Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Население Древней Индии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересно отметить, что традиция признает как бы два этих варианта происхождения варн одновременно. Ведическая традиция говорит о создании варн Брахмой из различных частей своего тела, а традиция шастр — о происхождении варн от разных сыновей первочеловека Ману (см., например: Ригведа.Х. 90 и Законы Ману. III. 194−198 соответственно). Важно отметить, что Манусмрити тем не менее содержат… Читать ещё >

Население Древней Индии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие варны

Основная проблема, которая кажется до сих пор неразрешимой, касается вопроса происхождения варн в Древней Индии. Выше мы уже касались вскользь этой темы. В основном существует две противоположные точки зрения. Обе основываются на объективных фактах, но идеологически ангажированными учеными всегда противопоставляются.

Доказано, например, что санскритское varna означает «цвет», «свет» и в ранневедической литературе применялось с целью обозначить dvaparaja, дваждырожденных — голубоглазых и белокожих арийцев в противовес dasa — дравидам, расовой особенностью которых является черная кожа[1]. Эти факты совершенно неосновательно оценивали как расистские и, следовательно, ненаучные. Однако еще в древности (например, Страбон) отмечалось, что кожа северных жителей Декана гораздо светлее, чем южных. Краниологические исследования, исследования крови и другие антропометрические измерения, проведенные индийскими учеными уже в середине прошлого столетия, показали, что варны (касты) современной Индии практически ничем друг от друга не отличаются, но такие различия — и очень существенные — есть между всеми ними и потомками автохтонов-дравидов.

Вполне доказано также, что причина появления варн коренится во многом в первобытном разделении труда. Это разделение труда на жречество (условно можно его даже назвать «интеллигенцией»), воинов, ремесленников, и земледельцев (скотоводов) известно было всему Древнему миру. Однако существенным отличием индоевропейских племен Индии было то, что эти группы, образованные вследствие разделения труда, в определенный (как правило, очень древний) период ее истории, испытали на себе влияние принципа эндогамии. Раз так, они неизбежно должны были превратиться в замкнутые группы. Этот факт (влияние эндогамии) можно объяснять двояко: с одной стороны, варны, скорее всего, строились на чрезвычайно древнем племенном делении индоариев, с другой — в том, что зарождение государственного интереса потребовало, в свою очередь, идеологического (религиозного) обоснования варнового разделения населения Древней Индии.

Интересно отметить, что традиция признает как бы два этих варианта происхождения варн одновременно. Ведическая традиция говорит о создании варн Брахмой из различных частей своего тела, а традиция шастр — о происхождении варн от разных сыновей первочеловека Ману (см., например: Ригведа.Х. 90 и Законы Ману. III. 194−198 соответственно). Важно отметить, что Манусмрити тем не менее содержат подтверждение ведической версии происхождения варн из частей тела Брахмы (Ману. I. 31−35). В литературе ранних Упанишад варновое деление осмыслено с гностических позиций. Знание (логос) Брахмы порождает логосы (дхармы) других варн.

Последнее предположение кажется нам предпочтительнее остальных. Древнеиндийская философия знает такое понятие, как atman. В общих чертах это сознание человека, которое содержит в себе несколько элементов-составляющих: разум — jnana, деятельность — kriya, желание — iccha. Исходя из этой классификации индоарии выработали учение о четырех господствующих типах характера, свойственных человеку. В чем-то они совпадают с известными психиатрам типами характеров, как то: холерик, сангвиник и пр. Однако Веды учили, что каждой варне присущ особый тин характера. Для брахмана он определялся как спокойствие в речах и манере поведения. Это тип философа, созерцателя действительности. Для кшатрия необходим энергичный стиль поведения. Для вайшьи необходимо стремиться к наслаждениям, но не быть их рабом. Для шудр Веды затруднялись определить психологический портрет. Но во всяком случае считалось, что шудра — это тот, кто всецело находится во власти момента, он не может даже стремиться к наслаждениям, так как вряд ли понимает, что это такое. Он — это очень важно — как ребенок (!), его ум находится на детском уровне развития, а тело достигло зрелости. Будучи взрослым ребенком, он нуждается в пастыре.

  • [1] Расовый облик дравидов соответствовал современному облику аборигенов Австралии.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой