Социальная работа — это разновидность человеческой деятельности, содержанием которой является удовлетворение потребностей отдельного человека (группы людей) в процессе взаимодействия со средой обитания — с социумом. Целью социальной работы является оптимизация осуществления субъектной роли личности во всех сферах жизни общества, связанных с поддержанием собственной жизни и социокультурным развитием.
В научных трудах (М. В. Фирсов) социальная работа рассматривается как социокультурный институт, выступающий системой поддержки и защиты различных субъектов исходя из следующих детерминант: пола, возраста, этноса, социального статуса, здоровья, образования. Различное сочетание этих детерминант вызывает к жизни многообразие институтов поддержки, которые образуют основные сферы помощи нуждающимся: детская социальная работа, геронтологическая, медицинская, психиатрическая, юридическая социальная работа, социальная работа с семьями, находящимися в неблагоприятных условиях жизнедеятельности, и т. д.
Понятие «социальная работа», по мнению М. В. Фирсова, «идентифицирует определенную область научного знания о процессе помощи и трудностях, возникающих в жизненном сценарии личности, в результате биосоциальных и социопсихологических факторов»[1].
Рассматривая соотнесение понятий «социальная работа» и «социальная педагогика», М. В. Фирсов выдвигает предположение, что социальная работа не тождественна социальной педагогике и раскрывает системные и качественные характеристики, которые дают возможность идентифицировать социальную педагогику как самостоятельный социокультурный процесс. Взаимосвязи этих понятий раскрываются ученым как соотношение целого и части: «Социальная работа не есть только социальная педагогика; социальная работа — это социальная педагогика в том числе»[2].
- [1] Фирсов М. В.
Введение
в теоретические основы социальной работы. —М.; Воронеж, 1997. — С. 5.
- [2] Там же. С. 9.