Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы знаний о смежных дисциплинах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закон ничего не указывает о возможности обжалования решений Суда по интеллектуальным правам, не вступившим в законную силу, в апелляционном порядке. В соответствии с введенной в ст. 273 АПК ч. 2 его решения после вступления в законную силу могут быть обжалованы в кассационном порядке. Таким образом, в отличие от общей четырехзвенной системы арбитражных судов система Судов по интеллектуальным… Читать ещё >

Основы знаний о смежных дисциплинах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

¦ правовую природу смежных с гражданским процессуальным правом юридических дисциплин;

¦ понятие и сущность арбитражного судопроизводства;

¦ понятие и сущность нотариального производства;

¦ понятие и сущность третейского судопроизводства;

¦ понятие и сущность исполнительного производства;

уметь

¦ оперировать юридическими понятиями и категориями арбитражного и третейского судопроизводства, нотариального и исполнительного производства;

владеть

¦ юридической терминологией и навыками работы с нормативными правовыми актами в области арбитражного и третейского судопроизводства, нотариального и исполнительного производства.

Основы знаний об арбитражном судопроизводстве

17 мая 1991 г. с принятием законов СССР от 17.05.1991 № 2170−1 «О Высшем арбитражном суде СССР» и № 2171 «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР» была заложена правовая основа для создания в нашей стране системы арбитражных судов.

В развитие указанных законов 4 июля 1991 г. принято постановление Верховного Совета РСФСР от 04.07.1991 № 1544−1 «О введении в действие Закона РСФСР „Об арбитражном суде“», которым и была фактически создана система арбитражных судов.

Нормативная регламентация деятельности вновь созданной системы органов правосудия была закреплена в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, введенном в действие постановлением Верховного Совета РФ от 05.03.1992 № 2447/1−1, неоднократно подвергавшемуся кардинальному реформированию (достаточно только отметить, что уже 5 мая 1995 г. был принят второй АПК, а в настоящее время действует третий).

Развитие системы арбитражных судов на постсоветском пространстве проходит по нескольким направлениям:

  • — ряд бывших советских республик продолжает сохранять арбитражные суды (см., например: Конституционный закон Кыргызской Республики от 30.03.2001 № 35 «О статусе судей Кыргызской Республики»);
  • — в отдельных бывших республиках арбитражные суды были со временем заменены на хозяйственные (см., например: Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 № 219−3; Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Таджикистан от 01.08.2003 № 37; Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан от 30.08.1997 № 478−1; Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.1992 № 1799−12);
  • — некоторые страны СНГ отказались вообще от системы специализированных судов, передав все виды гражданских дел вне зависимости от их субъектного состава в систему судов общей юрисдикции (см., например: Конституцию Республики Казахстан от 30.08.1995; Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13.07.1999 № 411−1).

Как представляется, отказ целого ряда государств от использования в наименовании судов, осуществляющих правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, термина «арбитражный» далеко не случаен. Связано это с тем, что в зарубежной практике термином «арбитраж» принято именовать исключительно негосударственные юрисдикционные органы, создаваемые и действующие на принципах, аналогичных отечественным третейским судам. В результате использование термина «арбитражный» и производных от него применительно к системе государственных судов в нашей стране является не соответствующим действительности. На наш взгляд, указанные суды правильнее именовать хозяйственными, экономическими, коммерческими и т. п., но никак не арбитражными.

В настоящее время в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в нашей стране осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией и настоящим Законом. Оба указанных нормативных акта предусматривают наряду с судами общей юрисдикции создание и осуществление правосудия в России арбитражными судами.

В системе арбитражных судов функционируют:

  • — Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами;
  • — федеральные арбитражные суды, создающиеся и действующие в каждом судебном округе;
  • — арбитражные апелляционные суды;
  • — арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах РФ.

Федеральным законом от 08.12.2011 № 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» система арбитражных судов подверглась реформированию. В соответствии с названным Законом вновь созданный Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, образуя специализированную подсистему в системе отечественных арбитражных судов. Судьи указанных судов должны соответствовать требованиям, предъявляемым Законом РФ от 26.06.1992 № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» к судьям федерального арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда.

Процессуальные аспекты юрисдикционной деятельности Суда по интеллектуальным правам обладают существенной спецификой:

  • 1) Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела исключительно в коллегиальном составе;
  • 2) с созданием Суда по интеллектуальным правам расширена специальная подведомственность дел арбитражным судам;
  • 3) на определение подсудности дел Суду по интеллектуальным правам не распространяются общие правила, закрепленные в ст. 34 АПК. Указанная статья дополнена довольно объемной ч. 4, содержащей исчерпывающий перечень дел, подсудных данному суду[1]. Кроме того, к подсудности вновь созданного специализированного арбитражного суда отнесены дела о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, которые ранее рассматривались федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 № 422-ФЗ указанные дела впредь до начала деятельности Суда по интеллектуальным правам должны рассматриваться в Арбитражном суде г. Москвы;
  • 4) решения, принятые данным судом, вступают в законную силу немедленно после их принятия;
  • 5) обжалование принятых данным судом в качестве суда первой инстанции определений допустимо не в вышестоящий суд в апелляционном порядке, а в Президиум этого же суда в кассационном порядке;
  • 6) Закон ничего не указывает о возможности обжалования решений Суда по интеллектуальным правам, не вступившим в законную силу, в апелляционном порядке. В соответствии с введенной в ст. 273 АПК ч. 2 его решения после вступления в законную силу могут быть обжалованы в кассационном порядке. Таким образом, в отличие от общей четырехзвенной системы арбитражных судов система Судов по интеллектуальным правам является трехзвенной;
  • 7) при этом в качестве суда кассационной инстанции выступает Президиум Суда по интеллектуальным правам, рассмотревшего дело по первой инстанции.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-КЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды в нашей стране являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.

Арбитражные суды в своей юрисдикционной деятельности руководствуются нормативными предписаниями арбитражно-процессуального законодательства.

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  • — защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • — содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с нормативными предписаниями ст. 27 АПК арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

При этом к подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Субъектами дел, подведомственных арбитражным судам, могут быть российские организации, граждане Российской Федерации, а также иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В процессе постоянного реформирования законодательства, регламентирующего деятельность арбитражных судов, АПК приобретает все больше специфики по сравнению с ГПК.

Так, в настоящее время наиболее значимые отличия деятельности арбитражных судов от деятельности судов общей юрисдикции состоят в следующем:

  • — Арбитражный процессуальный кодекс закрепляет, как правило, более продолжительные процессуальные сроки совершения тех или иных процессуальных действий;
  • — рассмотрение дел в первой инстанции в отдельных случаях происходит коллегиально, с участием арбитражных заседателей;
  • — своеобразный механизм судебных извещений и вызовов;
  • — активное внедрение электронного протоколирования хода судебных заседаний;
  • — активное использование электронных средств связи в процессе рассмотрения дела;
  • — возможность представления документов сторонами в электронном виде, в том числе с использованием сети Интернет, а также подписанных электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи;
  • — возможность заполнения сторонами форм документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет;
  • — допустимость использования в качестве доказательств объяснений лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса, полученных путем использования систем видеоконференц-связи;
  • — многие другие.

В заключение следует отметить, что законодательство, регламентирующее деятельность арбитражных судов в Российской Федерации, по сравнению с гражданским процессуальным законодательством, развивается динамичнее, более оперативно реагируя на происходящие изменения.

  • [1] Подробнее о подсудности Суда по интеллектуальным правам см. в гл. 4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой