Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Глобальные институты защиты прав и свобод человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При Комиссии по правам человека были созданы Подкомиссия по охране и продвижению прав человека, рабочая группа специальных репортеров, призванных изучать на местах различные аспекты нарушения прав и свобод человека, и ряд подкомиссий по отдельным аспектам прав человека (комиссии по правам женщин, по предупреждению дискриминации, по делам национальных меньшинств и т. д.). Принятие международных… Читать ещё >

Глобальные институты защиты прав и свобод человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из первых международных институтов по продвижению и защите прав человека является Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), избираемый ее Генеральной Ассамблеей в количестве 54 членов. Он уполномочен выносить рекомендации от имени ООН в целях поощрения «уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех». ЭКОСОС наделен правом получать от государствчленов ООН и ее специализированных учреждений доклады о мерах, предпринятых ими во исполнение данных рекомендаций, и сообщать Генеральной Ассамблее свои замечания докладам государств.

В целях реализации возложенных на него обязанностей ЭКОСОС своей резолюцией 5 (I) от 16 февраля 1946 г. создал Комиссию по правам человека, которая начала свою деятельность в 1947 г. с работы над проектом Всеобщей декларации прав человека. Затем при участии Комиссии были разработаны проекты двух международных пактов по правам человека. Позже резолюциями ЭКОСОС № 728 F (1959), № 1235 (1967) и № 1503 (1970) Комиссия по правам человека была наделена компетенцией изучать и рассматривать жалобы на нарушения прав человека, поступающие в ООН со всех концов мира.

При Комиссии по правам человека были созданы Подкомиссия по охране и продвижению прав человека, рабочая группа специальных репортеров, призванных изучать на местах различные аспекты нарушения прав и свобод человека[1], и ряд подкомиссий по отдельным аспектам прав человека (комиссии по правам женщин, по предупреждению дискриминации, по делам национальных меньшинств[2] и т. д.). Принятие международных пактов о правах человека потребовало дальнейшего совершенствования контрольного механизма ООН путем создания новых институтов (для контроля над реализацией положений каждого международного инструмента предусматривается специальный институт) и конкретизации полномочий существующих институтов. 15 марта 2006 г. решением ГА ООН Комиссия по правам человека преобразована в Совет по правам человека, что придает этому институту статус одного из важнейших руководящих органов ООН[3].

Высшим наблюдательным органом по международному Пакту о гражданских и политических правах является Комитет по правам человека, состоящий из восемнадцати членов — граждан участвующих в Пакте государств, обладающих высокими нравственными качествами, признанной компетентностью в области прав человека и достаточным юридическим опытом.

Каждое участвующее в Пакте государство вправе выдвигать до двух кандидатов в члены Комитета из числа своих граждан. Генеральный секретарь ООН составляет единый список всех выдвинутых таким образом лиц в алфавитном порядке, с указанием выдвинувших их государств, и представляет этот список участвующим в Пакте государствам в качестве бюллетеня для тайного голосования. Избранными в Комитет считаются лица, кандидатуры которых получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и голосующих представителей государств-участников.

В Комитет не может входить более чем одного гражданина одного и того же государства. Поскольку число членов Комитета меньше числа участвующих в Пакте государств, «при выборах в Комитет принимается во внимание справедливое географическое распределение членов и представительство различных форм цивилизации и основных юридических систем» (ст. 31 ПГПП). Таким же образом заполняются и вакансии мест, образующиеся в период работы Комитета в результате отставок, исключения или смерти членов Комитета. Избранный для занятия вакансии член Комитета занимает должность не в течение 4 лет, как обычно, а только на остающуюся часть срока полномочий члена, который освободил место в Комитете. Каждый член Комитета делает торжественное заявление на открытом заседании Комитета о том, что он будет осуществлять свои функции беспристрастно и добросовестно.

Согласно статье 40 ПГПП, участвующие в немы государства обязаны представлять «доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав: а) в течение одного года после вступления в силу настоящего Пакта в отношении соответствующих государств— участников; в) после этого во всех случаях, когда того потребует Комитет». Все доклады представляются на имя Генерального секретаря ООН, который направляет их в Комитет по правам человека для изучения. После консультаций с этим Комитетом он может направить заинтересованным специализированным учреждениям ООН те части докладов, которые могут относиться к сфере их компетенции. К июлю 2004 г. 104 государства признали предусмотренную Первым дополнительным протоколом к нему компетенцию Комитета принимать и рассматривать индивидуальные петиции. Только в течение 2004 г. в Комитет поступило более 5000 жалоб[4].

Комитет по правам человека изучает все полученные ими материалы и составляет свои обобщающие доклады, которые представляются всем участвующим в Пакте государствам. Он может также высказать им и замечания, какие сочтет целесообразными. Комитет вправе препроводить ЭКОСОС эти замечания вместе с экземплярами докладов, полученных им от участвующих в Пакте государств. Эти государства, в свою очередь, вправе представлять Комитету свои соображения по любым из высказанных им замечаний.

Статьи 41—42 ПГПП предусматривают особые процедуры рассмотрения сообщений в случаях, когда участвующие в немы государства заявляют о признании ими компетенции Комитета «получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство — участник утверждает, что другое государство — участник не выполняет своих обязательств по настоящему Пакту». В таких случаях могут быть созданы специальные согласительные комиссии, члены которых будут изучать проблемы прав и свобод человека на местах.

Ежегодно Комитет по правам человека через Экономический и социальный совет представляет Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций доклад о своей работе.

Контроль над выполнением положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах был возложен непосредственно на ЭКОСОС ООН. В 1985 г. для контроля над практическим выполнением данного Пакта ЭКОСОС учредил в своей структуре Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Участвующие в Пакте государства также обязаны представлять доклады (в течение первых двух лет после вступления Пакта в силу для данной страны, а затем — через каждые пять лет) о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению прав, признаваемых в Пакте. Генеральный секретарь ООН направляет их на рассмотрение в ЭКОСОС, а отдельные положения доклада — заинтересованным специализированным учреждениям ООН. Последние, в свою очередь, по запросу ЭКОСОС, представляют ему доклады о прогрессе на пути к реализации положений Пакта, относящихся к сфере их компетенции. Доклады государств и специализированных учреждений ООН, касающиеся прав человека, могут быть переданы в Комиссию по правам человека ООН для рассмотрения и выработки общих рекомендаций.

Согласно статье 20 МПЭСКП, ЭКОСОС может время от времени представлять Генеральной Ассамблее доклады с рекомендациями общего характера и с кратким изложением сведений, получаемых от участвующих в этом Пакте государств. Он вправе запрашивать от специализированных учреждений доклады о принятых мерах и достигнутых результатах в области обеспечения соблюдения прав, признаваемых в МПЭСКП, и обращать их внимание на любые вопросы, возникающие в связи с докладами.

В деятельности ООН значительное место занимают проблемы обеспечения равноправия женщин, борьба с пытками, расизмом, апартеидом, расовой дискриминацией. Принята масса конвенций по этим аспектам прав человека. Естественно, что для контроля над выполнением положений этих конвенций созданы и соответствующие органы. Ими являлись и являются Специальный комитет против пыток[5], Комитет по устранению дискриминации против женщин[6], Комитет по правам ребенка, Комитет по конвенции о правах всех рабочих-мигрантов и членов их семей, Комитет по устранению расовой дискриминации[7],.

Постоянная рабочая группа экспертов, специальные докладчики о ситуации с правами человека и фундаментальными свободами коренных (индейских) народов.

20 декабря 1993 г. по рекомендации всемирной конференции по правам человека в Вене (1993 г.) Генеральная Ассамблея ООН учредила[8] должность Верховного комиссара по правам человека, призванного возглавлять ставшую достаточно сложной систему защиты прав человека в ООН. Он ответственен непосредственно перед Генеральным секретарем и Генеральной Ассамблеей, его полномочия простираются на все аспекты деятельности ООН по продвижению универсальных прав человека и координации действий по их защите.

Таким образом, в мире сложилась и функционирует достаточно разветвленная и многоуровневая система институтов защиты прав и свобод человека. Есть институты как гражданского, так и политического обществ. Хотя институты защиты прав и свобод человека политического общества располагают большими возможностями (кадрами, ресурсным обеспечением и т. д.), более эффективными пока что остаются институты гражданского общества. Надо полагать, что будет сделано все для того, чтобы дополнить гражданский статус правозащитников с ресурсным обеспечением государственных и межгосударственных правозащитных институтов с тем, чтобы объединить положительные стороны и тех, и других.

  • [1] Специальный репортер, при получении сообщений о проявлениях расизма, расовой дискриминации, ксенофобии (ненависти к иностранному), передает их правительствам государств, на территории которых это происходит с вопросами: «имелили события место, а если да, то что предпринято правительством для решения проблемыв соответствии с его международными обязательствами?» и ожидает ответа в трехмесячный срок. Если правительства не ответят или если репортер сочтет, что полученный им ответ недостаточен, информацию с его комментариями передается в Комиссиюпо правам человека и Генеральной Ассамблее ООН.
  • [2] Резолюцией L.68 Комиссия по правам человека рекомендовала ЭКОСОС (декабрь2000 г.) учредить в качестве вспомогательного органа Совета постоянный форум по проблемам коренных народов. Предложение об учреждении такого органа было вынесеноеще в 1993 на конференции в Вене и числилось среди основных целей международной декады коренных народов мира. Постоянный форум должен состоять из 16 членов. 8 из них называются правительствами и избираются ЭКОСОС, а 8 — назначаются самими коренными народами, но все они служат как независимые эксперты (Е/CN.4/2000/SR.63. Р. 39—40).
  • [3] Свою первую сессию Совет по правам человека провел в Отделении ООН в Женеве19—30 июня 2006 г. (см. А/HCR/l/ SR.1−24)
  • [4] ANNUAL APPEAL 2005. Overview of activities and financial requirements. Office of theUnited Nations High Commissioner for Human Rights. Geneva, 2005. P. 24.
  • [5] Учрежден в соответствии со ст. 17 конвенции «Против пыток и других жестоких, бесчеловечных и деградирующих обращения и наказания» (вступила в силу в 1987 г.).
  • [6] Учрежден в соответствии со ст. 17 одноименной конвенции ООН 1979 г. В течение одного года после ее вступления в силу для государсгв-участников Конвенциипоследние обязаны представить Комитету начальный доклад о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых им в порядке реализацииКонвенции и об их результатах. Затем такие доклады представляются через каждыечетыре года.
  • [7] Учрежден в соответствии со ст. 8 конвенции по устранению всех форм расовойдискриминации для контроля над ходом ее реализации. Начальный доклад о положениив данной области и о принятых государствами мерах представляется комитету в течениепервого года после вступления Конвенции в силу с повторением таких докладов в последующем через каждые два года.
  • [8] UN General Assembly resolution 48/141 of 20 December 1993.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой