К. Хорни, Э. Фромма, а также А. Маслоу. В его концептуальный состав вошли идеи бихевиоризма, гештальтизма. Его философские начала тесно связаны с именами В. Дильтея, О. Шпенглера, Ф. Ницше.

Первоначально (конец 20-х — начало 30-х гг. XX в.) направление «культура и личность» было связано с изучением процессов освоения культуры человеком. В этот период были созданы классические модели М. Мид, Р. Бенедикт, А. Кардинера и других, и осуществлялась активная разработка таких понятий и категорий, как «личность», «социализация», «инкультурация», «стереотипные культурные формы, культурные образцы, конфигурации» («культурные паттерны») и т. п. Определились и основные фокусы исследовательского интереса: социализация, инкультурация ребенка и ее последствия во взрослой жизни. Им соответствовали темы культурной обусловленности базовой структуры личности («национального характера», «модальной личности»), психических отклонений и заболеваний, значения раннего опыта детства для формирования личности, исследуемые на протяжении 30—40-х гг. XX в.

Основной задачей, решаемой в этих рамках, стало изучение жизненного пути, судьбы индивида в специфичном социокультурном окружении. Считается, что таким образом открывается возможность понять явления культуры на уровне представлений, чувств и действий людей. Особое значение придается тщательному отделению индивидуально специфичных от социально типичных черт и проявлений личности.

Хонигман, обобщая сложившиеся за первую половину XX в. результаты исследований на эту тему, связывал их со стандартизированными моделями действования, мышления, чувствования, характерными для членов устойчивой группы людей[1]. Для изучения психической базы, обусловливающей влияние культурного окружения на формирование личности, на ее поведение и душевное здоровье и обратные процессы, использовались понятия и теории, характерные для психологии (включая психиатрию). Исследования «национального характера» привели к уточнению понятия за счет концепций «базовой» и «модальной» личности, которые означали устойчивую совокупность черт, характерную для большинства членов общества и сложившуюся под влиянием сходных моделей социализации и условий существования. Например, Кардинер относил к базовым личностным чертам технику мышления; чувства, обеспечивающие конформность к ожиданиям и требованиям других; отношение к трансцендентному, сверхъестественному[2]. Однако эти идеи, составлявшие центральную тематику исследований и дискуссий в 30— 40-х гг. XX в., постепенно сходили на нет и сегодня не играют заметной познавательной роли. Тогда как антропология детства, нормы и патологии продолжают оставаться темами изучения.

К этому времени складывается представление о личности как о совокупностях культурно детерминированных черт как психических — способы восприятия, мышления, переживания, представления о реальности — так и связанных с активностью — дискурсивные практики, навыки деятельности и поведения, различного рода культурные формулы и символы. Такие устойчивые образования обозначаются понятием «культурные паттерны». Именно они рассматриваются как «объекты» освоения в ходе инкультурации и как регуляторы информационного обмена в процессах коммуникации. Большое внимание исследователи уделяют эмоциональной сфере индивида, детерминирующей понимание и мотивы поведения, относящиеся к ситуации, в которой он находится (Дж. Хонигман, С. Эш, Г. Марри и другие). В своем «операциональном», «инструментальном» значении область переживаний социализуется, т. е. люди научаются структурировать свои чувствования и их внешние проявления в соответствии с культурно установленными формами.

После Второй мировой войны происходит сдвиг в сторону обобщения эмпирического материала, полученного в предыдущие годы, рефлексии к основаниям теоретических и методологических построений. В конце 1940;х — начале 1950;х гг. появляется целый ряд работ, среди которых следует выделить монографию Хонигмана «Культура и личность» (1954), где область исследования представлена в обобщенном систематизированном виде, как особая социальнонаучная ориентация.

К началу 1960;х гг. она претерпевает внутреннее структурное переопределение. Активизируется обсуждение исходных допущений и познавательных принципов с выделением уже определившейся специфики изучения человеческой реальности и ее проблемных областей. Выход в свет работы под редакцией Ф. Хью, озаглавленной «Психологическая антропология», стал стимулом дать это имя всему направлению. В этих рамках определилась специфика темы «культура и личность». В общем виде ее можно определить следующим образом: «С тех пор как подтвердилась гипотеза о том, что социокультурная вариабельность осуществляется через процессы функционирования и развития отдельных личностей, в рамках психологической антропологии настало время принять в качестве фундаментального положение, что функционирование и база культур и социальных систем зависят от степени освоенности их представителями характерных для них ценностей»[3].

  • [1] Honigman J.J. Culture and Personality. N. Y., 1954. P. 171.
  • [2] Kardiner T. The Individual and His Society. N. Y., 1945. P. 132.
  • [3] Spiro М. An overview and a suggested roerientatien // Psychological Anthropology / ed. byT. J. K. Hsu. Cambridge (Mass.), 1972. P. 583.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой