Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управленческие революции в истории человечества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первую из них обычно связывают с шумерской и египетской цивилизациями, когда каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров-управленцев. Со временем богам стали приносить не человеческие, а символические жертвы. Все это скапливалось в руках жрецов, которые, помимо соблюдения религиозных обрядов, ведали сбором налогов, управляли государственной казной, занимались имущественными делами… Читать ещё >

Управленческие революции в истории человечества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В своем развитии практика менеджмента претерпела немалые изменения. Подчас менеджмент менялось настолько радикально, что можно изрекать об управленческих революциях, когда осуществляется переход от одного качественного состояния менеджмента к другому (А.И. Кравченко). Все управленческие революции представляют собой примеры выделения новых видов деятельности и их обособления.

Первую из них обычно связывают с шумерской и египетской цивилизациями, когда каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров-управленцев. Со временем богам стали приносить не человеческие, а символические жертвы. Все это скапливалось в руках жрецов, которые, помимо соблюдения религиозных обрядов, ведали сбором налогов, управляли государственной казной, занимались имущественными делами. Постепенно жрецы стали контролировать большое имущество и ценности, что потребовало системного осуществления функций учета, контроля, распределения и обмена. При строительстве, например, сооружений древне го Египта ослепительно проявилось управленческое искусство, умение планировать и организовывать долгосрочные работы, результативно использовать материальные и человеческие ресурсы. В результате случилось известное обособление менеджмента и его превращение в инструмент коммерческой и религиозной деятельности. На этом же этапе происходит отмирание присваивающего типа жизнеобеспечения (охота, рыболовство, сбор плодов) и переход к принципиально новому типу обеспечения продуктами — к организации их производства (земледелию, животноводству), что стало импульсом в развитии хозяйственного менеджмента.

Таким образом, в результате первой управленческой революции, которую иногда называют религиозно-коммерческой, менеджмент оформилось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, позднее превратившись в социальный институт и профессиональное дело.

Вторая управленческая революция носила по преимуществу административно-светский характер. Обычно ее связывают с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.) При нем был создан популярный кодекс, содержавший 285 законов, которые позволяли выстроить эффективную систему менеджмента обширными владениями и регулировать отношения между социальными группами, опираясь не на личный произвол и племенные традиции, а на сформулированные в письменной форме правовые нормы. Хаммурапи ввел новый лидерский стиль, который, в отличие от предыдущих правителей, демонстрировал его стремление быть заботливым «отцом» и защитником своих подданных, формируя тем самым определенную социальную атмосферу и мотивацию поведения.

Так в результате второй управленческой революции появляется светский тип менеджмента, оформляется формальная система организации и регулирования человеческих взаимоотношений, зарождаются основы лидерского стиля менеджмента и поведенческой мотивации.

Третья управленческая революция носила производственно-строительный характер и связана с именем вавилонского царя Навуходоносора и (605 — 562 гг. до н.э.). Эту революцию отличает применение методов менеджмента в производстве строительных работ и разработке технически сложных проектов, эффективных методов менеджмента и контроля качества продукции.

Четвертая управленческая революция по времени совпала с промышленной революцией XVIII — XIX веков, явившись как бы ее следствием. Управление отделяется от собственности и превращается в самостоятельный вид деятельности. Появляется слой профессиональных управляющих, не связанных непосредственно с собственностью на средства производства. Переход от мануфактуры к фабрике ознаменовал разделение труда с закреплением за работниками и производственными подразделениями частных функций, что вы звало появление армии работников, чьей единственной функцией стала координация деятельности людей, занятых на определенном участке, с поставленной задачей произвести продукт при наименьших затратах.

Наконец, пятая управленческая революция, которая приходится на ХХ век, — превращение управленцев сначала в профессиональную страту, а далее в социальный класс. Администрирование и менеджмент выделяются в самостоятельный вид деятельности, а управляющие становятся важнейшими участниками хозяйственно-экономических процессов. Управление превращается в специфическую отрасль социальной практики, знаний и умений, которые надобно накапливать, приумножать и передавать нуждающимся в них работникам.

В 1941 году Дж. Бернхайм в своей книге «Менеджерская революция» заявил мысль, что класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. Капиталист-собственник перестал быть необходимой предпосылкой нормального функционирования производства, а менеджеры превратились в такой же общественный класс, как буржуазия или бюрократия. Управленцы-менеджеры, заняв ключевые позиции в менеджменте производством, потеснили собственников предприятий и акционеров и в выполнении контрольных функций. Мысль о переходе контроля над производством к управленческому персоналу развивали социологи П. Сорокин, Т. Парсонс, П. Друкер. Рост бюрократии в государственном и частном секторе в новейшее час стал следствием неспособности предпринимательского класса управлять сверхсложными технологическими, экономическими и социальными процессами.

В середине ХХ века интерес к управлению добился апогея. Идея менеджерской революции охватила сферу не только научного, но и повседневного мышления. В 1959 году популярный социолог Р. Дарендорф рассказал, что законная собственность и формальный контроль окончательно разделились, и таким образом традиционная теория классов потеряла какую-либо содержательную ценность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой