Экспертное мнение об ССАГПЗ
Но главная проблема состоит не в падении экономических показателей, хотя и они важны. Самое главное заключается в том, что в силу разных причин — от сокращения доходов от нефти и газа до демографического бума и выхода на рынок труда большого количества молодых людей—заканчивается «жизненный цикл» самой экономической модели развития стран ССАГПЗ. До самого последнего времени эта модель состояла… Читать ещё >
Экспертное мнение об ССАГПЗ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Последние 10—15 лет характеризовались успешным развитием экономик стран Персидского залива. Эти страны, по оценке ВБ, входят в категорию государств с высокими доходами: Катар стоит на 1-м месте в мире по ВВП на душу населения по ППС (130 тыс. долл.), а самая бедная из стран региона обладает ВВП на душу населения в размере 20 тыс. долл. Многие арабские страны Персидского залива живут богаче, чем Швейцария, Австралия и Канада. Рост благосостояния в этих странах шел рука об руку с экономическим ростом. Даже в 2014 г., когда цены на нефть — главный источник богатства — резко снизились, регион показал рост в 4,2%, притом что мировая экономика замедлилась до 2,5%.
Но главная проблема состоит не в падении экономических показателей, хотя и они важны. Самое главное заключается в том, что в силу разных причин — от сокращения доходов от нефти и газа до демографического бума и выхода на рынок труда большого количества молодых людей—заканчивается «жизненный цикл» самой экономической модели развития стран ССАГПЗ. До самого последнего времени эта модель состояла в крайне низких налогах, бесплатном образовании и медицинском обслуживании для всего населения, щедрых субсидиях на воду, электричество и топливо, обеспечиваемых высокими доходами от продажи нефти. До двух третей коренного населения были заняты в госсекторе, который отличался крайне низкой эффективностью, высоким уровнем бюрократизации и коррупции. Беззаботный, а то и праздный образ жизни населения поддерживался за счет огромной армии иностранных рабочих, которые решали все насущные проблемы.
Страны ССАГПЗ пытаются приспосабливаться. Практически везде вводятся квоты для своих граждан в частном секторе на занятие различных должностей. Причем чем престижней сектор, тем больше своих подданных в него требуют брать власти. Например, в банковскую сферу на Бахрейне готовы брать до 50% «своих», тогда как в строительную — практически никого не навязывают, зная, что собственное население туда работать просто не пойдет. Собственно, выталкивать молодежь в частный сектор заставляет экономика, поскольку у этих государств нет больше средств, чтобы расширять госсектор. Но в частном секторе хозяева потребуют высокие производительность труда, компетенции и отдачу. Всегда ли местная молодежь будет соответствовать требуемым критериям?
Как показывает жизнь, далеко не всегда, а это порождает безработицу, которая, например, в КСА, равна 11,5%. Некритично, но уже вызывает опасения в части сохранения социальной стабильности. Еще острее ситуация с женской безработицей. Женщины активны, хотят выходить на рынок труда, но запреты, связанные с религией и традициями, усложняют поиск ими своего места под солнцем. Власти вынуждены вводить серьезные штрафы против компаний, которые отказываются брать на работу женщин. Так, например, поступают в КСА. Там же недавно ввели очень высокие тарифы на въездные визы, в том числе для иностранных рабочих, что в принципе должно открыть рынок для местной молодежи. Но пойдет ли она работать туда, где раньше работали только экспаты и где неизбежен ручной труд?
Иными словами, реформы наталкиваются на серьезное сопротивление как со стороны религиозных кругов, традиционного, устроенного по племенным принципам общества, так и не желающей меняться бюрократии. Но не проводить реформы уже невозможно. Пока говорить о том, что десятилетиями остававшиеся стабильными общества под напором проблем, с одной стороны, и давлением властей, продвигающих реформы — с другой, вступят в фазу турбулентности, наверное, рано. Такие государства, как Катар или Кувейт, имеют достаточную финансовую подушку безопасности, чтобы пережить тяжелые времена и дать время реформам поработать.
Сложнее придется таким странам, как Бахрейн, где общество расколото по конфессиональному признаку, или Оман, где уровень жизни самый низкий из всех стран ССАГПЗ. Однако судьба реформ на Аравийском полуострове в конечном счете зависит не от них. В итоге, успешными или нет окажутся преобразования, зависит в значительной степени от того, пойдут ли они в Саудовской Аравии — самой крупной стране региона.
Но именно здесь и могут обнаружиться проблемы, особенно если страны Запада, прежде всего США, решат вмешаться в процесс реформ и попытаться «ускорить» его под лозунгами демократии и либерализма или же «нехватки воли» в борьбе с терроризмом, как они это уже делали не раз в других арабских странах. А риск этого как никогда велик, что показало принятие Конгрессом США в сентябре 2016 г. закона «Справедливость против спонсоров терроризма» (JASTA).
Анастасе П. Страны ССАГПЗ: Реформы и стабильность. URL: http://ru.journal-neo. org/2016/10/17/strany-ssagpz-reformy-i-stabil-nost/.
Падение мировых цен на нефть привело к серьезному снижению торгового оборота стран Персидского залива. Экспорт за 2014—2016 гг. упал в два раза (в 2014 г. — 1024,6 млрд, в 2015 г. — 655,2 млрд, 2016 г. — 588,2 млрд долл.). Импорт также сократился, но в меньшей степени (в 2014 г. — 528,5 млрд, в 2015 г. — 507,5 млрд, в 2016 г. — 459,0 млрд долл.)[1].
В последние годы совместными усилиями осуществлен ряд крупных проектов (в области авиатранспорта, производства первичного алюминия, телекоммуникаций и др.). В декабре 2009 г. произошло объединение высоковольтных национальных систем электроснабжения всех шести арабских стран в Единую энергетическую систему; в 2010 г. начато сооружение железнодорожной магистрали протяженностью примерно 2 тыс. км, которая соединит государства ССАГПЗ (на реализацию проекта выделено 25 млрд долл.).
В целом страны аравийской «шестерки» позитивно оценивают результаты формирования таможенного союза и участие в ССАГПЗ. По мнению экспертов этих стран, свободное обращение национальных и иностранных товаров в рамках единой таможенной территории снизило торговые издержки местных компаний, что благоприятно повлияло на развитие некоторых отраслей экономики, стимулировало рост торговли. К числу положительных моментов относят активизацию движения капитала между странами-участницами, увеличение объ;
ема накопленных прямых иностранных инвестиций (почти в 11 раз в 2000—2015 гг.)[2].
Подтверждая курс на углубление взаимного сотрудничества, государства ССАГПЗ продолжают ориентироваться преимущественно на внешних партнеров (Евросоюз, Японию, США, Китай, Индию и др.). Объем торговли с третьими странами превышает взаимный товарооборот почти в 20 раз. Доля взаимного экспорта государств Персидского залива в общем его объеме составляет около 5%. Невысокий уровень торговой взаимозависимости членов ССАГПЗ свидетельствует о том, что интеграционные процессы в сфере производства идут медленно, несмотря на значительные инвестиционные ресурсы. Сказывается влияние центробежных факторов, из числа которых выделим отсутствие развитой и дифференцированной обрабатывающей промышленности, схожесть отраслевых структур экономики и экспорта, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры.
Внешнеэкономическая политика стран Персидского залива направлена на либерализацию экспортно-импортных и валютных операций, активное развитие сотрудничества со странами и группировками разных регионов мира. ССАГПЗ как интеграционное объединение имеет соглашения о создании зон свободной торговли с Ливаном, Сингапуром, Сирией, а также с торговым блоком ЕАСТ (вступило в силу в 2009 г.). Переговоры о свободной торговле ведутся с Китаем, Индией, Пакистаном, Турцией, МЕРКОСУР, Японией, Австралией и Новой Зеландией. Начат экономический диалог ССАГПЗ — АСЕАН. С Евросоюзом реализуется Программа совместных действий в рамках подписанного Соглашения о кооперации. Переговоры о создании зоны свободной торговли (начаты в 1988 г.) приостановлены из-за неприемлемости для монархий Персидского залива требований Евросоюза о пересмотре отношения к правам человека.
Несмотря на различия национальных интересов, стремление укреплять государственный суверенитет, наличие некоторых территориальных проблем[3] и существующих разногласий страны — участницы ССАГПЗ постепенно продвигаются в направлении углубления региональной интеграции — завершают формирование таможенного союза, создают общий рынок, делают шаги к образованию валютного союза. Небольшое число географически близких процветающих стран примерно одинакового уровня экономического развития, объединенных общностью стоящих проблем, облегчили поиски взаимоприемлемых компромиссов, выработку консолидированной позиции по целому ряду внутренних и международных проблем. Немаловажным фактором успешных объединительных процессов явилось политическое единство правящих кругов государств ССАГПЗ.
- [1] URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=96
- [2] UNCTAD. 2010 World Investment Report. Annex table 1.1. URL: www.unctad.org/wir
- [3] Между Саудовской Аравией и ОАЭ существуют давние, периодически обостряющиеся разногласия относительно спорных акваторий Персидского залива, предположительно богатых нефтью.