Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема специализированного правосудия по делам несовершеннолетних

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во Франции создана специальная судебная система и судебные учреждения, которые осуществляют судебную юрисдикцию по делам несовершеннолетних. Кроме того, они рассматривают дела о применении в порядке ст. 375 ГК Франции мер защиты в отношении несовершеннолетних, находящихся в тяжелых, опасных или неблагоприятных условиях. Эти меры применяются на срок не более двух лет. Судья вправе принять решение… Читать ещё >

Проблема специализированного правосудия по делам несовершеннолетних (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие, назначение и основные принципы ювенальной юстиции. Зарубежные модели ювенальной юстиции

Особое положение несовершеннолетних и малолетних в судопроизводстве требует выработки специальных правил и процедур их участия при отправлении правосудия. Однако сформировавшаяся в середине прошлого века советская судебная система оценивалась многими (и сегодня оценивается) как «карательная» или «репрессивная», ориентирующаяся в большей мере на наказание взрослых полностью деликтоспособных правонарушителей, чем на устранение (изменение) общих и индивидуальных причин и условий подростковой и молодежной деликвентности.

В частности, один из руководителей ПРООН в нашей стране Р. Максудов отмечает, что на Западе ювенальной юстицией называют систему из: принципов работы с семьёй и несовершеннолетними в целях благополучия ребенка; особых процедур разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних; функциональных мест, служб и должностных лиц, призванных реализовывать соответствующие процедуры1. Поэтому можно одобрить определение ювенальной юстиции как четырех видов явлений правовой жизни, данное В. П. Мелешко: «Ювенальная юстиция — это:

  • 1) законодательное закрепление и обеспечение функционирования системы воспитания, образования и защиты несовершеннолетних, а также системы профилактики несовершеннолетних деликвентов, в которую может входить и ювенальное правосудие, в том числе и уголовное";
  • 2) система специфических мер воспитания, образования и пробации, направленных на: выявление несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им помощи, надзора и контроля со стороны общества и государства, включая[1]

судебный контроль, а также функциональные места и службы, преимущественно муниципального уровня;

  • 3) особые процедуры разрешения конфликтов на базе восстановления нарушенных прав, интересов, благополучия ребенка и восстановления прав и интересов потерпевшей стороны без применения мер осуждения и уголовного наказания (восстановительное правосудие);
  • 4) муниципальный принцип развития системы органов, учреждений и должностных лиц ювенальной юстиции. Для этого основные материально-технические, финансовые и кадровые ресурсы должны аккумулироваться не на государственном, а на низовом, местном уровне. Государственным органам общины обязаны делегировать необходимый минимум нормотворческих, организационных и контрольно-ревизионных полномочий1.

Такие подходы к определению ювенальной юстиции учитывают более чем вековой мировой опыт развития соответствующего законодательства, органов и учреждений, призванных обеспечить его применение. Характерно, что за рубежом формирование ювенальной юстиции началось с решения частной проблемы создания для подростков специальных, так называемых «детских судов». Под ними подразумевались единоличные или коллегиальные судебные учреждения, действующие на основании специальных процессуальных правил и имеющие задачами защиту интересов личности малолетнего, отправление правосудия над малолетними преступниками.

Первой особенностью «детских судов» является специальная подсудность им дел о преступлениях малолетних и несовершеннолетних, а также по их защите. Второй их особенностью является установление для их деятельности особого (экстраординарного) процессуального порядка, существенно отличающегося от обычного (общего).

Первый такой суд был открыт в США в 1899 году в г. Чикаго (штат Иллинойс). «Детские суды» в течение 10 лет были организованы в 30 штатах из 45, а затем, быстро распространившись по Америке, были заимствованы европейскими государствами: Англией (1905 г.), Германией, Венгрией, Италией (1908 г.), Португалией (1911 г.), Бельгией, Швейцарией (1912 г.) и другими. Для этих судов потребовались законы, регламентирующих их компетенцию и деятельность.

Специальные процессуальные законы, регламентирующие производство по делам несовершеннолетних (и делам с их участием) первоначально были изданы в США: в штатах Иллинойс (1899 г.), Пенсильвания (1901 г.), Нью-Йорк (1902 г.), Кливленд (1903 г.). В 1908 году в Англии тоже был принят специальный закон о детях «Children act», названный современниками «Первым детским кодексом»1.

По сведениям П. И. Люблинского, в США в 1899—1901 гг. единый возраст несовершеннолетних преступников составил 13 лет у мальчиков и 14 лет у девочек. Наиболее частыми правонарушениями были кражи, бродяжничество и «дурное» поведение. Число рецидивистов составляло 10%. В результате работы судов для детей вместо 500 молодых преступников, заключаемых ежегодно в тюрьму одного из округов Иллинойса, то есть 50% от общего числа преступников, в 1900 году всего 1% был подвергнуты заключению. В Пенсильвании за 1901;1902 годы из 1112 подростков, совершивших преступления, судом были возвращены домой под надзор участковых попечителей 1008 и лишь только 104 были направлены в убежище для малолетних. ¾ подсудимых составляли подростки от 10 до 14 лет[2][3].

По данным А. М. Рубашевой, число детей, задержанных с 1 декабря 1907 года по 1 декабря 1909 года в Чикаго, составило 2875 человек, из которых 1838 (64%) были в возрасте до 14 лет. 40% задержанных впоследствии были отосланы домой с предупреждением и лишь 7,4% направлены в детский суд[4].

Однако по мере передачи дискреционных полномочий государству, возрастания роли государственного финансирования, контроля и нормирования деятельности ювенальных судей и чиновников — пробаторов, перехода к закрытой системе специализированных «воспитательных» учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, произошло огосударствление системы ювенальной юстиции и разочарование в её эффективности. Это выразилось, с одной стороны, в росте направления дел ювенальными судьями в общие суды, с другой стороны, в ограничении подсудности ювенальных судей легислатурами штатов. С 1992 по 1997 годы соответствующие законы были приняты в 44 из 50 штатов. Примеры необоснованных действий либо длительного бездействия, повлекшего тяжкие последствия, в практике органов и должностных лиц ювенальной юстиции получают широкий общественный резонанс1. Это побуждает законодателя совершенствовать системы судебного контроля, вводить должности ювенальных омбудсменов и т. п.

Особенностью современной американской модели ювенальной юстиции является наличие в 14 штатах «конкурентной» юрисдикции, в результате чего большой объем дел о преступлениях и проступках оказывается подведомственным как ювенальным судьям, так и судам общей юрисдикции. Ввиду наличия в каждом штате своего уголовного кодекса различается и минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности: в 22 штатах и федеральном округе Колумбия — возраст вообще не установлен; в штате Нью-Йорк и ещё в 15 штатах — 14 лет; в других штатах — 15, 13, 12 и даже 10 лет. Во многих штатах верхний возраст правонарушителей, дела которых подлежат рассмотрению в ювенальных судах, ограничен 16−17, а не 18 годами.[5]

Основная задача американской ювенальной юстиции — оказание социальной помощи или, более конкретно, помощи в социализации и ресоциализации подростков, совершивших правонарушения и находящихся в группах риска (по причине заболеваний, отсутствия или неправильного воспитания со стороны родителей).

Ювенальный суд лишь дополняет в определенных законом случаях деятельность органов попечительства (попечителей, приютов, воспитательных учреждений местных общин, приемных семей и др.), призванных, не дожидаясь совершения проступков: а) вывести подростков из среды и жизненных обстоятельств, препятствующих их нормальной социализации; б) вовлечение в такие мероприятия и формы общежития (программы социализации), в которых подростки могли бы формироваться в качестве полноценных членов общества, локально прервать действие процессов криминализации; в) конструирование всех необходимых для этого способов и технологий деятельности. В данной модели ювенальный суд не столько разрешает вопрос о виновности и применении наказания, сколько решает вопрос об опеке и попечении, с разрешением которых связана возможность реализации того или иного комплекса мер.

Этот подход сами американцы часто называют «медицинским» и часто критикуют за то, что программы реабилитации в большей мере предоставляют выгоды для правонарушителей и не требуют от них личных усилий по возмещению вреда1. Кроме того, указанные органы не способны вовлечь в работу по социализации подростка те социальные микрогруппы, в которых он постоянно общается, т. е. проблемные семьи и неформальное окружение подростка, например, субкультурные группы.

Поэтому в XX веке по обе стороны Атлантики предпринимались многочисленные попытки совершенствования данной[6]

модели. Среди них необходимо отметить принятие ряда законов о восстановительном правосудии: «О малолетних нарушителях» (Канада, 1982 г.), «О детях молодежи и семье» (Новая Зеландия, 1989 г.), а также имплантацию отдельных элементов восстановительного правосудия в деятельность общеуголовных «судов мелких исков» в США1. Сущностью восстановительного правосудия является привлечение правонарушителя к ответственности, которая понимается как обязательство по примирению с потерпевшим и добровольному заглаживанию (возмещению) причиненного ему вреда, а не как наказание по закону.

Канадская модель ювенальной юстиции начала формироваться одновременно с американской. Законом 1894 года рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних было отделено от рассмотрения дел взрослых преступников, а данные рассмотрения дел подростков было запрещено предавать огласке. В Канаде возраст уголовной ответственности был установлен ещё более низкий — 12 лет. По Закону «О молодых правонарушителях» 1908 года этот возраст был ещё ниже — с 7 до 16 лет, установление верхнего возрастного предела было передано на усмотрение провинций.

Но в отличие от США, в Канаде вопросы организации системы профилактики правонарушений, обращения с подростками, участие правоохранительных органов и возможность передачи дела в суд общей юрисдикции, изначально решались на государственном уровне. Этим объясняется введение должности провинциального уполномоченного, специальной государственной должности по надзору в сфере прав ребенка, создание судов по делам несовершеннолетних (Палаты по делам несовершеннолетних), имеющих свои апелляционные инстанции на уровне провинции.

Основные вопросы применения воспитательных мер, движения дел, отобрания ребенка у родителей, злоупотребляющих родительскими правами (не исполняющих своих обязанностей) и т. п., решаются провинциальным директором, контролирующим[7]

муниципальные службы опеки и пробации. Провинциальный директор обладает широкими полномочиями по применению альтернативных мер наказания, применяемых строго с согласия деликвента и после возмещения им причиненного вреда. К ним относятся: общественные работы сроком не более 120 часов; штраф с учетом материальных возможностей и степени зрелости несовершеннолетнего; помещение в специальный интернат, перевод в закрытое учебное заведение на срок до 6 месяцев. Применение данных мер влечет безусловное прекращение дела.

Ювенальным судом и судом общей юрисдикции (куда может быть передано дело по усмотрению ювенального судьи или передается автоматически, при совершении особо тяжких преступлений) применяются одинаковые санкции в отношении несовершеннолетних. Им могут быть назначены одинаковые меры наказания: условное освобождение, уплата штрафа, возвращение похищенного имущества, возмещение ущерба, общественно полезные работы, принудительное помещение в клинику для лечения, пробация и помещение под надзор в образовательно-воспитательное учреждение открытого или закрытого типа[8][9][10].

Особенностями британской модели ювенальной юстиции является то, что её развитие под влиянием американского опыта происходило по пути создания ювенального правосудия (в начале XX века сложились две относительно самостоятельные модели — английская и шотландская) и постепенного развития ее за счет встраивания органов профилактики, надзора за несовершеннолетними, закрытых учебно-воспитательных учреждений и др.

Англичане и шотландцы считают самым важным исключить всякие контакты несовершеннолетнего правонарушителя с общей судебной системой, а также привлечение к ответственности любого родителя, действия или бездействие которого повлекли совершение правонарушения. При этом законодательство устанавливает только верхний возрастной предел применения мер и процедур ювенального правосудия — 17 лет, тогда как нижний предел колеблется в зависимости от места совершения правонарушения (Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия) — от 10 до 14 лет.

Основной объем работы профилактического и социального характера в отношении несовершеннолетних деликвентов и их семей в Великобритании осуществляется муниципальными службами пробации, действующими совместно с общественными формированиями и под контролем государственных инспекторов. Местные общины формируют самостоятельные квазисудебные органы: комиссии по делам несовершеннолетних, разбирательство в которых осуществляется при участии правонарушителя, его родителей и потерпевшей стороны.

Особенностью английской модели является исключительно гибкая система мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетнего, дифференцированная в зависимости от возраста подсудимого, его личности (применения в прошлом мер воздействия) и тяжести совершенного преступления. При этом к лицам младшей возрастной группы (10−13 лет) применяются, преимущественно передача их под надзор работника служб пробации с возложением обязанности регулярно присутствовать в государственном Центре посещений в течение установленного срока, либо возложением ограничений возможности совершения определенных действий и посещения определенных мест в течение некоторого срока.

В отношении более старших лиц (14−17 лет), помимо указанных мер и ограничений, применяются: предупреждение (в отношении впервые совершивших преступление небольшой тяжести), лишение свободы с отбыванием в учреждениях для несовершеннолетних; штраф (с учетом материального положения правонарушителя) или участие в общественно полезных работах.

Данная модель была воспринята в британских доминионах Австралии и Новой Зеландии с некоторыми существенными особенностями. Например, в Австралии действуют множество моделей ювенальной юстиции в соответствии с принципами судебного федерализма. При этом минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности в Тасмании установлен в 7 лет, а в Австралийской столичной территории — в 8 лет. Максимальный возраст несовершеннолетия в половине субъектов Федерации определен в 17 лет, в другой половине — в 18 лет. При этом действие законодательства о ювенальном правосудии не распространяется на аборигенов, общины которых не формируют соответствующие органы попечительства и пробации.

Основные юрисдикционные полномочия в отношении несовершеннолетних в Австралии и Новой Зеландии осуществляют так называемые семейные конференции, образуемые на уровне муниципалитетов с обязательным участием представителей полиции и социальных служб. Условием передачи дела на рассмотрение семейных конференций является возмещение вреда, причиненного потерпевшим, примирение с ним, отсутствие тяжких последствий совершения преступления.

В Новой Зеландии семейная конференция вправе рассматривать только дела о преступлениях лиц в возрасте от 10 до 16 лет при условии раскаяния, признания ими своей вины и добровольного возмещения причиненного ущерба. В новозеландской семейной конференции практикуется неформальное рассмотрение дела, основные руководящие функции выполняет не полицейский чиновник, как в Австралии, а социальный работник, координатор. Он проводит предварительные переговоры, ведет конференцию и предлагает план воспитательных и реабилитационных мероприятий.

Если этот план не удается выполнить, дело может быть направлено в суд по делам несовершеннолетних, который действует параллельно с конференциями. Ювенальный суд (судья) вправе: прекратить дело, передать его на рассмотрение семейной конференции (при первоначальном рассмотрении дела о преступлении, за совершение которого, может быть назначено лишение свободы) или — с учетом личности правонарушителя, достижения им 16-летнего возраста (но не старше 17 лет, при отсутствии исключительных обстоятельств) — рассмотреть дело по существу. Дела лиц, достигших 14-летнего возраста и совершивших тяжкие преступления, могут быть направлены судьей на рассмотрение.

Таким образом, семейная конференция в данной модели выступает в качестве альтернативы применения процессуальных мер и в качестве своеобразного фильтра при использовании в отношении несовершеннолетних мер, связанных с осуждением и уголовным наказанием.

Значительный интерес для нас, как граждан государства, воспринявшего романо-германскую правовую систему, представляет опыт организации ювенальной юстиции в странах континентальной Европы и Японии.

Старейшей в Западной Европе является шведская (скандинавская) модель, основывающаяся на принципах приоритета социальной помощи детям, попавшим в трудное положение. Таковыми признаются лица, столкнувшиеся с трудной жизненной ситуацией, дети из так называемых проблемных (асоциальных) семей, совершившие правонарушения, совершившие преступления.

В соответствии с Законом Швеции о службе социальной защиты (1980: 620), социальная помощь может быть оказана любому лицу, достигшему 7 лет и не достигшему 18-летнего возраста по его заявлению. Кроме того, коммуны через своих инспекторов и общественные формирования наблюдают за тем, чтобы все дети получали от родителей надлежащий уход, были обеспечены услугами дошкольных учреждений и школьным образованием, в течение всего рабочего времени родителей находились под присмотром педагогов, не слонялись бесцельно по улице. При отсутствии необходимых средств у семьи, социальная помощь может быть оказана и по заявлению родителей (опекунов). Закон (1990: 52) установил положение об уходе за несовершеннолетними. При возникновении в семье конфликтов, опасной ситуации и т. п. любому несовершеннолетнему (в исключительных случаях — лицу, не достигшему 20-летнего возраста), община может предоставить место в общежитии или гостинице по заявлению нуждающегося в помощи лица.

Каждая коммуна (звено муниципальной системы, равное нашему поселению) «несет ответственность за деятельность службы социальной защиты на своей территории, создает для этого необходимые учреждения и органы, финансирует их деятельность в отношении несовершеннолетних»1.[11]

При этом, в Швеции нет специальных ювенальных судов, дела о преступлениях проступках несовершеннолетних рассматриваются местными судами общей юрисдикции, споры об опеке рассматриваются местными административными судами. В них работает не менее одного судьи, специализирующегося на рассмотрении дел несовершеннолетних (с их участием). Кроме того, в стране действуют 32 частных ювенальных центра (данные 2006 г.), которыми руководит Национальный совет. Они осуществляют открытые и закрытые программы в отношении несовершеннолетних деликвентов (обычно — с 12-летнего возраста, иногда с 10 лет), а также бывших осужденных. При необходимости коммуны покупают места в этих центрах, поскольку государственных и муниципальных социальных приютов в Швеции нет.

Французская система ювенальной юстиции начала формироваться тоже в начале XX века, а после Второй мировой войны была частично воспринята Германией, в которой был принят Федеральный Закон о судах для несовершеннолетних (1953 г.), имеющий сходные институты и принципы с французскими Законом № 45−174 «Правонарушения несовершеннолетних» (1945 г.) и «О воспитании и патронаже молодых заключенных» (1950 г.).

Во Франции создана специальная судебная система и судебные учреждения, которые осуществляют судебную юрисдикцию по делам несовершеннолетних. Кроме того, они рассматривают дела о применении в порядке ст. 375 ГК Франции мер защиты в отношении несовершеннолетних, находящихся в тяжелых, опасных или неблагоприятных условиях. Эти меры применяются на срок не более двух лет. Судья вправе принять решение об изъятии неблагополучного ребенка и передаче его другим родственникам, в медицинское или социальное учреждение, а также специальный центр приема и наблюдения (лиц, не достигших 13-летнего возраста) или принять более старшее лицо под судебную защиту на срок, не более пяти лет. В судебном акте указывается, какая часть расходов по содержанию ребенка частным лицом должна быть компенсирована ему за счет казны.

Ювенальный судья через подчиненных ему судебных чиновников контролирует поведение ребенка, применяемые в отношении него меры воспитания, а также исполнение назначенного несовершеннолетнему наказания. Несовершеннолетними по Закону 1945 года признаются лица в возрасте от 13 до 18 лет, их дела подлежат рассмотрению ювенальным судьей или ювенальным судом присяжных. Последний рассматривает дела подростков от 16 до 18 лет и дела об особо тяжких преступлениях1.

Как и во Франции, в Германии действует уголовное право для несовершеннолетних, которое закрепляет приоритет мер воспитательного воздействия, назначаемых судами, ограничение возможности применения осуждения и уголовного наказания, а также применения отдельных видов уголовных наказаний, первоочередной ориентации на личность преступника (необходимые данные предоставляются социальными службами и полицией)[12][13].

Франция обладает самой развитой в Европе системой воспитательных и пробационных органов. Французы считают, что суд — это «верхушка айсберга», не самая важная часть ювенальной юстиции. В частности, в МВД на уровне полицейских префектур действуют подразделения по предупреждению детской и молодежной преступности и координации деятельности всех служб и учреждений в данной сфере. В Министерстве юстиции действует департамент по защите детства и материнства, осуществляющий координацию работы различных органов, учреждений по оказанию социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также тем, в отношении которых приняты судебные решения (служба пробации).

На низовом уровне действуют органы и должностные лица опеки и попечительства местного самоуправления. Всего действуют более 400 департаментских и коммунальных советов по вопросам профилактики правонарушений, в работе которых участвуют и полицейские. Советы координируют деятельность муниципальных и частных благотворительных учреждений, контролируют приюты, воспитательные центры и приемные семьи.

При этом во Франции строго проводится принцип разграничения компетенции между различными уровнями данной системы по организации и содержанию различных специальных учреждений. Например, Минюсту подчиняются детские тюрьмы и воспитательные центры закрытого типа, инспекторы по пробации, следственные судьи. Департаменты МВД, которым по службе подчиняются и все чиновники органов муниципальной власти, организуют работу крупных воспитательных центров открытого типа, службы психологической помощи, «телефоны доверия», инспекции патроната; коммуны — центров для «неопределенных ситуаций», куда подростки могут приходить сами, приюты для краткосрочного пребывания. Они нередко организуются муниципалитетами на съемных квартирах или с помощью частных благотворительных организаций и частных воспитателей (волонтеров).

В Германии и Бельгии основной объем полномочий профилактического, воспитательного и социального характера реализуется на уровне муниципальных образований. Даже американцы признают, что французская модель организована более эффективно и разумно, т. к. ориентируется на социальную адаптацию «трудных» подростков ив большей мере — на воздействие на их ближайшее окружение1. В самом деле, правонарушающее поведение является следствием дисфункции воспитания, прежде всего семейного, помещения детей и подростков на долгое время в искусственно создаваемые одновозрастные и однополые коллективы, и замещения общения с родителями воздействием тех[14]

институтов, которые по своей природе для воспитания не предназначены, например, развлекательных передач СМИ или сетевых сообществ. Следствием их воздействия становятся трудности адаптации новых членов в разновозрастных коллективах, проблемы культурной трансмиссии, освоения традиционных ролей и различные поведенческие девиации.

Особым своеобразием отличается японская модель ювенальной юстиции, сформировавшаяся сравнительно недавно, но опирающаяся на мощные традиции общинного и семейного воспитания. Однако ювенальная юстиция в Японии сформировалась достаточно поздно (уже после Второй мировой войны) в условиях крушения традиционного уклада и общинного строя, быстрых социально-экономических и политических трансформаций общества. Достаточно отметить, что в Японии имеет место наивысший в странах АТР уровень преступности несовершеннолетних, при том, что уровень насильственной преступности чрезвычайно низок1. Несовершеннолетними (субъектами уголовной ответственности) по Закону «О несовершеннолетних» (1948 г.) признаются лица в возрасте от 14 до 20 лет. Но меры уголовного наказания могут применяться только к лицам, достигшим 16-летнего возраста, и то в крайних случаях. Во всех остальных случаях применяются меры защиты: защитный надзор и помещение в детские исправительные учреждения (открытого или закрытого типа).

Институт защитного надзора — государственная структура входит в Министерство юстиции. Он включает 50 учреждений, 3 филиала, 27 пунктов в провинциях (префектурах). Работают 900 штатных сотрудников и около 9000 внештатных добровольцев, которым государство возмещает расходы и затраты, связанные с выполнением их добровольной миссии[15][16].

Япония обладает мощной системой добровольных общественных формирований, призванных содействовать правоохранительным органам в охране правопорядка и профилактике преступности. К ним относятся формирования профилактики преступности: квартальные комитеты самоуправления; соседские комитеты; РТА — ассоциации родителей и учителей; BBS — движения старших братьев и сестер; ассоциации предупреждения краж в многоквартирных домах; ассоциации предупреждения разбойных нападений на финансовые учреждения; ассоциации «наставников несовершеннолетних» (занимаются выявлением «трудных» и деликвентных подростков и организацией их воспитания); ассоциации связи школы и производства с полицией; центры по руководству несовершеннолетними (детские и подростковые клубы).

Кроме того, исследователи отмечают общественные организации, работающие с осужденными и их представителей: добровольные посетители пенитенциарных учреждений и тюремные священники (сфера «институционального обращения»); ассоциации реабилитационной помощи правонарушителям; женские организации содействия реабилитации, ассоциации предпринимателей, трудоустраивающих осужденных, отбывших наказание. Все они получают помощь как из муниципальных бюджетов, так и по линии «профильных» министерств и ведомств, что не является обременительным для последних. В Японии исключительно высокий уровень жизни, а расходы на профилактику полностью перекрываются предотвращенными убытками от преступлений, расходами по их расследованию и наказанию делинквентов.

Большое внимание уделяется укреплению связей общества и правоохранительных органов. Основная масса полицейских не приезжает на работу в офисы из других мест, а непосредственно живет в зданиях полицейских постов («будок») на обслуживаемой территории. Они располагаются так, чтобы на одного полицейского приходилось примерно по 400 семей, проживающих в округе. Эти посты являются учреждениями коммунальной службы1. В то же время граждане полностью отстранены от отправления правосудия.

Общественные формирования реализуют разнообразные примирительные и восстановительные процедуры до решения[17]

прокурором вопроса о привлечении несовершеннолетнего к ответственности. Возместить вред потерпевшему и принести извинения — гражданский долг каждого правонарушителя. (При этом в Японии действует закон о компенсации за счет государства вреда, причиненного частным лицам вследствие совершения преступления.).

Закон 1948 года относит дела о преступных деяниях несовершеннолетних к компетенции семейных (государственных) судов, которые решают только вопрос о привлечении или непривлечении несовершеннолетних к уголовной ответственности. В таком случае суд направляет со своим заключением материалы прокурору для передачи в суд общей юрисдикции. Доля таких дел составляет тысячные доли процента.

Процедуры, применяемые семейными судами, упрощены и гуманизированы: отсутствует состязательность, все заседания проводятся в закрытом режиме, с несовершеннолетними находятся их родители, опекуны и «сопровождающий» (адвокат). В штатах судов имеются исследователи, которые обязаны представить суду отчет о причинах противоправного поведения подростка и особенностях развития последнего. Полиция от производства по делам о правонарушениях несовершеннолетних отстранена, в её функции входит пресечение правонарушений и незамедлительная доставка задержанного правонарушителя к семейному судье.

Данная система исключительно высоко оценивается всеми исследователями, поскольку позволяет значительно экономить средства уголовно-исполнительной системы, защищает подростков от мер уголовной репрессии, а также ориентируется на минимизацию ущерба для общества. В структуре преступности несовершеннолетних преобладают малозначительные преступления, уровень наркотизации, алкоголизации молодежи достаточно низок, а рецидив встречается крайне редко.

С учетом изложенного, целесообразно выделить следующие принципы ювенальной юстиции, соответствующие каждому из её концептуальных определений:

— в сфере законодательного регулирования: приоритет норм международного права; научность, учет особенностей психического развития детей, подростков, молодых людей; федерализм;

приоритет интересов социальной защиты, восстановления прав потерпевших, охраны прав несовершеннолетнего; раннего реагирования на проявления деликвентности; приоритет мер по исправлению поведения и по воспитанию перед наказанием за правонарушения;

  • — в сфере воспитания, образования и пробации: приоритет мер семейного воспитания, образования и надзора за поведением, сочетания деятельности общественных, муниципальных и государственных структур, разделение функций общей профилактики и раскрытия преступлений, создание интегрированных систем органов, обеспечивающих социализацию подростков и молодежи, ресоциализации молодых осужденных1;
  • — в сфере регулирования приемов и способов разрешения конфликтов: закрепление упрощенных процедур рассмотрения дел об административных правонарушениях и преступлениях, не являющихся тяжкими, несовершеннолетних правонарушителей, исключающих осуждение; гарантированное возмещение вреда, причиненного правонарушением, при участии самого правонарушителя; быстрое разрешение дел об изъятии несовершеннолетнего из окружающей обстановки, опасной для его здоровья и развития; обязательное участие всех несовершеннолетних деликвентов в образовательных программах под наблюдением попечителей (пробаторов);
  • — в сфере построения органов ювенальной юстиции: учет отечественного и зарубежного опыта, национальных традиций; сочетание усилий общественности и государства; сосредоточение основных сил и средств на муниципальном уровне; координация деятельности органов и заинтересованных лиц на государственном уровне; введение универсальных форм отчетности и статистики, разграничение компетенции и ответственности должностных лиц.[18]

В соответствии с этими принципами необходимо проанализировать отечественный опыт и современные концепции построения системы ювенальной юстиции, оценить результаты экспериментов, проводящихся в ряде субъектов Федерации, а также разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной системы в Российской Федерации.

  • [1] Государство и право. 2003. № 9. С. 114−121; № 10. С. 102−112. 203
  • [2] Окунев Н. А. Исправительно-работные дома на смену тюрьмы. С.-Петербург. Паровая типография Л. В. Гутмана, 1914. С. 12.
  • [3] Люблинский П. И. Хулиганство и его социально-бытовые корни //Хулиганство и хулиганы. М., 1929. С. 35.
  • [4] Рубашева А. М. Особые суды для малолетних и система борьбы с детской преступностью. Т. 1 (Америка, Англия, Германия и Австрия). ИзданиеМосковского Мирового Судьи по делам о малолетних. М., 1912 г. С. 125.
  • [5] Дискуссия 2009;2010 гг. о перспективах ювенальной юстиции в России: Медведева И. Я. Ювенальная юстиция как угроза семье, обществу и государству // Философия права. 2010. № 2. С. 7−9; Чиркова С. Е. Ювенальнаяюстиция и ее «жертвы» // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3 (29).С. 20−21; Котов О. В. Ювенальная юстиция: исторический опыт и современныепроблемы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. № 5 (24). С. 163−173; и др.
  • [6] См.: Бэйзмор Г. Три парадигмы ювенальной юстиции // Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Вып. 1. М., 1999. С. 65, 68;Ермоленко Д. А. Ювенальная юстиция: американский опыт // Юридическая наукаи практика (трибуна молодых ученых): сб. статей. Вып. 11, Т. 1. Ниж. Новгород: Изд-во Нижегор. акад. МВД России, 2011. С. 249−252.
  • [7] См.: Носырева Е. Суды мелких исков в американской правовой системе // Российская юстиция. 2000. № 6. С. 15.
  • [8] Чернова М. А. Ювенальная юстиция: история развития в зарубежных
  • [9] странах // Международная и внутригосударственная правовая политика в условиях глобализации: проблемы теории и практики: сб. статей по материалам
  • [10] ежегодной международной научной конференции (13−15 октября 2011 г.).Тамбов 2011. С. 118−122.
  • [11] Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологическиепроблемы развития / под ред. А. И. Бойцова. М., 2006. С. 541.
  • [12] См.: Судебная система и судебные учреждения. М, Изд. ПосольстваФранции в России, 2003. С. 51, 122, 161−167; Санси С. Ювенальная юстицияво Франции. Меры интеграции в общество и методы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей // Интеграция несовершеннолетних правонарушителей в общество: роль судов и социальных служб (зарубежная практикаи российский опыт): сборник докладов. М., 2011. С. 203−207; Калистров М. В. Ювенальная юстиция Франции // Человек: преступление и наказание: сб. материалов межвузовской научно-теоретической конференции адъюнктов, аспирантов, соискателей, курсантов, слушателей и студентов (22 марта 2013 г.).Рязань: Аккад. ФСИН России, 2014. С. 305−307.
  • [13] См.: Пергатоле А. А. Уголовная ответственность несовершеннолетнихпо уголовному праву Германии. Красноярск, 1999. С. 21−30.
  • [14] Семенова Н. С. Ювенальная юстиция и право на образование в Европейской конвенции по правам человека // Вестник Российского университетадружбы народов. 2012. № 4. С. 184−193.
  • [15] См.: Морозов Н. А. Преступность и борьба с ней в Японии. СПб., 2003.С. 60−61.
  • [16] См.: Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / под ред.И. Д. Козочкина. М., 2001. С. 504.
  • [17] См.: Морозов Н. А. Указ. соч. С. 164−165.
  • [18] Ермаков В. Д. Ювенальная юстиция — это не только ювенальныесуды // Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзорапо делам несовершеннолетних: материалы круглого стола. М.: Аккад. Ген. Прокуратуры РФ. 2010. С. 27−33.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой