Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ситуационная модель Стинсона-Джонсона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Где Ркач — качество решения (высокое, низкое по баллам); Роб — уровень обязательств по выполнению решений (высокий или низкий); Рср — степень срочности решения (высокая, низкая по баллам). Компетентность (зрелость) исполнителей в модели представлена следующими позициями способности работать: 31 — низкая, 32 — ограниченная, 33 — достаточная, 34 — высокая. Ности подразделения (организации… Читать ещё >

Ситуационная модель Стинсона-Джонсона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ситуационной модели СтинсонаДжонсона выбор лидерского стиля управления обусловливается следующими ситуационными факторами:

  • o качеством подчиненных (их потребностью в достижении результатов, знаниями и опытом);
  • o структурированностью работы'(высокой или низкой).

Согласно этой модели высокий интерес к работе и низкий — к отношениям с подчиненными со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:

  • o работа высоко структурирована, у последователей сильная потребность в достижении и независимости, большие знания и опыт для выполнения работы;
  • o работа не структурирована, последователи не испытывают потребности в достижении результатов и независимости, у них низкие знания и опыт.

Низкий интерес к работе и высокий к отношениям с подчиненными целесообразен в следующих двух ситуациях:

  • o работа высоко структурирована, но последователи не испытывают потребности в достижении цели и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта;
  • o работа не структурирована, но последователи имеют сильную потребность в достижении цели и независимости при наличии у них больших знаний и опыта.

Ситуационная модель принятия решений ВрумаЙеттонаЯго

В ситуационной модели принятия решений Врума — ЙеттонаЯго рассматривается только один аспект лидерского поведения — привлечение подчиненных к принятию решений. Исследователи разработали специальное «дерево вопросов», с помощью которого можно выбрать тот или иной стиль поведения руководителя.

На основе бинарной оценки (высокой или низкой) ряда параметров, а именно:

  • o требования к методу (ТМ);
  • o требования к обязательствам (ТО);
  • o информированность лидера (ИЛ);
  • o структурированность проблемы (СП);
  • o вероятность подчинения (ВП);
  • o общность целей (ОЦ);
  • o вероятность конфликта (ВК);
  • o информированность подчиненных (ИП).

Но разработанному авторами алгоритму (рис. 20.1) менеджер выбирает один из следующих стилей:

А1 — руководитель принимает решение сам, используя имеющуюся у него на данное время информацию;

А2 — руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам принимает решение; работники привлекаются только на этапе сбора информации, выработку решения и его принятие осуществляет руководитель;

К1 — руководитель делится своими соображениями с каждым из подчиненных, получает от них идеи и предложения, не собирая их в группу; затем он сам принимает решение, которое может либо отражать, либо не отражать вклад сотрудников;

К2 — то же, что и К1, только руководитель делится своими соображениями с группой сотрудников;

Г — руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их в группу. Все вместе они пытаются найти консенсус. Роль руководителя сводится к роли председателя собрания. Он не пытается влиять па группу, а проявляет готовность принять и выполнить любое решение, получившее поддержку всей группы.

Алгоритм принятия решения по ответам на .

Рис. 20.1. Алгоритм принятия решения по ответам на «дерево вопросов» :

ТМ — требования к методу; ТО — требования к обязательствам; ИЛинформационность лидера; СП — структурированность проблемы; ВП — вероятность подчинения; ОЦ — общность целей; ВК — вероятность конфликта; 1111 — информируемость подчиненных; А1 — автократический первый; А2 — автократический второй; К1 — консультативный первый; К2 — консультативный второй; Г — групповой или совместный; В — высокая;

Н — низкая Оценка эффективности решения в данной модели определяется на основе уравнения.

Ситуационная модель Стинсона-Джонсона.

где Ркач — качество решения (высокое, низкое по баллам); Роб — уровень обязательств по выполнению решений (высокий или низкий); Рср — степень срочности решения (высокая, низкая по баллам).

Полная оценка решения определяется из выражения.

Ситуационная модель Стинсона-Джонсона.

где Цвр — оценка стоимости времени, использованного на принятие решения; Цвыигр — оценка выигрыша от группового решения по сравнению с решением единоличным.

Модель зрелости исполнителей Херсея и Бланшарда

В модели зрелости исполнителей Херсея и Бланшарда (рис. 20.2) оцениваются сочетания компетенции (зрелости) исполнителей (3) и стилей руководства © с позиций эффективности деятельности коллектива (организации). Под компетенцией исполнителей понимается способность брать ответственность на себя, разумно рисковать, достигать цели самостоятельно.

Компетентность (зрелость) исполнителей в модели представлена следующими позициями способности работать: 31 — низкая, 32 — ограниченная, 33 — достаточная, 34 — высокая.

Стили руководства, выделенные в модели, таковы: С1 — указующий (авторитарный), С2 — убеждающий, СЗ — участвующий, С4 — делегирующий полномочия.

При указующем (авторитарном) стиле руководства и низком уровне способностей персонала эффективность деятель.

Модель Херсея и Бланшарда.

Рис. 20.2. Модель Херсея и Бланшарда.

ности подразделения (организации) — низкая, поскольку рост недостаточных способностей персонала сдерживается боязнью наказаний за проявление любой инициативы.

При стиле руководства, делегирующем полномочия, и высоком уровне компетенции персонала эффективность деятельности организации также низкая, поскольку высококвалифицированный персонал в условиях определенной отстраненности (а порой и самоустранения) руководства снижает интенсивность деятельности в интересах организации и увеличивает интенсивность деятельности в личных интересах.

При ограниченном и достаточном уровнях способностей персонала в условиях реализации не убеждающего и участвующего стилей руководства достигается высокая эффективность деятельности организации.

Таким образом, любое решение как выбор альтернативы предусматривает ответ на ряд вопросов. В современных условиях быстро меняющейся обстановки многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров. Каждая управленческая функция, каждый управленческий процесс связаны с несколькими типичными решениями, определяемыми алгоритмами, подобными описанным выше.

Одни из рассмотренных методов дают предварительную оценку события, как отправную точку принятия решений, другие — формируют алгоритм окончательного решения. Одни методы ориентированы на логические рассуждения, другие на точные расчеты, включая процессы оптимизации.

При принятии глобальных решений могут быть использованы совокупности предложенных групп методов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой