Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды упрощения визового режима

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в Европе наиболее широким по охвату государств безвизовым пространством является Европейский Союз, в рамках которого действует комплекс Шенгенских достижений. Однако и до заключения Шенгенских соглашений существовало несколько договорных объединения государств, граждане которых были освобождены от соблюдений формальностей при пересечении государственных границ стран-участниц… Читать ещё >

Виды упрощения визового режима (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Упрощение визового режима может иметь форму полного отказа от виз при сохранении иных форм контроля на границе или введения упрощенных процедур получения виз.

Установление безвизового режима связано, как правило, с отменой виз для краткосрочного пребывания без права на работу или проживание.

Безвизовые режимы могут иметь различное значение для государств, а потому могут устанавливаться для различных целей, различными способами и в разных объемах. Наиболее типичными случаями является создание безвизового режима в контексте общего рынка и/или паспортных союзов[1]

или на двусторонней основе для улучшения условий человеческих контактов и туризма. Безвизовый режим устанавливается и при других обстоятельствах.

Интеграционные объединения, как уже было отмечено, предполагают свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала через внутренние границы объединения. На двусторонней основе безвизовые режимы могут предусматриваться специальными соглашениями, соглашениями о туризме, торговле и добрососедстве. В одностороннем порядке визовый режим отменяется как отдельными государствами, так и, в отдельных случаях, объединениями государств.

Прочие случаи охватывают усилия, предпринимаемые в рамках регионального развития по обеспечению свободы передвижения, обязательства в рамках мирного урегулирования, особые отношения, которые устанавливаются между некогда единым, но в рассматриваемый период распавшимся на суверенные государства, образованием, будь то государство (СССР) или колониальная держава (Великобритания, Испания, а также Франция, Португалия).

Интеграционные объединения созданы в различных частях света: в Европе, Америке, Африке, Азии. Как отмечает профессор К. Хейлброннер: «Внутренний рынок не может действовать…, если передвижение частных лиц внутри этого.

рынка затруднено контролем на внутренних границах" «Образование паспортного союза является одним из наиболее эффективных методов расширения свободы передвижения»[2][3].

И для интеграционных объединений, и для паспортных союзов характерно, что в плане визовых требований присутствуют, как правило, два этапа: создание зоны свободного перемещения только для граждан государствучастников, а затем, при снятии контроля на внутренних границах — и для граждан третьих стран230.

В настоящее время в Европе наиболее широким по охвату государств безвизовым пространством является Европейский Союз, в рамках которого действует комплекс Шенгенских достижений. Однако и до заключения Шенгенских соглашений существовало несколько договорных объединения государств, граждане которых были освобождены от соблюдений формальностей при пересечении государственных границ стран-участниц. Речь идет об Экономическом союзе Бенилюкс, Общей зоне проезда и Северном паспортном союзе. Эти организации более подробно рассмотрены в последней главе настоящего пособия.

Двусторонние безвизовые отношения являются наиболее распространенной практикой межгосударственного сотрудничества. Первые упоминания о свободе передвижения через границы договаривающихся государств содержатся еще в древних и средневековых соглашениях о торговле и мореплавании, современные соглашения также нередко содержат подобные положения[4][5].

Часто заключаются специальные договоры о режиме взаимных поездок граждан. Бурное развитие эта практика получила после Первой мировой войны, когда надежды на восстановление прежней свободы не смогли быть реализованы на глобальном уровне[6], а также после Второй мировой войны в рамках социалистического блока[7].

По состоянию на 18 марта 2015 г. Россия поддерживает безвизовые отношения для держателей дипломатических, служебных и обычных паспортов (взаимные или односторонние в пользу РФ) с 48 государствами и территориями, включая большинство стран постсоветского пространства[8]. Безвизовый режим для российских граждан ввели, например, Аргентина, Багамские острова, Барбадос, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Гайана, Гватемала, Гренада, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Республика Корея, Коста-Рика, Куба, Лаос, Македония, Малайзия, Марокко, Мексика, Монголия, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, специальные административные районы КНР Гонконг и Макао, Сейшельские острова, Сент-Люсия, Сербия, Таиланд, Турция, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Черногория, Чили, Эквадор.

Фактически в одностороннем порядке устанавливается безвизовый режим между Европейским Союзом и третьими государствами. Резолюция Совета определяет список государств, граждане которых обязаны иметь визы при пересечении внешних границ государств-членов, и стран, граждане которых от визового требования освобождены. Этот список в 1999 г. включил в себя все государства, в отношении которых требования визы для пересечения границы существовало у всех участников Европейского Союза. До этого два перечня включали в себя не все страны: «между» списками оставались те, в отношении которых визовые требования к гражданами применялись не всеми государствами-членами ЕС.

Установление визового требования для граждан третьих государств является односторонним актом Европейского Союза постольку, поскольку, хотя важнейшие критерии для внесения государств в данный список зафиксированы (риски безопасности и незаконной миграции; роль играют также внешние отношения с третьими государствами), оценка соответствия этим критериям и принятие решений остаются полностью на стороне Европейского Союза.

Совершенно иной пример представляет собой односторонняя отмена виз Украиной для граждан Европейского Союза, Швейцарии, США, Японии и ряда других государств, введенная вначале временно (с 1 мая по 1 сентября 2005 г.), а далее бессрочно с расширением круга госу;

дарств-бенефициариев и включением в него Андорры, Ватикана, Исландии, Монако, Норвегии и Сан-Марино[9][10]. Безвизовый режим для граждан этих стран введен для пребывания, не превышающего 90 дней или транзитного проезда. Дополнительное условие касается граждан Соединенных Штатов Америки: безвизовый режим действует в отношении граждан США, если они на протяжении шести месяцев от даты предыдущего въезда на Украину повторно посещают страну 57. Необходимо отметить, что взаимного шага со стороны этих государств в отношении Украины сделано не было и не предполагается.

В одностороннем отмене виз Украина отнюдь не оригинальна. Аналогичные меры предпринимались, например, Грецией в отношении Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга и Франции, а также Югославией в 50-е гг. XX в. с целью привлечения туристов[11][12]. Аналогичный вопрос рассматривается в настоящее время в Кыргызстане[13].

В 1957 г. была предпринята попытка облегчения международных перемещений в рамках Совета Европы[14], не увенчавшаяся успехом — было принято Европейское Соглашение о регулировании передвижения лиц между государствами-участниками Совета Европы[15]. Согласно данному Соглашению, государства обязались разрешать въезд на срок не более трех месяцев и выезд со своей территории гражданам договаривающихся сторон по предъявлении ими документов, перечисленных в приложении (прежде всего удостоверяющих личность, ст. 1 Соглашения). Однако действует это Соглашение лишь между 15 из 47 государств, входящих в Совет Европы, причем между теми, кто участвует также в Шенгенских достижениях. Неэффективность данного Соглашения связана с приоритетом обязательств из права ЕС для его государств-участников и гибкостью самого Соглашения 1957 г. А по сути — с несогласованностью двух документов между собой[16] .

Польша и Германия обязывались не вводить визы для проезда из основной части Германии в Восточную Пруссию через так называемый «польский коридор» в соответствии с положениями Версальского мирного договора 1919 г.

При расширении Европейского Союза в 2004 и 2007 гг. согласование перечней стран, с которыми должен или, наоборот, не может быть установлен безвизовый режим, являлось одним из условий присоединения к организации.

Также упрощенные системы въезда вводились бывшими метрополиями для своих бывших колоний[17], например Испанией в отношении ряда латиноамериканских государств, Францией, Великобританией. К этой же категории поддержания особых отношений с составивши частями некогда единого целого следует отнести и безвизовые договоренности между государствами-участниками Содружества независимых государств. Безвизовые режимы существовали прежде на основе Бишкекского соглашения 1992 г.[18], теперь — сети двусторонних и одного многостороннего соглашения.

Разновидностью упрощения визового режима является облегчение последнего. В целом облегчение может выражаться по-разному: в уменьшение количества необходимых документов, снижении стоимости виз или переходе на выдачу их бесплатно, уменьшение сроков рассмотрения, введение виз-штампов и виз, выдаваемых на границе. Но чаще всего упрощенный режим подразумевает отказ от виз, как минимум для обладателей официальных паспортов.

По состоянию на 18 марта 2015 г. Россия имеет облегченный визовый режим со 113 государствами и территориями (по сути, полностью визовые отношения Россия поддерживает с 61 государством)[19]. Например, для отдельных категорий граждан ряда государств действует безвизовый въезд:

  • — для обладателей дипломатических, служебных или аналогичных паспортов:
    • • на краткий срок или ограниченный дополнительными условиями, например, на срок до 30 дней в Иран;
    • • на срок до 90 дней, например, Эфиопия;
    • • на срок до 3-х мес., например, Чили; и др.
  • — для обладателей обычных паспортов:
  • • на срок до 90 дней, для следующих с туристическими целями, например, Намибия;
  • • на срок 1 мес., например, Мальдивская Республика;
  • • на срок до 60 дней, для следующих в туристических и деловых целях, например, Маврикий и др.

Предусмотрено также сочетание нескольких выше перечисленных категорий и/или иных условий, например, с Китаем:

  • — без виз по дипломатическим и служебным паспортам на срок не более 30 дней;
  • — по общегражданским паспортам без виз совершают поездки:
  • • транзитные пассажиры — до 24 часов на территории аэропорта при предъявлении действительных проездных документов и авиабилета на весь маршрут полета;
  • • члены туристических групп, сформированных туристическими организациями одного государства, могут совершать поездки по территории другого государства по действительным проездным документам без виз, въезжая и выезжая группами через пограничные пункты пропуска, открытые для двустороннего и международного пассажирского сообщения. Срок безвизового пребывания туристической группы граждан одного государства на территории другого государства не должен превышать тридцати календарных дней;
  • • 72-часовой безвизовый транзит в Пекине и Шанхае при наличии визы третьей страны и авиабилета до конечного пункта перелета; также аэропорты Шэньян, Далянь, Пекин, Гуанчжоу, ЧэнДУ-

Россия имеет соглашение с Европейским Сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза от 25 мая 2006 г., также предусматривающее безвизовый въезд для обладателей дипломатических паспортов (ст. 11)[20].

Контрольные вопросы

  • 1. Каково значение права на воссоединение семьи для международно-правового регулирования миграции?
  • 2. Что понимается под утечкой умов, их циркуляцией и растратой?
  • 3. Каковы международно-правовые подходы к миграции медицинского персонала?
  • 4. Что такое «экологическая миграция» с позиций науки и практики современного международного права?
  • 5. Что такое виза как мера контроля за въездом иностранцев на территорию государства? По каким вопросам, связанным с визами, развивается сотрудничество государств?

Вопросы для самостоятельной подготовки

  • 1. Изучите прямые и косвенные случаи закрепления права на воссоединение семьи.
  • 2. Какими преимуществами участия России в Болонской системе вы пользуетесь или можете воспользоваться?
  • 3. Проанализируйте деятельность ВОЗ по вопросу миграции медицинского персонала.
  • 4. Какой термин для обозначения людей, изменяющих место своего жительства по связанным с окружающей средой причинам, кажется Вам оптимальным? Аргументируйте.
  • 5. С какими государствами и в какой форме действуют упрощенные правила въезда граждан у Российской Федерации или страны Вашего гражданства?

Казусы

  • 1. Абдулазиз, Кабалес и Балкандали против Великобритании. Решение ЕСПЧ от 28 мая 1985 г.
  • 2. Односторонняя отмена виз Украиной.

Ключевые слова: семья, члены семьи, право на воссоединение семьи, высококвалифицированный мигрант, утечка умов, циркуляция умов, растрата умов, виза, въезд на территорию государства, упрощение визового режима, безвизовый режим.

Справочные материалы

  • 1. Международная стандартная классификация образования (МСКО), ред. 2011 г.
  • 2. Список стран с упрощенным порядком въезда // Официальный сайт Консульского департамента МИД России. URL: http://www.kdmid.ru

Основная литература

  • 1. Бекяшев Д. К., Иванов Д. В. Экологическая миграция населения: международно-правовые аспекты. М.: Аспект пресс, 2017.
  • 2. Дусь Ю. П. Миграция специалистов и научных кадров в мировом хозяйстве. Федер. агентство по образованию, Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. Новосибирск: Наука; Сиб. изд. фирма, 2006.
  • 3. Евтушенко В. И. Международно-правовое регулирование миграционных процессов: учебное пособие. Белгород, 2013.
  • 4. Ивахнюк И. В. Международная трудовая миграция: учебное пособие. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005.
  • 5. Киселева Е., Абашидзе А. Международное право и безвизовый режим между Россией и ЕС: монография. Saarbrueken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. — 232 c.
  • 6. Рязанцев C.B., Ткаченко М. Ф. Мировой рынок труда и международная миграция. М.: Экономика, 2010.
  • 7. Транзитная миграция и транзитные страны. Теория, практика и политика регулирования / под ред. И. Молодиковой, Ф. Дювеля. М.: Университетская книга, 2009.
  • 8. The Ashgate Research Companion to Migration Law, Theory and Policy / ed. by Satvinder S. Juss. Ashgate, 2016.
  • 9. Climate change and displacement: Multidisciplinary perspectives / ed. by J. McAdam. Oxford: Hart Publishing, 2010 (paperback 2012).
  • 10. Foundations of International Migration Law / ed. by B. Opeskin, R. Perruchoud, J. Redpath-Cross. New York: Cambridge University Press, 2012.
  • 11. International Migration, Remittances, and the Brain Drain / ed. by 6zden C., Schiff M.W. World Bank Publications, 2006.
  • 12. Kiseleva E. Visa access to an enclave from the point of international law // SJTU Human Rights Law Review. 2007. Vol. 2.
  • 13. McAdam J. Climate change, forced migration, and international law. Oxford: Oxford University Press, 2012 (paperback 2013).
  • 14. Neumeyer E. Unequal access to foreign spaces: how states use visa restrictions to regulate mobility in a globalized world. Global migration prospectives. № 43. September 2005.
  • 15. Research Handbook on International Law and Migration / ed. by V. Chetail, C. Bauloz. Padstow: Elgar, 2015.

Темы докладов и выпускных работ

  • 1. Значение понятий «семья» и «члены семьи» для международно-правового регулирования миграции.
  • 2. Международная судебная практика по вопросу о воссоединении семьи (на примере Европейского Суда по правам человека, Суда Европейских Сообществ и др.).
  • 3. Значение Болонского процесса для миграции в сфере образования.
  • 4. Международно-правовое понятие «растраты умов» {brain waste).
  • 5. Международно-правовые подходы к миграции медицинского персонала.
  • 6. Соотношение права на свободу передвижения и права на поддержание наивысшего уровня здоровья в контексте миграции медицинского персонала.
  • 7. Международно-правовые подходы к вопросам экологической миграции.
  • 8. Вынужденная миграция по экологическим причинам: международно-правовые аспекты.
  • 9. Международно-правовые основы сотрудничества государств по упрощению въезда лиц на свою территорию.
  • 10. Международно-правовое регулирование перемещения туристов.
  • [1] Как, например, в отношении граждан России, прибывающих вИндонезию, Камбоджу, Руанду, Того, Эфиопию, на Мадагаскар, Сент-Винсент и Гренадины и т. д.
  • [2] Hailbronner К. Visa regulations and third-country nationals in EC law //Common Market Law Review. 1994. Vol. 31. No. 5. P. 975.
  • [3] Turack D.C. Freedom of movement and the travel document // CaliforniaWestern International Law Journal. 1973;1974. Vol. 4. P. 20.
  • [4] Ibid.
  • [5] См., например: Соглашение о торговле и мореплавании между США иЯпонией // Harris D.J. Cases and materials on international law. 5th ed. London: Sweet&Maxwell, 1998. P. 530.
  • [6] Подробно см.: Turack D.C. Freedom of movement and the internationalregime of passports//Osgoode Hall Journal. J’fee. 1968. P. 230−251.
  • [7] Cm.: Turack D.C. Brief review of the provisions in recent agreements concerning free movement issues in the modern world // Immigration and Nationality Law Review. Vol. 3. 1979;1980. P. 78−79.
  • [8] Подробнее см.: Список стран с упрощенным порядком въезда //Официальный сайт Консульского департамента МИД России. URL: http://www.kdmid.ru.
  • [9] /SS На период проведения Евровидения в Киеве в 2005 г. См.: Отделениегражданства, паспортной и иммиграционной службы Феодосийского ГОГУ МВД Украины в АР Крым. Иностранцы в Крыму // Юридическаяпомощь. N° 15. 12 апреля 2007 г.; Украина ввела с 1 мая до 1 сентябрябезвизовый режим въезда для граждан ЕС, 1 апреля 2005 г. URL: http://www.prirne-tass.ru/news/show.asp?id=494 258&ct=news (дата обращения 16 апреля 2007 г.).
  • [10] См.: Указ Президента Украины № 1008/2005 «О введении безвизовогорежима для граждан Соединенных Штатов Америки», 30 июня 2005 г. URL: http://www.president.gov.ua/ru/documents/p_2955.html (дата обращения 7 июня 2007 г.); Указ Президента Украины N° 1107/2005 «О введениибезвизового режима для граждан Японии», 19 июля 2005 г. URL: http://www.president.gov.ua/ru/documents/p_2995.html (дата обращения7 июня 2007 г.); Указ Президента Украины N° 1131/2005 «О введениибезвизового режима для граждан государств — челнов ЕвропейскогоСоюза, Швейцарской Конфедерации и Княжества Лихтенштейн», 26 июля 2005 г. URL: http://www.president.gov.ua/ru/documents/p_3046.html (дата обращения 7 июня 2007 г.); Указ Президента Украины N° 1134/2005 «Овведении безвизового режима для граждан Канады», 26 июля 2005 г. URL: http://www.president.gov.ua/ru/documents/p_3047.html (дата обраще-
  • [11] См. п. 1 Указа Президента Украины № 1008/2005 «О введениибезвизового режима для граждан Соединенных Штатов Америки», 30 июня 2005 г.
  • [12] См.: Turack D.C. Freedom of movement and the travel document // California Western International Law Journal. 1973;1974. Vol. 4. P. 38.
  • [13] См.: Парламентарии Кыргызстана планируют ввести безвизовыйрежим для граждан ЕС. URL:
  • [14] См.: Turack D.C. Freedom of movement and the travel document // California Western International Law Journal. 1973;1974. Vol. 4. P. 28−30.
  • [15] ETS 25.
  • [16] См., например: Shybko V., Rapporteur, Committee on Legal Affairs andHuman Rights, Parliamentary Assembly, Council of Europe, Report ‘Consequences of European Union Enlargement for Freedom of Movement betweenCouncil of Europe Member States', Doc. 9979 rev., 15 October 2003. Para.22−24; Kiseleva E. Kaliningrad transit: Why to facilitate? Master thesis. Faculty of Law, Lund University. Lund, 2005. P. 60.
  • [17] Cm.: Neumeyer E. Unequal acess to foreign spaces: how states use visarestrictions to regulate mobility in a globalized world. Global migrationprospectives. № 43. September 2005. P. 8.
  • [18] Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников, Бишкек, 9 октября 1992 // Бюллетень международных договоров РФ, 1993, № 10.Договаривающимися сторонами являлись: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
  • [19] Не стоит удивляться тому, что общее количество стран (48+61+113)превышает количество государств-членов ООН. Отдельные отношенияпо визовым вопросам устанавливаются иногда в отношении частитерритории государства, как например, с Гонконгом, Макао и др. Подробнее см.: Список стран с упрощенным порядком въезда //Официальный сайт Консульского департамента МИД России. URL: http://www.kdmid.ru.
  • [20] Вступило в силу с 1 июня 2007 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой