Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практикум. 
Политология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оба эти класса систем — интраи экстрасоциетальные, — которые мы рассматриваем как внешние по отношению к политической системе, образуют полное окружение политической системы. Они могут служить источником стрессов политической системы. Возмущающие воздействия — понятие, с помощью которого можно эффективно описывать влияния полного окружения на политическую систему и вызываемые ими изменения этой… Читать ещё >

Практикум. Политология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что такое политическая система?
  • 2. Какой аспект политики она отражает?
  • 3. Как взаимосвязаны понятия «политическая система» и «политическая власть»?
  • 4. Какие авторы стоят у истоков теории политических систем?
  • 5. Каковы основные предпосылки возникновения теории политических систем?
  • 6. Каковы, на ваш взгляд, место и роль теории политических систем в «бихевиористской революции»?
  • 7. Что такое политическая система общества (по Д. Истону)?
  • 8. Что такое «вход» и «выход» политической системы?
  • 9. Приведите варианты определений политической системы. Сравните их.
  • 10. В чем состоит особенность кибернетической модели политической системы К. Дойча?
  • 11. Каковы основные условия сохранения политической стабильности системы?
  • 12. Перечислите основные функции политической системы. Прокомментируйте их содержательно.
  • 13. Все ли политические системы подвержены политическому развитию? Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами.
  • 14. Назовите структурные компоненты политической системы (не менее трех).
  • 15. Раскройте место и роль теорий политической системы в политической науке.
  • 16. На какие проблемы системного анализа политики обращают внимание его критики? Приведите конкретные примеры авторских позиций.
  • 17. Заполните таблицу «Структура политической системы».

Подсистема политической системы.

Характеристика.

Институциональная.

Нормативная.

Коммуникативная.

Культурно-идеологическая.

18. Согласно К. Дойчу процесс функционирования политической системы складывается из нескольких этапов. Заполните таблицу.

Этап.

Характеристика.

19. Заполните пропуски в таблице «Классификация политических систем Г. Алмонда».

Тип политической системы.

Общая характеристика.

Англо-американская.

Континентально-европейская.

Тоталитарная.

Доиндустриальная.

  • 20. Что такое политический режим? Как соотносится это понятие с понятием «политическая система»?
  • 21. Что такое классификация и типология, каковы их критерии?
  • 22. Приведите известные вам примеры типологий политических режимов.
  • 23. Сформулируйте основные признаки тоталитарного режима. Подготовьте в рабочих тетрадях соответствующую таблицу.
  • 24. Какие технологические и социально-политические причины обусловили появление тоталитаризма в XX в.
  • 25. Каковы основные проблемы и недостатки концепции тоталитаризма?
  • 26. Каковы основные отличия авторитарных систем от тоталитарных и демократических? Перечислите их и дайте краткую характеристику.
  • 27. Какие причины способствуют сохранению и воспроизводству авторитарных режимов?
  • 28. В чем выражается связь между информационной политикой и политическим режимом? Проиллюстрируйте конкретными примерами.
  • 29. Какие факторы приводят к крушению авторитаризма? Возможно ли выстроить иерархию этих фак торов?
  • 30. Сравните основные параметры тоталитаризма и авторитаризма. Оформите сравнительный анализ в виде таблицы в рабочей тетради.
  • 31. Какие исторические формы демократии вам известны? В чем заключалась специфика античной демократии?
  • 32. Назовите и охарактеризуйте критерии «процедурной демократии».
  • 33. В чем заключается смысл концепции «полиархии» Р. Даля?
  • 34. Каковы, на ваш взгляд, особенности сообщественной модели демократии? Кто является ее автором?
  • 35. Возможна ли модель сообщественной демократии в современной России? Аргументируйте свой ответ.
  • 36. Заполните таблицу.

№.

Индикаторы для определения сущности политического режима.

37. Самостоятельно определив критерии для сравнения, заполните таблицу «Различия тоталитаризма и авторитаризма».

Тоталитарный режим.

Авторитарный режим.

Тесты

  • 1. Политическая система является механизмом:
  • 1) формирования политической власти;
  • 2) осуществления политической власти.

Укажите верные суждения о политической системе:

  • а) верно только 1);
  • б) верно только 2);
  • в) оба суждения верны;
  • г) оба суждения неверны.
  • 2. Определите, что не входит в политическую систему общества:
    • а) политические партии;
    • б) государство;
    • в) семья;
    • г) СМИ.
  • 3. Политические партии выполняют в политической системе функцию:
    • а) организатора министерств и ведомств;
    • б) посредника между обществом и государством;
    • в) регулятора экономических процессов;
    • г) защитника интересов административного государственного аппарата.
  • 4. Установите соответствие элементов и подсистем (блоков) политической системы:
  • 1) институциональная;
  • 2) нормативная;
  • а) государство;
  • б) политическая традиция;
  • в) политические партии;
  • г) политические обычаи.
  • 5. Связи и взаимосвязи внутри политической системы, между политической системой и обществом — это политические:
    • а) традиции;
    • б) решения;
    • в) коммуникации;
    • г) институты.
  • 6. Особая роль государства в политической системе состоит в том, что оно:
    • а) обладает исключительным правом издавать законы и следить за их исполнением;
    • б) стоит на защите частных интересов граждан;
    • в) имеет политического лидера и правящую партию;
    • г) разрабатывает и реализует определенную политику.
  • 7. Политическая система общества включает в себя:
    • а) материально-хозяйственную деятельность;
    • б) большие и малые группы людей, основанные на различных признаках, и их взаимодействие;
    • в) борьбу за овладение властью в обществе, оказание регулирующего воздействия на общественную жизнь;
    • г) производство благ и услуг.
  • 8. Совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также их взаимодействие, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние, — это:
    • а) политический режим;
    • б) политическая система;
    • в) государство.
  • 9. В структуру политической системы входят:
    • а) политические отношения и политические организации;
    • б) политические отношения, политические организации и политические нормы;
    • в) политические отношения, политические организации, политические нормы, политические идеи, взгляды и политическая культура.
  • 10. СМИ относятся к компоненту политической системы:
    • а) нормативному;
    • б) коммуникативному;
    • в) культурному;
    • г) институциональному.
  • 11. В нормативный компонент политической системы входит (-ят):
    • а) конституция;
    • б) политическая партия;
    • в) государство;
    • г) СМИ.
  • 12. Автором информационно-кибернетической модели политической системы является:
    • а) Д. Истон;
    • б) К. Дойч;
    • в) Г. Алмонд;
    • г) Т. Парсонс.
  • 13. Понятие «система» пришло в политологию:
    • а) из географии и истории;
    • б) из социологии и педагогики;
    • в) из биологии и кибернетики.
  • 14. Политические системы бывают:
    • а) внутренними и внешними;
    • б) основными и вспомогательными;
    • в) открытыми и закрытыми.
  • 15. Впервые системная модель политической системы общества была разработана:
    • а) К. Марксом;
    • б) Д. Истоном;
    • в) К. Дойчем;
    • г) М. Дюверже.
  • 16. К функциям входа относятся функции политической системы (по Г. Алмонду):
    • а) разработка норм законов, применение норм, контроль за соблюдением норм;
    • б) политическая социализация, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация;
    • в) все вышеперечисленное.
  • 17. В политологии разработано несколько теоретических моделей функционирования политических систем:
    • а) системная;
    • б) структурно-функциональная;
    • в) информационно-кибернетическая.

Соотнесите эти модели с их авторами:

  • 1) К. Дойч;
  • 2) Г. Алмонд;
  • 3) Д. Истон.
  • 18. Согласно Т. Парсонсу, выполнение каждой подсистемой своей функции обеспечивает устойчивость и целостность общества. Политическая подсистема выполняет функцию:
    • а) адаптации;
    • б) целеполагания;
    • в) интеграции;
    • г) сохранения.
  • 19. Политическим режимом называют:
    • а) форму государства;
    • б) способ осуществления власти;
    • в) наличие репрессивных органов;
    • г) официальную идеологию.
  • 20. Признаком авторитарного режима не является:
    • а) политические партии;
    • б) суверенитет;
    • в) правоохранительные органы;
    • г) публичная власть.
  • 21. Вставьте пропущенное слово: «Народ при … режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью»:
    • а) тоталитарных;
    • б) демократических;
    • в) авторитарных;
    • г) диктаторских.
  • 22. Формой непосредственной демократии является:
    • а) парламентская демократия;
    • б) референдум;
    • г) принятие решения через депутатов или иных народных представителей;
    • д) участие в митингах и шествия.
  • 23. Демократический режим характеризуется наличием следующего признака:
    • а) верховенство исполнительной власти;
    • б) господство одной обязательной идеологии;
    • в) командно-административные методы управления;
    • г) защита прав и свобод граждан.
  • 24. В приведенном утверждении российского ученого А. Н. Медушевского: «Актуальность введения этого понятия состоит в раскрытии реального механизма власти в противоположность формальному его определению,» — речь идет о понятии:
    • а) политический режим;
    • б) политическая система;
    • в) легитимность власти;
    • г) эффективность власти.
  • 25. Ниже приведены суждения о политическом режиме:
  • 1) смена правительства обязательно ведет к смене режима;
  • 2) смена правительства не обязательно ведет к смене режима.

Укажите верные суждения:

  • а) верно только 1);
  • б) верно только 2);
  • в) оба суждения не верны.
  • 26. При тоталитарном режиме, в отличие от демократического:
    • а) господствует единая общеобязательная идеология;
    • б) государство является важнейшим элементом политической системы;
    • в) проводятся равные и свободные выборы;
    • г) личность имеет широкие возможности влияния на принятие политических решений.
  • 27. Автором концепции тоталитаризма является:
    • а) Д. Истон;
    • б) С. Липсет;
    • в) М. Дюверже;
    • г) X. Арендт.
  • 28. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти у одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является:
    • а) революционным;
    • б) авторитарным;
    • в) либеральным;
    • г) демократическим.
  • 29. Для обозначения реально функционирующей демократии понятие «полиархия» предложил использовать:
    • а) С. Липсет;
    • б) X. Арендт;
    • в) Р. Даль;
    • г) А. Лейпхарт.
  • 30. Подконтрольность государственной власти большинству населения является главной чертой … режима:
    • а) авторитарного;
    • б) демократического;
    • в) военного;
    • г) тоталитарного.
  • 31. Высказывание «Демократия — это власть народа, избранная народом и для народа» принадлежит:
    • а) У. Черчиллю;
    • б) В. И. Ленину;
    • в) Т. Джефферсону;
    • г) А. Линкольну.
  • 32. Господство в обществе одной официальной идеологии является признаком режима:
    • а) демократического;
    • б) тоталитарного;
    • в) автократического.
  • 33. Укажите признак понятия «политический режим»:
    • а) форма государственного правления;
    • б) способы подготовки официальных документов;
    • в) степень реализации прав и свобод личности;
    • г) территориальное устройство государства.
  • 34. Впервые в политический лексикон термин «тоталитаризм» ввел:
    • а) Л. Д. Троцкий;
    • б) К. Маркс;
    • в) Ч. Мерриам;
    • г) В. И. Ленин;
    • д) Б. Муссолини.
  • 35. Соотнесите определения политического режима с соответствующими авторами:
  • 1) «определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления»;
  • 2) «вся совокупность явных или неявных моделей, определяющих формы и каналы доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристика субъектов, имеющих доступ или лишенных его, а также доступные субъектам стратегии борьбы за него»;
  • а) Г. О’Донелл и Ф. Шмиттер;
  • б) М. Дюверже.
  • 36. Признаки авторитарного режима (возможно несколько вариантов ответа):
    • а) осуществляется полный контроль над всеми сферами общественной жизни (экономика, политика, идеология, культура фактически отстраняется);
    • б) народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;
    • в) существуют и свободно действуют различные партии, другие общественные организации, объединения, движения, функционирующие в рамках конституции;
    • г) для реализации решений власти возможно использование насилия.

Кейсы

Учебные цели:

  • • совершенствование опыта самостоятельного изучения оригинального текста и его интерпретации;
  • • углубление понимания специфики системного анализа и модели политической системы Д. Истона;
  • • углубление понимания модели полиархии Р. Даля.
  • 1. Из работы американского политолога Д. Истона «Категория системного анализа политики»[1].

«…политическая система может быть определена как совокупность тех взаимодействий, посредством которых ценности авторитарным способом приносятся в общество, это именно то, что отличает политическую систему от других взаимодействующих с ней систем. Окружение политической системы можно разделить на две части: интрасоциетальную и экстрасоциетальную. Первая состоит из трех систем, которые не являются политическими в соответствии с нашим определением природы политических взаимодействий. Интрасоциетальные системы включают такие множества типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения. Они являются функциональными сегментами общества, компонентом которого является и сама политическая система. В данном конкретном обществе системы, отличные от политической, выступают источником множества влияний, в совокупности определяющих условия действия политической системы. В мире, где постоянно формируются новые политические системы, мы можем найти немало примеров того, когда меняющиеся экономика, культура или социальная структура могут оказывать воздействие на политическую жизнь.

Другая часть окружения политической системы, экстрасоциетальная, включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают функциональными компонентами международного сообщества, суперсистемы, элементами которой можно считать конкретные общества. Межнациональная система культуры — пример экстрасоциетальной системы.

Оба эти класса систем — интраи экстрасоциетальные, — которые мы рассматриваем как внешние по отношению к политической системе, образуют полное окружение политической системы. Они могут служить источником стрессов политической системы. Возмущающие воздействия — понятие, с помощью которого можно эффективно описывать влияния полного окружения на политическую систему и вызываемые ими изменения этой системы. Не все возмущающие воздействия создают напряжение в политической системе: некоторые благоприятствуют выживанию системы, другие являются нейтральными в смысле способности вызывать стресс. Но многие воздействия можно считать способными приводить политическую систему к стрессу.

Когда следует говорить о том, что стресс наступил? Этот вопрос достаточно сложен, ответ на него предполагает введение нескольких дополнительных понятий. Все политические системы как таковые, поскольку они обладают определенной живучестью, обязательно выполняют две следующие функции. Во-первых, они должны быть способны предлагать обществу ценности и, во-вторых, вынуждать большинство его членов признавать их в качестве обязательных, по крайней мере почти всегда. Эти два свойства выделяют политические системы среди других типов социальных систем.

Следовательно, эти два отличительных свойства — предложение ценностей обществу и относительная частота их признания последним — являются существенными переменными (essentials variables) политической жизни. Их наличие можно считать необходимым условием того, что последняя существует.

Одной из важных причин для введения этих существенных переменных является то, что они позволяют более точно установить, где и как возмущающие воздействия на систему угрожают вызвать ее стресс. Можно сказать, что стрессовая ситуация возникает, когда появляется опасность, что существенные переменные могут выйти за пределы своих критических значений. Это может быть связано с тем, что происходит в окружении системы: она может подвергнуться полному военному разгрому или суровый экономический кризис вызывает общую дезорганизацию политической системы и резкий рост нелояльности к ней. Предположим, что, как следствие такой ситуации, или власти окажутся не в состоянии принимать необходимые решения, или эти решения не будут выполняться. В этом случае внесение властью ценностей в общество окажется невозможным, и, как следствие, общество взорвется из-за неспособности политической системы выполнять одну из своих важнейших функций, связанную с регулированием поведения его членов.

Указанный случай как раз и будет соответствовать стрессу политической системы, настолько сильному, что любые возможности для выживания в данном обществе практически исчезнут. Но нередко разрушение политической системы не является столь полным и необратимым и система, пережившая стресс, в той или иной форме выживает. Несмотря на кризис, власти могут сохранить способность принимать определенные решения и хотя бы с некоторой минимальной частотой добиваться их выполнения. При этом какая-то часть проблем, требующих политического решения, будет находиться под контролем. Иными словами, не всегда существенные переменные полностью выходят за границы нормального диапазона изменений. Случается, что область этих изменений как бы несколько смещена, но сравнению с нормальной ситуацией, когда власти, например, частично нс способны принимать требуемые решения и добиваться их выполнения с нужной регулярностью. В таких условиях существенные переменные в целом не выходят за границы допустимого диапазона изменений, они подвергаются стрессу, но остаются в пределах критических точек. И до тех пор пока политическая система способна удерживать свои существенные переменные в этих пределах, можно утверждать, что она обладает способностью к выживанию.

Как мы показали выше, каждая политическая система характеризуется свойством в той или иной степени справляться со стрессом своих существенных переменных. Это не значит, что результат поведения системы всегда именно таков; система может разрушиться именно по той причине, что оказалась неспособной принять адекватные и эффективные меры в отношении надвигающегося стресса. Но именно способность системы отвечать на стресс имеет решающее значение. Тип ответа системы позволяет оценить вероятность того, что она сумеет преодолеть ситуацию стресса. Вопрос о характере реакции политической системы на стресс может продуктивно исследоваться в рамках системного анализа политической жизни. Особенно перспективным можно считать изучение поведения элементов политической системы в том отношении, насколько будет усугублять или смягчать стресс ее существенных переменных это поведение".

Вопросы и задания к кейсу

  • 1. Прочитайте текст Д. Истона и попытайтесь воспроизвести в схематичной форме данную модель политической системы и ее взаимодействия с окружающей средой.
  • 2. В чем Д. Истон видит отличие политической системы от других социальных систем?
  • 3. Что понимает автор под интрасоциетальными системами? Приведите конкретные примеры, как экономика, культура или социальная структура могут оказывать воздействие на политическую жизнь.
  • 4. Что служит источником стрессов для политической системы? Все ли возмущающие воздействия способны создавать напряжение в политической системе? Охарактеризуйте критерии ее стрессоустойчивости.
  • 5. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания специфики системного подхода к политике?
  • 2. Из работы американского политолога Р. Даля «Демократия и ее критики»[2].

«Какие же критерии будут целиком соответствовать нашим посылкам и гем самым обеспечат нас отличительными характеристиками демократического процесса?

Эффективное участие. На протяжении всего процесса принятия связывающих решений граждане должны иметь адекватные, а также равные возможности для выражения своих предпочтений относительно конечного результата. Они также должны располагать адекватными и равными возможностями в постановке вопросов на повестку дня и для выражения причин одобрения одного, а не другого результата.

Отрицание за любым гражданином адекватных возможностей эффективного участия означает, что их предпочтения не принимаются в расчет, поскольку неизвестны или учтены неверно. Точно так же не брать во внимание их предпочтения относительно конечного результата равносильно отказу от принципа равного учета интересов.

Равенство голосования на решающей стадии. На решающей стадии принятия коллективных решений каждому гражданину должна обеспечиваться равная возможность выразить свой выбор, который признавался бы равнозначным выбору любого иного гражданина. При определении результатов на решающей стадии эти, и только эти, выборы должны учитываться.

Поскольку эти выборы являются тем, что мы обычно называем голосованием, то данный критерий, можно сказать, требует равного голосования на решающей стадии…

Просвещенное понимание… Я хотел бы расширить понимание содержания демократического процесса, прибавив третий критерий. К сожалению, я не знаю, как его сформулировать по-другому, кроме многозначных и, соответственно, неясных слов. И все же позвольте мне предложить следующую формулировку критерия просвещенного понимания.

Каждый гражданин должен иметь адекватную и равную возможность для определения и обоснования (в рамках времени, отводимого согласно необходимости в обсуждении) такого своего предпочтения по вопросу, подлежащему решению, которое наилучшим образом отвечало бы интересам данного гражданина.

Этот критерий предполагает, что альтернативные процедуры принятия решений следует оценивать в соответствии с возможностями, которые они предоставляют гражданам для достижения понимания средств и целей, своих интересов и ожидаемых последствий политики по реализации таких интересов, причем не только для себя одного, но и для всех иных затрагиваемых лиц. Поскольку благо или интересы граждан привлекают внимание к общественному благу и общему интересу, то люди должны иметь шансы на достижение понимания этих проблем…

Контроль над повесткой дня… Эти замечания приводят к четвертому критерию — конечному контролю демоса над повесткой дня.

Демос должен обладать исключительными возможностями решать, каким образом проблемы должны быть поставлены в общий перечень проблем, решаемых путем демократического процесса.

Критерий конечного контроля, возможно, означает и то, что в условиях демократии последнее слово должно быть за народом, т. е. народ должен быть суверенен. Систему, которая удовлетворяет этому критерию, как и трем остальным, следует рассматривать как обладающую полноценным демократическим процессом в отношении своего демоса.

Согласно этому критерию, политическая система будет использовать полностью демократический процесс даже в том случае, если демос решил, что не стоит принимать каждое решение по всякому вопросу, а вместо этого предпочтет, чтобы решения по некоторым вопросам принимались иерархически судьями и администраторами. Пока демос сохраняет способность действительно вернуться к любому вопросу для собственного решения, данный критерий полностью удовлетворяется…

Полиархия. Полиархия является политическим строем, в самой широко взятой форме отмеченным двумя общими характеристиками. Гражданство распространено на сравнительно большую часть взрослого населения. Права гражданства включают возможность выступать против высших должностных лиц в правительстве и смещать их посредством голосования. Первая характеристика отделяет полиархию от более ограничительных систем правления, в которых, хотя и дозволена оппозиция, доступ в правительства и в состав их легальных оппозиций сужен только для представителей малых групп, как это было в Британии, Бельгии, Италии и в других странах до введения массового избирательного права. Вторая характеристика отделяет полиархию от режимов, в которых большинство взрослых является гражданами, но гражданство не предполагает права на оппозицию и на смещение правительства голосованием, как это происходит при современных авторитарных режимах.

Институты полиархии. При уточнении двух этих общих принципов более конкретно полиархия является политическим порядком, определенным наличием семи институтов, каждый из которых должен существовать для того, чтобы эта форма правления была распознана как полиархия.

Выборные власти. Выборные власти облечены конституцией правом контроля над правительственными решениями по поводу политики.

Свободные и справедливые выборы. Выборные власти избираются на свободно и справедливо проводимых выборах, где злоупотребления сравнительно редки.

Включающее избирательное право. Практически все взрослое население имеет право голосовать во время избрания властей.

Право претендовать па избрание. Почти все взрослые вправе выдвигать свою кандидатуру на выборах на правительственные должности, хотя существующие ограничения на занятие постов могут превышать те, которые установлены для голосования.

Свобода выражения своего мнения. Граждане имеют право выражать свое мнение без страха строгого наказания по политическим мотивам в широком смысле, включая критику властей, правительства, режима, социальноэкономического порядка и господствующей идеологии.

Альтернативная информация. Граждане располагают правом на поиск альтернативных источников информации. Более того, альтернативные источники информации существуют и защищены законами.

Организационная самодеятельность. Для достижения различных прав, включая вышеперечисленные, граждане также вправе формировать сравнительно самостоятельные ассоциации или организации, включая независимые политические партии и группы интересов.

Важно понимать, что эти утверждения характеризуют действительные, а не просто номинальные права, институты и процессы. На деле странам мира может быть номинально присвоен ранг в соответствии со степенью, в которой каждый из институтов наличествует на практике. Следовательно, институты способны служить в качестве критериев для решения по поводу того, какая из стран управляется полиархией сегодня или в более ранние времена. Эти ранжирования и классификации могут быть использованы, как мы увидим далее, для исследования условий, которые благоприятствуют или мешают перспективам укрепления полиархии.

Полиархия и демократия. Тем не менее очевидно, что мы интересуемся полиархией не только потому, что она являет собой тип политического строя, характерный для современного мира. Здесь она интересует нас из-за своей связи с демократией. Как же тогда полиархия соотносится с демократией?

Коротко, институты полиархии необходимы для демократии крупного масштаба, особенно размеров современной нации-государства. Иначе говоря, все институты полиархии нужны для наивысших достижений в демократическом процессе управления страной. Сказать, что все семь институтов необходимы, не значит утверждать, что они достаточны…".

Вопросы и задания к кейсу

  • 1. Что понимает автор под полиархией?
  • 2. Внимательно изучите вышеприведенный текст Р. Даля и воспроизведите в виде таблицы необходимые для полиархии институты с соответствующими пояснительными характеристиками.
  • 3. Какие две общие отличительные характеристики полиархии выделяет Р. Даль?
  • 4. Как полиархия соотносится с демократией? Назовите и кратко охарактеризуйте, опираясь на текст, основные критерии демократического процесса.
  • 5. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания специфики авторского подхода к проблемам современной демократии?

Темы докладов и рефератов

  • 1. Политическая система и политический режим.
  • 2. Современные тенденции развития теории политической системы.
  • 3. Особенности трансформации современной политической системы России.
  • 4. Ценностные аспекты демократии.
  • 5. Новейшие подходы к анализу политических режимов в XX в.
  • 6. Современные концепции плюралистической демократии.
  • 7. Взаимоотношения власти и общества в условиях тоталитаризма.
  • 8. Режимы личной власти как разновидность авторитаризма.
  • 9. Проблемы большинства и меньшинства в демократическом процессе.
  • 10. Концепции традиционного и нового авторитаризма.
  • 11. Политическая система общества: внутренняя структура и внешняя среда.
  • 12. Сравнительный анализ и типы политических систем.
  • 13. Политическая система и представительство социальных интересов.
  • [1] Истон Д. Категория системного анализа политики // Антология мировой политическоймысли: в 5 т. М.: Мысль, 1997. Т. 2. С. 631−639.
  • [2] Даль Р. Демократия и ее критики / пер. с англ, под ред. М. В. Ильина. М.: РОССПЭП, 2003. С. 163−164, 167, 170, 340−342.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой