Ситуационная модель Стинсона-Джонсона
![Реферат: Ситуационная модель Стинсона-Джонсона](https://westud.ru/work/6447751/cover.png)
Где Ркач — качество решения (высокое, низкое по баллам); Роб — уровень обязательств по выполнению решений (высокий или низкий); Рср — степень срочности решения (высокая, низкая по баллам). Компетентность (зрелость) исполнителей в модели представлена следующими позициями способности работать: 31 — низкая, 32 — ограниченная, 33 — достаточная, 34 — высокая. Ности подразделения (организации… Читать ещё >
Ситуационная модель Стинсона-Джонсона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В ситуационной модели СтинсонаДжонсона выбор лидерского стиля управления обусловливается следующими ситуационными факторами:
- o качеством подчиненных (их потребностью в достижении результатов, знаниями и опытом);
- o структурированностью работы'(высокой или низкой).
Согласно этой модели высокий интерес к работе и низкий — к отношениям с подчиненными со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
- o работа высоко структурирована, у последователей сильная потребность в достижении и независимости, большие знания и опыт для выполнения работы;
- o работа не структурирована, последователи не испытывают потребности в достижении результатов и независимости, у них низкие знания и опыт.
Низкий интерес к работе и высокий к отношениям с подчиненными целесообразен в следующих двух ситуациях:
- o работа высоко структурирована, но последователи не испытывают потребности в достижении цели и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта;
- o работа не структурирована, но последователи имеют сильную потребность в достижении цели и независимости при наличии у них больших знаний и опыта.
Ситуационная модель принятия решений ВрумаЙеттонаЯго
В ситуационной модели принятия решений Врума — ЙеттонаЯго рассматривается только один аспект лидерского поведения — привлечение подчиненных к принятию решений. Исследователи разработали специальное «дерево вопросов», с помощью которого можно выбрать тот или иной стиль поведения руководителя.
На основе бинарной оценки (высокой или низкой) ряда параметров, а именно:
- o требования к методу (ТМ);
- o требования к обязательствам (ТО);
- o информированность лидера (ИЛ);
- o структурированность проблемы (СП);
- o вероятность подчинения (ВП);
- o общность целей (ОЦ);
- o вероятность конфликта (ВК);
- o информированность подчиненных (ИП).
Но разработанному авторами алгоритму (рис. 20.1) менеджер выбирает один из следующих стилей:
А1 — руководитель принимает решение сам, используя имеющуюся у него на данное время информацию;
А2 — руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам принимает решение; работники привлекаются только на этапе сбора информации, выработку решения и его принятие осуществляет руководитель;
К1 — руководитель делится своими соображениями с каждым из подчиненных, получает от них идеи и предложения, не собирая их в группу; затем он сам принимает решение, которое может либо отражать, либо не отражать вклад сотрудников;
К2 — то же, что и К1, только руководитель делится своими соображениями с группой сотрудников;
Г — руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их в группу. Все вместе они пытаются найти консенсус. Роль руководителя сводится к роли председателя собрания. Он не пытается влиять па группу, а проявляет готовность принять и выполнить любое решение, получившее поддержку всей группы.
![Алгоритм принятия решения по ответам на .](/img/s/8/90/1549390_1.jpg)
Рис. 20.1. Алгоритм принятия решения по ответам на «дерево вопросов» :
ТМ — требования к методу; ТО — требования к обязательствам; ИЛинформационность лидера; СП — структурированность проблемы; ВП — вероятность подчинения; ОЦ — общность целей; ВК — вероятность конфликта; 1111 — информируемость подчиненных; А1 — автократический первый; А2 — автократический второй; К1 — консультативный первый; К2 — консультативный второй; Г — групповой или совместный; В — высокая;
Н — низкая Оценка эффективности решения в данной модели определяется на основе уравнения.
![Ситуационная модель Стинсона-Джонсона.](/img/s/8/90/1549390_2.jpg)
где Ркач — качество решения (высокое, низкое по баллам); Роб — уровень обязательств по выполнению решений (высокий или низкий); Рср — степень срочности решения (высокая, низкая по баллам).
Полная оценка решения определяется из выражения.
![Ситуационная модель Стинсона-Джонсона.](/img/s/8/90/1549390_3.jpg)
где Цвр — оценка стоимости времени, использованного на принятие решения; Цвыигр — оценка выигрыша от группового решения по сравнению с решением единоличным.
Модель зрелости исполнителей Херсея и Бланшарда
В модели зрелости исполнителей Херсея и Бланшарда (рис. 20.2) оцениваются сочетания компетенции (зрелости) исполнителей (3) и стилей руководства © с позиций эффективности деятельности коллектива (организации). Под компетенцией исполнителей понимается способность брать ответственность на себя, разумно рисковать, достигать цели самостоятельно.
Компетентность (зрелость) исполнителей в модели представлена следующими позициями способности работать: 31 — низкая, 32 — ограниченная, 33 — достаточная, 34 — высокая.
Стили руководства, выделенные в модели, таковы: С1 — указующий (авторитарный), С2 — убеждающий, СЗ — участвующий, С4 — делегирующий полномочия.
При указующем (авторитарном) стиле руководства и низком уровне способностей персонала эффективность деятель.
![Модель Херсея и Бланшарда.](/img/s/8/90/1549390_4.jpg)
Рис. 20.2. Модель Херсея и Бланшарда.
ности подразделения (организации) — низкая, поскольку рост недостаточных способностей персонала сдерживается боязнью наказаний за проявление любой инициативы.
При стиле руководства, делегирующем полномочия, и высоком уровне компетенции персонала эффективность деятельности организации также низкая, поскольку высококвалифицированный персонал в условиях определенной отстраненности (а порой и самоустранения) руководства снижает интенсивность деятельности в интересах организации и увеличивает интенсивность деятельности в личных интересах.
При ограниченном и достаточном уровнях способностей персонала в условиях реализации не убеждающего и участвующего стилей руководства достигается высокая эффективность деятельности организации.
Таким образом, любое решение как выбор альтернативы предусматривает ответ на ряд вопросов. В современных условиях быстро меняющейся обстановки многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров. Каждая управленческая функция, каждый управленческий процесс связаны с несколькими типичными решениями, определяемыми алгоритмами, подобными описанным выше.
Одни из рассмотренных методов дают предварительную оценку события, как отправную точку принятия решений, другие — формируют алгоритм окончательного решения. Одни методы ориентированы на логические рассуждения, другие на точные расчеты, включая процессы оптимизации.
При принятии глобальных решений могут быть использованы совокупности предложенных групп методов.