Стадия зарождения рынка и первая половина (или часть ее) стадии ускоренного роста — это та область, где весь рынок создается новатором, предлагающим рынку новый продукт или услугу. Это область продуктовой инновации, область радикальной конструкторской (дизайнерской) новинки. Стадии ускоренного и замедленного роста — это области конструкторских улучшений продукта. Стадия зрелости и насыщения, где идет постоянное снижение издержек, являются областью технологических инноваций, когда внедряются ресурсосберегающие технологии. На стадии спада вводятся новые продукты и новые рынки.
После достижения зрелости рынка (и даже чуть раньше, после стадии ускоренного роста) отдельные потребители начинают проявлять неудовольствие стандартизацией и требовать учета своих специальных потребностей. Поэтому в зоне турбулентности (ускоренного роста) появляются новые потребности, возникает зона инноваций — дифференциации продуктов, как ответная реакция.
Рис. 7. Взаимосвязь объема продаж товара с темпом роста рынка товара:
Графики: а — жизненного цикла товара; б — темпа роста рынка товара; Н — низкий темп роста; В — высокий темп роста
Рис. 8. Зоны инноваций, представленные на графике ЖЦТ:
Зоны инноваций: 1 — продуктовые инновации: радикальные, расширение ассортимента; улучшения; дифференциация; 2 — технологические инновации: запуск изделия; ресурсосбережение
на новые потребности, усиливается внимание к позиционированию и брэндингу. Далее продукт созревает, делается комплексным и развитым за счет повышения надежности и ремонтопригодности, качества в аспекте удобства и удовлетворения эмоциональных запросов, что удовлетворяется за счет сервиса.
Можно проследить удовлетворение всех пяти уровней требований потребителей к качеству товара:
- 1) совершенствование продукта за счет его функциональных характеристик;
- 2) качество за счет обеспечения надежности и ремонтопригодности;
- 3) качество за счет удовлетворения специфических свойств на основе инноваций в виде дифференциации продукции и выпуска специального продукта (уход от конкуренции в нишу — специальный сегмент);
- 4) качество за счет удовлетворения потребности в удобстве, обеспечивается за счет новых услуг;
- 5) качество за счет удовлетворения эмоций, например, новый дизайн, новый стиль.