Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология развития адлера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причина «сверхкомпенсации органов коренится в вынужденной постоянной тренировке, в вариабельности и повышенной тенденции роста, часто присущих неполноценным органам, и в усиленном формировании связанных с ними нервных и психических комплексов благодаря внутреннему вниманию и концентрации» (там же, с. 46). Но это происходит при благоприятных внешних социальных условиях. Если же внешнее окружение… Читать ещё >

Психология развития адлера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Базовые условия психического развития ребенка

Теперь попытаемся, опираясь на основные тексты Адлера, реконструировать его психологию развития в смысле соответствующей академической психологии. Это важно хотя бы для понимания того вклада, который Адлер внес в академическую психологию развития.

Процесс рождения представляет собой, согласно Адлеру, мощную стрессовую ситуацию для ребенка. Отсюда следует его враждебное отношение к миру, а также общее напряжение и повышение всех его природных способностей, которые вызывают агрессивный инстинкт. Поэтому Адлер считает, что черты агрессора надо искать во временных лишениях и ощущениях неудовольствия первых лет жизни. Таким образом, Адлер склоняется в данном случае к фрустрационной теории агрессии. Руководствуясь логикой Адлера, можно предположить, что он считал агрессивный инстинкт одним из (если не основным) двигателей развития ребенка. Из него впоследствии должно будет родиться стремление к власти. Правда, иногда Адлер утверждает, что жизненная сила телеологична, выражая некоторое внутреннее стремление индивида к росту и развитию. Но эти две силы можно и отождествить.

Сразу после рождения ребенка дают о себе знать неполноценные органы. Прежде всего именно эти органы берут на себя, согласно Адлеру, основные трудности в процессе выживания (см.: Адлер А., 1997). Сразу после отторжения от материнского организма для таких неполноценных органов и систем органов наступает настоящая борьба с окружающим миром. Тут мы встречаем и повышенный уровень заболеваемости, и повышенную угрозу смерти. Но одновременно это «представляет и повышенную возможность компенсации», усиливает приспособляемость и сопротивляемость обычными и необычными способами, а также «обеспечивает образование новых и более высоких форм и функций» (там же, с. 45). Поэтому Адлер считает, что «неполноценные органы представляют собой неисчерпаемый пробный материал и, обрабатывая, выбраковывая, улучшая его, организм старается прийти в согласие с постоянно меняющимися жизненными условиями» (там же, с. 45—46).

Итак, с одной стороны, при органической неполноценности появляется болезненная готовность организма к соответствующего рода органическим заболеваниям и формированию психической неполноценности. Но с другой стороны, в таких ситуациях активируется защитная функция определенного выравнивания неполноценности посредством процессов компенсации. Неполноценный орган требует к себе особенного интереса и постоянного внимания. Наличие такого органа требует значительной тренировки принадлежащих ему нервных стволов, а также психической надстройки, которая благодаря этому компенсаторно становится сильнее. Правда, так случается, если в наличии соответствующие возможности и условия для такой компенсации.

Адлер считает, что неполноценность определенного органа прямо влияет на психику ребенка, что проявляется в его поступках, мыслях, сновидениях, способностях, а позже в выборе профессии. Так, мы можем обнаружить в психической надстройке «определенные, принадлежащие органу связи с внешним миром» (там же, с. 49). Например, изначально неполноценному органу зрения «соответствует усиленная визуальная психика», неполноценному пищеварительному аппарату будет соответствовать «большая психическая работа во всем, что связано с питанием», т. е. будут резко выражены гурманство, страсть к приобретению, а в качестве денежного эквивалента — бережливость или жадность (там же). И эти качества являются необходимыми защитными мероприятиями против ощущения неполноценности. Адлер говорит, что компенсирующая защитная надстройка будет разворачивать «все защитные механизмы», будет фиксировать и усиливать полезные черты характера для того, чтобы снизить неуверенность ребенка (см. там же). Причем компенсация, по мнению Адлера, происходит как на психическом, так и на органическом уровнях.

Причина «сверхкомпенсации органов коренится в вынужденной постоянной тренировке, в вариабельности и повышенной тенденции роста, часто присущих неполноценным органам, и в усиленном формировании связанных с ними нервных и психических комплексов благодаря внутреннему вниманию и концентрации» (там же, с. 46). Но это происходит при благоприятных внешних социальных условиях. Если же внешнее окружение не благоприятствует развертыванию процессов компенсации, то легко формируются комплекс неполноценности и его невротические компенсации. Хотя основу органической неполноценности составляют неполноценность органов и измененные формы неполноценных органов, Адлер считает, что обычно имеет значение не только неполноценность одного органа, а неполноценность нескольких органов. Таким образом, имеет место определенная конфигурация неполноценных органов.

Ощущение неполноценности органов становится постоянным стимулом развития психики индивида, поскольку неполноценный орган должен формировать свою психическую надстройку, компенсирующую его неполноценность. Наличие неполноценных органов «рефлекторно» воздействует на психику ребенка, понижает его самооценку и повышает его уровень «психической неуверенности» (там же, с. 42). А это приводит к развертыванию его борьбы за самоутверждение, т. е. определяет характер и особенности психического развития ребенка. Когда же в условиях компенсации «количественно и качественно активируется деятельность неполноценного органа и задействуются способы защиты и собственные защиты данного органа и защиты всего организма, то предрасположенный ребенок извлекает из своих психических возможностей порой поразительные средства для повышения ощущения своей собственной значимости» (там же). Однако направление компенсации возможно и в сторону социального развития и самоутверждения. Для этого находятся и соответствующие средства, среди которых Адлер выделяет в первую очередь социальный интерес. Но среди этих средств он также отмечает невротические и психотические, которые развиваются в ситуации недостаточного развития социального интереса или чувства общности.

Таким образом, Адлер вначале говорит, прежде всего, о конституциональной, т. е. органической неполноценности, которая будет формировать соответствующую этой конституциональной неполноценности психику посредством защитной компенсации. Причем этот защитный процесс может быть как позитивным, развивающим, так и негативным, замедляющим и искажающим развитие. Во всяком случае такой ребенок усерднее, чем ребенок здоровый, будет стараться «избежать многих несчастий своей детской жизни» (там же, с. 50). Структура и конфигурация неполноценных органов задают, согласно Адлеру, исходные, органически детерминированные конфигурации психики ребенка, а также характер и особенности се развития. Другими словами, особенности психики ребенка уже заданы характером неполноценности его органов. Но дальнейшая спецификация психических процессов развития ребенка определяется характером взаимодействия ребенка с социальным окружением.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой