Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Белорусская сторона о ЕАЭС

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях устранения негативных последствий деятельности КНГ при прежнем руководителе белорусская сторона в декабре 2001 г. предложила действующему председательству ОБСЕ начать консультации по пересмотру мандата Группы. При этом белорусская сторона исходила из того, что прошедшие в Беларуси парламентские и президентские выборы существенным образом изменили те условия, в которых принималось решение… Читать ещё >

Белорусская сторона о ЕАЭС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Я сказал (что насторожило очень Запад), что впереди нас ждет и политическая, и военная интеграция в рамках этого союза, потому что экономика — основа всему. Если есть экономика, если она сплачивает, объединяет людей, если это фундамент, то обязательно мы придем к защите этой экономики и интересов, прежде всего экономических»[1].

Сотрудничество в рамках российско-белорусского союзного государства носит многоплановый характер и включает в себя в том числе и политическую составляющую. Прежде всего, Республике Беларусь удалось успешно противостоять посягательствам на ее государственный суверенитет со стороны США и НАТО.

Эти посягательства начались сразу же после отстранения от власти в Минске соавтора Беловежских соглашений кавалера медали Свободы Трумэна — Рейгана С. С. Шушкевича и усилились после избрания президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

Президентская медаль Свободы (англ. Presidential Medal of Freedom) — одна из двух высших наград США для гражданских лиц, вручаемая, но решению президента США. Медалью Свободы награждаются люди, «внесшие существенный вклад в безопасность и защиту национальных интересов США, в поддержание мира во всем мире, а также в общественную и культурную жизнь США и мира».

Под прямым давлением США и НАТО в Минске в 1998 г. была учреждена консультативно-наблюдательная группа (КНГ) ОБСЕ, мандат которой обязывал ее «во взаимодействии с белорусскими властями и другими международными организациями оказывать помощь белорусским властям в развитии демократических институтов и выполнении других обязательств в рамках ОБСЕ, а также осуществлять мониторинг и информировать об этом процессе»[2]. Возглавил КНГ бывший директор Федеральной разведывательной службы ФРГ (der Bundesnachrichtendienst — BND) Х.-Г. Вик.

На первоначальном этапе работы КНГ ОБСЕ в Республике Беларусь сотрудничество с ней развивалось достаточно конструктивно. Однако в преддверии парламентских выборов 2000 г. глава КНГ занял открыто конфронтационную позицию в отношении властей страны пребывания и в своей деятельности начал регулярно выходить за рамки мандата группы. В 2001 г. КНГ продолжила активную политическую деятельность в стране. Ее механизмы начали активно использоваться для консолидации оппозиционных правительству политических группировок, их скрытого финансирования и материально-технического оснащения.

Неоднократные попытки белорусской стороны вернуть КНГ и ее руководителя в рамки мандата успеха не имели. Как принимающая сторона, Беларусь больше не могла мириться с тем, что КНГ игнорирует позицию правительства по вопросам социально-экономического развития страны и строительства гражданского общества, действует деструктивно, несмотря на четкие положения мандата о необходимости работы в сотрудничестве с белорусскими властями.

В этих условиях правительство Беларуси обратилось к руководству ОБСЕ с настоятельной просьбой об отзыве Х.-Г. Вика, исчерпавшего свои возможности работы в РБ. Было найдено компромиссное решение, и в декабре 2001 г. экс-глава BND завершил свою работу в Беларуси.

В целях устранения негативных последствий деятельности КНГ при прежнем руководителе белорусская сторона в декабре 2001 г. предложила действующему председательству ОБСЕ начать консультации по пересмотру мандата Группы. При этом белорусская сторона исходила из того, что прошедшие в Беларуси парламентские и президентские выборы существенным образом изменили те условия, в которых принималось решение о создании КНГ ОБСЕ. Именно этим в первую очередь была вызвана необходимость актуализации форм взаимодействия Республики Беларусь с ОБСЕ в зависимости от реальных потребностей белорусской стороны в таком содействии.

При содействии российской стороны Минску в итоге удалось добиться ревизии мандата полевого присутствия ОБСЕ в Беларуси. В последующем, однако, конфронтация белорусских властей с этой международной организацией продолжалась. В конце концов, после президентских выборов в декабре 2010 г., которые группа наблюдателей ОБСЕ не признала легитимными, белорусские власти приняли решение о закрытии офиса ОБСЕ в Минске. Следствием этой конфронтации является и тот факт, что в течение длительного времени не рассматривается заявка Минска на присоединение к Совету Европы.

Столь решительное противодействие попыткам вмешательства во внутренние дела и применение в отношении Республики Беларусь практик двойных стандартов и «управляемого хаоса» стало возможным благодаря решительной и однозначной позиции Российской Федерации, поддержавшей Минск в самые сложные моменты его противостояния США и НАТО.

Эго не значит, однако, что позиции Москвы и Минска по вопросам прав человека и демократических свобод всегда совпадают. Официальные органы Российской Федерации неоднократно протестовали против преследования белорусскими властями российских журналистов. 11а Россию ориентируются и многие представители белорусской оппозиции. Тем нс менее Россия последовательно выступает против вмешательства во внутренние дела братского государства. При этом в Москве исходят из того, что практика «двойных стандартов» в отношении белорусского государства применяется не из-за нарушений прав человека и демократических свобод, а как «месть» за приверженность Минска идее евразийской интеграции и отказ от «европейского выбора» на условиях западных «грандов».

Соответственно, необходимость противостояния политическому давлению обусловливает тесное сотрудничество РФ и РБ в военно-стратегической области как на двусторонней основе, так и в рамках ОДКБ, активным членом которой Беларусь является на западном направлении. Во исполнение принятого руководством двух стран решения о создании на территории Беларуси российской авиационной базы в декабре 2013 г. на боевое дежурство по охране воздушного пространства Союзного государства заступило первое звено российских истребителей. На территории РБ близ Бараиовичей функционирует российская радиолокационная станция «Волга», являющаяся звеном системы предупреждения о ракетном нападении в структуре Космических войск России.

Важнейшим интеграционным элементом в системе российско-белорусских отношений является экономическое и научно-техническое

сотрудничество. Белоруссия — единственное из постсоветских государств, в котором была предпринята достаточно серьезная попытка сохранить сложившуюся в советский исторический период высокопередельную структуру экономики. До развала СССР Белоруссия была высокоразвитым индустриально-аграрным государством, своеобразным «сборочным цехом» Советского Союза. В республике были построены крупные предприятия по производству тракторов, автомобилей, искусственного волокна и радиоаппаратуры, создан мощный агропромышленный комплекс, развивалась добыча и переработка калийных солей, которая давала почти половину химических удобрений, производившихся в бывшем СССР. Сельское хозяйство Белоруссии, располагая лишь 1,6% распаханных земель бывшего Советского Союза, давало 33% всего картофеля, 13% мяса и 15% молока1.

Дезинтеграция Советского Союза парализовала белорусскую экономику, так как большая часть промышленности сильно зависела от устойчивого снабжения деталями и комплектующими из других советских республик. Когда необходимые комплектующие перестали поступать, многие заводы были вынуждены резко сократить производство и уволить большое число рабочих. В середине 1990;х гг. правительство, пытаясь приостановить возможный крах промышленного производства, приступило к установлению прямых экономических связей с теми регионами России, где белорусские товары пользовались спросом и откуда в Белоруссию поступали комплектующие и сырье.

Республика не пошла по пути огульной приватизации крупных промышленных предприятий, государство сохранило контроль над производством автомобилей, тракторов, калийных удобрений, переработкой нефти. Были предприняты усилия для поиска новых рынков для реализации высокопередельной белорусской продукции. В результате принятых мер произошло своеобразное «белорусское экономическое чудо» — основные перерабатывающие отрасли экономики не только были спасены, но и получили дальнейшее развитие. К 2008 г., например, доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве страны составила 23,2%, нефтехимии — 13,4%. Промышленность республики произвела в 2011 г. 22,3 тыс. грузовых автомобилей, 2082 автобуса, 136 троллейбусов, 59,1 тыс. тракторов, 4,2 тыс. станков[3][4]. При этом, хотя и в урезанном виде, продолжалась поддержка социальных программ. По ИЧР республика обогнала Россию и занимает первое место среди всех бывших советских республик, кроме стран Балтии.

«Экономическое чудо» Беларуси стало возможным благодаря вхождению страны в Союзное государство и другие евразийские интеграционные структуры, обеспечивающие преференциальный режим в импорте из России товаров энергосырьевой группы. Так, цена российского природного газа для Белоруссии в 2014 г. составила 167 долл. США за 1 тыс. куб. м[5].

Это самая низкая цена, установленная Газпромом для тридцати своих зарубежных потребителей.

Россия — основной внешнеторговый партнер Беларуси (49% товарооборота) и крупнейший инвестор в ее экономику (объем накопленных капиталовложений — 5,8 млрд долл. США). На территории страны работает свыше двух с половиной тысяч предприятий с участием российского капитала.

При этом речь не идет о «плате» за какие-либо уступки по политическим вопросам в ущерб национальному суверенитету Республики Беларусь, занимающей по ряду важных для России вопросов (например, признание Абхазии и Южной Осетии) свою, отличную от российской, позицию. Просто обе страны в рамках интеграционного процесса выковывают формулу интеграции, которая при ее распространении на все евразийское пространство может стать весомым фактором мировой политики и экономики на пути к формированию гармоничного полицентричного мира.

  • [1] Из выступления Президента Республики Беларусь Л. Г. Лукашенко на встрече с председателем Совета Федерации Федерального собрания России В. И. Матвиенко и главамироссийских регионов, участвующих в первом Форуме регионов Беларуси и России, 5 июня2014 г. // Офиц. сайт Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. URL: http://embassybel.ru/news/press-releases/f44682478227.html
  • [2] Из мандата Консультативно-наблюдательной группы (КНГ) ОБСЕ в РеспубликеБеларусь // Офиц. сайт ОБСЕ. URL: http://osceinfo.blogspot.ru/2012/03/blog-post14.html
  • [3] Академик. URL: http://d ic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/279/Б ЕЛ О ['У ОСИ Я
  • [4] Там же.
  • [5] В Белоруссии вычислили будущую цену на российский газ // Информ. агентство Росбалт. URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/12/19/1 213 636.html
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой