Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Юридические лица. 
Правовые основы управленческой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, становится собственностью государственной корпорации. Если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное, то государственная корпорация не отвечает, но обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает, но обязательствам последней. Контролирует деятельность… Читать ещё >

Юридические лица. Правовые основы управленческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Административно-правовой статус юридических лиц. Понятие и виды предприятий и учреждений

Административно-правовой статус юридических лиц представляет собой совокупность всех нрав и обязанностей, которые реализуются в управленческих административно-правовых отношениях, складывающихся между предприятиями, учреждениями и органами исполнительной власти государственного и муниципального уровня.

Административно-правовые отношения опосредуют процесс принятия управленческих решений по созданию, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, установлению предмета и целей их деятельности, утверждению уставов предприятий и учреждений исполнительными органами власти и местного самоуправления; государственной регистрации и лицензированию осуществляемой деятельности; осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением всеми предприятиями и учреждениями установленных разнообразных правил жизнедеятельности, а также иные, составляющие основы содержательной характеристики их административно-правового статуса.

Следует различать общий и особенный административно-правовой статус государственных и негосударственных организаций. Общий административно-правовой статус возникает в связи с государственной регистрацией, лицензированием, квотированием, предоставлением обязательной информации и отчетности, природопользованием, по вопросам труда и занятости, санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил, противопожарных правил, безопасности, антимонопольного законодательства, землепользования.

Особенный статус государственных унитарных предприятий связан с учреждением, определением профиля и вида деятельности, места, наделением средствами, утверждением устава, назначением руководителя, заключением с ним контракта, государственным заказом, изъятием имущества, прекращением деятельности. С административно-правовым статусом согласно КоАП РФ связываются вопросы административной ответственности юридических лиц.

Цели деятельности, организационно-правовые формы, объем и характер полномочий по распоряжению принадлежащим имуществом, а также подчиненность и подведомственность служат основанием классификации юридических лиц, дающей возможность правильно и всесторонне охарактеризовать административно-правовой статус юридических лиц.

Исходя из определения цели деятельности, организации можно подразделить на коммерческие (например, различные формы хозяйственных товариществ и обществ, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие (например, потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, а также иные формы, предусмотренные законодательством).

Различия в форме собственности организаций дают возможность разделить их на две группы: государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные). По масштабу своей деятельности государственные организации могут быть федерального уровня, уровня субъектов РФ и местного уровня (в пределах района, городского или сельского поселения).

В зависимости от рода деятельности и назначения различаются две большие группы организаций: предприятия[1], учреждения.

Предприятие — это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, являющееся самостоятельным хозяйствующим субъектом. Предприятия можно разделить по организационно-правовой форме, к примеру, на общества с ограниченной ответственностью; акционерные общества; унитарные предприятия и др., а исходя из отраслевой производственнотехнологической специализации — на предприятия в сфере промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, связи и иные.

Устав или учредительный договор является учредительным документом предприятия, с момента государственной регистрации которого предприятие считается созданным в качестве юридического лица. Осуществление отдельных видов деятельности требует получение предприятием специального разрешения государства — лицензии. Ликвидация предприятия производится как по решению его учредителей либо их органа, так и по истечении срока, на который оно было создано, а также на основании решения суда. Контрольные функции, связанные с обеспечением соблюдения законодательства в вопросах создания, реорганизации и ликвидации предприятий, осуществляется государством в лице ФАС.

Для административно-правового статуса предприятия имеют значение не только нормы административного права, но гражданского, трудового, финансового, муниципального и иных отраслей права, которыми и определяются существенные различия в административно-правовом статусе государственных и негосударственных предприятий.

Особенность административно-правового статуса государственных предприятий обусловлена тем, что они являются собственностью государства, соответствующие государственные органы которого являются учредителями такого предприятия и на которых возложено определение предмета и целей его деятельности; утверждение устава; управление государственным предприятием в целом. На государственные органы, выступающие учредителями предприятия, возлагается обязанность по назначению и освобождению от должности их руководителей; решение вопросов реорганизации и ликвидации государственных предприятий.

Для административно-правового статуса негосударственных предприятий характерны свои особенности. Хотя они действуют в пределах общего административно-правового режима, свойственного всем предприятиям независимо от их организационно-правовых форм, а влияние государства на данные предприятия ограничено, отношение государства к ним проявляется в установлении правовых норм и осуществлении контроля за их соблюдением. Устанавливая административно-правовой режим, связанный с регистрацией, лицензированием, налогообложением, государство контролирует его соблюдение. За исключением особых случаев, установленных законодательством, в иные вопросы деятельности предприятия, организацию управления, персонального состава руководителей и во многие другие государство не вмешивается.

АО и ООО являются одними из главных форм предприятий негосударственных форм собственности. Коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, признается акционерным обществом. Открытым считается АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Если акции АО распределяются только среди его учредителей или определенного круга лиц, то оно признается закрытым АО. Учредительным документом отдельного АО согласно ГК РФ (ст. 98) и Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» является его устав, утвержденный учредителями. Особенности правового статуса АО работников предприятия нашли отражение и были закреплены в Федеральном законе от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».

Правовой статус ООО, которым признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами, регламентируется ГК РФ (ст. 87—94) и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Еще одна организационно-правовая форма, представлена многочисленными публично-правовыми компаниями, выступающими и действующими на основании специальных законов — государственными корпорациями и государственными компаниями. В России в настоящее время существует несколько государственных компаний и корпораций, например: Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Агентство по страхованию вкладов, Газпром, Ростех, Росатом, Роснано и др. Согласно ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Особенностями статуса государственной корпорации являются меньшие требования к раскрытию информации о своей деятельности, контролю со стороны государственных органов и невозможность банкротства. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, становится собственностью государственной корпорации. Если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное, то государственная корпорация не отвечает, но обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает, но обязательствам последней. Контролирует деятельность государственной корпорации Правительство РФ на основе ежегодного представления годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации, данные которых государственная корпорация вправе не публиковать. Иные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в деятельность корпораций вмешиваться не вправе. Законом, предусматривающим создание государственной корпорации, определяются особенности правового статуса государственной корпорации, включая порядок назначения руководителя. Как правило, руководитель государственной корпорации назначается Президентом РФ.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социальнокультурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ). Отличительными чертами учреждений как некоммерческих организаций от предприятий являются осуществление не экономической (производственно-хозяйственной) деятельности, а социально-культурной деятельности (образовательной, научной, культурной и т. д.), а также отсутствие в качестве основной цели своей деятельности извлечения прибыли.

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные нормативные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предусмотрены следующие типы (формы) учреждений: казенные, бюджетные, автономные.

Казенные — учреждения, находящиеся в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг и работ. Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств соответствующего бюджета; все операции с бюджетными денежными средствами осуществляются через лицевые счета, открытые ему в специально указанных кредитных организациях. Субсидии и бюджетные кредиты казенным учреждениям не предоставляются. Доходы от самостоятельной деятельности зачисляются в соответствующий бюджет. Имущество находится в государственной (муниципальной) собственности без права им распоряжаться.

Бюджетные учреждения вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к их основным видам деятельности, за плату. Финансовое обеспечение осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета. Эти учреждения могут распоряжаться имуществом (закрепляется на праве оперативного управления) только с согласия учредителя, которым определяется порядок формирования государственного (муниципального) заказа и его финансовое обеспечение; не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами; могут самостоятельно распоряжаться доходами от самостоятельной деятельности.

По Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Главное отличие автономных учреждений от бюджетных и казенных заключается в том, что финансирование может осуществляться не только за счет субсидий, выделяемых учреждению для выполнения государственного заказа, но и за счет иных источников, не запрещенных федеральным законодательством; место размещения лицевых счетов определяется самостоятельно.

Деятельность саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, и взаимодействие саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в котором отражены особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления контроля за деятельностью своих членов и применения мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о саморегулируемых организациях. В то же время действие данного Закона не распространяется на целый ряд саморегулируемых организаций (например, на профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, жилищные, а также иные организации).

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. Согласно Закону саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида, при условии ее соответствия всем установленным законодательством требованиям (например, наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации; обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами и др.).

Органы исполнительной власти обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов предприятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей. Вместе с тем государственные органы осуществляют контроль за соблюдением предприятиями и учреждениями соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры воздействия, установленные законодательством.

  • [1] В целях характеристики административно-правового статуса термин «предприятие"в данном параграфе используется в значении, отличающемся от ГК РФ, который рассматривает предприятие как объект права собственности (примеч. ред.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой