Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Прокуратура и судебная власть

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценивая состояние и перспективы взаимоотношений прокуратуры с Президентом РФ, следует отметить, что уже сложились и продолжают складываться действенные формы ее организации и функциональных связей с Президентом страны, а также со структурными подразделениями его администрации. Так, Президент определяет основные направления правовой политики, проводимой государством, является центральной фигурой… Читать ещё >

Прокуратура и судебная власть (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с Конституцией в системе государственной власти страны судебная власть закреплена как независимая, суверенная, полноправная ветвь власти наряду с законодательной и исполнительной властями. В то же время в Конституцию (гл. 7 «Судебная власть») включена ст. 129, посвященная прокуратуре РФ. В этой статье не дано определение целей, задач, функций и полномочий органов прокуратуры РФ, а лишь указано, что эти вопросы регулируются федеральным законом, что, безусловно, не может служить основанием для отнесения прокуратуры к судебной власти.

Непременным условием подлинного правосудия является независимость суда от сторонних незаконных влияний. Этот общеизвестный принцип в результате проводимой судебной реформы начал обретать ощутимые правовые и социальные гарантии. Важнейшие из них определены Конституцией: судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Концепция развития органов прокуратуры в переходный период также исходит из необходимости безусловного обеспечения независимости суда. Прокуратура не отправляет правосудие по уголовным, гражданским, административным, хозяйственным и иным делам и не осуществляет надзор за законностью судебных актов от имени верховных судебных органов. Участие прокурора в рассмотрении конкретных дел судом имеет своей конечной целью обеспечение прав и законных интересов отдельных граждан, а также интересов общества и государства в целом; при этом прокурор выступает как самостоятельная сторона в процессе, а не от имени и по поручению судебных органов. В организационном плане прокуратура не входит в систему судов, а прокуроры не подчинены и не подотчетны этим органам.

Представляется, что сегодня взаимодействие прокуратуры и суда — это проблема сотрудничества и взаимного профессионального контроля с целью повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности. Контроль суда за законностью применения прокуратурой мер процессуального принуждения при предварительном расследовании преступлений и контроль прокурора за законностью судебных решений не могут и не должны рассматриваться как способ ограничения их независимости.

В то же время необходимо осознать, что обеспечение независимости суда — это не единственная цель судебно-правовой реформы. Есть и другие важные социально-правовые цели: создать реальные гарантии законности в стране, обеспечить реальную, а не декларируемую защиту прав личности, гражданского общества и государства, обеспечить эффективную борьбу с преступностью правовыми методами. Ясно, что судебная власть не может участвовать в решении этих задач без опоры на правоохранительную систему страны и прокуратуру в частности. И совершенно очевидно, что нет каких-либо правовых и других оснований для включения прокуратуры в судебную ветвь государственной власти, так как единственный субъект этой власти — суд.

Прокуратура и Президент РФ

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционнополитической практике. Оно вызывает большой интерес. Тем не менее, уделяя в большей или меньшей степени внимание различным аспектам сущности характеристик этого института, российские ученые явно недостаточное внимание уделяют вопросам взаимоотношений Президента РФ и прокуратуры. Конституция не дает основания выделять самостоятельную ветвь «президентской власти», так как не предусматривает возможности для ее создания. В то же время Президент РФ обладает своей самостоятельной властью, поскольку она выделяет его в качестве независимого органа, осуществляющего государственную власть в России.

Оценивая состояние и перспективы взаимоотношений прокуратуры с Президентом РФ, следует отметить, что уже сложились и продолжают складываться действенные формы ее организации и функциональных связей с Президентом страны, а также со структурными подразделениями его администрации. Так, Президент определяет основные направления правовой политики, проводимой государством, является центральной фигурой при утверждении и реализации государственной, правовой, судебно-правовой реформ, общероссийских программ, но борьбе с преступностью и других основополагающих нормативных документов, от содержания которых во многом зависит то, какое место в их реализации будет отведено органам прокуратуры.

Задачи, связанные с возможностью Президента РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении преступления, возложены на Генпрокурора РФ с августа 2000 г.: согласно ст. 29.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» он обязан вносить Президенту РФ соответствующее мотивированное представление.

Довольно обширны конституционные полномочия Президента по кадровым вопросам. Ему принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генпрокурора РФ и его заместителей. Он также обладает правом входить в Совет Федерации с предложением об освобождении Генпрокурора РФ и его заместителей от должности. С 6 февраля 2014 г. Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

В соответствии с Законом о прокуратуре Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют свои полномочия по координации деятельности по борьбе с преступностью в соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567. Тем же законом определено, что Генпрокурор РФ ежегодно представляет Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка и о проделанной им работе по их укреплению. Периодически Президент РФ встречается с Генпрокурором РФ и обсуждает с ним наиболее важные проблемы. Президент награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, в том числе работникам прокуратуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой