Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологическая правовая политика Российской Федерации: институционально-правовой анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экологические отношения — это совокупность связей между людьми, которые возникают в процессе взаимодействия человека с природой, являющейся необходимым условием его жизнедеятельности. Экологические отношения являются частью системы общественных отношений, обусловлены содержанием экономических, политических, правовых и культурных связей, характеризующих общественную и государственную системы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Экологическая правовая политика как объект институционально-правового анализа
    • 1. Понятие экологической правовой политики: основные подходы и определения
    • 2. Институциональные механизмы формирования политико-правового порядка в сфере экологии
  • Глава II. Концептуальные основы российской экологической правовой политики
    • 1. Национальная и экологическая безопасность: концептуализация российских экологических интересов и юридических способов их защиты
    • 2. Институционально-правовые и политические аспекты национального экологического интереса
  • Глава III. Институционализация экологической правовой политики Российской Федерации: федеральный и региональный уровни
    • 1. Политико-правовая легитимация экологических прав и свобод в России
    • 2. Региональное измерение российской экологической правовой политики

Экологическая правовая политика Российской Федерации: институционально-правовой анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Устойчивое развитие, высокое качество жизни и здоровья населения являются приоритетными задачами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которые могут быть решены лишь посредством сохранения природных систем, на основе поддержания соответствующего состояния окружающей среды. На это направлена государственная экологическая правовая политика, приоритеты которой выделяют экологию как сферу жизненно важных интересов личности, общества и государства, предусматривают институционально-правовые гарантии сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.

В России законодательство, регулирующее экологические отношения, сформировано под непосредственным влиянием международного экологического права. Следует отметить, что в целом российское экологическое законодательство, соответствуя основным тенденциям развития международного экологического права, отражает интересы личности, общества и государства в экологической сфере, гарантируя право на обращение в органы публичной власти с жалобами, предложениями, требованиями по вопросам охраны окружающей средыправо на объединение и создание общественных и иных некоммерческих экологических организацийправо принимать участие в принятии решений, затрагивающих экологические права и обязанности человека и гражданинаправо участвовать в референдумах, митингах, пикетах, шествиях, посвященных вопросам охраны окружающей среды.

Но экологические проблемы имеют еще одно важное измерение: малочисленные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности, попали в зависимость от состояния экосреды обитания. Иными словами, этнокультурная и этнополитическая идентичность зависит от приоритетов и институтов экологической правовой политики.

Современная экологическая правовая политика России характеризуется целым рядом существенных недостатков, свидетельствуя о необходимости дальнейшего развития институционально-правовой базы, обеспечивающей экологическую безопасность. Данные недостатки имеют доктринальное происхождение и во многом объясняются экономическими процессами постсоветской модернизации, глобальной энергетической суверенизацией России. Следствием этого является конфликт между энергетической, экономической и экологической системами приоритетов государственной власти, который требует комплексного политико-правового анализа стратегии развития институтов государства в единстве их концептуального, формально-юридического и ценностно-политического измерений.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, связанные с институционально-правовым анализом российской правовой политики, перспектив ее развития, развитием институтов экологической безопасности, формированием экологического правового порядка, являются предметом исследования специалистов самых разных областей знания, в числе которых правоведы, политологи, экономисты, социологи, экологи и другие.

Наибольшее развитие исследование проблемы российской экологической правовой политики получило в работах таких авторов, как: Г. А. Аксенок, A.M. Архипов, Р. Д. Боголепов, М. М. Бринчук, В. П. Виноградов, O. J1. Дубовик, Б. Е. Ерофеев, А. Э. Жолинский, А. И. Казанник, О. С. Колбасов, Н. И. Краснов, Г. И. Осипов, Н. Т. Осипов, A.M. Плешаков, Б. Г. Розовский, Ю. С. Тютекин и другие.

Вопросы социальной экологии и экологических отношений, экологизации экономики в современных условиях экологического кризиса рассматриваются в работах А. А. Голуба, Е. Б. Струковой, В.И. Данилова-Данильяна, Э. В. Гирусова, О. П. Литовки, В. А. Ланцева и других.

Большое значение для формирования методологического инструментария настоящего диссертационного исследования имели разработка концептуально-правовых основ экологической политики, формирования институционально-правового порядка в сфере экологии, реализации экологической функции государства, исследование конституционно-правового регулирования экологических прав и обязанностей человека и гражданина, перспектив формирования экологической правовой политики России, предпринятые в работах С. А. Боголюбовой, JI.H. Бурковой, М. И. Ваисльевой, К. С. Мишанина В.В. Сизова, В. В. Кузьмина и других исследователей.

Отдельные вопросы институционально-правового формирования российской экологической политики рассматривались в трудах И. Л. Вершок, В. А. Высторобец, O.JI. Дубовик, Н. А. Духно, В. А. Ивакина, А. И. Лагуновой, А. Я. Рыженкова, А. А. Третьяковой, В. А. Федорова, В. Н. Яковлева и других.

В целом, проведенные указанными авторами исследования сформировали эффективную методологическую научно-исследовательскую базу. Однако в прямой постановке проблема институциональных форм экологической правовой политики Российской Федерации не рассматривалась, что подтверждает своевременность и актуальность ее исследования.

Объектом диссертационного исследования является политическое и институционально-правовое обеспечение экологической безопасности Российского государства.

Предметом диссертационной работы являются приоритеты и основные институты экологической правовой политики, обеспечивающие защиту национальных интересов Российской Федерации.

Целью диссертационного исследования выступает институционально-правовой анализ экологической правовой политики Российской Федерации в контексте особенностей современных экономических процессов, приоритетов национальной безопасности и потребностей оптимизации отношений в сфере использования и охраны природы.

Цель диссертационного исследования реализуется посредством решения следующих задач:

— сформулировать понятие экологической правовой политики;

— дать институционально-правовую характеристику формирования политико-правового порядка в сфере экологии;

— интерпретировать идеологические, политические и правовые факторы защиты окружающей среды в Российской Федерации;

— охарактеризовать институционально-правовые и политические аспекты национального экологического интереса;

— определить институционально-правовые формы легитимации экологических прав и свобод в России;

— выявить региональные формы российской экологической правовой политики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— дано определение государственной экологической правовой политики;

— раскрыта институциональная структура экологических отношений их легальные формы выражения в российском экологическом праве;

— сформулирован структурно-институциональный подход к правовой легитимации национального экологического интереса в контексте формирования государственной экологической правовой политики;

— предложена концептуально-правовая интерпретация экологического суверенитета;

— предложена институционально-правовая интерпретация российского экологического порядка;

— выяснена роль регионального компонента в развитии российской экологической правовой политики;

— охарактеризованы институционально-правовые перспективы формирования российской экологической правовой политики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Экологическую политику следует рассматривать как необходимый компонент современного политического процесса, протекающего на международном, региональном и национальном уровнях. Складывающаяся международная система противодействия экологическим вызовам, угрозам и рискам имеет глобальный характер, интегрируя политику национальных государств в единое политическое и правовое пространство, на основе которого формируются транснациональные институты обеспечения глобального экологического порядка.

Государственная экологическая правовая политика есть целенаправленная деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества, направленная на регулирование отношений общества, человека и окружающей среды. Цель экологической политики заключается в воздействии на формирование желательного для общества баланса их отношений путем сбережения окружающей природной среды, экологических систем, контроля природопользования, позволяющего сохранять благоприятные условия человеческой жизнедеятельности, обеспечивающие непрерывное развитие. Экологическая правовая политика представляет собой совокупность юридических механизмов реализации цели государственной экологической политики, есть законотворческая, правоприменительная и правозащитная деятельность, направленная на регулирование экологических процессов в соответствии с национальными интересами, охватывающее отношения собственности на природные ресурсы, природопользование, контроль в сфере использования и охраны природы, ответственность за нанесение вреда природной среде.

2. Экологические отношения — это совокупность связей между людьми, которые возникают в процессе взаимодействия человека с природой, являющейся необходимым условием его жизнедеятельности. Экологические отношения выступают частью системы общественных отношений, обусловлены содержанием экономических, политических, правовых и культурных связей, характеризующих общественную и государственную системы. К их основным группам относятся природопользование, охрана окружающей среды, сохранение экологического баланса. Участниками экологических отношений выступают человек, органы государственной власти и общественного самоуправления, общественные, международные и межправительственные организации. Субъектом экологических отношений являются личность, общество и государство, объектом — природные ресурсы, благоприятная окружающая среда, здоровье народонаселения. Складывающиеся в обществе экологические отношения есть основа экологического процесса, который представляет собой деятельность субъектов экологических отношений, основанную на приоритетах экономического развития, концептуализируемого государственной социальной политикой, осуществляемого на основе законности, направленного на реализацию экологического интереса.

3. Экологический интерес выражает совокупность потребностей личности общества и государства в сохранении экологического баланса на глобальном, региональном и национальном уровнях в целях поддержания благоприятных условий обитания человека на планете как части биосферыесть политико-правовая категория отражающая приоритеты экологической политики на основе реализации права на благоприятную среду обитания и устойчивое развитие. Экологический интерес Российской Федерации состоит в сохранении экологического баланса на ее территории и за ее пределами, обеспечивающего устойчивое развитие.

4. Экологический суверенитет является одной из форм выражения суверенитета личности, общества и государства и, имея конституционные основания, легализуется законодательством, обеспечивающим права и свободы человека и гражданина в экологической сфере. Экологический суверенитет есть политико-правовая категория, отражающая связь между существующими институциональными политическими и правовыми условиями экологического процесса и экологическим интересом, обусловленным тенденциями в экологической сфере, социально-экономической и культурной жизни страны. Реализация экологического суверенитета осуществляется в форме институционально-правового регулирования использования и охраны природы. Защита экологического суверенитета требует институционального обеспечения, включающего разработку государственной экологической политики, институционально-правовое поле и систему организаций, интегрированных в качестве субъекта экологической политики.

5. Экологический институционально-правовой порядок есть система закрепленных законодательством юридических способов реализации установок государственной экологической политики в сфере регулирования экологических отношений, где предметом регулирования выступают отношения собственности на природные ресурсы, использование природных ресурсов, отношения по охране окружающей среды от загрязнения, истощения и разрушения, а также отношения по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

6. Приоритетность экологического благополучия населения, охраны окружающей среды и рационального природопользования, являвшихся вектором формирования экологического законодательства на первых этапах постсоветской модернизации, впоследствии были изменены, что привело к трансформации экологической политики, свертыванию экологических программ либо к их финансированию по остаточному принципу. Этапом такой трансформации следует рассматривать принятие Федерального закона о монетизации льгот (№ 122-ФЗ от 22.08.2004 г.), внесшего изменения в большинство законодательных актов в сфере экологии, существенно снизившего полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования экологических отношений, что противоречит Конституции РФ.

7. Перспективы совершенствования экологической правовой политики Российской Федерации связаны с усилением роли ее регионального компонента и предполагают расширение прав субъектов Российской Федерации в сфере регулирования экологических отношений. В действующем экологическом законодательстве региональный компонент экологической политики чрезвычайно низок в силу несущественной роли, которую играют территориальные субъекты, ответственные за данное направление деятельности. Развитие экологического законодательства должно быть направлено на правовую институционализацию деятельности региональных органов власти в сфере охраны окружающей среды, контроля природопользования, включая законодательную деятельность в данной области. На этой основе должна формироваться региональная законодательная база в сфере экологии, включающая соглашения между субъектами Российской Федерации по вопросам совместного природопользования, законодательные и другие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды и контроль природопользования. Расширение прав и ответственности субъектов РФ в данной сфере, соответствуя конституционным нормам о разграничении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов, будет способствовать решению экологических проблем в регионе и стране в целом, защите экологического суверенитета.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно имеет системный характер и практическую направленность. Предложения и выводы диссертационной работы способствуют более полному и глубокому пониманию институционально-правовых проблем формирования экологической правовой политики России, что расширяет возможности дальнейших исследований, а также применения полученных результатов в практической деятельности по формированию законодательства в сфере природопользования и защиты окружающей среды. Диссертационные материалы могут быть использованы в процессе преподавания теоретико-правовых дисциплин в высших учебных заведениях.

Апробация результатов диссертационной работы. Результаты исследования отражены в 15 научных публикациях, его основные положения докладывались на четырех международных научно-практических конференциях.

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в настоящем диссертационном исследовании институционально-правовой анализ экологической правовой политики Российской Федерации, основанный на выявлении особенностей современных экологических процессов, приоритетов национальной безопасности и потребностей оптимизации отношений в сфере использования и охраны природы, показывает необходимость ее совершенствования в целях реализации экологических интересов страны, входящих в систему жизненно важных интересов личности, общества и государства. Существенным препятствием в реализации экологических интересов является слабая концептуальная разработанность государственной экологической политики, оказывающая негативное влияние на сферу правового обеспечения регулирования экологических процессов. Полагаем, что научные положения и выводы, к которым приходит автор, создают необходимые теоретико-методологические основы решения указанной проблемы.

Основным системообразующим результатом научного анализа является понимание экологической правовой политики и ее институциональных импликаций, слабо представленных в современном научном дискурсе. Полагаем обоснованным понимание экологической политики как необходимого компонента современного политического процесса, протекающего на международном, региональном и национальном уровнях. Так, складывающаяся международная система противодействия экологическим вызовам, угрозам и рискам имеет глобальный характер, интегрируя политику национальных государств в единое политическое и правовое пространство, на основе которого формируются транснациональные институты обеспечения глобального экологического порядка. При этом государственная экологическая правовая политика есть целенаправленная деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества, имеющая своей целью регулирование отношений общества, человека и окружающей среды. Цель экологической политики заключается и в воздействии на формирование желательного для общества баланса этого отношения, путем сохранения окружающей природной среды, экологических систем, контроля природопользования, позволяющего сохранять благоприятные условия человеческой жизнедеятельности, обеспечивающие непрерывное развитие. Экологическая правовая политика представляет собой совокупность юридических механизмов реализации цели государственной экологической политики, есть законотворческая, правоприменительная и правозащитная деятельность, направленная на регулирование экологических процессов в соответствии с национальными интересами, охватывающее отношения собственности на природные ресурсы, природопользование, контроль в сфере использования и охраны природы, ответственность за нарушение вреда природной среде.

Экологические отношения — это совокупность связей между людьми, которые возникают в процессе взаимодействия человека с природой, являющейся необходимым условием его жизнедеятельности. Экологические отношения являются частью системы общественных отношений, обусловлены содержанием экономических, политических, правовых и культурных связей, характеризующих общественную и государственную системы. К их основным группам относятся природопользование, охрана окружающей среды, сохранение экологического баланса. Участниками экологических отношений выступают человек, органы государственной власти и общественного самоуправления, общественные, международные и межправительственные организации. Субъектом экологических отношений являются личность, общество и государство, объектом — природные ресурсы, благоприятная окружающая среда, здоровье народонаселения. Складывающиеся в обществе экологические отношения являются основой экологического процесса, который представляет собой деятельность субъектов экологических отношений, основанную на приоритетах экономического развития, концептуализируемого государственной социальной политикой, осуществляемого на основе законности, направленного на реализацию экологического интереса.

Такое понимание экологической правовой политики позволяет сформулировать ряд категорий, раскрывающих институциональные и структурные особенности экологического процесса, протекающего на глобальном, региональном и национальном уровнях, и позволяющих сформировать корректный научный подход к оценке современной экологической правовой политики, особенностей ее реализации в разных исторических, институциональных условиях. В ряду таких категорий: «экологический интерес», «экологические отношения», «экологический порядок» и др.

Экологический интерес выражает совокупность потребностей личности общества и государства в сохранении экологического баланса на глобальном, региональном и национальном уровнях в целях поддержания благоприятных условий обитания человека на планете как части биосферыэто политико-правовая категория, отражающая приоритеты экологической политики на основе реализации права на благоприятную среду обитания и устойчивое развитие. Экологический интерес Российской Федерации состоит в сохранении экологического баланса на ее территории и за ее пределами, обеспечивающего устойчивое развитие.

Научный анализ приводит к выводу, что экологический суверенитет является одной из форм выражения суверенитета личности, общества и государства и, имея конституционные основания, легализуется законодательством, обеспечивающим права и свободы человека и гражданина в экологической сфере. Экологический суверенитет есть политико-правовая категория, отражающая связь между существующими институциональными политическими и правовыми условиями экологического процесса и экологическим интересом, обусловленным тенденциями в экологической сфере, социально-экономической и культурной жизни страны. Реализация экологического суверенитета осуществляется в форме институционально-правового регулирования использования и охраны природы. Защита экологического суверенитета требует институционального обеспечения, включающего разработку государственной экологической политики, институционально-правовое поле и систему организаций, интегрированных в качестве субъекта экологической политики.

Категория экологического институционально-правового порядка, которая формулируется в диссертации, является обобщением методологического анализа экологической правовой политики и рассматривается как система закрепленных законодательством юридических способов реализации установок государственной экологической политики в сфере регулирования экологических отношений, где предметом регулирования выступают отношения собственности на природные ресурсы, использование природных ресурсов, отношения по охране окружающей среды от загрязнения, истощения и разрушения, а также отношения по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Данные теоретико-методологические выводы позволяют сформулировать подход к исследованию функционирования российской экологической правовой политики, особенностей ее институционализации в исторически сложившемся правовом поле, проблем и противоречий реализации интересов личности, общества и государства в экологической сфере. Контекстом проведенного исследования установлено, что приоритетность экологического благополучия населения, охраны окружающей среды и рационального природопользования, являвшаяся вектором формирования экологического законодательства на первых этапах постсоветской модернизации, впоследствии была изменена, что привело к трансформации экологической политики, свертыванию экологических программ либо к их финансированию по остаточному принципу. Этапом такой трансформации следует рассматривать принятие Федерального закона о монетизации льгот (№ 122-ФЗ от 22.08.2004 г.), внесшего изменения в большинство законодательных актов в сфере экологии, существенно снизившего полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования экологических отношений, что противоречит Конституции РФ.

Важным итогом" анализа являются выводы, касающиеся перспектив совершенствования экологической правовой политики Российской Федерации, которые обоснованно связываются с усилением роли ее регионального компонента и предполагают расширение прав субъектов Российской Федерации в сфере регулирования экологических отношений. В действующем экологическом законодательстве региональный компонент экологической политики чрезвычайно низок в силу несущественной роли, которую играют территориальные субъекты, ответственные за данное направление деятельности. Развитие экологического законодательства должно быть направлено на правовую институционализацию деятельности региональных органов власти в сфере охраны окружающей среды, контроля природопользования, включая законодательную деятельность в данной сфере. На этой основе должна формироваться региональная" законодательная база в области экологии, включающая соглашения между субъектами Российской Федерации по вопросам совместного природопользования, законодательные и другие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды и контроль природопользования. Расширение прав и ответственности субъектов Российской Федерации в данной сфере, соответствуя конституционным нормам о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, будет способствовать решению экологических проблем в регионе и стране в целом, защите экологического суверенитета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Устав Организации Объединенных Наций // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1999.
  2. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1999.
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М., 1989.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М., 1989.
  6. Стокгольмская декларация ООН 16 июня 1972 г. об окружающей человека среде // Действующее международное право: Сборник. М., 1978. Т. 3.
  7. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 3 марта 1973 г. (СИТЕС) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978.
  8. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 10 декабря 1976 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 11. Ст. 168.
  9. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.
  10. Венская конвенция о защите озонового слоя от 22 марта 1985 г. // Действующее международное право: Сборник. М., 1978. Т. 3.
  11. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде от 14 июня 1992 г. // Международное публичное право: Сборник документов / Сост. К.А. Бекя-шев, А. Г. Ходаков. М., 1996. Т. 2.
  12. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 1998 г.). М., 2004.
  13. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (26 августа — 4 сентября 2002 г.) // www. legislation, ca/en/2002/28/text/html
  14. Конституция Республики Греция от 9 июня 1975 г. // Конституции зарубежных государств: Учеб. пос. / Сост. проф. В. В. Маклаков. 2-е изд., испр. и доп. М.: БЕК, 1999.
  15. Конституция королевства Испания от 27 декабря 1978 г. // Конституции зарубежных государств: Учеб. пос. / Сост. проф. В. В. Маклаков. 2-е изд., испр. и доп. М.: БЕК, 1999.
  16. Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1991 г. (с изм. и доп. от 28 декабря 1993 г.) // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  17. Конституция Латвийской Республики от 15 февраля 1992 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  18. Конституция Туркменистана от 18 мая 1992 г. (с изм. и доп. от 27 декабря 1995 г.) // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  19. Конституция Литовской Республики от 25 октября 1992 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  20. Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  21. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  22. Конституция Республики Абхазия от 26 ноября 1994 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  23. Конституция Кыргызской Республики от 5 мая 1995 г. (с изм. от 10 февраля 1996 г.) // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  24. Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  25. Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  26. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  27. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  28. Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Отв. ред. Н. А. Михалева. М., 1997.
  29. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  30. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
  31. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3 (ред. от 3 июня 2006 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301- 1996. № 5. Ст. 410- 2001. № 49. Ст. 4552- 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4434- Российская газета. 2006. 8 июня.
  32. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (с изм. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713- 2004. № 35. Ст. 3607.
  33. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ (ред. от 9 мая 2005 г.) // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024- Российская газета. 2005. 13 мая.
  34. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № З-ФЗ (с изм. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141- 2004. № 35. Ст. 3607.
  35. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 5 января 2006 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954- Российская газета. 2006. 11 января.
  36. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22— ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610- Российская газета. 2005. 31 декабря.
  37. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147- Российская газета. 2006. 30 июля.
  38. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 3 июня 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1- 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2717- Российская газета. 2006. 8 июня.
  39. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 9 мая 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3- Российская газета. 2005. 13 мая.
  40. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. (ред. от 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133- 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 25- Российская газета. 2005. 31 декабря.
  41. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. «№ 138-Ф3 (ред. от 27 декабря, 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532- Российская газета. 2005. 31 декабря.
  42. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (с изм. от 9 мая 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140- Российская газета. 2005. 13 мая.
  43. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. (ред. от 3 июня 2006 г.) // Российская газета. 2004. 30 декабря- 2006. 8 июня.
  44. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. // Российская газета. 2006. 5 мая.
  45. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537) // Российская газета. 2009. 14 мая.
  46. Постановление Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р «Экологическая доктрина Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 2 сентября.
  47. Монографии, учебники и учебные пособия
  48. Е.Н., Зенюкова О. В., Сухова Е. А. Комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (постатейный). М., 2006.
  49. Н.Т. Территориально-производственное комплексное образование в условиях развитого социализма. JL, 1983.
  50. Ф.Х. Экологическое право: Курс лекций. Барнаул, 1992 .
  51. А.А. Правовые основы деятельности муниципальных органов: Учеб. пос. М., 2000.
  52. Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961.
  53. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.
  54. С.С. Общая теория права. М., 1981.
  55. Л.Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практ. пос. М., 1996.
  56. И.Д. Теория как форма организации научного знания М., 1979.
  57. А.П., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды». Волгоград, 2005.
  58. А.П., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Экологическое право России: Учебник для вузов. Волгоград, 2005.
  59. П.В., Папичев Н. В. Правовое регулирование защиты прав человека. Волгоград, 2003.
  60. П.В. Теоретические проблемы правозащитного регулирования. Волгоград, 2004.
  61. П.В., Лазарев В. М. Метод правозащитного регулирования. Волгоград, 2005.
  62. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997.
  63. С.А., Макарова Т. И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: Учеб. пос. Минск, 1999.
  64. А.Л. Эколого-экономическая устойчивость. М., 2000.
  65. Л. Экоэкономика: Как создать экономику, оберегающую планету. М., 2003.
  66. М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 1998.
  67. М.М. Экологическое право: Учебник для вузов. М., 2005.
  68. А.И. Техногенная безопасность воинской деятельности накануне XXI века. М., 1998.
  69. А.Б. Теория государства и права. М., 1996.
  70. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  71. Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пос. М., 1997.
  72. Е.А. Экологическое право — мотивации в международном сотрудничестве. М., 2006.
  73. Г. Лекции по истории философии. СПб., 1993.
  74. Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987.
  75. Э.В. Система «общество-природа» (проблемы социальной экологии). М., 1976.
  76. Глобализация и развитие законодательства: Очерки / Под ред. Ю. А. Тихомирова, А. С. Пиголкина. М., 2004.
  77. JI.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М., 2003.
  78. В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, критерии, методика измерения. Киев, 1985.
  79. С. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство: Монография. М., 2001.
  80. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. проф. Ф. М. Рудинского. Волгоград, 2004.
  81. А.Г. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М., 2002.
  82. Г. С. НТР и экологический кризис. М., 1975.
  83. В.Е., Рудинский Ф. М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984.
  84. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.
  85. М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., 2003.
  86. . До того как умрет природа. М., 1968.
  87. О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М., 2002.
  88. О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник. М., 2005.
  89. Н.А., Чубуков Г. В. Экологическое право России: Учебник. М., 2006.
  90. Европейский суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. М., 2000.
  91. .В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 1999.
  92. О.А. О состоянии сырьевой базы Азово-Черноморского бассейна: Доклад на заседании Президиума Академии изучения проблем национальной безопасности. М., 2006.
  93. В.А. Теория юридической ответственности за экологические правонарушения и практика ее применения. М., 2004.
  94. С.А. Расколотое общество. М., 1999.
  95. Институт прав человека в России. Саратов, 1998.
  96. О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961.
  97. Р. Заложенное поместье // Природа. 1970. № 9.
  98. Н.В. Право человека на жизнь (вопросы теории и практики): Учеб. пос. Волгоград, 2003.
  99. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск, 2001.
  100. Л.Г. Экологический аспект интеграционных процессов в Европейском союзе и Содружестве Независимых Государств (международно-правовой анализ). СПб., 2001.
  101. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2003.
  102. М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность, развивающихся стран: международно-правовые вопросы. М., 2000.
  103. Н.М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. М., 1999.
  104. Г. В. Экологическая детерминанта политической динамики современного общества. М., 2003.
  105. Г. В., Харламов Ю. А., Нефедов С. А. Экополитология: Политология в контексте экологических проблем: Учебник. М., 2006.
  106. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
  107. В. А. Личность, свобода, право. М., 1978.
  108. В., Мнацаканян Р., Честин И., Шварц Е. Охрана природы: От Горбачева до Путина. М., 2003.
  109. Н.А. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. СПб., 2002.
  110. Е.А. Социалистическое право и личность. М., 1987.
  111. В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. М., 1993.
  112. Н.М. Экологическое образование: сущность и принципы организации. М., 1996.
  113. Материалы II съезда муниципальных экологов России, п. Удельная, Московская область, 24 26 апреля 2007 года.
  114. Н.И. Личность. Права. Демократия. Саратов, 1972.
  115. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  116. Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004.
  117. Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М., 2003.
  118. В.И., Алдащева А. А. Экологическое сознание. М., 2001.
  119. А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
  120. Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
  121. A.M. Семейное право: Курс лекций. М., 1998. /
  122. Новая Земля. Труды Морской Арктической комплексной экспедиции. Вып. 4. М., 1993. Т. 3.
  123. Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., 2006.
  124. Новый энциклопедический словарь. М., 2005.
  125. Обеспечение экологической безопасности при использовании генетически модифицированных организмов. М., 2002.
  126. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под ред. А. А. Прохожева. М., 2002.
  127. Общая теория прав человека. М., 1996.
  128. С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
  129. А.А., Попов А. В., Борисов О. Н., Косее А. А. Нормативно-правовое обеспечение региональной безопасности. Ростов-на-Дону, 2009.
  130. Ю.В. Природный фактор бытия российского социума. М., 2003.
  131. Основные сведения об Организации Объединенных Наций. М., 1995.
  132. Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону России. М., 1993.
  133. Охрана природы: Сборник нормативных актов. М., 1971.
  134. В.В. Экология и право. М., 1981.
  135. Э. Национальные интересы: теория и практика. М., 1991.
  136. Права человека и народов: Учеб. пос. / Под ред. О. О. Миронова. М., 2006.
  137. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., 2000.
  138. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности. М., 2004.
  139. Права человека: Учебник для вузов. М., 1999.
  140. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1999.
  141. Проблемы оздоровления и сохранения биоресурсов Азово-Черноморского и Каспийского промысловых районов, бассейнов рек Волги, Дона и Кубани: Материалы международного экологического форума. М., 2006.
  142. Н.Т. Ответственность по советскому природоохранительному праву. Саратов, 1986.
  143. Н.Г. Региональная экополитология. М., 1999.
  144. Россия: риски и опасности «переходного» общества. М., 2000.
  145. И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.
  146. Словарь специальных терминов. М., 1994.
  147. Современное состояние Азовского моря, водохозяйственных систем и сооружений, его водоохранной зоны (Ростовская область и Краснодарский край) // Информационный бюллетень. Таганрог: ФГУ «Азовинформ-центр». 2004. № 1.
  148. Современное состояние и пути развития Юга России. Ростов-на-Дону, 2007.
  149. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М., 2002.
  150. Сборник документов партии и правительства (1917 1985 гт). М., 1986.
  151. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. проф. М. Н. Марченко. М., 1999.
  152. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. проф. А. В. Малько. М., 2001.
  153. Тер-Окопов А. А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. М., 2005.
  154. Ю.В. Права человека: нарушения и защита прав человека и прессы. М., 1997.
  155. Угрозы безопасности на Северном Кавказе. Ставрополь, 2004.
  156. М.М., Утяшева JI.M. Права человека в современной России: Учебник. Уфа, 2003.
  157. Учебно-методические материалы дисциплины по выбору «Механизм реализации и защиты экологических прав граждан» / Под ред. Ю.В. Ва-сильчук. Тверь, 2006.
  158. Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект). М., 2000.
  159. А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996.
  160. В.Е. Конституционное право. М., 1997.
  161. Г. В., Духно Н. А. Экологическое право России. М., 2002., 1.¦I
  162. В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Краснодар: «Периодика Кубани», 2000.
  163. Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев, 1989.
  164. Г. Ф. Общая теория права. Вып. 3. М., 1912.
  165. .С. Конституция. Демократия. Права человека. М.- Черкесск, 1992.
  166. Экологическая безопасность Юга России: проблемы и перспективы. М&bdquo- 2006.
  167. Экологические императивы устойчивого развития России. СПб: Петрополис, 1996.
  168. Экологическое право: Курс лекций и практикум. М., 2003.
  169. Экологическое право России: Сборник нормативных правовых актов и документов / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М., 1997.
  170. Экологическая экономика. М., 1994.
  171. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе / Под ред. Л. Д. Воеводина. М., 1987.
  172. В.Н. Экологическое право: Учебник. Кишинев, 1988.
  173. О.Н. Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика). Новосибирск, 2002.
  174. В.А. Реформирование экологической культуры: пособие по региональной экологической политике. М., 2004.1. Научные статьи
  175. И.А. Муниципально-правовая ответственность как комплексный институт юридической ответственности // Государство и право. 2006. № 7.
  176. О.В., Халий И. А. Экологическая политика на региональном уровне // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.
  177. А.П. Эколого-правовая ответственность: теоретические проблемы // Проблемы противодействия преступности в современных условиях: Мат. междунар. науч.-практ. конф. 16−17 октября 2003 г. Ч. II. Уфа, 2003.
  178. Р.С., Волкова И. И., Егорова М. Б., Матковская И. П. Решение совместимости экономики и экологии в природоохранном законодательстве Российской Федерации // Экос-Информ. 2002. № 1.
  179. С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991. № 2.
  180. Н.А. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л., 1991.
  181. С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства // Журнал российского права. 2004. № 5.
  182. А.А. Экологическая политика повседневности в западных странах и России // Общественные науки и современность. 2002. № 1.
  183. М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. 1994. № 8−9.
  184. М.М. Проблемы и перспективы развития современного экологического законодательства // Нефть, Газ и Право. 2003. № 5.
  185. М.М., Боголюбов С. А., Дубовик О. Л., Супотаева О. Л. Проблемы развития системы российского законодательства // Государство и право. 1995. № 2.
  186. М.М., Дубовик О. Л. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: теория и практика // Государство и право. 2003. № 1.
  187. A.M. Экологическая безопасность и устойчивое развитие // Международная жизнь. 2002. № 8.
  188. М.И. О применении в праве экологических критериев благоприятности окружающей среды // Государство и право. 2002. № 11.
  189. И.Л. Об экологическом правосознании // Государство и право. 2003. № 3.
  190. В.П. Формирование экологического правосознания в процессе подготовки кадров для работы в природоохранных органах // Экологическая безопасность России: проблемы правоприменительной практики: Сб. науч. тр. СПб., 2003.
  191. Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод // Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.
  192. В.А., Афиногенов Д. В. Экологические пространства новые политические измерения // Общественные науки и современность. 2002. № 3.
  193. .Б. Развитие и международное экономическое сотрудничество. Доклад на 38-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Государство и право. 1995. № 1.
  194. Н.А. Роль норм права при решении экологических проблем в истории и современности // Право и гражданское общество в современной России. М., 2003.
  195. Н.А. Экологическое образование основа эффективности экологического управления // Право и образование. 2004. № 1.
  196. Л.И. Типология прав человека // Сб. науч. тр. юрид. фак-та МГПУ. Право и права человека. Кн. 4. М., 2001.
  197. В.В., Афанасьев Д. Ф. Состояние растительных сообществ Черного и Азовского морей: оценка и перспективы использования // Проблемы сохранения экосистем и рационального использования биоресурсов Азо-во-Черноморского бассейна: Ростов-на-Дону, 2001.
  198. В.И. Атомные испытания Земли // Новая газета. 1998. № 9.
  199. П.П. Правовой и экономический механизмы охраны окружающей среды // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2002. № 11.
  200. О.А. Конституционное право на благоприятную окружающую среду и вопросы его обеспечения // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф., 12 мая 2003 г. СПб., 2003
  201. Дж. Глобальные изменения в окружающей среде: проблемы, с которыми сталкиваются общественные науки // Всемирный доклад по социальным наукам. Эльсвье, 2002.
  202. Дубовик O. J1. Коррупция в сфере лицензирования природопользования и регистрации воздействия на окружающую среду // Организованная преступность, терроризм, коррупция: Альманах. М., 2003. № 1.
  203. O.JI. Уголовно-экологическая политика: формирование, тенденции и задачи // Политика и общество. 2006. № 7−8.
  204. Е.М. Взаимообусловленность экологического и правового сознания: теоретико-методологический аспект // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2006. № 1.
  205. Т.В. Эколого-правовые, социально-экономические и нравственные аспекты десятилетнего применения Федерального закона «Об экологической экспертизе» // Политика и общество. 2005. № 9—10.
  206. Г. И., Червонюк В. И. Глобализация, государство, право // Государство и право. 2003. № 8.
  207. Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 8.
  208. Г. М. Некоторые проблемы современного законодательства и экологической политики государства в области охраны окружающей среды // Государственная власть и местное управление. 2003. № 1.
  209. А.Ю. Социальная политика советского государства и осуществление прав граждан // Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990.
  210. А.И. Правовые проблемы повышения экологической культуры в СССР // Правоведение. 1989. № 3.
  211. Н.Д. Из истории науки советского земельного и природоохранительного права // Экологическое право. 2001. № 2.
  212. С.Н. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России // Вестник Нижегородского государственного университета. 1998.
  213. М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран (Международно-правовые вопросы). М., 2000.
  214. В.М. Гражданско-правовая ответственность за «причинение экологического вреда: вопросы терминологии // Адвокат. 2005. № 3.
  215. Г. В. Природный контекст политогенеза в традиционном обществе // Теоретические и практические проблемы педагогической и детской антропологии: Материалы всероссийской научно-практической конференции (3−4 ноября 2004 г.). Ставрополь, 2004.
  216. Ли пинский Д. А. О системе права и видах юридической ответственности // Правоведение. 2003. № 2.
  217. Лю Хун Янь. Современное китайское экологическое законодательство и тенденции его развития // Государство и право. 2005. № 2.
  218. В.И. Национальная безопасность России // Интеллектуальный мир. 1995. № 6.
  219. Н.С. Природный фактор и кризис цивилизации // Общественные науки и современность. 1992. № 5.
  220. А.С. Гарантии прав личности: понятие и классификация: Лекция // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Мату-зова, А. В. Малько. М., 1997.
  221. А.А. Медицинское право как самостоятельная отрасль национального права России // Современное право. 2003. № 1.
  222. А. Химпроизводство в городе не личное дело // Российская газета. 2006. 19 сентября.
  223. С.Н. Об экологическом оздоровлении и сохранении биоресурсов Азово-Черноморского и Каспийского промысловых районов, бассейнов реки Волги, Дона и Кубани // Материалы международного экологического форума. Ростов-на-Дону, 27−28 апреля 2006 г.
  224. А. Нарушения экологических прав граждан России / А. Никитин // Правозащитник. 2001. № 2.
  225. Олейников Ю. В Природный фактор геополитической стратегии России // Зеленый мир. 2003. № 11.
  226. С.О. Проблемы и загрязнение прибрежной зоны Азо-во-Черноморского побережья // Доклады международного экологического форума. Ростов-на-Дону, 2007.
  227. В.И. Экологическая преступность // Социологические исследования. 2005. № 7.
  228. О состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 2001 г.: Доклад Комитета природных ресурсов по Краснодарскому краю. Краснодар, 2002.
  229. В.Д. Обязанности человека и гражданина / В. Д. Перевалов // Теория государства и права. М., 1995.
  230. ., Глобальные экологические изменения и современное общество // Глобализация: Контуры XXI века. М., 2001.
  231. .И. Культура и интерес нации // Вопросы экономики. 1994. № 2.
  232. Е.Н. Образование в области прав человека: международный и национальный опыт // Образование и просвещение в области прав человека, в России: опыт, проблемы, перспективы / Под общ. ред. Е. Н. Рахмановой. М., 2005.
  233. А. Ущерб, нанесенный природной среде во время войны в Персидском заливе 1991 г. // Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. М., 1995.
  234. Т. Экологическая журналистика на Западе: основные проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6.
  235. Н.Г. Экологические проблемы в политике развивающихся стран в контексте глобализации // Вестник Московского университета. Сер. 12. «Политические науки». 2000. № 1.
  236. Ф.М. Гарантии конституционной свободы совести / Ф. М. Рудинский // Советское государство и право. 1983. № 7.
  237. Ф.М. Универсальная концепция прав человека и современная Россия // Право и права человека: Сб. науч. тр. юрид. фак-та МГПУ. Кн. 1.М., 1998.
  238. В.Е. К проблеме формирования экономико-правового механизма природопользования // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2006. № 1.
  239. И.Ю., Сизов В. Е. Проблемы реализации экономического механизма природопользования: экономико-правовой и организационно-правовой аспекты // Природные ресурсы — основа экономической стратегии развития региона. Орел, 2002.
  240. .И. Какие права и свободы защищает Европейский суд по правам человека // Гражданин и право. 2002. № 3.
  241. А.Г. Право граждан на благоприятную окружающую среду // Государство и право. 1990. № 9.
  242. JI.B. Налоговая ответственность самостоятельный вид юридической ответственности// Финансы. 1998. № 9.
  243. Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства // Концепции развития российского законодательства. М., 2004.
  244. А.А. Понятие экологических прав граждан по законодательству стран-членов Европейского союза // Экологическое право. 2002. № 1.
  245. А.Д. Социально-экологические аспекты устойчивого развития цивилизации России // Проблемы устойчивого развития России в свете научного наследия В. И. Вернадского. М., 1997.
  246. А.В. Понятие экологических прав человека и гражданина // Современные гуманитарные проблемы. 2006. № 5.
  247. .И., Житницкий Е. В. Глобальное изменение климата и экономика: современное состояние проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 6.
  248. В.А. Некоторые вопросы проблемы квалификации экологических преступлений // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2006. № 1.
  249. К. Урановая смерть бродит по Балканам // Российская газета. 2002. 1 августа.
  250. А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1997.
  251. .С. Соблюдение и защита прав человека обязанность государства // Теория государства и права: Курс лекций. М., 2000.
  252. Экологический демпинг бесперспективен // Ведомости. 2008. 29 июня.
  253. Экологические последствия распада СССР // Общественные науки и современность. 2004. № 3.
  254. А.И. Ядерное оружие себя исчерпало // Независимое военное обозрение. 1997. № 3.
  255. Яницкий О Н. Динамика ценностей российского экологического движения // Полития. 2004. № 3.
  256. Р.Г. Экологическая парадигма человеческого общест-вознания // Формирование новой парадигмы обществознания // Материалы 4-х Кондратьевских чтений. М., 1996.
  257. Environmental crime in Europe. Ruls of sanctions. Edited by Francoise Comte, Prof. Dr. Ludwig Kramer. Groningen: Europe Law Publishing, 2004.
  258. Hornig J.F. Training the next generation // Environment. Wash, 1996. Vol. 38. № 5.
  259. Диссертации и авторефераты
  260. А.Р. Особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
  261. Л.Б. Образовательное право России: становление и развитие в условиях реформ: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
  262. А.А. Право человека на вознаграждение за труд в контексте соотношения экономики, права и справедливости (теоретико-правовые вопросы): Дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
  263. А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду (конституционно-правовые аспекты): Дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 1998.
  264. Ю.В. Юридические обязанности как элемент правового статуса личности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
  265. О.В. Механизм непосредственной реализации прав и свобод личности: Дис.. канд. юрид. наук. Тамбов, 2003.
  266. Е.Е. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда окружающей природной среде: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Иркутск, 2002.
  267. М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 1998.
  268. М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. 1994. № 8/9.
  269. JI.H. Экологические права человека в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): Дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
  270. Е.В. Правовая культура в англосаксонской правовой семье (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.
  271. Д.С. Конституционно-правовые вопросы реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
  272. Ю.Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (на материалах Российской Федерации): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  273. А.Н. Конституционные гарантии защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий (бездействия) субъектов правоохранительной системы Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  274. П.В. Право человека на благоприятную окружающую среду в контексте соотношения законодательства Российской Федерации и международных стандартов: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1995.
  275. С.А. Государство и экологическая безопасность (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1994.
  276. Н.И. Природоохранительное сознание: понятие, принципы, функции и пути формирования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Киев, 1989.
  277. С.А. Конституционное обеспечение права на охрану здоровья в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
  278. И.А. Проблемы развития экологического законодательства России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1997.
  279. О.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1973.
  280. В.А. Виды юридической ответственности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  281. Д.А. Права человека и механизм их реализации (теоретико-правовой анализ): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
  282. Р.В. Нравственно-правовое воспитание личности: Аавто-реф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  283. В.Н. Правовые формы обеспечения экологической безопасности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  284. А.В. Взаимосвязь проблем экологической безопасности и разоружения (международно-правовой аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук! М., 1993.
  285. А.И. Региональные особенности правового обеспечения экологической безопасности Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Саратов, 2004.
  286. С.Н. Теоретико-правовые основы конституционной ответственности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  287. К.С. Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду: гарантии и защита в законодательстве Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  288. Е.Н. Государственно-правовые технологии обеспечения экологической безопасности современной России: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
  289. Э.И. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду в Республике Башкортостан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Уфа, 1999.
  290. О.В. Гуманизм и справедливость юридической ответственности в публичном и частном праве: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
  291. Р.В. Право человека покидать страну и право гражданина возвращаться в свою страну (вопросы общей теории и практики): Дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.
  292. А.А. Правовая культура личности в механизме устойчивого развития Российского государства (теоретико-методологический анализ): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
  293. Т.В. Юридические гарантии реализации прав и обязанностей советских граждан: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1986.
  294. Н.А. Развитие принципов международного экологического права и проблемы их имплементации (на примере законодательства Российской Федерации): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  295. Е.А. Нетрадиционные виды юридической ответственности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  296. У.К. Экологический императив и политика: социально-философский анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1996.
  297. В.В. Лишение права специального природопользования как вид юридической ответственности по экологическому праву: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
  298. Р.Ф. Становление и развитие права на благоприятную окружающую природную среду в РФ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Уфа, 1998.
  299. А.Н. Принципы юридической ответственности: Дис.. канд. юрид. наук. Самара, 2000.
  300. Дело «Пауэлл (Powell) и Рейнер (Rayпег) против Соединенного Королевства» (1990 г.) // Европейский суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. М.: Изд-во НОРМА, 2000.
  301. Постановление Арбитражного суда кассационной инстанции от 30.01.2007 г., г. Краснодар. Дело № А32−24 083/2006−33/359−57АП.
Заполнить форму текущей работой