Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обобщенная характеристика видов воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подвиды воспитания образуют первый базовый уровень системы воспитания. На рис. 6.1 отдельные метанауки не показаны. Метавиды воспитания образуются в результате объединения подвидов воспитания в кластеры. При этом сохраняется преемственность с четырьмя типами наук: формальными, естественными и аксиологическими этической и эстетической направленности. На рис. 6.1 все искусствоведческие науки… Читать ещё >

Обобщенная характеристика видов воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В предыдущих параграфах данной главы мы рассмотрели основные виды воспитания, которые наиболее часто рассматриваются в педагогической литературе. По поводу списка видов воспитания и их содержания должной ясности нет. Создается впечатление, что при их составлении явно присутствует известный произвол: авторы не руководствуются какимилибо основополагающими идеями. На наш взгляд, есть возможность рассмотреть вопрос об определенности видов образования на систематической и научно оправданной основе. Для этого необходимо учитывать структуру современного научного знания. Если предлагается вид воспитания, далекий от науки, то его содержание окажется бедным. Если же принять во внимание структуру современной науки, то становится очевидным, что с каждой из научных дисциплин, иод которыми в данном случае понимаются отрасли пауки, следует связать некоторый вид воспитания. Видов воспитания столько, сколько существует современных отраслей наук. А их всего 20 (параграф 1.2). Но одна из них, а именно философия, должна быть выделена в виду ее метанаучного характера.

  • 19 основополагающих видов (подвидов) воспитания:
  • 1) логическое,
  • 2) математическое,
  • 3) информационное,
  • 4) лингвистическое,
  • 5) физическое (на основе физики),
  • 6) химическое,
  • 7) геологическое,
  • 8) биологическое,
  • 9) техникологическое,
  • 10) агрологическое,
  • 11) медицинское,
  • 12) психологическое,
  • 13) педагогическое,
  • 14) социологическое,
  • 15) экономическое,
  • 16) политологическое,
  • 17) юридическое (правовое),
  • 18) историческое,
  • 19) искусствоведческое воспитание[1].

В актуальности каждого из 19 видов воспитания не приходится сомневаться. Особо отметим, что во всех случаях концептуальным пропуском к теории воспитания являются не непосредственно субнауки, а их осмысление в метанауке. Не признавать 19 видов воспитания, значит, неоправданно сомневаться в образовательном потенциале основополагающих научных дисциплин. Избегая громоздкого изложения теории воспитания, мы не стали рассматривать по отдельности каждый из этих типов. Но они есть, и это следует учитывать педагогу.

Наряду с подвидами воспитания есть еще и метавиды воспитания, в частности этическое и эстетическое воспитание. Этика является наукой по отношению ко всем аксиологическим не искусствоведческим дисциплинам. Эстетика — метанаука неискусствоведческих наук. Если выделяются метавиды воспитания, то резонно рассмотреть также те метанаучные дисциплины, которые соответствуют статусу естественных и формальных наук. За неимением лучшего назовем их философией естествознания и философией формальных наук. Воспитательная актуальность этих двух дисциплин определяется их междисциплинарными связями с этикой. В теории воспитания философия естествознания и философия формальных наук рассматриваются лишь постольку, поскольку они необходимы для эмансипации личностей и социальных групп людей. Когда рассматривается сопричастность природного мира к человеку, то часто говорят об экологии[2]. Так называемое экологическое воспитание есть не что иное, как рассмотрение социальной и личностной относительности мира природы. В этой связи говорят, например, об экогуманизме.

Философия формальных наук также особо значима для человека, но для нее пока не придуман термин. Таким образом, содержание метауровня воспитания вырисовывается достаточно отчетливо. Оно кульминирует в этическом воспитании, по отношению к которому формы воспитания, базирующиеся на эстетике, а также философии естествознания и философии формальных наук являются донорными дисциплинами. Все четыре составляющие в единстве как раз и являются философским воспитанием, которое мы ранее предусмотрительно не отнесли к подвидам воспитания. Рисунок 6.1 дает схематическое изображение системы поди метавидов воспитания.

Подвиды воспитания образуют первый базовый уровень системы воспитания. На рис. 6.1 отдельные метанауки не показаны. Метавиды воспитания образуются в результате объединения подвидов воспитания в кластеры. При этом сохраняется преемственность с четырьмя типами наук: формальными, естественными и аксиологическими этической и эстетической направленности. На рис. 6.1 все искусствоведческие науки объединены, а между тем следовало бы различать теории кино, театра, танца, рисунка и литературы. Таким образом, искусствоведческое воспитание также является кластером и состоит из кинематографического, театрального, хореографического, изобразительного и литературоведческого воспитания.

Поди метавиды воспитания.

Рис. 6.1. Поди метавиды воспитания:

Л — логика; Мат — математика; И — информатика; Ф — физика; X — химия; Г — геология; Б — биология; Т — техникология; А — агрология; М — медицина;

Пс — психология; П — педагогика; С — социология; Э — экономика; Пол — политология; Ю — юриспруденция; И — история; Ис — искусствоведение Объясним теперь смысл полужирных стрелок, расходящихся на рис. 6.1 веером от этического воспитания. Они указывают на нетривиальное обстоятельство: эстетическое, экологическое и формально-интеллектуальное воспитание приобретают этический смысл лишь постольку, поскольку они необходимы для развития этического воспитания. Непосредственно воспитательный характер имеет только этическое воспитание. Оно, и только оно, акцепторная воспитательная наука. Нуждаясь в донорных науках, этическое воспитание обращается к философии соответственно формальных, естественных и искусствоведческих наук. Именно как результат осуществления интердисциплинарных связей этического воспитания появляются эстетическое, формальное, или формально-интеллектуальное, и экологическое воспитание. Последние имеют не акцепторный, а донорный характер. Воспитательное содержание им вменяется от имени этического воспитания.

На рис. 6.1 не указаны патриотическое, т. е. ориентированное на некоторую социальную группу людей, и гуманистическое, иначе говоря, личностно-ориентированное, воспитания. Они реализуются в составе каждого поди метавида воспитания.

Разумеется, существуют также ненаучные методы воспитания, в частности религиозное и обыденное. Если они реализуются в автономном режиме, то их научный смысл не выражен. В конечном счете все достижения ненаучного воспитания должны учитываться в рамках научного воспитания.

В силу обилия наук выстроить систему воспитания, например, классным руководителям или заместителям директора по воспитательной работе, непросто. Ее приходится оптимизировать, при этом акцент делается не на всех, а лишь на тех видах воспитания, которые особенно востребованы текущей педагогической ситуацией, для которой всегда характерны особенно злободневные вопросы. Например, вопросы полового воспитания или же антинаркотической профилактики. В любом случае систему воспитания целесообразно основывать, прежде всего, на учебных предметах. Воспитательная работа не должна проводиться вслепую, без того концептуального обоснования, которое достигается в науке. Она дополняется злободневными вопросами, каждый из которых должным образом прорабатывается в научном отношении.

Выводы

  • 1. Подвиды воспитания базируются на философии отдельных наук. Каждая отрасль науки дает начало некоторому подвиду воспитания. Концептуальным пропуском к теории воспитания являются не непосредственно субнауки, а их осмысление в метанауке.
  • 2. Метавиды воспитания образуются в результате объединения подвидов воспитания в кластеры. Метавиды воспитания: этическое, эстетическое, экологическое и формально-интеллектуальное. Этическое воспитание уже само, но себе обладает ярко выраженным воспитательным значением. Как результат осуществления интердисциплинарных связей этического воспитания появляются эстетическое, формальноинтеллектуальное и экологическое воспитание.
  • 3. Систему воспитания целесообразно основывать, прежде всего, на учебных предметах.
  • [1] В этот список мы нс включили физкультурно-спортивное воспитание. Па наш взгляд, это следовало бы сделать. Нов таком случае спортология должна быть признана особой дисциплиной. Пока этого нет.
  • [2] Термин «экология» используется в двух значениях. В одном случае он используетсядля наименования особой биологической дисциплины. Мы же имеем в виду второе значение, а именно, выражение значимости природы для человека.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой