Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Религия как сакрализация базовых ценностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Харизма Понятие харизмы связывают с понятием святого человека. Харизма — наделенность какого-либо лица, действия, института или символа свойствами исключительности, непогрешимости или святости в глазах некоторого круга приверженцев или последователей. Харизматическим лидером может быть лицо (пророк, проповедник или политический деятель), обладающее среди людей высочайшим авторитетом, мудростью… Читать ещё >

Религия как сакрализация базовых ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепция Э. Дюркгейма. — Р. Геном. — Харизма. — Таинства в христианстве, эзотеризм и мистицизм. — Сакральные языки в религиях — Священное Писание и Священное Предание. — Система сакрализации.

Концепция Э. Дюркгейма

Помимо теологического понимания сакрального как производного от Бога, существует расширительное его философское истолкование. Например, французский социолог-позитивист Эмиль Дюркгейм (1858—1917), защищая идею религии без Бога, применил это понятие для обозначения естественно-исторической основы подлинно человеческого бытия, его социальной сущности и противопоставил его понятию индивидуалистического (эгоистического) существования.

В отличие от das Heilige, которому Р. Отто придал метафизический смысл трансцендентного бытия, Le Sacre Дюркгейма является знаком социального поведения: сакральное созидается и абсолютизируется обществом. Таким образом, Дюркгейм нарушает древнюю традицию отождествлять сакральное и божественное, не отрицая, правда, более общего тождества сакрального и абсолютного.

В книге «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) Дюркгейм своеобразно раскрывает специфику социальной функции религии. Он доказывает, что религиозные представления выражают коллективные реальности, а потому авторитетны для индивидов. По гипотезе Дюркгейма, категории всецелости, общества и божественности суть различные аспекты одного и того же понятия «божественное социальное», а религия — идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества. Существо религии — в сакрализации базовых социальных связей (см.: Durkheim Е. Les formes е elementaries de la vie religieuse. P., 1960).

Когда основные социальные ценности освящены религией, общество имеет возможность стабильно развиваться. Многие современные религиоведы согласны с Дюркгеймом в том, что процедура сакрализации есть отличительный признак всякой религии (пантеистической, теистической и атеистической). Религия начинается там и тогда, где и когда возникает система сакрализации особо ценных идеалов. Тема сакрального в общественной жизни любопытно рассматривалась также Г. Зиммелем, П. Бергером, Т. Лукманом, А. Шюцем, Ж. Бодрийяром, М. Бланшо.

На вопрос, тождественны ли религиозное и священное, даются два ответа. Дюркгейм, повторим, искал специфическую сущность религии в сакральном. Критически анализируя его идею, А. Б. Гофман утверждает, что понятие религиозного значительно уже по объему, чем понятие сакрального (см.: Гофман А. Б. Религия в философско-социологической концепции Э. Дюркгейма // Социол. исслед. 1975. № 4. С. 182—183).

Соглашаясь с Гофманом, А. В. Медведев считает сакральное атрибутом всякой культуры: «Культура, выражающая сущность социального, а не природного бытия, оказывается священной, а священность — имманентное свойство культуры, ее изначальное качество» (Медведев А. В. Сакральное как причастность к абсолютному. Екатеринбург, 1999. С. 40).

С. М. Шалютин также полагает, что «как теистическая, так и атеистическая вера могут сакрализовать системы гуманистических ценностей, что обусловливает возможность диалога между представителями светской и религиозной аксиологической мысли».

(Шалютин С. М. Проблема сакрализации ценностно-нормативных систем // Религия, человек, общество. Курган, 1998. Ч. 1. С. 127).

Р. Жирар, американский философ и антрополог, обосновал в 70-е гг. XX в. любопытную атеистическую гипотезу, согласно которой священное происходит из феномена неосознанности людьми истинной причины совершаемого ими жертвоприношения. «Религия, — заявляет он, — это в первую очередь снятие огромной преграды, которую насилие ставит созданию любого человеческого общества религия есть не что иное, как жертва отпущения, учреждающая единство группы одновременно и против и вокруг этой жертвы. Лишь жертва отпущения может предоставить людям дифференцированное единство в тот момент, когда оно и необходимо, и самим людям недоступно, то есть внутри взаимного насилия, которое нельзя прекратить ни надежным его укрощением, ни подлинным примирением» (Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000. С. 375).

В трактовке общей проблемы соотношения понятий абсолютного, сакрального, божественного и религиозного сложились пять одинако сильных альтернативных гипотез:

  • 1) абсолютные ценности по своей природе божественносакральны (монотеизм, политеизм);
  • 2) абсолютные ценности сакральны, но не обязательно божественны; бывают также абсолютные небожественно-религиозные ценности (изначальный буддизм, даосизм и др.);
  • 3) не всякое абсолютное сакрально, божественно или религиозно (материализм, дуализм, атеизм);
  • 4) не все сакральные религиозные ценности безусловны, некоторые религиозные святыни имеют исторически преходящий и релятивный характер; в то же время бывают абсолютные внерелигиозные, чисто секулярные ценности (историцизм, компаративизм);
  • 5) все ценности релятивны, но люди, по чисто субъективным причинам, сакрализуют некоторые из них; сакрализации подлежат некритично абсолютизированные ценности, например, иллюзорно обожествляемые предметы (релятивизм, гносеологический анархизм).

Эти альтернативы воплощены в тех или иных философских системах, опираются на весомые доказательства, и выбор между ними предопределяется мировоззренческими предпочтениями.

Р. Генон Рене Генон (1886—1951) — французский мыслитель, принявший в 1912 г. ислам, обсудил различные версии сакральной традиции. Под традицией Генон понимает сумму знаний «нечеловеческого» происхождения и характера, противоположную эмпирическим «мирским лженаукам». Это знание передается из уст в уста в течение тысячелетий и образует духовную основу здорового общества и личности. В ходе истории первозданные истины затмеваются обманчивыми идеями прогресса, стадного духа и сатанинского гуманизма.

В своей концепции интегрального традиционализма Генон описал особую интеллектуальную культуру человечества, которая является единственной и абсолютной хранительницей Божественной мудрости. Традиция нужна для восхождения человека по космической лестнице вплоть до «отождествления» с абсолютной реальностью.

Истинный ортодоксальный эзотеризм, по мнению «каирского отшельника», следует отличать от оккультизма и теософии. Посвященный традиционалист должен идти от современного через древнее к изначальному через очищение традиции.

По Генону, в нынешнем мире носителями истинной сакральное™ продолжают оставаться римская католическая и православная церкви. Традиционной цивилизацией Генон именует такую цивилизацию, в которой духовный порядок господствует над всеми остальными, где все прямо или косвенно от него зависит, где как наука, так и общественные институты являются лишь преходящим, второстепенным, нс имеющим самостоятельного значения приложением чисто духовных идей (см.: Стефанов Ю. Н.

Рене Генон и философия традиционализма // Вопр. философии.

1991. № 4).

Харизма Понятие харизмы связывают с понятием святого человека. Харизма — наделенность какого-либо лица, действия, института или символа свойствами исключительности, непогрешимости или святости в глазах некоторого круга приверженцев или последователей. Харизматическим лидером может быть лицо (пророк, проповедник или политический деятель), обладающее среди людей высочайшим авторитетом, мудростью, святостью и способное очаровывать всех и совершать героические поступки. Термин харизма был впервые употреблен в социологических концепциях Э. Трёльча и М. Вебера. Социоцснтрические религии заимствовали представление о харизме. Сегодня харизматиком могут называть особо выдающегося писателя, художника, философа, политика и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой