Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Архитектура. 
Эстетика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Благодаря своей специфике (трехмерности) скульптура может максимально имитировать человеческое тело, но такая имитация не является ее идеалом. Более того, уже в античности было замечено, что точная передача всех черт и пропорций ведет к изъяну эстетического эффекта (она может быть идеальна полезна, например, при создании анатомических учебных муляжей). Также скульптура всегда вписана в среду… Читать ещё >

Архитектура. Эстетика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организует пространство обитания человека и поэтому характеризуется максимальным присутствием прагматической составляющей, так как практически всегда должна учитывать соображения удобства. Даже если архитектура не предназначена для жилья (триумфальная арка), она включена в повседневное жизненное пространство и не должна мешать существованию людей в нем. Архитектура всегда соотнесена со средой, ландшафтом (природным или городским), поэтому помимо пропорции частей и размеров, способных менять эстетический эффект (например, гигантомания эстетически уродлива), большое значение имеет правильность «привязки» к среде. Даже безупречное здание не должно выглядеть инородным привнесением.

Из-за присутствия в архитектуре утилитарного компонента вопрос о его «удельном весе» неоднократно был предметом споров. Ряд направлений в архитектурной эстетике XX в. фактически приравнивали функциональное удобство к эстетической ценности здания (конструктивизм, функционализм), что зачастую вело к эстетическому обеднению. Напротив, стиль модерн (рубеж XIX—XX вв.) ставил целью превращение банального жилого помещения в великолепный синтез искусств (поскольку интерьер мыслился как пребывающий в единстве с помещением), когда обычные детали квартиры становились изящными, эстетически значимыми, способными выступать и как автономное произведение вне общего контекста архитектурной конструкции.

К архитектуре примыкает градостроение, которое можно считать искусством в той мере, в какой оно включает эстетическую составляющую. Специфической частью градостроения является обустройство кладбищ, не случайно называемые в греческом языке «городами мертвых». Помимо утилитарной функции (погребение тел умерших) кладбище может стать ценным памятником культуры и нести высокую эстетическую ценность, как-то и произошло с крупными известными некрополями (Пер-Лашез в Париже, Реколета в Буэнос-Айресе, многие некрополи Москвы, С.-Петербурга, Киева). «Город живых» и «город мертвых» не исключают друг друга, а то, насколько их соседство, даже очень близкое, будет возможным, зависит от архитектора. Если жилой дом или иное здание лишено эстетических черт, оно не является образцом архитектуры как искусства, а относится к технологии производства жилья (или зданий иного типа).

Жанры архитектуры определяются в значительной мере утилитарным назначением зданий: архитектура жилая, храмовая, промышленная, мемориальная, фортификационная. К архитектуре относится и устройство некрополей — это разновидность архитектуры малых форм.

Садово-парковое искусство считается близким к архитектуре, но, во-первых, содержит элементы изобразительного искусства, во-вторых, является изначально синтетическим, поскольку пространство парка включает, например, скульптуру. Оно состоит в эстетическом преображении ландшафта с обязательным использованием растений. Растения можно подвергать искусственной обработке (придавать кустам и кронам деревьев необычную форму) или оставлять в первозданном виде, но они превращаются из природного объекта в часть искусства. Как и архитектура, парк выполняет утилитарные функции, являясь местом проведения досуга.

Изобразительное искусство

Создает статичный текст, передавая узнаваемый облик предметов. Традиционно делится на живопись, графику и скульптуру.

Живопись использует язык линий и цветовых пятен для создания двухмерного текста.

Графика, как и живопись, создает двухмерный текст, но использует линию. Вместо пятен выступают фрагменты материала, выделенные линиями. Разнообразие жанров графики зависит от особенностей материалов (черно-белая и цветная) и техники (так, гравюра предполагает серийное изготовление оттисков с первоначально сделанного рельефного изображения, которое, в свою очередь, тоже допускает разные материалы и технику).

С развитием технологий развился и такой новый жанр, как компьютерная графика, обладающий собственными возможностями.

Скульптура благодаря трехмерности позволяет более натуралистично изобразить реальность.

Обычно выделяемые жанры: станковая, декоративная, монументальная.

Поскольку для создания трехмерного изображения чаще используются материалы прочные и тяжелые, скульптура подвержена «риску» выглядеть тяжеловесной. Однако этого можно избежать изменением размеров, техникой, которая сильно разнится у разных авторов, самим выбором материала (камень, металл, дерево, стекло, фарфор, янтарь, пластические массы). Поверхность скульптуры может быть отполирована или сохранять естественную фактуру, цвет, степень светопроницаемости, покрыта лаком или раскрашена; в последнем случае она может быть монохромной и полихромной (многоцветной). В искусстве барокко скульпторам удавалось сочетать воздушность и изящество с динамизмом, избегая не только впечатления тяжеловесности, но и неподвижности и омертвелости (Л. Бернини), что часто оказывается проблемой для художников. Скульптор может сглаживать естественную фактуру материала, а может подчеркивать ее и даже специально пользоваться уже имеющимися его особенностями, как это часто делается с деревянной скульптурой, использующей естественные очертания куска дерева и фактуру древесины. Скульптура может быть полнообъемной или представлять собой только рельеф (горельеф, барельеф, контррельеф — в зависимости от того, создано изображение углублением или возвышением над плоскостью материала и каков объем возвышения, насколько фигуры «выпадают» из массива). Изготовление скульптур из необычного материала может создавать переходные случаи между видами и жанрами искусства. Так, фигуры, полученные обработкой кустов и древесных крон, могут быть отнесены и к садово-парковому искусству.

Благодаря своей специфике (трехмерности) скульптура может максимально имитировать человеческое тело, но такая имитация не является ее идеалом. Более того, уже в античности было замечено, что точная передача всех черт и пропорций ведет к изъяну эстетического эффекта (она может быть идеальна полезна, например, при создании анатомических учебных муляжей). Также скульптура всегда вписана в среду, небрежность соотнесения со средой (начиная с невыверенности размеров) снижает эстетический эффект и даже создает впечатление уродливости. Это особенно важно для декоративной и монументальной скульптуры.

Как и в случае с живописью, в XIX в. начинаются попытки отхода не только от реализма, но и от изобразительности вообще. О. Роден создает скульптуры, нарочито производящие эффект незавершенности, как будто работа над изображением была случайно прервана. Такая эстетика незавершенности побуждает зрителя «додумывать» изображенное, открывая большой горизонт для интерпретаций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой