Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы правовой теории функционирования городского хозяйства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как считают А. Г. Воронин, В. А. Лапин и А. Н. Широков, развитие городского муниципального хозяйства, как любая деятельность, должно опираться на определенные ресурсы. Прежде всего, в это понятие включают природные ресурсы (земля, недра), а также производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории, поскольку от них зависит эффективность инвестиций… Читать ещё >

Основы правовой теории функционирования городского хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственное хозяйство — это такое хозяйство, в котором все хотят есть, но никто не желает мыть посуду.

Вернер Финк[1]

Правовое содержание понятия городского хозяйства и его структуры

С правовой точки зрения, городское хозяйство в любом городе представляет собой комплекс общественных отношений, складывающихся в производственной сфере, в области административных отношений, в сфере использования жилых зданий, систем жизнеобеспечения, транспортных развязок, инженерных коммуникаций, больших площадей зеленых насаждений и др. Структура городского хозяйства непосредственно зависит от особенностей правового статуса города, необходимых хозяйственных функций, статуса городских органов власти и управления городским хозяйством, их полномочий, уровня и качества правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Для того чтобы с точки зрения права определить содержание понятия городского хозяйства, надо, прежде всего, охарактеризовать родовое понятие «хозяйство».

Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность[2].

Л. А. Велихов в своей книге писал, что хозяйственная деятельность, в объективном толковании марксисткой школы, есть процесс между человеком и внешней природой или материальной средой: она состоит в наивыгоднейшем использовании материальной среды. В данном случае субъектом хозяйства является город в лице его местных государственных учреждений и чаще всего организованного представительства от господствующего класса горожан, целью же хозяйства эти органы ставят благоустройство города и социальное благосостояние городского общежития[3].

По мнению М. Вебера, «хозяйством» в узком смысле слова называется только мирное использование распорядительной властью, которая, прежде всего, направлена на хозяйственные цели. Под хозяйством также понимаем деятельность, объединенно руководимую силой собственной распорядительной власти хозяйствующего субъекта, поскольку она определяется заботой о полезных действиях или возможностях полезного действия.

Хозяйственная деятельность, как он считал, может стремиться:

  • 1) к планомерному распределению находящихся в ее распоряжении полезных действий: а) между настоящим и будущим, б) между многими возможными видами приложения самой себя в настоящем;
  • 2) к планомерному добыванию и обработке еще не готовых для потребления, но располагаемых ею благ и услуг (производство);
  • 3) к приобретению распорядительной власти или участия в ней над полезностями, поскольку они, готовые к употреблению или нет, находятся в распоряжении чужого хозяйства[4].

Обычная система соотношений между различными видами государственного хозяйства такова: из государственного хозяйства с его центральными и централизованными органами управления (в качестве материальных средств) и с удовлетворением общих государственных потребностей (в качестве цели хозяйства) законодательно выделено местное (муниципальное) хозяйство. Это последнее носит, в сущности, тот же государственный характер, но в силу конституционного статуса, имеет свой особый субъект (местное самоуправление), свои особые средства (местные финансы) и свою специальную цель (коммунальное благоустройство в узком и широком смысле этого слова).

По моему мнению, хозяйство представляет собой совокупность правовых и социально-экономических отношений, складывающихся в сфере социального, коммунально-бытового, транспортного и т. п. обслуживания населения города, в результате целенаправленной управленческой деятельности городских органов власти и управления.

Понятие хозяйство включает в себя хозяйственно-экономическую деятельность городов, проведение инвестиционной и инновационной политики, укрепление финансовой базы территории, улучшение хозяйственного климата, создание благоприятных условий для развития бизнеса, структурной перестройки, развитие экономических связей.

Особое место занимает городское хозяйство, а в городах, являющихся муниципальными образованиями, — муниципальное хозяйство. В данном случае можно говорить о едином понятии городского муниципального хозяйства.

Великолепно сформулировал Л. А. Велихов основную задачу муниципального хозяйства: «…достигнуть наивысшего уровня городского благоустройства и социального благосостояния городского населения посредством наименьших затрат труда и капитала». При этом ученый городское благоустройство понимал как «совокупность создаваемых городским хозяйством условий, в которые поставлено удовлетворение коллективных потребностей городского населения»[5].

Эта задача, сформулированная более 90 лет назад, не потеряла своей актуальности и для современных городов, ибо в ней изложена наивысшая социально-экономическая цель для любой городской власти — работать для жителей так, чтобы они чувствовали себя в городе комфортно и уютно.

Рассматривая содержание понятия городского хозяйства, Л. А. Велихов писал: «Термин „городское хозяйство“ употребляется в трех различных значениях. Во-первых, под городским хозяйством нередко подразумевается совокупность частных хозяйств в городе. В этом смысле городское хозяйство (или городская промышленность), являясь одной из главных составных частей народного хозяйства, противополагается внегородскому, чаще всего сельскому хозяйству. Во-вторых, городским хозяйством, в его статическом значении, называют не совсем правильно, всю сумму наличных оборудований и учреждений, обслуживающих городское благоустройство. Наконец, в-третьих, городское хозяйство понимается как деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения»[6].

Городское или муниципальное хозяйство, по его мнению, есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причем эта деятельность направлена на наивыгоднейшее использование материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (благоустройства в широком смысле) живущего на ней и принадлежащего к господствующему классу коллектива[7].

Н. Н. Ярош считает, что в прикладном аспекте, сводя многофункциональность категории «городское хозяйство» воедино, можно сформулировать, что это некоторая пространственно-временная система, создаваемая городом и формирующая взаимообусловленные субъектно-объектные связи, цель существования которой — максимальное удовлетворение потребностей жителей этого города путем эффективного использования всех ресурсов города[8].

Р. Ж. Сираждинов и другие авторы допускают трактовку понятия «городское хозяйство» как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле городское хозяйство, по их мнению, представляет собой совокупность отраслей градообеспечивающей сферы, предоставляющих услуги следующих видов:

  • — услуги производственные, удовлетворяющие запросы производства, но не входящие в его технологический процесс, связанные в основном со снабжением производства водой, теплом и электроэнергией, доставкой сырья и продукции потребителю и т. д.;
  • — услуги личные, удовлетворяющие как материальные, так и духовные запросы населения (услуги торговли, общественного питания, большинства подотраслей жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, здравоохранения и т. п.);
  • — услуги общественные, связанные с развитием самого города и его подсистем (это услуги органов управления, охрана общественного порядка, науки и научного обслуживания внутригородского значения, услуги по благоустройству и озеленению территории и т. п.).

В узком смысле городское хозяйство представляет собой комплекс градообслуживающих отраслей, которые выделяются по принципу жизнеобеспечивающей роли, т. е. выполняют функции удовлетворения первоочередных жизненно необходимых потребностей населения и предприятий города[9].

Городское хозяйство как хозяйственная деятельность города играет решающую роль в развитии и благоустройстве города, а также в материальном и духовном благосостоянии его населения.

К особенностям комплекса городского хозяйства, как считает А. В. Сулоев, следует отнести:

  • — высокую социальную значимость, поскольку практически все виды деятельности в составе комплекса городского хозяйства направлены, в первую очередь, на обеспечение потребностей горожан;
  • — высокий удельный вес городской (муниципальной или государственной) собственности при наличии других форм собственности среди субъектов комплекса городского хозяйства;
  • — тесную взаимосвязь и взаимозависимость многих отраслей комплекса городского хозяйства между собой и с другими сферами деятельности на данной территории;
  • — особый характер хозяйственной деятельности предприятий — однородность продукции, трудность в образовании запасов, отсутствие (кроме строительного комплекса) незавершенной продукции, высокая доля вспомогательных материалов и энергии в составе издержек производства и оказания услуг и др.;
  • — наличие естественных локальных монополий при обеспечении функционирования инженерно-энергетических систем города — водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики[10].

Происхождение муниципального городского хозяйства складывалось исторически чисто эволюционным образом. Муниципальная деятельность возникает, так сказать, снизу, со своими собственными источниками, методами, средствами и задачами хозяйственной деятельности, на основе местных правовых, социально-экономических, исторических и других отношений. И нужно отметить, что этот процесс в исторической ретроспективе проходил в практически постоянной борьбе городов за свою хозяйственную самостоятельность[11].

Организационная структура управления хозяйством города может создаваться в два этапа. На первом этапе неизбежно сосуществование административного (в большей мере регулируемого) управления с формированием и становлением рыночных отношений. На втором этапе структуры управления модифицируются в структуры рыночного типа, в которых методы опосредованного воздействия будут преобладать над непосредственными, административными методами. В рыночные отношения будут втягиваться такие сферы деятельности, традиционно находящиеся под контролем государственных органов, как образование, культура, спорт, здравоохранение[12].

Л. А. Велихов писал в свое время, что муниципальная деятельность с самого своего зарождения отличается своеобразной и более или менее близкой к населению организацией, самостоятельными средствами и все более широкой компетенцией, по мере роста населения и усложнения потребностей, но оно развилось под давлением усиливающегося государственного начала, и, в конце концов, более или менее подчинилось последнему. От государственного хозяйства, городское муниципальное хозяйство отличается тем, что преследует сравнительно узкие цели городского благоустройства на территории отдельных городов, в то время как государственное хозяйстве ведает коллективными потребностями всех подданных государства, независимо от места их проживания[13].

С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственных отношений (как собственник), с другой стороны, как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия городского муниципального хозяйства.

Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает городское муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопросам с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к городскому муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все, хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования. Кроме того, при подобном подходе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как осуществляется подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, которые возложены на нее законом.

В связи с этим Л. А. Велихов указывает, что муниципальное хозяйство — это «деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения»[14].

В данном определении присутствует тот критерий, по которому можно развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие городского муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Таким образом, с экономической точки зрения, можно представить городское муниципальное хозяйство как совокупность предприятий и учреждений различных форм собственности, осуществляющих на территории города хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.

Однако это определение не отражает сущность правоотношений, возникающих в процессе этой хозяйственной деятельности.

Рассмотрим, как проявляется двойственность природы местного самоуправления применительно к городскому муниципальному хозяйству.

Городское муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть он может самостоятельно использовать находящуюся в его распоряжении собственность, финансовые ресурсы, землю. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них.

В связи с этим и формы распределения результатов хозяйственной деятельности являются общественными по своей природе. В этом смысле городское муниципальное хозяйство представляет собой «хозяйствующую корпорацию», участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты «дивидендов» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

С другой стороны, органы управления городским муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней.

Таким образом, городское муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области хозяйственной деятельности, прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства — общественным характером использования результатов деятельности.

Кроме того, по мнению Р. Ж. Сираждинова, городское хозяйство как объект управления имеет следующие особенности:

  • 1) местный характер производства, оказания и потребления продукции (услуг);
  • 2) индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий городского хозяйства;
  • 3) специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим, либо совпадают во времени;
  • 4) комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы городского хозяйства;
  • 5) зависимость размера предприятий городского хозяйства и их размещения от местных условий;
  • 6) тесная взаимосвязь развития и состояния городского хозяйства с предприятиями градообразующей сферы, с тем видом деятельности, который оправдывает появление города, его существование и обеспечивает для этого необходимые ресурсы[15].

Исходя из данных особенностей, на мой взгляд, можно сформулировать понятие «городское муниципальное хозяйство» как совокупность правовых и материальных отношений возникающих между органами городской власти и управления и субъектами хозяйственной и иной общественно значимой деятельности по поводу использования материальных и нематериальных ресурсов в интересах городского населения.

Важной и сложной проблемой для городских территорий является построение оптимальной структуры городского хозяйства, обеспечивающей эффективную реализацию всех ее функций. Структура городского хозяйства в настоящее время зависит, во многом от статуса города, и определяются законами субъектов РФ и уставами городов.

Как справедливо отмечает А. В. Широков: «Конституционная основа формирования административно-правовой и управленческой системы хозяйства города определяется главным образом приоритетом в решении социальных целей и проблем, т. е. ориентацией всех структур на обеспечение прав и свобод человека и гражданина»[16].

К основным принципам построения структуры городского хозяйства можно отнести:

  • — правовое регулирование формирования структуры городского хозяйства, функциональная регламентация деятельности ее элементов;
  • — соответствие элементов структуры городского хозяйства функциям обеспечения жизнедеятельности города в полном объеме;
  • — конкретная отраслевая направленность элементов;
  • — обеспечение взаимосвязанности и взаимодействия элементов структуры для осуществления комплексных мероприятий и исключения дублирования функций как по вертикали, так по горизонтали;
  • — осуществление общего отраслевого и территориального управления, координации и контроля;
  • — ответственность всех субъектов управления за качество и полноту реализации городских хозяйственных функций.

В структуре управления городским хозяйством должны выражаться две формы управления (властвования) исполнительная и представительная, а также четкое соблюдение разграничений функций по предметам ведения. Вместе с тем в структуре и функциях для всех городов необходима определенная общая система, которая должна, прежде всего, выражаться в единых подходах к построению управленческих органов и разграничению их функций.

Структура городского хозяйства должна включать в себя следующие элементы:

  • — землепользование и строительство;
  • — жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, благоустройство;
  • — городская энергетика и тепло-, водоснабжение;
  • — городской транспорт и связь;
  • — предприятия и организации бытового обслуживания, торговли и общественного питания;
  • — городские учреждения социальной сферы (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры и спорта);
  • — охрана общественного порядка и обеспечение безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях.

Система управления городским муниципальным хозяйством состоит из следующих элементов:

  • • собственники жилищного, административно-хозяйственного и производственного фонда и других объектов недвижимости (государственные, муниципальные, частные, общественные);
  • • предприятия и компании, управляющие жилищным фондом и объектами социально-культурной и производственно-хозяйственной сферы (городские государственные и муниципальные учреждения и организации, коммерческие предприятия);
  • • поставщики услуг и подрядные организации;
  • • потребители товаров и услуг (жители города).

Как считают А. Г. Воронин, В. А. Лапин и А. Н. Широков, развитие городского муниципального хозяйства, как любая деятельность, должно опираться на определенные ресурсы. Прежде всего, в это понятие включают природные ресурсы (земля, недра), а также производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в город, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но, несмотря на исключительную важность ресурсов для ведения хозяйственной деятельности, сама деятельность невозможна без основного ресурса — кадрового потенциала территории.

Не менее важным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону, другими словами, определенный правовой ресурс. Как без наличия у работников определенных навыков деятельности и технологий нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществлять хозяйственную деятельность. Так, наличие богатых природных ресурсов еще не означает богатство населения, проживающего на данной территории[17].

Поэтому разработка обоснованного механизма управления городским хозяйством возможна лишь на строго нормативной правовой основе.

Заключение

любого договора с подрядчиком и выдача конкретных заданий исполнителям должны быть ориентированы не на благие пожелания или скудные ресурсные возможности, а на нормативный уровень обслуживания, определяемый системой научно обоснованных норм и нормативов. На мой взгляд, такая структура должна охватывать все отрасли и сферы городского хозяйства, определяя перечень, объемы и сроки необходимых работ.

Современные города, особенно мегаполисы, испытывают огромные трудности для решения проблем жизнеобеспечения своих жителей. Отдельные элементы структуры городского хозяйства (администрация города, транспорт, здравоохранение, образование, торговля и др.) пытаются самостоятельно решать свои проблемы, но чаще всего это не дает серьезных результатов. Как отмечает Е. И. Пупырев, сегодняшняя система жизнеобеспечения любого мегаполиса есть результат стихийного, часто волюнтаристского и очень редко планомерного, научно обоснованного развития[18].

Одним из эффективных методов решения подобных задач является «логистика[19] города» (city logistics), научно-практический способ координации многочисленных видов деятельности при минимизации затрат. Задачи «сити-логистики» чрезвычайно широки и многообразны: от регулирования дорожного движения и автоматизированного управления светофорами, позволяющего распределять транспортные потоки крупного города, до систем управления инфраструктурой товарных рынков, административных и социальных потоков. Принято определять городскую логистику как совокупность всех процессов управления потоками, где на первом месте — люди.

Целью городской логистики является:

  • — удовлетворение нужд жителей города;
  • — рациональная организация в пространстве и во времени материального и социального потоков;
  • — максимальную ориентацию всей производственно-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий на удовлетворение потребностей населения.

Задачами городской логистики являются:

  • — интеграция города в единое целое;
  • — развитие культуры;
  • — использование логистики всеми властными структурами города;
  • — рационализация материальных и социальных потоков в муниципальном хозяйстве;
  • — максимизация загрузки производственных мощностей предприятий муниципального хозяйства;
  • — экономия материальных ресурсов на всех стадиях материального потока;
  • — оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции и услуг населению;
  • — снижение выбросов токсичных и парниковых газов в окружающую среду.

Городская логистика фактически является конкретной формой проникновения логистического менеджмента во властные структуры. Управление всеми подсистемами города осуществляется «Городским логистическим центром», который состоит из информационно-аналитического центра и автоматизированного сервисного центра. Однако для формирования и работы центра требуются квалифицированные кадры городских логистов и информационные модели. Кроме того, на создание и оснащение подобного центра нужно время и значительные материальные и финансовые затраты[20].

Необходимо также отметить, что городская логистика невозможна без четкого правового регулирования всех организационно-функциональных и социальных отношений, возникающих в процессе ее функционирования, чтобы избежать, в первую очередь, одностороннего хозяйственно-экономического целеполагания ее работы, т. е. система не должна «забыть» свою главную цель — обеспечение благоприятных условий жизни горожан. Кроме того, в столь сложной системе необходимо разграничить не только функциональные задачи, но полномочия и ответственность соответствующих органов управления системой.

В качестве общего вывода можно сказать, что городское хозяйство в настоящее время в любом городе представляет собой комплекс общественных отношений, складывающихся в производственной сфере, в области административных отношений, в сфере использования жилых зданий, систем жизнеобеспечения, транспортных развязок, инженерных коммуникаций, зеленых насаждений и др. Структура городского хозяйства непосредственно зависит от особенностей правового статуса города, статуса городских органов власти и управления городским хозяйством, уровня и качества правового регулирования соответствующих общественных отношений.

  • [1] Вернер Финк — немецкий актер и сценарист XX века.
  • [2] Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теориии практики. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 13; Черняк В. 3., Черняк А. В., Довди-енко И. В. Экономика города: учеб, пособие. М.: КноРус, 2010. С. 302.
  • [3] Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. В 2 ч. М.; Л., 1928. С. 218.
  • [4] Вебер М. История хозяйства. Город. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001.С. 7—9.
  • [5] Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. В 2 ч. М.; Л., 1928. С. 437, 224.
  • [6] Здесь Л. А. Велихов приводит определение М. А. Сиринова (Местные финансы. М. :ГИЗ, 1926. С. 6.)
  • [7] Там же. С. 217, 220.
  • [8] Ярош Н. Н. Влияние происхождения понятий «город» и «хозяйство» на формирование экономической категории «городское хозяйство» // Экономический журнал. 2010.Т. 20. № 4. С. 87—99.
  • [9] Управление в городском хозяйстве: учеб, пособие / под ред. Р. Ж. Сираждинова.М.: КноРус, 2009. С. 11—12.
  • [10] Сулоев А. В. Управление комплексом городского хозяйства мегаполиса: автореф.дис. … д-ра экон. наук. М., 2006.
  • [11] См. например: Колычев А. Города как самоуправляющиеся земские единицы. Вологда: Тип. А. В. Гудкова-Белякова, 1908.
  • [12] Совершенствование структуры управления и его значение в рамках реализациигородских программ и демократизации общественной жизни // Симптом. № 3 (51).1997.
  • [13] Говоренкова Т. М. Читаем Велихова вместе. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. С. 49.
  • [14] Велихов Л. А. Указ. соч. С. 217.
  • [15] Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р. Ж. Сираждинова.М.: КноРус, 2009. С. 13—14.
  • [16] Широков А. В. Административно-правовое регулирование городского хозяйства (на примере Москвы): автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2001. С. 9.
  • [17] Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальнымхозяйством: учеб, пособие. М.: Дело, 1998. С. 19.
  • [18] Пупырев Е. И. Системы жизнеобеспечения городов. М.: Наука, 2006. С. 7.
  • [19] Логистика — наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в производстве — в пространстве и во времени, от их первичного источника до конечного потребителя. Логистический подход заключается в интеграции различных областей деятельности с цельюдостижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсовпутем сквозного управления товародвижением и относящимся к нему потоком информации.
  • [20] Логистика и власть — Logistics and Authority. URL: www.proza.ru/2007/01/28−273.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой