Информационное обеспечение оперативно-разыскной деятельности в борьбе с преступностью
Обратим внимание на отдельные из них, определяющие, на наш взгляд, особый оперативный интерес для подразделений полиции. Это контроль и надзор за выполнением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение за нарушение этого законодательства; сбор, обработка и анализ информации об операциях… Читать ещё >
Информационное обеспечение оперативно-разыскной деятельности в борьбе с преступностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
знать
- • сущность и функции информации;
- • требования, предъявляемые к информации;
- • источники информации, обеспечивающей ОРД;
- • виды специальных учетов полиции и их использование в борьбе с преступностью;
- • систему информационного обеспечения ОРД;
- • роль информационных центров полиции в информационном обеспечении ОРД;
- • современные системы информационной поддержки ОРД;
- • видыАИПС;
- • перспективы совершенствования информационного обеспечения органов, осуществляющих ОРД (назначение Единой информационно-телекоммуникационной системы);
уметь
- • обосновывать применение оперативно-разыскных учетов в зависимости от раскрытия отдельных видов преступлений;
- • оценивать возможности применения различных АИПС, а также банки данных МВД России и регионального уровня (на уровне субъекта РФ);
владеть навыками
• работы с законодательными и ведомственными нормативными актами, регулирующими основные направления информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений.
Сущность, функции и источники обеспечивающей информации
Информация есть предмет, средство и продукт человеческого труда.
В. И. Кнорринг
При рассмотрении указанной научно-практической проблемы необходимо еще раз подчеркнуть, что достижение фактически общей задачи борьбы с преступностью (раскрытие, расследование, розыск) обусловлено объективной необходимостью информационного взаимодействия субъектов уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности.
В связи с незначительной разработанностью системы информационной согласованной деятельности указанных субъектов целесообразно начать с освещения вопросов перспективных возможностей информационного обеспечения ОРД для удовлетворения нужд уголовного судопроизводства.
Прав в своих выводах ученый Н. А. Голубев, говоря о том, что потребность во взаимном сотрудничестве не столько определяется субъектом, сколько «предписывается» ему объективной реальностью. Именно в силу объективных предпосылок взаимодействующие явления и объекты не могут существовать друг без друга[1].
Эффективность, качество и результаты ОРД по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников в основе своей обусловлены надлежащей информационной поддержкой.
Практика свидетельствует о том, что в разрешении этой сложной проблемы существенное значение имеют силы, средства и методы органов, осуществляющих ОРД. Силы, как уже отмечалось, это оперативноразыскные подразделения полиции по противодействию экстремизму, оперативные службы уголовного розыска по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы по экономической безопасности и противодействию коррупции (ЭБ и ПК) и др. Несомненно, что к силам следует отнести и качественный состав конфиденциальных сотрудников. Их информационные возможности в сфере экономики, в среде лиц, представляющих оперативный интерес, включая организованные преступные формирования, трудно переоценить. Подтвердим наш вывод о том, что негласное сотрудничество является у нас важнейшим механизмом получения информации для решения задач, определенных специальным федеральным законодательством.
Ключевое информационное значение имеют криминалистические средства, оперативно-справочные и разыскные учеты, банки биометрической, научно-технической и архивной информации, ориентированные на ее использование сотрудниками оперативных подразделений.
Федеральный закон о полиции содержит специальные нормы, предписывающие применение в решении ее многочисленных задач, достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11 Закона о полиции). Сотрудники органов, осуществляющих ОРД, обеспечены возможностью использования сети Интернет, автоматизированных систем, интегрированных банков данных.
По сути, основное место и решающая роль в получении оперативноразыскной информации принадлежит системе определенных федеральным законом оперативно-разыскных методов (мероприятий), которым в пособии отводится специальный раздел (гл. 5).
В силу информационной значимости и помимо малоисследованности вопросов деятельности относительно недавно созданной финансовой разведки, обратимся еще раз к Росфинмониторингу. Разновидность и специфичность его информации определены соответствующим Положением[2] и во многом обусловлены полномочиями данной федеральной службы.
Обратим внимание на отдельные из них, определяющие, на наш взгляд, особый оперативный интерес для подразделений полиции. Это контроль и надзор за выполнением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение за нарушение этого законодательства [соответствующими правоохранительными органами. — Авт.]; сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю; проверка полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе выявление необходимых различий в предоставленной информации; выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; получение от государственных органов и Центрального банка РФ информации по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы; формирование перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности; направление информации в правоохранительные органы о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представление соответствующей информации по запросам правоохранительных органов; представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам установленной сферы деятельности и участие в деятельности этих организаций; создание единой информационной системы в установленной сфере деятельности; формирование и ведение федеральной базы данных в установленной сфере деятельности; обеспечение режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, иной конфиденциальной информации; изучение международного опыта и практики по вопросам установленной сферы деятельности[3].
Несмотря на множество философских, социальных, математических и иных толкований понятия и сущности информации отечественными и зарубежными учеными, коснемся и мы некоторых понятий, применительно к предмету нашего рассмотрения[4].
Есть и законодательный подход к определению информации. Информация — это сведения (сообщения, данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления[5].
К понятию информации применительно к деятельности органов, осуществляющих ОРД, следует отнести сведения, которые по форме и содержанию отвечают требованиям самой системы органов и необходимы для решения задач определенных федеральным законодательством. В данной системе циркулируют большие объемы разнообразной информации, имеющей непосредственное отношение к обнаружению и раскрытию преступлений, которые должны обрабатываться в определенные сроки, а если предусмотрено, то и с выполнением предписаний ведомственных нормативных правовых актов. Результаты обработки прямо отражаются на решениях в отношении прав сотрудников и граждан, государственных и общественных интересов. Назначение информационного обеспечения в предмете нашего рассмотрения лучше всего показать через функции.
Функции информации чрезвычайно широкие. Назовем основные. Так, информация:
- 1) выполняет роль средства общения между субъектом и объектом возникших общественных отношений (правоотношений, включая оперативно-разыскные правоотношения);
- 2) выступает основой принятия оперативно-разыскных решений (правовых, организационно-управленческих, тактических);
- 3) выполняет функцию контроля за реализацией принятых решений;
- 4) является средством доведения решения до исполнения;
- 5) выступает средством внутрисистемной связи с внешней средой (организациями и лицами, представляющими оперативный интерес, с субъектами уголовного процесса) и др.;
- 6) является основным средством отражения деятельности (документирование преступных действий и др.).
Организация информационного обеспечения включает:
- — определение перечня источников и объема информации, ее сбор;
- — разработку форм накопления, хранения и систематизации информации (на базе новейших научно-технических средств);
- — регламентированный порядок получения и системный анализ собранной информации;
- — реализацию результатов анализа, т. е. целевое ее использование (для раскрытия и расследования преступлений).
В зависимости от задач и функций оперативно-разыскных подразделений выдвигаются конкретные требования к информации (многие из них сформулированы в законодательных или ведомственных нормативных правовых актах). К ним относятся:
- • соответствие информации компетенции субъекта — отражает функциональные обязанности субъекта (оперативного работника, следователя, дознавателя, соответствующего руководителя и др.) отыскивать необходимую информацию для решения задач, распоряжаться конкретным видом информации в соответствии с его компетенцией;
- • актуальность — означает, что собранная информация является свежей, отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сложившейся оперативной ситуации, перспективе, тактике ОРМ и может способствовать их решению;
- • оптимальность — соответствие объема, содержания и качества информации возможности принятия оптимального решения, характеризует степень полезности и ценности информации;
- • Достаточность — свидетельствует о том, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие причины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса и развития ситуации;
- • аутентичность — обусловливает выражение информации в понятной форме;
- • полнота, конкретность и объективность информации — достаточность необходимой характеристики события ситуации (преступление) для принятия конкретного решения; необходимость точного времени ее получения и явления, к которому она относится; низкий показатель конкретности нередко служит признаком «макулатурности» информации;
- • Достоверность — соответствие действительности, надежность, факт достойный веры, адекватно отражающий состояние контролируемого процесса. Степень достоверности — абсолютная, доверительная, негативная. Получение достоверной информации представляет собой очень сложные познавательные и аналитические процессы, требующие привлечения соответствующих специалистов, экспертов и использования современных научных процедур;
- • своевременность и регулярность — соблюдение порядка получения и передачи повышает ее актуальность и ценность, позволяет принять упреждающие меры до наступления вредных последствий, включает в себя соблюдение нормативных средств получения и обновления сведений, гарантирует необходимую устойчивость и эффективность управления;
- • систематизированностъ и комплексность — вызваны необходимостью системного подхода к оценке ситуации, сведения должны отражать совокупность явлений, их обусловленность и взаимосвязь;
- • степень открытости — открытая, закрытая (для служебного пользования, секретно, совершенно секретно);
- • коммуникативность — доступность восприятия, непротиворечивость, унификация, формализация и стандартизация, возможность электронной обработки.
Виды информации, представляющей интерес для органов, осуществляющих ОРД: правовая, нормативно-документальная, уголовнопроцессуальная, экономическая, социальная, научно-техническая, криминалистическая, криминологическая. Совокупность всех видов информации и их целенаправленный системный анализ служат эффективному осуществлению различных ОРМ по решению законодательно определенных задач.
Структуру системы оперативно-разыскной информации можно представить путем ее классификации на основные подсистемы:
по функциям — информация для сотрудников оперативных аппаратов, информация для руководителей различного уровня, информация для следственных органов, криминалистов, для сотрудников прокуратуры при выполнении ими надзорных функций и др.;
по типу информации — статистическая, подсистема учетов оперативно-разыскной и оперативно-справочной информации, прогнозная информация, плановая, аналитическая, контрольная, регулирующая и др.;
по этапам прохождения — подсистема сбора и передачи данных, хранения и поиска данных, обработки данных, выдачи данных.
Могут быть и иные классификации — по периодичности поступления; способу изложения; способу сбора (гласные и негласные средства получения) и т. д.
Чтобы эффективно выполнять свои функции, все сотрудники нуждаются в значительном количестве разнообразной информации. Круг источников во многом зависит от целей и задач органа, осуществляющего ОРД, и его подразделений, функциональных обязанностей сотрудников, характера принимаемых решений и др.
Основными источниками (объектами сбора) информации для управленческой деятельности будут следующие.
По способу образования их можно подразделить:
- — на нормативные материалы — законодательные акты, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты центральных и территориальных органов полиции;
- — осведомленные лица, прежде всего от лиц, содействующих ОРД на конфиденциальной основе; официальные представители государственных органов и общественных организаций; специалисты (различные эксперты); правонарушители и преступники;
- — официальные документы;
- — сообщения СМИ;
- — результаты криминологических, социологических и иных исследований, в том числе по изучению общественного мнения;
- — письма, заявления и жалобы граждан, информация иных ведомств, учреждений и общественных объединений; документы иных правоохранительных органов, учреждений и организаций;
- — статистические справочники, содержащие сведения, характеризующие обслуживаемую территорию, находящиеся на ней объекты и население и др.
К этому перечню следует добавить внутренние источники, имеющие значение для ОРД:
- — решения вышестоящих органов и подразделений;
- — ведомственные нормативные правовые акты (директивы, приказы, указания МВД России и территориальных органов);
- — оперативные сводки дежурной части;
- — данные первичных оперативных учетов, обобщенные сведения регионального и федерального информационных банков;
- — аналитические разработки вышестоящих оперативно-разыскных подразделений;
- — материалы по положительному оперативному опыту, ведомственные издания и научная литература;
- — оперативно-служебные документы иных подразделений; сведения о силах и средствах ОРД и эффективности их использования, о состоянии законности и служебной дисциплины.
Собранная информация может накапливаться различными способами. Вместе с тем по форме накопления и систематизации их можно подразделить на материальные и организационные:
- а) материальные:
- — журнальная накопительная информация (заявления и сообщения о преступлениях и правонарушениях, регистрация всех номенклатурных дел);
- — уголовные и оперативно-служебные дела, различные дела оперативно-разыскного учета;
- — картотеки;
- — альбомы, фото-, кино-, видеотеки, представляющие оперативный интерес, и др.;
- б) организационные:
- — подразделения, осуществляющие информационное обеспечение системы ОВД (штабы, дежурные части, информационные центры, отраслевые службы и др.).
В качестве источников информационного обеспечения ОРД основополагающая роль принадлежит специальным учетам полиции. Именно в учетах накапливается и систематизируется информация, представляющая ценный оперативный интерес.
Учеты формируются на основе действующего законодательства и ведомственных нормативных правовых актов.
Так, Закон о полиции впервые содержит специальные нормы, предписывающие применение в решении ее многочисленных задач достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11).
Нормативно разрешен вопрос о формировании и ведении банков данных о гражданах (ст. 17).
В соответствии с нормативно-правовыми предписаниями внесению в банки данных подлежит информация о лицах: подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; осужденных за совершение преступления; которые совершили преступление или общественно опасное деяние; в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера; объявленных в розыск; пропавших без вести; состоящих на профилактическом учете; в отношении которых заведены дела оперативно-разыскного учета; прошедших государственную дактилоскопическую регистрацию, владеющих оружием, и некоторых других категориях лиц.
Сотрудники оперативных подразделений обязаны принимать оперативно-разыскные меры по выявлению и изъятию предметов и следов, которые могут стать объектами учета и проверки. Информация по объектам учета формируется из информационных карт установленного образца. Информационные карты в свою очередь группируются по соответствующим разделам.
В настоящее время осуществляется формирование по ведению учета в виде электронных баз данных (без группировки по разделам). При этом автоматизированный режим ведения учета осуществляется на основе программно-технических комплексов автоматизированных информационных систем.
В числе действующих учетов, представляющих значительный интерес для оперативных подразделений, можно назвать следующие.
Учет следов рук, изъятых с места происшествия, который предназначен для установления лиц, оставивших следы на данном месте, и фактов оставления следов этим же лицом при совершении нескольких преступлений. Учет ведется на федеральном, региональном и местном уровне.
При этом следует иметь в виду, что полиция проводит в соответствии с законом государственную дактилоскопическую регистрацию (п. 27 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). Она имеет право проводить дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному аресту, иных задержанных лиц. Одновременно осуществлять их регистрацию, фотографирование, аудио-, кинои видеосъемку (п. 19 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).
Учет следов орудий взлома с фиксацией следов отжима, иных трасологических следов с достаточной степенью отображения индивидуальных особенностей следообразующих инструментов, изъятых с места преступления.
Учет следов протекторов шин транспортных средств, изъятых с мест преступлений и происшествий в целях установления автотранспортных средств, использованных при совершении преступлений. Следует иметь в виду обязанность полиции регистрировать в порядке, установленном законодательством, все автотранспортные средства и прицепы к ним (п. 19 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).
Учет данных ДНК с биологическими объектами (кровь, сперма, слюна, волосы) для установления лиц, оставивших биологические следы на данном месте происшествия, и выявления фактов оставления таких следов при совершении нескольких преступлений и для установления личности неопознанных трупов. Учет ведется на федеральном уровне.
Учет микрообъектов (микроволокон, частиц лакокрасочных покрытий, полимеров и металла) в целях установления однородности происхождения микрообъектов, обнаруженных на местах происшествий или изъятых в качестве образцов у лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Ведется на региональном уровне по тяжким и особо тяжким преступлениям.
Учет самодельных взрывных устройств для установления единого источника происхождения по конструктивным и технологическим особенностям изготовления. Ведется на федеральном уровне.
Учет самодельного огнестрельного оружия. В целях установления единого источника происхождения оружия, его частей, механизмов по конструктивным и технологическим особенностям его изготовления. Учет осуществляется на федеральном и региональном уровне.
Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий. Целевое назначение — установление конкретного экземпляра и фактов применения одного и того же экземпляра оружия при совершении нескольких преступлений.
Учет контрольных пуль и гильз утраченного служебного гражданского оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия. В соответствии с Законом о полиции установлен строгий порядок по выдаче лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия, регистрации и контролю за его оборотом, а также расходованием боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ (п. 20—22 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).
Учет поддельных денежных билетов, бланков ценных бумаг и бланков документов для установления единого источника происхождения поддельных российских денег, иностранной валюты и указанных бланков по способу изготовления. Учет ведется на федеральном и региональном уровне. По такой же системе осуществляется и учет поддельных монет.
Учет субъективных портретов разыскиваемых лиц в целях установления личности по описанию внешности.
Учет фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц, включая телефонные сообщения для установления лиц, причастных к совершению преступлений, и фактов принадлежности одному лицу голоса на фонограммах по нескольким преступлениям.
Имеется ряд иных учетов, оказывающих существенную информационную помощь в организации работы оперативно-разыскных аппаратов.
Учеты позволяют быстро найти нужную информацию, провести ее детальный анализ и принять необходимые организационно-тактические меры по противодействию преступности. Учеты представляют собой своеобразные информационные системы, обеспечивающие информационную поддержку конкретных направлений ОРД.
- [1] См.: Голубев Н. А. Основы эффективного информационного взаимодействия уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности: автореф. дис. … канд. юрид.наук. Н. Новгород, 2003. С. 6.
- [2] См.: Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808.
- [3] См.: Росфинмониторинг: [офиц. сайт]. URL: http://www.fedsfm.ru (дата обращения: 23.09.2018).
- [4] См.: Большой энциклопедический словарь. М., 1989. С. 455.
- [5] См.: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».