Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности современной региональной политики России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мнение специалиста Существует систематизация конкурентных преимуществ регионов, выделяющая факторы «первой природы»: обеспеченность природными ресурсами, географическое положение; и факторы «второй природы»: плотность населения, человеческий капитал, институты, инфраструктура. Россия отличается повышенной значимостью факторов первой природы, а факторы второй природы работают как барьеры развития… Читать ещё >

Особенности современной региональной политики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характерной особенностью России является неравномерность экономического и социального освоения ее территории, неполная вовлеченность природных и иных территориальных ресурсов в общий ресурсообмен, содержащий серьезные диспропорции. Подобная несбалансированность пагубно сказывается на возможности России сохранять контроль и эффективно управлять на своей территории и является источником серьезных долгосрочных угроз.

Одно из наиболее серьезных негативных последствий несбалансированного развития территории — утрата состояния устойчивого развития и угроза дробления на отдельные, более слабые регионы. Эта опасность всегда была достаточно актуальной для России, традиционно компенсировавшей свою уязвимость, возникающую из-за несбалансированного развития, усилением централизации власти, более жестким подчинением центру удаленных областей.

В результате уровень валового регионального продукта на душу населения и среднедушевых доходов населения субъектов РФ отличается в десятки раз. Такая резкая дифференциация неизбежно приводит к неконтролируемой миграции, расширению ареалов депрессивности и бедности, ослаблению механизмов экономического взаимодействия регионов и нарастанию межрегиональных противоречий. Это существенно затрудняет проведение единой общероссийской социально-экономической политики. Хотя территориальные социально-экономические диспропорции во многом обусловлены объективными причинами, необходимость их смягчения очевидна. Ни одно государство, стремящееся сохранить единство, не может позволить существование подобных территориальных диспропорций. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизма.

Поэтому стратегически важным для России является проведение государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий социально-экономического развития отдельных территорий. Устойчивый и стабильный рост национальной экономики невозможен без улучшения условий жизни в проблемных регионах страны. Особую озабоченность вызывают северные территории. При существующей социальноэкономической политике государства сильные конкурентные преимущества в виде богатейших запасов энергоресурсов, руд цветных металлов и др. не компенсируют такие негативные для хозяйственной деятельности факторы, как суровый климат и высокая стоимость жизни, повышенные энергетические, строительные и транспортные издержки, экологическая уязвимость.

Значительную проблему представляет дезинтеграция экономического пространства России. Возможность преодоления дезинтеграционных тенденций в основном связана с возобновлением экономического роста, с созданием вертикально интегрированных компаний, с проведением политики регулирования тарифов естественных монополий. Преодоление негативных тенденций и совершенствование территориального управления может осуществляться только под воздействием целенаправленной политики государства. Здесь рыночные механизмы или иностранные инвестиции недостаточны для решения накопившихся социальных и экологических проблем.

Одновременно, все более актуальной становится задача поиска конкурентных преимуществ регионов, нахождение «локомотивов роста», т. е. использование механизмов поляризованной региональной политики, что, в свою очередь, порождает новые противоречия. Например, соседство с развитыми и быстро развивающимися странами дает приграничным территориям определенные экономические преимущества, но также создает немало проблем, связанных с конкурентоспособностью местного производства, неконтролируемой миграцией, предотвращением контрабанды и др.

Мнение специалиста Существует систематизация конкурентных преимуществ регионов, выделяющая факторы «первой природы»: обеспеченность природными ресурсами, географическое положение; и факторы «второй природы»: плотность населения, человеческий капитал, институты, инфраструктура. Россия отличается повышенной значимостью факторов первой природы, а факторы второй природы работают как барьеры развития: невелики вложения в человеческий капитал, неблагоприятная институциональная среда, агломерационный эффект (за исключением Московской агломерации) проявляется слабо. В то же время базовый общемировой тренд: рост значимости факторов «второй природы»[1].

При включении России в процесс экономической глобализации должна быть решена основная задача — максимизация положительного эффекта при нейтрализации негативных последствий для территорий. Процесс интеграции в мировое пространство необходимо использовать для усиления внутренней экономической интеграции. В этой связи особое значение имеют проекты развития трансконтинентальных коммуникаций, проходящих через территорию России.

Сбалансированному развитию страны способствовала бы модернизация и расширение внутренней транспортной инфраструктуры. Транспортные грузопотоки во многом формируют размещение производительных сил на территории. Не случайно на постсоветском пространстве развернулась ожесточенная борьба между ведущими державами мира за контроль над существующими грузопотоками и право формирования новых транспортных путей. Для России роль трансконтинентальных и др. международных магистралей не ограничивается обеспечением транзита, а включает освоение новых природных ресурсов, размещение производств по переработке перемещаемых грузов, обеспечение строительства и функционирования транспортных путей.

Приграничные регионы в Российской Федерации, имеющей самую протяженную в мире границу с 16 приграничными странами, играют важную роль в обеспечении безопасности и международной кооперации. Помимо протяженных сухопутных границ Россия имеет значительное морское приграничное пространство, охватывающее внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, конвекционные морские районы. Для России проблемы развития прибрежных регионов и использования ресурсов прилегающего шельфа имеют огромное экономическое значение.

Очевидно, что в ближайшие десятилетия возрастет интерес мирового сообщества не только к традиционным энергетическим, минеральным, биологическим ресурсам России, но и к ее малозаселенным территориям как к стратегическому резерву общепланетарного значения. Необходимо учитывать их значимость при разработке системы территориального управления.

Поэтому среди многочисленных проблем территориального развития России необходимо выделить следующие стратегические задачи региональной политики:

— развитие общедоступных транспортных, энергетических, телекоммуникационных систем на новой технической базе, обеспечивающее реальную интеграцию экономического пространства;

регулирование миграционных потоков с учетом потребностей экономики (достижение в первую очередь стабилизации населения Севера, стимулирование заселения южной части Дальнего Востока и ряда приграничных территорий).

Для поддержания и стимулирования процессов интеграции особое значение будет иметь политика в области энергетических и транспортных тарифов. Регулирование тарифов особенно важно для сохранения и развития связей между Дальним Востоком, Сибирью и центральными регионами страны. Без льготных тарифов на дальние перевозки внутри страны обеспечить необходимый уровень экономической интеграции не удастся.

В условиях, когда процесс разграничения предметов ведения между федеральным Центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями не завершен, органы государственной власти на всех уровнях вынуждены искать новые организационные и финансово-экономические формы решения накопившихся проблем. Опыт показал объективную необходимость надрегиональных образований для организации эффективного территориального управления развитием народного хозяйства страны. Вместе с тем отсутствие целостной системы территориального управления с четким распределением полномочий и ответственности между уровнями и элементами системы, отсутствие единой системы стратегического планирования значительно снижает эффективность хозяйственной деятельности на территории РФ.

Взаимодействие между Центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями не может нормально развиваться без стратегического управления. Для формирования понятной стратегии в рамках государственной региональной политики необходимо прежде всего дать ответы на следующие вопросы: что кладется в основу региональной политики: принцип выравнивания или принцип поляризованного развития; какой уровень социально-экономических различий между регионами допустим, и, соответственно, государство гарантирует всем регионам нормативы бюджетной обеспеченности не ниже этого уровня; какие регионы наиболее конкурентоспособны, и государство будет стимулировать их развитие в первую очередь; каким образом государство будет стимулировать экономический рост в проблемных регионах?

Очевидно, что региональная политика таких государств, как Россия, должна ориентироваться на разумное сочетание целей, предусматривающих сокращение территориальных диспропорций, и целей, включающих стимулирование ускоренного развития регионов, имеющих значительные конкурентные преимущества, т. е. на поляризованное развитие. Такое сочетание предполагает нахождение адекватных поставленным целям механизмов регионального управления, способных эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

  • [1] Зубаревич Н. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики. 2010. С. 10.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой