Особенности адаптационных стратегий личности младшего школьника в стрессовых ситуациях
![Диссертация: Особенности адаптационных стратегий личности младшего школьника в стрессовых ситуациях](https://westud.ru/work/2988014/cover.png)
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования докладывались автором на конференции «Право на будущее по вопросам медико-психологической помощи детям и подросткам» (г. Красноармейск, 2001 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью» (г. Москва… Читать ещё >
Содержание
- Глава.
- I. Теоретические предпосылки исследования адаптационных стратегий личности младшего школьника в стрессовых ситуациях
- 1. 1. Суш-ностные признаки адаптации личности и ее классификация
- 1. 2. Проявление индивидуально-личностных особенностей младших школьников в процессе адаптации к стрессовым ситуациям
- 1. 3. Содержательные аспекты адаптации и типология адаптационных стратегий личности младшего школьника
- I. Теоретические предпосылки исследования адаптационных стратегий личности младшего школьника в стрессовых ситуациях
- II. Эмпирическое исследование адаптационных стратегий личности младшего школьника
- 2. 1. Разработка профилактической программы развития преодолеваюш, их адаптационных стратегий личности младшего школьника в стрессовых ситуациях
- 2. 2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию преодолеваюш-их адаптационных стратегий личности младшего школьникав стрессовых ситуациях
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию преодолеваюгцих адаптационных стратегий личности младших школьников в стрессовых ситуациях
Список литературы
- Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. — СПб.: Речь, 2004. — 166 с.
- Абабков В.А., Перре М., Планшерел Б. Систематическое исследование семейного стресса и копинга // Обозрение психиатр, и мед. психол. — 1998,—№ 2— С. 4−9.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Академия- Раритет, 1997. —704 с.
- Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности: (Проблемы, методология, теория и исследования реальной личности). — М.: МПСИ,
- Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. — 216 с.
- Абульханова К.А. Стратегия жизни. —М.: Мысль, 1991. —299 с.
- Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: Дис.. канд. психол. наук,—М., 2005. —251 с.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельностируководителей: Дис. .д-ра психол. наук. — М., 1999. — 495 с.
- Акмеологический словарь / Под общ. ред. A.A. Деркача. — М.: РАГС, 2004. —С. 159−160.
- Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. — М.: РАГС, 2000. —536 с.
- Александер Ф., Селесник Ш. Психосоматический подход в медицине.
- Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, 1999. — С. 129 151.
- П.Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и ихкомпенсация. — М., 1976. — 272 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценкиучения школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 297 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.:1. Педагогика, 1980.
- Англо-русский словарь. 70 ООО слов и выражений / Сост. В. К. Мюллер. —1. М., 1985, —С. 22.
- Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическимирасстройствами. — СПб.: Речь, 2002. — 560 с.
- Ануфриева А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучениидетей. — М.: ОСЬ-89, 1998. — 272 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15.1. —С. 3−18.
- Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды:
- Теоретические основы и технологии создания: Дис. .д-ра психол. наук.1. СПб., 2002, —386 с.
- Балабанова Е.С. Тендерные различия стратегий совладания сжизненными трудностями // Социологические исследования. — 2002. — № 4, —С. 12−24.
- Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320с.
- Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияниявоспитания и семейных отношений. — М., 1999. — 512 с.
- Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. — М.: Мир: Акад. проект, 2003.
- Бардиер Г. Л., Никольская И. М. Уроки психологии в школе какличностно-ориентированный лонгитюд // Практическая психология в школе: цели и средства. — СПб.: Иматон, 1997. — С. 48−49.
- Бартол К. Психология криминального поведения. — СПб.: прайм1. ЕВРОЗНАК, 2004. — 352 с.
- Батуев A.C. Высшая нервная деятельность. — СПб.: Лань, 2002. — 416 с.
- Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работышколы с трудными детьми. — Киров: КГПИ, 1994.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. — Л.:1. Наука, 1988, —269 с.
- Берн Ш. Тендерная психология. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 320 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986 — 422 с.
- Бехтерева Н.П. Основы современной физиологии. Нейрофизиологиячеловека. — Л.: Наука, 1988. — 676 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1961.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.
- Боброва С.П. Эмоциональное развитие младших школьников втворческой деятельности: Дис. .канд. пед. наук. — Саратов, 2003. — 170 с.
- Богомазова О. В. Органическая концепция социальной эволюции
- Г. Спенсера и современность: Дис. .канд. социол. наук. — Саратов, 2004, — 147 с.
- Бодал ев A.A. О психологическом понимании Я человека // Мирпсихологии — 2002. — № 2. — С. 12−17.
- Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал.2006. —Т.27. —№ 1. —С. 122−133.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
- Божович JT.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психологияличности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. — М.: ООО «Вопросы психологии», 2001. — 192 с.
- Большой англо-русский словарь / Под общ. руководством И.Р.
- Гальперина, Э.М. Медниковой. —ML, 1987.
- Бороздина JI.B. Исследование уровня притязаний. — М.: МГУ, 1986. —101 с.
- Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — М.: прайм1. ЕВРОЗНАК, 2004. —352 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности вдетстве. Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
- Бурменская Г. В. Типологический подход в возрастной психологииразвития // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 2000. — № 4.
- Бутовская В.И. Отношение младших школьников к своим силам вучебной деятельности // Экспериментальные исследования. — Тбилиси, —1974.
- Бюффон Ж. Всеобщая и частная естественная история. — СПб.: Имп.
- Академия наук, 1789. — С. 178.
- Вараскина A.B. Перспективы гуманизации коррекционно-развивающегообучения в начальных классах массовой школы: Дис. .канд. пед. наук. — Таганрог, 1999. — 193 с.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис.. канд.психол. наук. — М., 1986.
- Вассерман Л.И., Беребин М. А. Социальная фрустрированность и ее роль в генезе психической дезадаптации // Обозрение психиатр, и мед. психол. — 1998. — № 1— С. 33−35.
- Вассерман Л.И., Горьковая И. А., Ромицина Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
- Вассерман Л.И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ- М.: Академия, 2003. — 736 с.
- Введенский Г. Е. Нейрофизиологические и нейропсихологические аспекты половой идентичности и ее нарушений // Сексология и сексопатология. — 2003. — № 8 — С. 29−34.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. — М., 1987.
- Видерман Н.С. Медико-психологические характеристики копинг-поведения больных с зависимостью от алкоголя: Дис. .канд. психол. наук. —СПб., 2000. — 195 с.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Смысл- ЭКСМО, —512 с.
- Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Собр. соч.: Т. 4. — М.: Педагогика, 1982.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Выготский Лекции по педологии. Ижевск., 1996. — 296 с.
- Володин В.Д., Иванец H.H., Пелипас В. Е. Профилактика наркоманий // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 1999. — № 1. — С. 3−7.
- Волкова А.И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно-развивающего взаимодействия: Дис. .канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 1998. — 193 с.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — СПб.: АО Сфера, 1994. — 160 с.
- Геодакян В.А. Асинхронная ассиметрия (половая и латеральная дифференциация следствие асинхронной эволюции) //Журн. высшей нервной деятельности. — 1993. — Т.43, вып.З. — С. 543−561.
- Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций. — Л.: Наука. 1989. — 187 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, 2003. —240 с.
- Горьковая И.А. Медико- и социально-психологические коррелятыустойчивого противоправного поведения подростков: Дис.. д-рапсихол. наук. — СПб, 1998. — 391 с.
- Громбах С.М. Психогигиена учебных занятий в школе // Психогигиенадетей и подростков. — М.: Медицина, 1985. — С. 92−113.
- Гусева H.A. Профилактика аддиктивного поведения младших школьников с задержкой психического развития: Дис. .канд. психол. наук.-СПб, 2003.-270 с.
- Гусева H.A. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактика злоупотребления психоактивными веществами / Под научн. ред. JIM. Шипициной. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
- Гюламерян Д.А. Особенности организации урока в подготовительномклассе школы: Дис. .канд. пед. наук. — Ереван, 1983. — 141 с.
- Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9−11 лет: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. — М, 1990. —20 с.
- Дети социального риска и их воспитание / Под ред. JI.M. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003. —233 с.
- Джиннотт X. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. — М, 2001. — 272 с.
- Дикая Л. Г, Махнач A.B. Отношение человека к неблагоприятнымжизненным событиям и факторы его формирования // Психологическийжурнал. — 1996. —Т. 17.—№ 3,—С. 137−148.
- Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей сделинквентным и криминальным поведением: Дис.. д-ра психол. наук.1. СПб. 2000. —380 с.
- Дубровина И.В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. — М.:1. Академия, 2004. — 464 с.
- Дубровинская Е.И., Петунс О. В. Программа профилактики отклоняющегося поведения и употребления психоактивных веществ для детей младшего школьного возраста «Корабль» / Под науч. руков. H.A. Сирота.-М., 2003.-92 с.
- Дюркгейм Э. Социология. — М., 1995. — 349 с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе / Под ред. C.B. Кривцовой. —M.: Генезис, 2004. —• 176 с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды. Т.1. Психическое развитие ребенка. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Медицина, 1982. —216 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Союз, 1998.336с.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов. — СПб.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-448 с.
- Захаров А.И. Социально-психологические особенности групповой психотерапии детских неврозов // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. —Л, — 1971. —С. 33−38.
- Захарова A.B., Андрющенко Т. Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1980. —№ 3.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М.: МГУ, 1986. — 288 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1998. — 349 с.
- Змановская Е.В. Девиантология. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
- Знаков B.B. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — С. 95−105.
- Зусмановский А.Г. Биоинформация и эволюция: Правы и Ламарк, и Дарвин. — Ульяновск, 2003. — 235 с.
- Ивановская О.Г. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников? // Начальная школа. — 1999. № 1. — С. 61−63.
- Иващенко A.B., Агапов В.С, Барышникова И. В. Я-концепция личности в отечественной психологии. — М.: МГСА, 2000. — 155 с.
- Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическаяпедиатрия. — СПб.: Речь, 2004. — 384 с.
- Каган В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Дис. .д-рамед. наук. —Л., 1991 —413 с.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — № 4.
- Карабанова O.A. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции. Дис. .д-ра. психол. наук. —М., 2002. — 379 с.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1990. —573 с.
- Карлгрен Ф. Воспитание к Свободе. — М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1992. — 272 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. — М. Просвещение, 1992. —С. 26−44.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. — 368 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей.- М.: Медицина, 1995. 560 с.
- Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. —М.: Медицина. 1985. — 288 с.
- Колызаева Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-ЛГУ, 1989. — 15 с.
- Компаниец В.В. Психолого-педагогическая характеристика микропериодов младшего школьного возраста: Дис. .канд. психол. наук.—К., 1987, — 213 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Академия, 2003. — 336 с.
- Конструктивная психология конфликта / Б. И. Хасан. — СПб.: Питер, 2003. —250 с.
- Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. — 1991, — № 1. — С. 8−15.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1988, —80 с.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 987 с.
- Крейри Э. Я боюсь / Серия книг — СПб., 1995.
- Крыгина С.Н. Особенности психологической защиты подростков, воспитывающихся в условиях детского дома в ситуациях общения со сверстниками из семей: Дис. .канд. психол. наук. —М., 1993. — 180 с.
- Крылов Д.Н. Критические периоды в психофизиологическом развитии детей и подростков // Психогигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1985.-С. 17−35.
- Крупнов А.И. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека: Сб. научн. трудов / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1985. — 112 с.
- Крупская Н.К. Воспитание. Пед. соч. в 6-ти т. — М, 1979. — т. З — 383 с .
- Крутецкий В.А. Психология. — M.: Просвещение, 1986. — 336 с.
- Крюкова T. J1. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. — 2005. — № 2. — С. 5−15.
- Крюкова T. J1. Психология совладающего поведения: Монография. — Кострома: Авантитул, 2004. — 344 с.
- Крюкова C.B., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь. Программы эмоционального развития для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1999. — 208 с.
- Кулаков С.А. Личностно-ориентированная психопрофилактика пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков: Автореф. дис.. .д-ра мед. наук / СПбМАПО — СПб, 1997. — 44 с.
- Куфтяк Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: Дис. .канд. психол. наук — Кострома, 2004.
- Лапин И.П. Плацебо и терапия. СПб.: Лань. — 2000. — 223 с.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс // Под ред. Л. Леви. — Л.: Медицина, 1970. — С. 178−208.
- Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. — СПб.: прайм- Еврознак, 2004. — 256 с.
- Левин К. Определение понятия «поле в данный момент». История психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Я. Ждан. — М, 1992.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. —304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. Т.1 ¦— М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. — М.: Педагогика, 1976.
- Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной — М., 1991.
- Лыкова Н.М. Развитие коммуникативных ресурсов младших подростков средствами акмеологического тренинга: Дис. .канд. психол. наук. — М, 2004. — 194 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: ИПП, 1998. — 365 с.
- Маерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1996. — 684 с.
- Макарова О.Ф. Алекситимия у подростков и методы ее психологической коррекции при соматических заболеваниях в условиях РЦ «Детские дюны». Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. — М., РОСИНЭКС, 2001. — С. 228−229.
- Макаренко A.C. Некоторые выводы из педагогического опыта. Собр. соч. в 7-ми т. — М., 1958.
- Макеева А .Г. Профилактика раннего наркотизма у младших школьников. Автореф: дис.. канд. пед. наук. — М, 1995. — 208 с.
- Макеева А.Г., Лысенко И. В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. — СПб., 1999. — 180 с.
- Максакова В.И., Полякова С. Учимся договариваться. (Я ТЫ — МЫ): Метод, руков. для учителя нач. шк. — М., 1998. — 130 с.
- Малыш Н.Д. Клинико-психологические характеристики и специфика семейного воспитания девочек-подростков с нарушениями в репродуктивной системе: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — СПб., 2004. — 24 с.
- Мартиенко О.Б. Эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста (страхи, тревожность, эмоциональная напряженность). — М.: АПК и ППРО, 2006. — 136 с.
- Махаддинова Г. Н. Стиль воспитания и самооценка детей 8−10 лет // Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 2. — С. 18−29.
- Меерсон Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стресссорным ситуациям и физическим нагрузкам. —М.: Медицина, 1988. — 256 с.
- Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека // Психологический журнал. — 1980. — № 1.
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Дис. .канд. философских наук. — Л., 1979.
- Миллер С. Психология развития: методы исследования. — СПб.: Питер, 2002. —464 с.
- Михайлова Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — СПб., 1998. — 24 с.
- Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. — М.: Смысл- СПб.: Речь, 2003. — 407 с.
- Мохова Е.Е. Возрастная динамика представлений о друге и дружбе в детском возрасте. Дис.. канд. психол. наук. — М., 2004.
- Мустакас К. Игровая терапия. — СПб.: Речь, 2000.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология, развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 1997 — 456 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.
- Налчаджян A.A. Личность. Групповая социализация и психическая адаптация. — Ереван, 1985.
- Нартова-Бочавер C.K. Ситуация достижения как фактор изменения готовности к помощи: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1992.
- Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 5. —С. 20−30.
- Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. -Сер.14. — 1988. — № 1. — С.21−28.
- Никольская И.М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. — СПб., Рига: Эксперимент, 1997. — 86 с.
- Никольская И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: Дис. .д-ра психол. наук. — СПб., 2001. — 329 с.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2000. —507 с.
- Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. — СПб: Питер, 2002. — 640с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: ТРИВОЛА, 1995.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981.
- Обухова Л.А., Лемяскина H.A. 30 уроков здоровья для первоклассников: Метод, пос. — М., 1999.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
- Особенности психологического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. —М., 1988.
- Павлов И.П. Полн. собр. соч. — Т. 3. — M. — 1951.
- Панферова О.В. Особенности индивидуальности ребенка и адаптация к школе. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., — 1996.
- Петрунек В.П., Таран JI.H. Младший школьник. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М, 1969.
- Полезные привычки. Уч. пос. для нач. шк. по предупреждению употребления табака и алкоголя / Под ред. Романовой O.JI. — М, 1998.
- Практикум по арт-терапии // Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2000.-448 с.
- Практикум по возрастной психологии / Под ред. JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
- Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. — М, 1995.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2000, —304 с.
- Пронина JI.A. Клинико-эпидемиологическая характеристика психических расстройств у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. мед. наук. — М., 1995. — 22 с.
- Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. — СПб.: Питер. 2002.—384 с.
- Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Политиздат, 1990.
- Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. •— М.: Медицина, 1994.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. — 303 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской, 1989.
- Раттер М. Помощь трудным детям / Общ. ред. A.C. Спиваковской. — М.: Прогресс, 1987. — 424 с.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная психология человека. — СПб., 1999.
- Реан А.Р. Психология детства: учебник. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.-350 с.
- Реан A.A., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. — СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 479 с.
- Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. — К.: Вища шк., 1997. — 88с.
- Романова О.Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей // Вопросы наркологии. — 1998. — № 3. — С. 46−53.
- Ромицина Е.Е. Восприятие воспитательной практики и межличностных отношений родителей в семьях подростков больных неврозами: Дис. .канд. психол. наук. — СПб., 1998. — 199 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1998.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000. — 384 с.
- Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — M.: Академия, 1998. — 176 с.
- Ряховская M., Самооценка слабоуспевающих школьников. — M.: МГУ, 1997.
- Самитова О.В. Психологические особенности Я-концепции тревожных детей в младшем школьном возрасте: Дис. .канд. психол. наук. — Астрахань, 2002.
- Самохвалова В.И. Индивидуальные различия в учебной работе школьников первого класса: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1952. — 298с.
- Сапоровская M.B. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников: Дис. .канд. психол. наук. — Кострома, КГУ им. H.A. Некрасова, 2002.
- Сатир В. Вы и ваша семья. —М., 2000.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. — 254 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. — 124 с.
- Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте / Отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская — Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2003. — 170с.
- Сибли Л. Чувства разные нужны чувства разные важны.— М.: Триада, 1999. — 167 с.
- Сиерральта З.Х. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте: копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект: Дис.. канд. психол. наук. -СПб, 2000. — 175 с.
- Сирота H.A. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дис.. д-ра мед. наук. СПб., 1994. — 283 с.
- Сирота H.A., Ялтонский В. М. Базовые принципы целевых программ профилактики наркоманий // Пособие для врачей. — ННЦЦ МЗ и СР, отдел профилактики. — М., 2004.
- Сирота H.A., Ялтонский ВМ., Хажилина И. И., Видерман Н. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. — М.: Генезис, 2001. — 216 с.
- Сирота H.A., Ялтонский В. М. Преодоление эмоционального стресса подростками // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 1993. — № 4. — С. 134−137.
- Сирота H.A., Ялтонский В. М. // Руководство. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. — М.: ПБОЮЛ Гайнуллин, 2003. — 248 с.
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966, — 150 с.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Мн: Харвест, 1998, —800 с.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 2000.
- Спиваковская A.C. Как быть родителем? — М. 1986.
- Спиваковская A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. — М.: Апрель Пресс- Эксмо Пресс, 1999. — 464 с.
- Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандритская. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 475 с.
- Спиркин А.Г. Самосознание и сознание. — М.: Политиздат, 1972.
- Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Тарбеева М.Н. Совладающее поведение и употребление наркотических веществ в период взросления. — Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2001 // Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: Монография. -Кострома: Авантитул, 2004. — 344 с.
- Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и с психосоматическими расстройствами: Пособие для врачей. — СПб.: СПб ин-т усов, врачей, 1992. — 24 с.
- Тигранян P.A. Стресс и его значение для организма. — М.: Наука, 1988. — 178с.
- Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 27−34.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966.
- Ухтомский A.A. Доминанта. — СПб.: Питер, 2002. — 448.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М.: Медицина, 1987. —304 с.
- Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб.: Ювента, 1999.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991.
- Философия: уч. по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по нефилософ, спец. // Царегородцев Г. И, Шингаров Г. Х, Губанов Н. И. — М.: Весть, 2003.
- Фрейд А. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. / Сост. и ред. М. М. Решетников. — СПб.: В-Е Институт психоанализа, 1997.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: Педагогика-Пресс, 1993, — 144 с.
- Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. — М.: АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. — М, 1990.
- Фрейд 3. «Я» и Оно". — Тбилиси: Мерани, 1991.
- Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. — Мн: Полифакт, 1991.
- Хегенхан Б, Олсон М. Теории научения. — СПб.: Питер, 2004. — 474 с.
- Хорни К. Собрание сочинений: Т. З. Наши внутренние конфликты- Невроз и развитие личности. — М.: Смысл, 1997.
- Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения: Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. — М.: ИПП, 1996. — 224 с.
- Хрипкова А. Г, Колесов Д. В. Мальчик подросток — юноша. — М, 1982. —35 с.
- Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер Пресс, 1998.
- Хухлаева O.B. Динамика структуры самосознания младшего школьника: Дис. .канд. психол. наук. —М., 1990. — 169 с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.— М., 1995.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993.
- Чепурных Е.Е. Организационно-педагогические основы социальной защиты детей в сфере образования: Дис. .д-ра пед. наук. —Ярославль, 2001.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение- Владос, 1995. — 160 с.
- Шедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическим исследованиям игры // Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 1966, —С. 301.
- Шубкин В.Н. Некоторые вопросы адаптации к труду. // Социальные исследования. — М., 1965.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999. —656 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семье подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами: Методические рекомендации. — Л., 1987, — 26 с.
- Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды. —М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество. — СПб.: Ленато- 1996. — 592 с.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. — М., 1976.
- Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: Дис. .д-ра мед. наук. — СПб., 1995 —396 с.
- Aldwin С.М. Stress, Coping and Development: an integrative. N.Y.: Guilford Press, 1994.
- Bandura A. Social support in the adjustment of pregnant adolescents: assessment issues // B.H. Gottlieb (Eds.) Social network and social support. London: Beverly Hills, CA: Sage, 1981. —P.69−96.
- Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs, N.J. Prentice Hall. — 1977. — P. 1−66.
- Barrera M.J. Social support in the adjustment of pregnant adolescents: assessment issues // B.H. Gottlieb (Eds.). Social network and social support. London: Beverly Hills, CA: Sage, 1981. — P.69−96.
- Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression // J. of Person, and Soc. Psychology. — 1984. V. 46. — P. 877−891.
- Bandura A., Walters R. Social learning and personality development. — N. Y.: Holt, Rinehart, Winston, 1964. — 329 p.
- Bowlby J. Maternal care and mental healt. Ceneva: World Healt Organization, 1951.
- Bussey K., Bandura.A. Self-regulatory mechanisms governing gender development. Child Development, 63, 1992.
- Jaklewics H. Emotional and psychosomatic disorders in children in relation to family functioning // Dyn. Psychiatr. — 1988. — Vol. 21, -№ 3−4. — P. 301−303.
- Jessor R. Risk behavior in adolescence // J. of adolescent health. — V.12. — P.597−605.
- Cohen S., Syme S. Issues in the study and applications of social support // S. Cohen, S. Sume. Social support and health. — Orlando, Fl., Academic Press, 1985.— P.3−22.
- Cohen S., Wills T.A. Stress, social support, and the buffering hypothesis // Psychological Bulletin, 1985. — Vol. 98. — P. 310−357.
- Feshbach N.D. Studes on empathic behavior in children. // B. Maher (Ed.) Progress in experimental personality research. — N.Y.: Academic Press, 1978. — P.1−47.
- Folkman S., Lasarus R.S. Coping as a mediator of emotion // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. — Vol. 54. — P. 466−475.
- Freud S. The defense neuro-psychoses // The collected Papers: in 10 v. — N.Y.: Collier Books, 1963. — v. 2. — P. 67−81.
- Fillips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, New York and London. 1968.
- Haan N. Coping und defending: Processes of self-environment organization. — N. Y: Academic Press. 1977. — 457 p.
- Harter S. Manual for the Self-Representations // Handbook of Child Psychology. W. Damon (Ed.) Vol. 3. Wiley, N.Y., 1983.
- Harter S. Development of Self-Representations // Handbook of Child Psychology. W. Damon (Ed.) Vol. 3. Wiley, N.Y., 1998.
- Horney K. Neuros: and human groneth. № 9. 1950.
- Geary D.C. A model for representing gender differences in the pattern of cognitive abilities, American Psychologist, 1989.
- Kalliopuska M. Study on the empathy and prosocial behavior of children in three daycare centres. // Psychological Repots. — 1991. v.68. — P.375−378.
- Kohlberg L.A. A cognitive-development analysis of children’s sex-role concepts and attitudes. In E.E. Maccoby (Ed.), The development of sex differences (pp. 82−172). Stanford, CA: Stanford University Press, 1966.
- Lazarus R.S. Emotion and adaptation. N.Y., Oxford: Oxford University Press, 1991.
- Lazarus R.S. Coping theory and research: Past, present, and future // Psychosomatic Medicine, Vol. 55. 1993. — 234−247.
- Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // W.D. Gentry (Eds.). The handbook of behavioral medicine. — N. Y: Guilford, 1984. — P. 282−325.
- Lasarus R. S, Folkman S. Transactional theory and research on emotion and coping //Europ. J. Personality. — 1987. — V.l. — P. 141−169.
- Lazarus R. S, Launier R. Stressbezogene Transaktionen zwischen Person und Umwelt. In: R. Nitsch (Hrsg.). Stress: Theorien, Untersuchungen, Massnahmen. Bern: Huber, 1981. — P. 213−259.
- Moos R. H, Billings A. Conceptualizing and measuring coping resources and Processes // L. Coldenberg, S. Brezintz (Eds.). Handbook of stress: Theoretical and clinical aspects. — N.Y.: Free Press, 1982. — P.212−230.
- Murphu L.B. Goring for children. Washington. 1970.
- Piaget J. The moral judgment of the child. — N. Y.: Harcourt, 1932.
- Sarazon B.R. et al. Interrelations of social measures: Theoretical and practical implications // J. of Person and Soc. psychol. — 1987. — v. 52. — P.813−832,
- Seiffe-Krenke I. Stress, Coping and Relationships in Adolescence. Lawrence Erlbaum Ass. Inc., Publishers. 1995.
- Selye H. History and present status of the stress concept. In: L. Goldberger, S. Breznitz (Eds). Handbook of stress. Theoretical and clinical aspects. N.Y.: The Press, 1986. —P. 7−17.
- Slavson S.R. Analytic group psychotherapy with children, adolescents, and adults. New York: Columbia University Press, 1952.
- Sullivan H.S. The Collected Work. — V. 1,2. — N. Y, 1953.
- Taylor Shelley E. Health Psychology. McGraw-Hills, 1995.
- Vaux A. An Ecological Approach to understand and facilitating social support. // Soc. And Pers. Relationship. — 1990. — v. 70. — P. 507−518.
- Wills T.A. Help-seeking as a coping mechanism // C.R. Shyder, C. Ford (Eds.). Coping with Negative Life Events. — N.Y.: Plenum, 1987.—P. 19−50.
- Wills T.A. Stress and Coping factors in epidemiology of substance use // Kozlowski et al. (Eds.). Research advances in alcohol and drug problems. N. Y/: Plenum, 1990. — P.215−250.