Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Социология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учебник полностью охватывает содержание курса. Обеспечена достаточная глубина погружения в содержание курса на основе достижений современной социологической науки. Материал подастся в проблемном, дискуссионном ракурсе — рассматриваются различные точки зрения на объяснение сущности социальных явлений и процессов, аргументируется авторская позиция по изучаемым проблемам. Отдельно освещаются… Читать ещё >

Предисловие. Социология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее издание является учебником по курсу «Социология». В нем использованы материалы лекций, читаемых авторами для направлений подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция» и специальности «Экономическая безопасность».

Основная цель данного издания заключается в теоретическом освещении сущности социальных явлений и процессов, а также в развитии исследовательской культуры студентов.

Учебник выполнен в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и включает следующие компоненты содержания учебной дисциплины «Социология»:

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль н девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

В результате изучения дисциплины студент должен освоить:

трудовые действия

  • — владение методами социологического исследования;
  • — навыками организации социологического исследования;

необходимые умения

  • — анализировать социальные проблемы;
  • — выявлять социальные факторы, влияющие на социальное взаимодействие, социальные отношения, социальные процессы и изменения;
  • — толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в обществе;
  • — организовывать и проводить социологические исследования в своей профессиональной сфере;

необходимые знания

  • — содержание классических и современных социологических теорий;
  • — понятийный аппарат социологии как науки;
  • — социальная структура и стратификация общества;
  • — социальное взаимодействие и социальные отношения;
  • — сущность и структура культуры;
  • — социальный контроль и девиацию;
  • — социальные изменения;
  • — процедура и методы социологического исследования.

Данное издание относится к типу теоретических учебников и является основным элементом учсбно-меюдичсского комплекса, включающего программу курса, рабочую программу, словарь, хрестоматию и систему практических задач и упражнений.

Учебник полностью охватывает содержание курса. Обеспечена достаточная глубина погружения в содержание курса на основе достижений современной социологической науки. Материал подастся в проблемном, дискуссионном ракурсе — рассматриваются различные точки зрения на объяснение сущности социальных явлений и процессов, аргументируется авторская позиция по изучаемым проблемам. Отдельно освещаются возможности и ограничения методов социологического исследования на основе выделения качественной и количественной стратегии. Особое внимание уделяется проблеме культуры и этики социологического исследования. Кроме того, особенность учебника заключается в том, что он позволяет развивать социологическое воображение студентов в процессе формирования системы социологических знаний, необходимых для специалистов.

Основная часть учебника состоит из 8 глав, которые последовательно раскрывают логику социологического анализа.

В первой главе дана эволюция представлений об объекте и предмете науки в истории социологии, парадигмальная структура и современное состояние социологической метатеории.

Вторая глава посвящена описанию моделей общества, а также анализу места и роли культуры в становлении и развертывании социальности.

В третьей главе рассматриваются метод и категориальный аппарат анализа исторической и экосоциальной эволюции общества.

Четвертая глава посвящена проблемам социальной структуры и социальных институтов, их роли в функционировании и регулировании развития исторических систем общественных отношений.

В пятой главе анализируется современный потенциал социологии в изучении проблем личности и намечаются перспективы развития социологии как науки, способной к «расшифровке» механизмов функционирования и развития общества как системы межличностного взаимодействия.

В шестой главе описываются функции, виды, методология и процедура эмпирического социологического исследования, а также требования, предъявляемые к программе исследования.

Седьмая глава содержит характеристику разнообразных методов, которые используются в количественной стратегии исследования.

В восьмой главе рассматриваются особенности качественной стратегии исследования и качественные тактики.

В методическом плане учебнник способствует развитию навыков самостоятельной работы студентов в рамках данного курса. В дополнение к нему необходимо использовать другие элементы методического комплекса.

Основной текст сопровождается примерами, рисунками, таблицами, необходимым дидактическим аппаратом. В конце каждой главы приводятся глоссарий, вопросы и задания для обсуждения.

Авторы старались отдать должное богатому опыту специалистов в области социологических наук и максимально точно воспроизвести их точки зрения на различные аспекты жизнедеятельности общества, а также методы социологических исследований.

Главы 1—5 написаны Е. С. Баразговой, остальные разделы подготовлены Т. Е. Зерчаниновой.

Современное общество характеризуется повышением темпов социальных изменений. В этих условиях возрастает роль исследования тенденций и направленности социальных процессов, основанного на достоверной, научно обоснованной информации. Ее анализ имеет особое значение для органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций, так как эффективность управленческой деятельности зависит от качества получаемой субъектами управления информации и уровня развития социологического стиля мышления и воображения.

Успешность предприятий и организаций во многом зависит от умения руководства осуществить всесторонний, научно обоснованный, системный подход к управлению социальными процессами. К сожалению, современные менеджеры в большинстве случаев не уделяют должного внимания использованию возможностей науки в своей практической деятельности. Наука и практика продолжают подчас противостоять друг другу: руководители очень мало, чаще стихийно используют научные рекомендации, выводы и предложения ученых. В управленческой практике продолжает господствовать принцип самодостаточности, метод проб и ошибок. Это не может не привести к снижению социальной эффективности управленческих решений.

Современный менеджер кроме прочих знаний должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске социальных факторов повышения эффективности управления. Новые тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. Возникает понятие менеджер исследовательского типа. Можно выделить следующие его черты[1]:

  • • Проблемное видение мира.
  • • Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.
  • • Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных, или даже противоположные им.
  • • Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
  • • Инновационность и бсзынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

Мировой опыт подготовки специалистов в области управления свидетельствует о том, что современные менеджеры должны иметь профессиональную подготовку по гуманитарным и социальным дисциплинам. Будущим менеджерам необходимо изучать не только право и экономику, но и социологию, психологию, антропологию, культурологию. Эти науки накопили большой опыт исследования макрои микросоциальных процессов, которые являются результатом взаимодействия людей в обществе. Для того чтобы управлять социальными процессами на общегосударственном, региональном, местном и локальных уровнях, необходимо уметь осуществлять их диагностику, выявлять факторы, оказывающие влияние на эти процессы, разбираться в мотивах поведения людей. Всему этому способствует знание и умение использовать на практике многообразные методы социологии. Это поможет будущим менеджерам лучше понять суть социальных отношений, сориентироваться в многообразии вариантов управленческих решений, выработать адекватные стратегии и социальные технологии, т. е. стать эффективным менеджером, тонко чувствующим реакцию социальной среды на управленческие решения.

Социология — одна из основных общественных наук, рассматривающая закономерности и проблемы формирования, развития и функционирования социальных отношений, способов взаимодействия социальных субъектов в различных сферах общества. Она выявляет роль индивидов, социальных групп, слоев, классов в социетальной и социальной системах. Социология анализирует социальные процессы, функционирование социальных институтов и организаций, социокультурные формы и типы общественной жизнедеятельности.

Основная цель преподавания учебного курса — на основе рассмотрения теоретических и прикладных аспектов социологического знания сформировать у студентов устойчивое целостное представление о механизмах социального взаимодействия в процессе функционирования и развития общества, закономерностях повеления человека в социальных общностях.

Это позволяет раскрыть закономерности возникновения и трансформации социальных отношений между управляющей и управляемыми системами, место личности, социальной группы в этих системах, роль социальных институтов и организаций в обществе.

Отсюда вытекают приоритетные задачи курса:

  • • показать закономерность возникновения и развития общественной потребности в социологии как науке,
  • • раскрыть основные этапы в эволюции и теоретико-методологические основы различных школ и парадигм социологии, содержание социологических концепций, структуры, функций, форм и типов социологического знания,
  • • сформировать у студентов устойчивые представления о специфике социологических исследований, методов и методики их проведения,
  • • выявить сущность основных проблем, изучаемых социологией в современный период.

Из современных отечественных авторов, исследующих историю социологии, отметим работы Э. А. Капитонова, Ю. Н. Давыдова, П. П. Гайденко, В. П. Култыгина, Г. Е. Зборовского, Л. Г. Нонина, Л. А. Беляевой, Н И. Лапина, Ю Г. Волкова, В. Н. Нечипуренко, С И. Самыгина, Н. Е. Покровского и др.

Теоретическая социология получила развитие в трудах Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева, Ж. Т. Тощенко, Г. Е. Зборовского, А. Г. Эфендиева, С. С. Фролова и др.

Методы социологических исследований рассматриваются в работах В. А. Ядова и В. В. Семеновой, М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги, В. Г. Андреенкова и О. М. Масловой, И. Ф. Девятко, З. В. Сикевич и др.

Одни из лучших и наиболее полных современных учебников и учебных пособий по данному курсу разработали В. И. Добреньков и А. И. Кравченко, Г. Е. Зборовский, Г. В. Осипов, Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов, С. И. Самыгин и др.

Популярными в России являются учебники авторитетных западных социологов Э. Гидденса и Н. Смелзера.

В результате изучения курса «Социология» студент должен знать:

  • 1. Принципы формирования понятийного аппарата социологии как науки.
  • 2. Содержание основных теорий и концепций социологии.
  • 3. Специфику методологических и методических подходов к социологическому анализу общества, его структурных компонентов, форм развития и функционирования.
  • 4. Специфику методов социологического исследования.

На основе полученных теоретико-методологических и методических знаний студенты должны приобрести следующие умения и навыки:

  • 1. Умение интерпретировать социальные явления и процессы с позиции достижений современной социологии.
  • 2. Умение анализировать социальные факторы, оказывающие влияние на поведение людей и взаимодействие социальных субъектов.
  • 3. Навыки самостоятельной исследовательской работы.
  • 4. Умение выбирать адекватные методы и конкретные методики для прикладных исследований и применять их для сбора, обработки и анализа данных.
  • 5. Умение критически оценить результаты конкретно социологических исследований, ориентированных на понимание явных и латентных последствий планируемых управленческих решений.

Успешное изучение дисциплины «Социология» основано на получении фундаментальных знаний в курсах «Философия», «Экономическая теория», «Статистика», «Демография», «Политология» и др.

Освоение данного курса способствует закреплению специальных и общепрофессиональных знаний при изучении таких дисциплин, как «Социология управления», «Теория управления», «Теория организаций», «Управление персоналом», «Управление общественными отношениями» и др.

Структура и особенности изложения курса определяются дедуктивной логикой — от общего к частному. Сначала рассматриваются темы, связанные с историей науки, затем — темы, посвященные теории социологии, и далее темы, характеризующие процедуру и методы эмпирических социологических исследований.

Опыт преподавания данной дисциплины показывает, что наиболее трудными для изучения являются темы, связанные с современными теориями функционирования экосоциальной системы и рисками ее развития, а также с социологическим измерением и выборочным методом в социологических исследованиях. Успешность освоения этих тем определяется более внимательным их изучением, использованием дополнительной литературы, а также приобретением практических навыков на семинарских занятиях.

Авторы не ставили перед собой задач, связанных с детальным освещением каждого раздела, поэтому в учебном пособии освещены только дискуссионные проблемы современной социологии, требующие аргументации авторского подхода. За пределами пособия остались вопросы социологии, нашедшие всестороннее освещение в популярных учебниках вышеперечисленных авторов. Кроме того, исключены вопросы, которые связаны с использованием математического аппарата. Это ограничение компенсируется практическими занятиями, связанными с освоением компьютерных программ, предназначенных для обработки и анализа результатов количественных исследований.

Авторы надеются, что данный курс будет способствовать повышению активного и целенаправленного интереса студентов к социальным проблемам, а также к научно-исследовательской деятельности вообще и социологическим исследованиям в частности.

  • [1] Коротков Э М Исследование систем управления М., 1996. С. 9−10.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой