Поэзия.
История русской литературы XX века
![Реферат: Поэзия. История русской литературы XX века](https://westud.ru/work/6443214/cover.png)
Понятиями «песенная поэзия», «лагерная поэзия», «фронтовая поэзия», «поэты-ифлийцы», «поэты парижской ноты»; Находить влияние разных направлений поэзии предшествующих периодов в стихотворениях 1930−1950;х гг.; Творческий путь ведущих поэтов 1930—1950 гг., особенности поэтики и тематики их творчества; Анализировать поэтические тексты в социокультурном и литературном контексте; Приемами и навыками… Читать ещё >
Поэзия. История русской литературы XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
После изучения данной главы студент должен:
знать
- • судьбы лирики в эпоху снижения ее родового статуса:
- • особенности несенной поэзии;
- • творческий путь ведущих поэтов 1930—1950 гг., особенности поэтики и тематики их творчества;
- • особенности «лагерной» и фронтовой поэзии;
- • особенности эмигрантской поэзии;
уметь
- • анализировать поэтические тексты в социокультурном и литературном контексте;
- • определять стилевые тенденции поэзии данного периода; стилевые и тематические особенности творчества ведущих поэтов 1930—1950;х гг.;
- • находить влияние разных направлений поэзии предшествующих периодов в стихотворениях 1930−1950;х гг.;
владеть
- • понятиями «песенная поэзия», «лагерная поэзия», «фронтовая поэзия», «поэты-ифлийцы», «поэты парижской ноты» ;
- • приемами и навыками анализа поэтических текстов разной степени сложности;
- • навыками интертекстуального анализа;
- • навыками определения различных культурных влияний в поэзии 1930−1950;х гг.
В период 1930;х — начала 1950;х гг. поэзия продолжает развиваться как в метрополии, так и в диаспоре, при этом два потока русской поэзии существуют изолированно друг от друга. Особенно непросто, порой трагически, складывается судьба крупнейших поэтов Серебряного века, оставшихся в России. Борис Пастернак, переживший в начале 1930;х «второе рождение», в середине этого же десятилетия впадает в творческий кризис. Анна Ахматова в это время пишет много, обретает новый голос, но возможности печатать стихи у нее почти нет. Жизненные обстоятельства ее весьма точно передаются строками из поэмы «Реквием» :
Эта женщина больна, Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме…
Осип Мандельштам в 1930;е гг. переживает арест, ссылку, повторный арест, после которого умирает в пересыльном лагере. Вернувшуюся из эмиграции Марину Цветаеву не печатают, изредка позволяя зарабатывать переводами. В сентябре 1941 г., не выдержав одиночества и неизвестности о тревожившей ее судьбе арестованных близких, она кончает жизнь самоубийством.
В апреле 1930 г. покончил жизнь самоубийством и Владимир Маяковский. После гибели поэта с личной подачи вождя, заявившего, что «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», устанавливается его своеобразный культ. Произведения Маяковского печатали, даже изучали, но при таком «изучении» его поэзия в значительной степени лишалась своего яркого и глубоко трагического содержания. Тем не менее разрешение властью поэзии В. В. Маяковского сыграло положительную роль для литературного процесса 1930;х — начала 1950;х гг. Произведения Маяковского, особенно ранние, несли в себе, хранили и представляли вдумчивому читателю середины столетия важнейшие художественные достижения Серебряного века. На фоне замалчивания и осуждения других поэтов-модернистов официальное разрешение Маяковского позволяло советской поэзии в какой-то степени (хотя бы на уровне стиля) наследовать традициям модернизма. Стихотворения некоторых младших современников Маяковского, продолжавших работать в середине XX в., — ?. Н. Асеева, С. И. Кирсанова, И. Л. Сельвинского, В. А. Луговского в той или иной мере несут в себе отблеск «разрешенной» стилевой раскованности: неточную рифму, значительное количество отступлений от силлабо-тоники, неожиданную метафору. В конце 1950;х гг. этот экспериментаторский стиль переживет обновление в творчестве Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского. В целом же русская советская поэзии 1930;х — начала 1950;х гг. развивается в значительной степени под знаком возвращения к устоявшейся стилистической традиции XIX в.