Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История кодификации греко-римского права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы привели свод законов к соразмерности, переложили сочетания латинских терминов на язык Эллады, учинили восстановление нарушенных законов, а некоторые из нуждающихся в исправлении с пользой исправили, а также позаботились сделать новые узаконения о том, о чем не было издано закона, чтобы не ускользнуло от нас и пропущенное в законах. Собравши этот материал в целом 40 титулах, мы утвердили… Читать ещё >

История кодификации греко-римского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиция кодификации изначально затрагивала только такой источник римского права, как конституции принцепсов. При этом они носили, судя по всему, частный, а не официальный характер. Традиция считает первым опытом такой кодификации издание в 297 гг. Codex Gregorianus. В него вошли акты принцепсов с 196 по 297 г. Текст этого памятника до нас не дошел. Второй опыт кодификации приходится на начало IV столетия — Codex Germogenianus. От него сохранились небольшие отрывки в виде цитат в позднейших актах. Более или менее сохранившийся акт — это Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) 438 г. Это уже акт византийского императора и по праву может считаться вследствие этого первым опытом кодификации византийского права. Конституции императоров, не вошедшие в состав этого кодекса, утрачивали свою силу с 1 января 439 г. Этот же акт знаменателен тем, что «канонизировал» (lex allegatoria) имена пяти юристов, ссылки на работы которых стали обязательными при цитировании и поиске юридического основания. Но вершиной кодификационной работы по праву считается кодификация Юстиниана Великого, получившего в работах глоссаторов XII столетия наименование Corpus iuris civilis.

Причина, побудившая Юстиниана приняться за работу, объяснена им самим — необходимость обновления права, названного императором очень верно «vetus ius», удаление из него повторений и придание необходимой системы, удобной для использования в судах и администрации. Первый опыт состоялся в 529 г. с выходом Codex Justinianus, состоявшим из 12 книг. Он содержал конституции в систематизированном и переработанном виде от императора Адриана до самого Юстиниана. Сам Кодекс, к сожалению, до сих нор не переведен на русский язык.

Второй этап — издание сердцевины кодификаций — знаменитых Дигест или Пандект, если пользоваться термином греческого языка. Именно Дигесты содержали в себе свод римского права в переработанном виде. Состав Дигест согласно конституции Tanta определялся следующим образом: Prota — с 1 по 4 книги, De iudicius — с 5 по 11, De rebus — с 12 по 19, Umbilicus (Сердцевина) — с 20 по 27, с 37 по 46 и с 49 по 50 не имели названия, Libri terribiles — с 47 по 48. Наконец, третий этап — издание в 533 г. специального учебника для изучения Кодекса и Дигест — Институций Юстиниана. Полный текст Дигест и Институций существует в русском переводе.

Окончив издание этой грандиозной работы, Юстиниан совершенно справедливо посчитал (конституция Cordi), что если впоследствии изменчивая природа вещей создаст что-либо новое, требующее императорского утверждения, то будут изданы новые конституции — novellae constitutioncs. Отсюда за новыми конституциями василевсов после Юстиниана закрепляется повое название — «новеллы». Последняя такая новелла была издана Юстинианом в 565 г. Корпус новелл этого императора насчитывает 137 актов. Формально новеллы Юстиниана к его кодификации не относятся, они были включены в Corpus iuris civilis уже упоминавшимися нами глоссаторами, невежество которых извиняет незнание ими греческого языка. Они, как известно, даже отказались глоссировать те места Дигест, которые оказались у них в греческом варианте. Пресловутое graecum est non legitur давало о себе знать в Европе вплоть до XV столетия.

Последовавшие после Юстиниана перемены, бурные события, отпадение египетских, африканских и западных провинций — все это привело к постепенному прекращению использования Дигест в практике судов и учреждений. Важное изменение происходит в начале VII в., когда латынь уходит из канцелярий, а на ее место приходит византийское койнэ. Судья или администратор теперь вовсе не обязательно знает латынь, хотя этот язык употреблялся в империи вплоть до ее падения, он теперь пользуется Парафразами Феофила, Комментариями Исидора, нежели самим аутентичным текстом. Известное неудобство, вызванное этим, понуждает Льва Исавра к первой после Юстиниана кодификации уже чисто византийского права.

В 740 г. император Лев III Исавр и его симвасилевс Константин V Копроним издают знаменитую Ecloga legum в 17 титулах. Впрочем, в науке до сих пор идет спор о точной датировке памятника, называют и другую дату — 726 год. В значительной мере источниками Эклоги явилось каноническое право православной Церкви и законодательный материал, начиная с Юстиниана. По своему объему это был довольно небольшой акт, посвященный вопросам уголовного и брачно-семейного права, некоторые его титулы рассматривали вопросы обязательственных отношений, вещного права, например титул XII «О вечном и ограниченном эмфитевзисе».

Ввиду лапидарности самого текста Эклоги в середине VIII в. к ней издаются знаменитые приложения: Appendix Eclogae Leonis et Constantini, в которые входят: Nomos georgikos (leges rusticae), Nomos nauticas (leges navales), Nomos stratiotikos (leges militares), а также Nomos Mosaikos. Основной источник для этих актов, за исключением законов Моисея, — Дигесты Юстиниана и обычай народов, переселившихся в империю в указанный период. В частности, в литературе было высказано вполне правдоподобное мнение, что появление в Земледельческих законах положений об общине могло быть вызвано исключительно славянским влиянием. Основным источником Морских законов, как считают, явились Родосские морские законы (De lege Rhodia de iacta), восходящие к эпохе Античности. Законы Моисея представляли собой сборник 70 цитат из Септуагинты — знаменитого Семидесятитолковника или первого перевода Ветхого завета на греческий, сделанного еще при Птолемее III Эвергете в III в. до Р. Х. Военные законы представляли собой компиляцию из Стратегикона императора Маврикия (582−602), прославившегося как крупный полководец и серьезный военный теоретик.

Несмотря на дурную славу Льва Исавра (как известно, он явился одним из последних еретиков на троне, был главарем партии иконокластов-иконоборцев), плод его кодификационной работы имел необыкновенную популярность в самой Византии и странах, подпавших под ее культурное воздействие: Балканы, Южный Кавказ и, конечно, Россия. Именно этим объясняется наличие многих позднейших переработок Эклоги в духе приближения се текста к тексту Дигест. Эти переработки известны под названием «Эклогадии», популярностью пользовались Eklogadion начала IX в. и Ecloga privata aucta середины IX в.

Следующий опыт кодификационной работы приходится на эпоху Македонской «династии». Удрученные состоянием юридического образования в империи, изменившимися условиями жизни (при этой династии империя возвращает многие утерянные провинции) и, конечно, главной идеологической причиной — невозможностью пользоваться плодом кодификации еретика, император Василий I Македонянин и его сын-соправитель Лев VI Философ издают в 878 г. свою знаменитую «Ручную книгу законов» (Procheiros nomos), именуемую часто просто «Прохирон». По жанру — это подражание Институциям Юстиниана, задача которого определена очень четко в предисловии к памятнику:

«Мы привели свод законов к соразмерности, переложили сочетания латинских терминов на язык Эллады, учинили восстановление нарушенных законов, а некоторые из нуждающихся в исправлении с пользой исправили, а также позаботились сделать новые узаконения о том, о чем не было издано закона, чтобы не ускользнуло от нас и пропущенное в законах. Собравши этот материал в целом 40 титулах, мы утвердили санкцию этого законодательства». В титулах с 1 по 11 рассматривались вопросы брака и семьи, с 12 по 20 — обязательственные отношения, с 20 по 37 — наследственные отношения. Титул 38 был посвящен праву застройки, 39 рассматривал вопросы преступлений и наказания, титул 40 содержал положения о разделе военной добычи.

Прохирон рассматривали законодателем как подражание Юстиниану, следовательно, необходимо было продолжение работ согласно частям Юстинианова законодательства. В полной мере поэтому восстановление права эпохи Юстиниана могло состояться при издании акта соразмерного с Дигестами. Это происходит только в 892 г. при издании Львом VI Философом знаменитого «Царского закона» (Basilika). По своей систематизации и обработке материалов Василики существенно ушли вперед по сравнению с Дигестами Юстиниана. Сам памятник состоял из 60 книг: 1 — положения о Святой Троице и правила православия; 2 — принципы права; с 3 по 5 — каноническое право; с 6 по 9 — публичное право; с 10 но 53 — частное право; с 54 по 57 — военное право; 58 — право сервитутов; 59 — право погребений; 60 — уголовное право.

Помимо Прохирона и Василик в это время издается еще один кодификационный акт, к составлению которого был причастен знаменитый патриарх Фотий. В 886 г. издается Эпанагога (часто именуемая «Исагога»), т. е.

введение

в переработанное повторение законов. По жанру — это то же повторение Институций, только теперь это уже и своеобразная критика Прохирона, не случайно в литературе Эпанагогу считают редакцией Прохирона. Эпанагога состояла из 40 титулов: 1 — принципы нрава и правосудия; с 2 по 7 — положения об императоре, патриархе и должностных (начальствующих) лицах; с 8 по 10 — о рукоположении епископов и церковной иерархии; с 11 по 13 — 0 судах, свидетелях и документах; с 14 по 17 и 21 — о помолвке и браке; с 18 по 20 — о приданом и дарении между супругами; с 22 по 28 — о договорах; с 29 по 38 — 0 завещаниях, завещательных отказах и наследовании; 39 — 0 праве застройки; 40 — о наказаниях.

Все три памятника пользовались огромной популярностью. Василики, например, были санкционированы к применению в отношении греческого населения турками после падения Константинополя.

Кодификации Македонской «династии» справедливо считаются вершиной развития юридической мысли Византийской империи. Последовавшая после нее эпоха — это эпоха упадка, довершенная падением Константинополя в 1204 г. Только при Палеологах выходит последний кодификационный акт, оставивший заметный след в истории права. В 1345 г. выходит частная кодификация, авторство которой приписывается судье из города Фессалоники Константину Арменопуло. Несмотря на частный характер кодификации, она получила официальное признание. Кодификационный акт носил название «Гексабиблия» или «Шестикнижие», что отражало его структуру. Формально Шестикнижие представляло собой практическое пособие для судей. Источниками его являются предшествующие кодификационные акты Македонской «династии», новеллы позднейших императоров, а также большое количество работ известных византийских юристов. Система Шестикнижия примечательна: книга первая — общие принципы права, вопросы правои дееспособности, принципы судопроизводства, положения о реституции; книга вторая — вещное право: владение, собственность, право застройки; книга третья — об обязательствах, право залога; книга четвертая — брачно-семейное право; книга пятая — наследственное право; книга шестая — обязательства из деликтов.

Эта почти современная систематизация памятника, свойственная нынешним гражданским кодексам, обеспечила ему долгую жизнь. Например, официально Шестикнижие заменяло собой гражданский кодекс в Греции вплоть до 1940 г. В Российской империи Шестикнижие официально применялось в Бессарабии вплоть до 1917 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой