Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие современности. 
Современная философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Единой ситуации для людей одного времени не существует", — писал К. Ясперс. Действительно, из того факта, что людям выпало жить в одно и то же время, еще не следует, что их жизненные ситуации полностью совпадают. В большинстве случаев ситуация каждого человека отличается своеобразием, характеризуется собственными чертами, связанными с теми условиями, в которых он находится, с теми задачами… Читать ещё >

Понятие современности. Современная философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Единой ситуации для людей одного времени не существует», — писал К. Ясперс[1]. Действительно, из того факта, что людям выпало жить в одно и то же время, еще не следует, что их жизненные ситуации полностью совпадают. В большинстве случаев ситуация каждого человека отличается своеобразием, характеризуется собственными чертами, связанными с теми условиями, в которых он находится, с теми задачами, которые ему приходится решать, Каждый по-своему воспринимает значительные события своей исторической эпохи. Тем не менее К. Ясперс справедливо замечает, что «мы привыкли говорить о духовной ситуации времени, как будто она одна»[2].

Дело в том, что мы можем мысленно стать на точку зрения постороннего наблюдателя и попытаться обозреть картину современной нам эпохи в целом. Тогда обнаружится, что в рамках исторического процесса всего человечества мы находимся в определенном месте. В современности как целостности отдельный человек также занимает определенное место. Мое место как бы определено координатами: то, что я существую, функция этого места; мир — целое, я — его элемент или модификация. Всемирно-исторические особенности эпохи составляют тот фон, на котором я утверждаюсь в своей индивидуальной жизненной ситуации. Этот фон то едва ощутим, то воспринимается словно надвигающимся на меня — я ощущаю свою зависимость от исторических процессов, от событий исторического масштаба. Такая зависимость особенно ощутима в переломные периоды истории, подобные тем, которые переживает современная Россия и другие страны постсоветского пространства. В эти периоды потребность в осмыслении особенностей и характера эпохи становится особенно острой.

В советское время задачей разъяснения существа современной эпохи были заняты партийные идеологи и теоретики. Они рассматривали ее как задачу политико-идеологического характера. Не случайно со временем обнаружилось, что все определения, данные ими, не более чем заклинания колдунов-неудачников. Однако надо признать, что вопрос об особенностях и характере современной эпохи всегда остается вопросом исключительного жизненного значения. Только решать его следует не с узких партийно-политических позиций и не в целях какой-либо партийной идеологии. Современная ситуация должна быть рассмотрена как духовная ситуация, как духовная ситуация времени.

В рамках настоящего пособия мы обратим особое внимание на те факторы, которые оказывают определяющее влияние на духовный климат эпохи, воздействуют на культурно-нравственную атмосферу. Выявить эти факторы можно посредством анализа произведений, созданных мыслителями XX в. В огромном массиве произведений, созданных в течение столетия, сконцентрированы итоги размышлений выдающихся людей. Содержание этих размышлений может стать своеобразным компасом для нашего познания эпохи.

Время, ведущее свой отсчет от Первой мировой войны (1914— 1918) и событий, непосредственно примыкающих к ней, существенно отличается от предшествующего времени. И хотя рубеж второго десятилетия XX в. отстоит от нас довольно далеко, именно тогда стали складываться факторы долговременного характера, продолжающие в значительной мере определять нашу жизнь и сегодня. Действие этих факторов сохранилось несмотря на то, что в ходе исторического развития эпоха претерпела существенные изменения. Поэтому в широком смысле современность следует определить как время, ведущее свой отсчет от рубежа второго десятилетия XX в.

В составе эпохи выделяются периоды, отчетливо обозначаемые соответствующими событиями всемирно-исторического масштаба.

Начальный период эпохи открывается Первой мировой войной (1914—1918) и событиями, непосредственно связанными с ней. К числу последних относятся революции в России (1917) и Германии (1918), распад Австро-Венгерской империи, крушение империй в России и Германии и т. д. В этот период впервые явственно обнаруживаются те особенности эпохи, которые будут отчетливо проявляться и в дальнейшем. Среди них такие, как огромность масштабов исторических событий, выход на историческую арену больших масс людей, небывалый динамизм происходящего, и другие, о чем мы подробней будем говорить в дальнейшем.

Второй период ведет свое начало от событий Второй мировой войны (1939—1945). Важнейшим ее последствием стал раскол мира на две противоборствующие группировки: государства, ориентирующиеся на социалистическую систему, и государства, идущие по пути, который по принятой у нас терминологии характеризуется как «капиталистический»[3]. Во главе двух противоборствующих группировок встали две супердержавы: США и Советский Союз. В этот период еще более возросла роль научно-технических достижений, еще более значимой стала роль государственного аппарата, а также усилилось действие других факторов, характерных для эпохи в целом.

Переход к третьему периоду современной эпохи связан с крушением системы социализма (1987—1990) и распадом СССР (1991). Ситуация в мире значительно изменилась вследствие того, что двухполюсный мир, т. е. мир, расколотый на два противоположных лагеря, ушел в прошлое. Однако на смену прежним проблемам пришли новые или обострились те, которые ранее находились в тени. В частности, возросли угрозы воинствующего национализма и космополитизма, международного терроризма, обострилась экологическая ситуация. Характерно и то, что научно-технический прогресс вступил в стадию активной информатизации (компьютеризации).

Несмотря на различия между периодами, они имеют ряд общих черт, позволяющих объединить их в рамках одной эпохи. Каковы характерные черты современной эпохи?

Во-первых, современная эпоха обнаружила подлинную всемирность исторического процесса. Уже первая мировая война оказалась событием столь масштабным по количеству вовлеченных в нее масс людей, стран и народов, что по сравнению с ней войны и конфликты прошлых эпох предстали незначительными. Еще более крупной по масштабу вовлеченности в военные и связанные с ними события, а также по последствиям всемирно-исторического значения оказалась вторая мировая война. Теснейшую экономическую взаимосвязь народов обнаружил экономический кризис 1929 г., вошедший в историю под названием «великая депрессия». Всемирность истории выразилась и в научно-технических достижениях, которые так или иначе становятся достоянием всех стран и народов. В то же время возникли и обострились проблемы, чреватые негативными последствиями не для отдельной страны или отдельного региона, а для всего мира.

Всемирность не уничтожила отдельного существования государств. Она сделала невозможным их изолированное существование. Отношения между государствами и между группами государств приобрели исключительно сложный характер.

Во-вторых, современной эпохе присущ небывалый ранее динамизм. Масштабные и радикальные изменения происходят стремительно, часто при жизни одного поколения. Жизнь людей предшествующего XIX в. и более ранних эпох выглядела бы на этом фоне почти недвижной или, во всяком случае, размеренной и неторопливой.

В-третьих, определяющими для современной эпохи стали невиданные темпы научно-технического прогресса. Выдающиеся достижения науки и техники значительно изменили облик мира и человека. Неизмеримо выросли разнообразные возможности человека. Действительно, если в начале века, например, автомобиль и телефон были редкостью и подавляющее большинство людей передвигалось на конной тяге (как и во все предшествующие времена начиная с древности), а о телефоне знали в лучшем случае понаслышке, то уже в 20- 30-е гг. эти и многие другие технические достижения становятся привычными. Радио, телевидение, авиация, звуковое кино, а затем ядерная энергия, электронно-вычислительные машины, выход человека в космос — эти и иные результаты научно-технического прогресса возникли и получили широкое распространение за время жизни двухтрех поколений. Исключительная роль научно-технических достижений отличает современную эпоху от всех предшествующих.

Названные факторы современной эпохи, как и множество других, не могли не получить своего отражения в философии. Более того, они существенно повлияли на облик философского знания, на его структуру и тематическое содержание. Философия (как и культура в целом) перестала стремиться к подражанию классическим образцам. Философию и культуру со второго десятилетия XX в. и по наши дни целесообразно рассматривать как неклассическую, или постклассическую.

В работах многих авторов встречается более дробное деление, предусматривающее следующую классификацию типов культуры: доклассическая, классическая, неклассическая и постнеклассическая (см., в частности: Козловский В.В., Уткин А. И., Федотова В.Г. Модернизация: От равенства к свободе. СПб., 1995. С. 115−126). Однако в рамках настоящего пособия нам достаточно обратить внимание на неклассичность (постклассичность) современной культуры. Имеется в виду, что в современной культуре последних десятилетий (ориентировочно с середины 70-х гг.) содержатся элементы постнеклассической культуры. (См. также раздел «Философия культуры».).

Во-первых, современная философия отличается исключительным многообразием. Она вышла далеко за пределы той тематики, которая была характерна, в частности, для философии XIX в.

Во-вторых, в современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. Она обращает особое внимание не столько на те факторы, которые в наше время улучшили и облегчили человеческое существование, сколько на факторы, усложнившие его.

В-третьих, методы, разрабатываемые и применяемые современной философией, являются гораздо более утонченными и сложными по сравнению с классической философией XIX в. Вообще, проблеме философского метода уделяется значительно большее внимание, чем это было свойственно философской классике.

В XX в. изменились тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ философии XIX в. Но нет в ней и пессимистического упадничества. Один из основных мотивов современной философии можно выразить словами В., С. Соловьева позднего периода его творчества: «Не следует стремиться построить рай на земле, главное — не допустить ада». Исключение составляет философия, существовавшая в Советском Союзе под жестким партийно-идеологическим контролем[4].

Одной из особенностей философской эволюции XX в. явилось то, что установка на господство человека над природой (эта установка оформилась в предшествующее столетие) постепенно все более смягчалась и наконец сменилась установкой на сознательное оберегание природы. Еще одна особенность состоит в том, что в XX в. философия оказалась вынужденной, с одной стороны, противостоять невиданно мощному давлению государственной власти, с другой — учитывать небывало широкое развитие массово-коммерческой культуры.

Философия XX в. — это огромный массив философских произведений. Этот массив едва ли обозрим в кратком пособии. Мы рассмотрим его только в соответствии с темами, получившими особую актуальность. Прежде всего следует охарактеризовать факторы духовной ситуации времени, нашедшие свое выражение в философских трудах известных мыслителей.

  • [1] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 302.
  • [2] Там же. б
  • [3] Некоторые западные авторы отрицают правомерность термина *капитализм". См., например: Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1990. Т. 1. С. 14.
  • [4] В рамки настоящего пособия не входит задача вынесения сколько-нибудьподробной оценки советской философии. Свое внимание мы сконцентрируем натех философских произведениях, которые создавались и публиковались вне жесткого партийно-идеологического контроля и не были обусловлены исключительнопотребностями официальной идеологии. Речь, таким образом, пойдет о западнойи той части отечественной философской мысли, которая существовала в XX в. главным образом в эмиграции.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой