Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе их обсуждения на педсоветах, проводимых на базе специализированных яслей № 154 г. Москвы и № 6 г. Химки Московской областина заседаниях кафедры детской психиатрии РМАПО (1989 — 1997) — на Всесоюзной конференции «Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков» (Москва, 1996) — на Международной конференции «Дети… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Постановка проблемы, предмет и задачи исследования
  • Глава 2. Методики индивидуальных экспериментов
  • Глава 3. Ход и результаты эксперимента с нормально
  • Развивающимися детьми
  • Глава 4. Ход и результаты эксперимента с детьми, имеющими Психофизические нарушения
  • Глава 5. Психологические критерии адаптационных возможностей детей раннего возраста
  • Глава 6. Обсуждение результатов и психолого-педагогические рекомендации

Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В последнее время интерес к проблеме адаптации детей к новым условиям чрезвычайно повысился в связи с переживаемым в России социально-экономическим кризисом. Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессирующими факторами. Нестабильность и динамичность современной жизни требуют быстрого и адекватного реагирования. Однако адаптационные возможности ребенка, особенно раннего возраста, ограничены, поэтому резкий, неподготовленный переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Процесс адаптации к новым условиям детей и семьи в целом стал предметом изучения многих психологов, психиатров и социологов как в России, так и за рубежом (Д.Н.Исаев, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. О. Смирнова, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Ю. С. Шевченко, Е. Шмидт-Кольмер, М. ШЖег, Т. Во^ЛЬу и др.). Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М.Аксарина, Г. В. Гриднева, Л. Г. Голубева, К. Л. Печора, В. Манова-Томова, С. Аврамова).

В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. В особо сложном положении находятся дети с отклонениями в развитии, так как в России психологическая служба помощи в семейном воспитании проблемного ребенка раннего возраста только начинает создаваться. Поэтому для получения психолого-коррекционной помощи родители используют специализированные ясли. Вместе с тем, проблемы психологической адаптации к яслям разработаны недостаточно, особенно применительно к детям с психофизическими отклонениями. До сих пор не проводилось экспериментального психологического изучения процесса включения проблемного ребенка в новую действительность, а также не исследовались психологические факторы, влияющие на его адаптацию к социальной среде. Все вышеперечисленное делает тему нашего исследования весьма актуальной и значимой для коррекционной психологии и педагогики.

Цель исследования — выявление индивидуальных особенностей психологической адаптации к пребыванию в яслях детей с психофизическими нарушениями (в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками).

Объект исследования — дети с психофизическими нарушениями (воспитанники специализированных яслей) и их нормально развивающиеся сверстники (воспитанники общеобразовательных яслей).

Предмет исследования — адаптационные трудности, переживаемые ребенком раннего возраста с психофизическими нарушениями при переходе из семьи в детские учреждения, и пути их преодоления.

Задачи исследования:

1. Проанализировать факторы, влияющие на успешность психологической адаптации детей раннего возраста к новым условиям и выявить психологические трудности, испытываемые ребенком при поступлении в детские ясли.

2. Определить психологические критерии, отражающие уровень адаптированности детей раннего возраста к детскому учреждению.

3. Разработать диагностическую методику, позволяющую оценивать уровень адаптированности ребенка раннего возраста и определять его индивидуальную чувствительность к стрессирующим моментам.

4. Выявить особенности психологической адаптации к яслям детей с психофизическими нарушениями и сравнить их с закономерностями протекания адаптационного периода у нормально развивающихся сверстников.

5. Определить психолого-коррекционные подходы, направленные на преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к специальным яслям.

Гипотеза исследования.

Мы исходили из представления о том, что при поступлении в ясли все дети переживают адаптационный стресс, в основе которого лежит отрыв ребенка от матери, изменение привычной системы взаимоотношений и жизненного уклада в целом. У детей с психофизической патологией стрессовое состояние достигает большей глубины, поэтому риск дезадаптации у них повышен. При этом дети различаются чувствительностью к стрессирующим факторам: для одних детей наибольшую психологическую нагрузку имеют одни ситуации, в то время как для других эти же ситуации оказываются малозначимыми.

Можно предположить, что успешность адаптации зависит от удовлетворения базисной психологической потребности ребенка в безопасности и защищенности. Это определяется тем, насколько педагоги владеют адекватными способами построения взаимоотношений с ребенком, переживающим адаптационный стресс, а также учитывают его индивидуальные адаптационные возможности. Показателями психологической адаптированности ребенка могут служить эмоциональный фон, уровень и характер поведенческой активности, которые закономерно изменяются в зависимости от этапа адаптационного процесса.

Методы исследования: анализ литературных источников по данной проблемеизучение историй развития детей и адаптационных дневникованкетирование родителейнаблюдение за поведением детей и за взаимоотношениями родителей и воспитателей с детьминаправленная беседа с педагогами и родителямиспециально разработанные моделирующие эксперименты (три серии) — количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что впервые было проведено экспериментально-психологическое изучение процесса адаптации детей с психофизическими нарушениями к дошкольным учреждениям. Рассмотрено влияние различных психологических факторов на адаптацию, выделены параметры, определяющие психологическое состояние ребенка в адаптационный период. Разработаны авторские диагностические методики, моделирующие переход ребенка из семьи в детское учреждение и воссоздающие различные формы взаимоотношений взрослого с ребенком. Созданные методики направлены на выявление адаптационных возможностей детей раннего возраста. Они позволяют оценить уровень адаптированности ребенка и определить индивидуальную чувствительность к стрессирующим моментам. Разработаны психологические критерии оценки уровня адаптированности и создана система построения индивидуальных адаптационных профилей на основании предложенных критериев. Адаптационные профили позволяют установить, на каком этапе адаптации находится ребенок, к каким формам взаимодействия с взрослым он наиболее готов, в какой психологической помощи нуждается. Определены психологические факторы, приводящие детей раннего возраста к дезадаптации.

Практическая значимость исследования. Определены направления работы психолога с родителями и с персоналом специального дошкольного учреждения. Намечены основные психолого-педагогические рекомендации по предупреждению стрессовых состояний и дезадаптации детей при переходе из семьи в специальные дошкольное учреждение.

Внедрение. Данные диссертационного исследования используются в консультативной работе с родителями на кафедре детской психиатрии РМАПО. Рекомендуется также их использование в дошкольных учреждениях: домах ребенка, детских яслях-садах, детских домах, дошкольных эстетических студиях, реабилитационных центрах и др. Материалы диссертационной работы легли в основу лекционных курсов при подготовке специалистов — психологов, гувернеров и могут быть использованы при подготовке специалистов-дефектологов, воспитателей дошкольных учреждений.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе их обсуждения на педсоветах, проводимых на базе специализированных яслей № 154 г. Москвы и № 6 г. Химки Московской областина заседаниях кафедры детской психиатрии РМАПО (1989 — 1997) — на Всесоюзной конференции «Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков» (Москва, 1996) — на Международной конференции «Дети с особенностями развития в России: итоги и перспективы» (Москва, 1998) — на заседании лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии ИКП РАО (1999). Публикации. Основные результаты работы отражены в 8 публикациях по теме исследования.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, библиографии, включающей 147 источников, трех приложений. Объем работы составляет 155 страниц машинописного текста. Данные экспериментов представлены в 3 таблицах, 6 диаграммах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные факторы, вызывающие состояние адаптационного стресса при поступлении ребенка в дошкольные учреждения: отрыв от матери, влекущий за собой потерю ощущения защиты и неудовлетворенность базисной потребности в безопасностинеобходимость контакта ребенка с новым незнакомым взрослым, вызывает изменение характера взаимоотношений, которые непривычны и не всегда доступны малышуизменение ситуации общения с взрослым — превращение ребенка из единственного объекта внимания в одного из членов группы сверстниковнеобходимость подчинения требованиям взрослого или жестко регламентированным условиям выполнения заданий или действийвстреча с коллективом сверстников, с которыми домашний ребенок, как правило, вообще не имел опыта взаимодействияпереход из знакомого помещения, в котором ребенок вырос, в незнакомое и непривычное.

Дополнительными стрессирующими факторами являются: чрезмерно активные и неожиданные действия взрослого в непосредственной близости от ребенка, нарушающие его персональное пространствопорицающее воздействие взрослого, которое практически всех детей приводило к выраженной отрицательной эмоциональной реакции и к дезорганизации деятельностиограничение времени, отводимое на выполнение действий, является мощным стрессирующим моментом, особенно для детей с замедленным темпом протекания психических процессов.

Основными проявлениями психологических трудностей в период адаптации у детей раннего возраста являются следующие: изменение эмоционального фона — снижение настроения, появление тревоги, напряженностиснижение ориентировочной и поведенческой активностиповышенное стремление к тактильному контакту с взрослымформирование патологических привычек и действий (покусывание губ, ногтей, ковыряние в носу, сосание пальца и т. д.).

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. При поступлении в ясли все дети раннего возраста переживают адаптационный стресс, так как отсутствие привычного контакта с взрослыми (особенно — с матерью), общение с новыми людьми и незнакомая обстановка лишают ребенка ощущения защищенности. В результате возможен дезадаптивный вариант развития, особенно распространенный среди детей с психофизическими нарушениями.

2. Одной из причин дезадаптации детей с отклонениями в развитии является неблагоприятный предшествующий социальный опыт (нарушение эмоционального контакта с матерью, несформированность навыков общения, отсутствие опыта совместной деятельности со сверстниками и т. п.). Экспериментальные данные подтвердили, что дети с психофизическими отклонениями не усваивают общественный опыт традиционным путемс другой стороны, взрослые не учитывают специфики развития детей и не могут передавать им социальный опыт в соответствии с их возможностями, тем самым затрудняется процесс адаптации.

3. Важнейшими психологическими критериями уровня адаптированности ребенка раннего возраста являются эмоциональный фон, общий уровень и характер познавательной и поведенческой активности, интенсивность и гибкость реакций на изменения привычной ситуации, инициативность в установлении контакта с взрослым. Эти показатели закономерно изменяются в зависимости от этапа адаптационного процесса.

4. При поступлении в ясли целесообразно проводить диагностику индивидуальных адаптационных возможностей ребенка. Дети различаются между собой чувствительностью к стрессирующим ситуациям. Поэтому важно выявлять не только общий уровень, но и качественные особенности адаптационных реакций. Это достигается благодаря построению адаптационного профиля, отражающего особенности поведения ребенка в ситуациях разного типа. Для построения адаптационного профиля может использоваться разработанная нами диагностическая методика.

5. Основные проявления адаптационного стресса (снижение эмоционального фона и поведенческой активности, формирование патологических привычек и действий и т. п.) значительно сильнее выражены у детей с психофизическими отклонениями, чем у нормально развивающихся детей. При отсутствии целенаправленной психологической помощи адаптационный стресс нередко приводит к выраженной дезадаптации детей с нарушениями в развитии.

6. Специалисты дошкольных учреждений не всегда готовы оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку детям в адаптационный период. Наиболее неблагоприятными факторами являются: неправильная организация самого адаптационного периода, а также отсутствие у педагогов навыков построения взаимоотношений с ребенком, находящимся в стрессовом состоянии. Основой для коррекционно-воспитательной работы могут стать предложенные нами индивидуальные способы установления эмоционального и делового контакта с ребенком.

7. Данные исследования позволяют' предположить, что для детей с психофизическими нарушениями крайне нежелательно поступление в ясли в возрасте до полутора лет, так как более раннее поступление в дошкольное учреждение существенно повышает риск дезадаптации.

8. Определенной группе детей с психофизическими нарушениями не показано посещение детского учреждения в раннем возрасте, поэтому необходимо создать вариативную систему оказания психолого-коррекционной помощи. Некоторым детям можно предложить коррекционные занятия в группах кратковременного пребывания, консультативных или надомных группах при специальных дошкольных учреждениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Развитие образа самого себя у младенца: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1982. — 22 с.
  2. Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977.-302 с.
  3. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  4. Ю. А. Пограничные психические расстройства. (Руководство для врачей), 2-е изд. Ростов-на Дону: «Феникс», 1997.- 576 с.
  5. Ш. А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  6. Г. З., Иовчук Н. М. Депрессии в школьной подростковой популяции.// Российский психиатрический журнал. 1999. — № 3. -С. 37−40.
  7. Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А. Б. Леоновой.- М.: «Прогресс», 1979. 320 с.
  8. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 421 с.
  9. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 463 с.
  10. Е.А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. М.: Знание, 1994.-160 с.
  11. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 136 с.
  12. Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 128 с.
  13. А. Психическое развитие ребенка: Пер. с франц. Л. И. Анцыферовой. М., 1968. — 195 с.
  14. A.A., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972. -143 с.
  15. А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе.// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова и А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985.-С. 165- 190.
  16. А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии, 1994. № 4. — С. 82−92.
  17. Л.А. и др. Психолог в детском саду.- М.: Интор, 1995.-64 с.
  18. Л.А., Кравцов Г. Г. (ред.). Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению. (Методические рекомендации). М.: МП СССР, 1988. — 59 с.
  19. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Т.В.Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. Совместное издание СССР ГДР — ЧССР. М.: Медицина, 1984. -208 с.
  20. Б. С. Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. -М.: АПН, 1996.-102 с.
  21. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Под ред.Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. М., 1955.
  22. Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. -527 с.
  23. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983- Т.5.-366 с.
  24. Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. Автореф. канд. психол. наук -М., 1983.- 19 с.
  25. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. От года до шести. М.: Интор, 1996. 160 с.
  26. В.И. От младенчества до отрочества. Л., 1991.- 188 с.
  27. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Масс-медиа, 1995.-240 с.
  28. Д.Б. Общение ребенка со взрослым // Дошкольное воспитание. 1988,-№ 5.-С. 51−54.
  29. В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия. Автореф. доктора психол. наук М., 1996. — 35 с.
  30. Г. В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в раннем возрасте // Дефектология 1994, — № 3. — С. 10−16.
  31. В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М. КРОН-ПРЕСС, 1996.-208 с.
  32. Р. Первые три года жизни: Пер. с нем.: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 1992. — 64 с.
  33. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / Сост. Н. Д. Шматко. -М.: Аквариум, 1997. 128 с.
  34. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998. — 336 с.
  35. Л.В., Ладодо К. С., Тонкова-Ямпольская Р.В. и др. От 0 до 3. М.: Медицина, 1991. — 128 с.
  36. Э.В. Роль семьи в воспитании детей раннего возраста // Совершенствование воспитательной работы с детьми раннего возраста. -М., 1988.-С. 110−117.
  37. А.И. Основные этапы развития деф. образования в СССР. Автореф. канд. пед.н. -М., 1957. -23 с.
  38. Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. 1967. № 2. — С. 11 — 24.
  39. A.B. Значение ранних периодов для формирования детской личности. М.: Наука, 1978. — С. 243 — 267.
  40. A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. T. I. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
  41. А.И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. — 480 с.
  42. В.В. Психология детства. М.: ИЦ «Академия», 1995. -346 с.
  43. К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439 с.
  44. Н.М. Эндогенные аффективные расстройства в детском возрасте: Автореф дисс. докт.мед. наук. -М., 1989. 47 с.
  45. Н.М., Северный A.A. Депрессия в детском и подростковом возрасте. М.: Школа-Пресс, 1998 — 80 с.
  46. A.A., Леонгард Э. И. С чего начинается общение // В едином строю, 1976,-№ 5.-С. 28.
  47. A.A., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей М.: Бук-Мастер, 1993. — 190 с.
  48. A.A., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. -М.: Просвещение, 1988. 140 с.
  49. В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994. 223 с.
  50. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
  51. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995. — 560 с.
  52. C.B. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1975.-23 с.
  53. Корчак Януш. Как любить ребенка: Книга о воспитании. Пер с польск. М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
  54. Кряжева H. JL Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996. — 208 с.
  55. Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992. -117с.
  56. Кэрол Тингей-Михаэлис. Дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям. М.: Педагогика, 1988. — 240 с.
  57. Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте: Пер. с чешского. Прага: Авиценум, 1984. — 336 с.
  58. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 167 с.
  59. Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс. Спб: Питер пресс, 1996. -208 с.
  60. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1 — 285 е., Т.2 — 392 с.
  61. А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. -С. 281−302-
  62. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  63. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве / Под ред. проф. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. М., 1949. — 76 с.
  64. М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. 1961. — № 3. — С. 117−124.66
Заполнить форму текущей работой