Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные институты средневекового китайского нрава

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Танский кодекс упорядочил систему пяти основных наказаний, расположив их по мере нарастания в зависимости от тяжести совершенного правонарушения и разделив на степени: 1) удары тонкими палками (пять степеней: от 10 до 50 ударов); 2) толстыми палками (пять степеней: от 60 до 100 ударов); 3) каторжные работы (трех степеней: от одного года до трех лет); 4) ссылка (трех степеней в зависимости… Читать ещё >

Основные институты средневекового китайского нрава (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уголовное право. Преимущественное развитие в средневековом Китае получили нормы уголовного права, с соблюдением которых связывались гармония и порядок в обществе. Следуя конфуцианской традиции, на синтезе моральных предписаний и правовых запретов был построен Танский кодекс («Тан люй шу и»), составленный в 653 г., а обнародованный лишь в 737 г. Он представляет собой уголовный кодекс, регламентировавший различные стороны жизни китайского общества. Он состоял из 502 статей, которые были сведены в 12 тематических разделов, различающихся предметом правового регулирования: меры наказания и принципы применения законов; охрана запретных мест; должностные обязанности чиновников и порядок их исполнения; домохозяйство и бракосочетание; судопроизводство и тюремное содержание и др.

В соответствии с конфуцианской традицией преступление трактовалось как общественное зло, которое проявляется в посягательстве не только на государственный порядок, человека и его имущество, но прежде всего на моральные устои, ритуал межличностного и межгруппового общения.

Преступления классифицировались на основе концепции «10 зол» , сложившейся еще в Древнем Китае. Первые три разновидности зла включали преступления против императора, «сына неба», естественных «небесных установлений»: 1) " заговор о мятеже против государя" , сговор о любом причинении вреда императору; 2) «великое непокорство» , бунт против существующих порядков и морали (куда относили умышленное разрушение храма, могил предков императора, его резиденции); 3) «заговор, измена» , означающие измену императору, переход на сторону его врагов. Все лица, совершившие эти преступления, а также члены их семей считались «неисполнившими долг подданных». Преступники, их отцы и сыновья старше 16 лет подлежали смертной казни через обезглавливание, женщины семьи (матери, незамужние дочери, жены, наложницы — вместе со слугами) становились рабами.

Вторые три зла составляют группу преступлений против моральных устоев и ритуалов межличностного общения: " непочтение и непокорность" , состоявшие в преступлениях против родственников, их избиениях, в умысле убить родителей, деда, бабку; " несправедливость, порочность"  — преступления, совершенные с особой жестокостью; " выражение великого непочтения"  — нарушение общезначимых запретов: краже предметов культа, вещей императорского обихода (печатей императора, его жены, матери), злословие в адрес императора. Все лица, совершившие действия, угрожающие здоровью императора или причинившие ему физический или моральный ущерб, подлежали удушению.

Остальные разряды «зол» относились к преступлениям против семьи, ее нравственных устоев: «выражение сыновней непочтительности» , т. е. ругань в адрес родителей, неподчинение им, плохой уход за ними; " несогласие, разногласие" с близкими родственниками: замысел их убийства, продажа в рабство родственника, избиение мужа женой, донос на родственников; " несправедливость, неправедность" - преступные деяния подчиненного против начальника, ученика против учителя, непочтение жены в отношении мужа; кровосмесительные половые связи.

Наряду с данными преступлениями выделялись преступные деяния против личности (посягательство на ее жизнь, здоровье, продажа в рабство). Преднамеренное убийство наказывалось обезглавливанием. За непреднамеренное убийство («по ошибке») можно было откупиться. Особую группу преступлений составляли имущественные преступления — различные виды несправедливого обогащения: ограбление, кража, взятка, приобретение имущества с использованием служебного положения. В качестве наказания предусматривались обезглавливание, удавление, битье толстыми палками, каторжные работы и компенсация стоимости похищенного.

Танский кодекс упорядочил систему пяти основных наказаний, расположив их по мере нарастания в зависимости от тяжести совершенного правонарушения и разделив на степени: 1) удары тонкими палками (пять степеней: от 10 до 50 ударов); 2) толстыми палками (пять степеней: от 60 до 100 ударов); 3) каторжные работы (трех степеней: от одного года до трех лет); 4) ссылка (трех степеней в зависимости от отдаленности местности: от 2 до 3 тыс. ли[1]) и смертная казнь в двух формах (путем обезглавливания и удушения). Наказания смягчались трем категориям лиц: " старым и малым" , а также инвалидам. Откуп взамен всех видов наказаний существовал для лиц старше 75 и моложе 15 лет. Женщины не освобождались от ответственности. Так, например, казнь беременной женщины отсрочивалась на 100 дней после рождения ребенка. Определение наказания зависело от социального статуса правонарушителя и потерпевшего, его места во властногосударственной иерархии и в системе родственных отношений. В отношении восьми категорий знатных лиц (родственники; верные друзья императора; «благородные люди, слова и поступки которых могли служить образцом»; «способные, талантливые в военных и государственных делах», заслуженные военнослужащие; знатные чиновники высших рангов и должностей; «усердные чиновники»; потомки царских династий), совершивших преступления, наказуемые смертной казнью, мера наказания определялась императором. Особые социальные и правовые преимущества приобретали родственники знатного вельможи, высшего чиновника, влияние которого определял специфический институт «тени». Эта «тень» освобождала от ответственности или смягчала наказание за совершенное преступление.

Для средневекового уголовного нрава Китая характерно действие принципа коллективной ответственности, который включал в круг лиц, подлежащих наказанию, не только людей, связанных родственными, служебными и территориальными (соседи), но и административными (местные органы власти) узами. Последние отвечали за преступления, совершенные на подведомственной территории.

Семейно-брачные отношения. Особое внимание в китайском законодательстве уделялось патриархальной семье как основе социального порядка, в которой авторитет отца был непререкаем, как и мужа в отношении жены и детей. Брак рассматривался как долг, выполнение которого соответствует требованиям культа предков. Он не носил священного характера, его главной целью являлось продолжение рода. Возраст брачного совершеннолетия в кодексах, включая и Танский, не закреплялся. Запрещались браки между родственниками, свободными и рабами. Семья была моногамной, однако не возбранялись наложницы у мужчин согласно обычаям. Заключению брака предшествовал обряд обручения, требующий согласия родителей врачующихся. В средневековом Китае существовала свобода разводов, основаниями для этого были согласие супругов, бесплодие жены, распутство, непочтение к мужу и его родителям. Жена имела право на развод, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продал в рабство или принуждал к аморальному поведению.

Наследственное право. Наследование было по закону. Имущество переходило по мужской линии к старшему сыну, наследник нес ответственность за долги умершего. Вместе с имуществом только старшему сыну передавался титул, должность. Незамужние дочери имели право на половину доли братьев, а замужние отстранялись от наследства. Отец не мог лишить сына наследства.

Имущественное право. Имущественные отношения развивались под жестким контролем государства. Главным объектом имущественных прав выступала земля. Поземельные отношения в средневековом Китае регламентировала государственная надельная система, препятствовавшая формированию земельной частной собственности. Верховным собственником земли был император, передававший ее в пользование. Земледелец-крестьянин в возрасте от 15 до 70 лет получал надел, состоящий из пахотного, садово-огородного и приусадебного участков. Пахотную землю крестьянин не мог продать, сдать в аренду или еще на каких-либо основаниях передать другому лицу. Земля садово-огородного и усадебного участков считалась собственностью семьи. Ее можно было продавать и покупать, но под контролем администрации и в пределах определенной нормы. В китайских источниках эта надельная система называлась «системой равных полей» (цзюнь тянь фа). Площадь надела определялась обычно в 120 му. Надел считался достаточным для организации крестьянского хозяйства, которое обеспечило бы крестьянину прожиточный минимум и выполнение государственных налоговых повинностей. Однако полного равенства наделов в действительности не существовало. Владельцы рабов, рабочего скота и многосемейные могли получать дополнительные пахотные участки (на неженатого члена семьи добавлялась четверть, на раба — восьмая часть, на вола — десятая часть надела).

Пробелы в аграрном законодательстве открывали возможности для роста крупного землевладения и подры ва государственной надельной системы. Так, в отдельных случаях крестьянский надел мог быть продан (в случае переезда, при недостаточности средств на обряд похорон и т. п.). Вновь освоенные земли считались собственностью тех, кто поднимал целину. Феодалы, стремившиеся, минуя государство, эксплуатировать крестьян, прибирали к рукам все эти земли. Чтобы захватить надельные земли, они прибегали к различным ухищрениям, а то и к прямому насилию — присваивали землю крестьян, а их самих брали под «покровительство», спасая от многолетних долгов по налогам. В иных случаях феодалы строили дамбы и отводили воду от крестьянских наделов, в результате чего крестьяне были вынуждены или оставлять землю, или становиться лично зависимыми. Феодальное частное землевладение развивалось путем императорских пожалований родственникам, высшей знати, буддийским и даосским монастырям.

Обязательственные отношения. Обязательства возникали из деликта (причинения вреда) и из договора. Различались договоры займа, найма, купли-продажи, ссуды, аренды и т. д. Условиями действительности договора были согласие сторон, письменная форма, свидетели. Не могли заключать договоры лично несвободные, чиновники, в ведении которых находились предметы договора (вещи, рабы, скот). Договоры, заключенные с помощью обмана или применения насилия, признавались недействительными, а виновные наказывались битьем толстыми палками. В качестве имущественного обеспечения исполнения обязательства использовался залог.

Суд и процесс. В средневековом Китае процесс носил инквизиционный (розыскной) характер. Дело возбуждалось по жалобе потерпевшего в уездный суд, которая составлялась уличными писцами. Предварительное слушание осуществлял специальный чиновник, занимавшийся розыском преступника и воссозданием картины происшедшего. Чиновник обязан был привести его в суд в месячный срок. Если он этого не смог сделать, за просрочку в два месяца чиновника наказывали 30 ударами палок. Наказанию в 40−50 палок подвергался и свидетель, не явившийся в суд.

Судебное разбирательство осуществлял судья. Он проводил допрос, очные ставки, назначал пытки в случае, если обвиняемый не сознавался. Если после троекратного допроса под пыткой он не признавал вины, тогда допросу под пыткой подвергался обвинитель. Установление судебной истины осуществлялось на основе вещественных доказательств, свидетельских показаний. Приговоры о смертной казни утверждал император, который мог и помиловать, отменить решение суда. Если простолюдинов казнили публично, то чиновников умерщвляли у них дома.

  • [1] Одна тысяча ли равна примерно 500 км.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой