Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исполнительное производство. 
Гражданский процесс

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной науке существует две основные точки зрения относительно места исполнительного производства в системе российского права. Первые считают, что исполнительное производство является стадией гражданского процесса (В. К. Пучииский, Ю. К. Осипов, А. К. Сергун), поскольку конечной целью рассмотрения гражданского дела является постановление решения и осуществление принудительного воздействия… Читать ещё >

Исполнительное производство. Гражданский процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • сущность и правовую природу исполнительного производства;
  • • права и обязанности участников исполнительного производства;
  • • общие правила исполнительного производства;

уметь

  • • использовать знания в целях защиты прав и свобод заинтересованных лиц в исполнительном производстве;
  • • различать стадии исполнительного производства;
  • • применять нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения юрисдикционных актов;

владеть

  • • навыками составления исполнительных документов;
  • • навыками определения в структуре Федерального закона «Об исполнительном производстве» норм, регулирующих императивное и диспозитивное начало исполнительного производства;
  • • навыками поиска норм, регулирующих исполнительное производство РФ, в иных источниках права.

Понятие, источники и участники исполнительного производства

Исполнительное производство осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Исполнение судебного решения состоит в совершении ответчиком (должником) действий, предусмотренных исполнительным документом, либо в воздержании от совершения определенных действий по отношению к взыскателю.

Мнение специалиста

В. В. Ярков указывает, что важнейшим залогом успешности и эффективности правосудия является гарантированная возможность принудительного исполнения вынесенного судебного акта. Без эффективного выполнения этой функции деятельность судов не достигнет своей цели и будет лишена смысла. В современных условиях принудительное исполнение судебных и иных актов органов гражданской юрисдикции выступает в качестве важнейшего звена юридической практики, отражающего эффективность механизма правового регулирования и способность права обеспечивать мотивацию и воздействовать на поведение человека.

Право на судебную защиту включает в себя не только рассмотрение и разрешение дела и принятие по результатам судом решения, но и своевременное его исполнение. До момента полного исполнения исполнительного документа обязанным лицом нельзя говорить о восстановлении нарушенных прав. Только своевременное и полное исполнение судебных решений позволяет обеспечить полную реализацию права на судебную защиту заинтересованных субъектов.

Судебная практика

Целый ряд решений ЕСПЧ и КС РФ определяют исполнение судебного решения как важнейшую часть механизма судебной защиты, без которой не достигались бы цели правосудия. Например, но делу от 07.05.2002 «Бурдов против России» (жалоба № 59 498/00) ЕСПЧ констатировал, что исполнение судебного решения, принятого любым судом, должно рассматриваться как составляющая «судебного разбирательства» по смыслу ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Исполнительное производство представляет самостоятельный комплекс процессуальных действий органов принудительного исполнения, направленный на полную реализацию права на защиту нарушенных или оспоренных прав и и законных интересов заинтересованных субъектов путем исполнения юрисдикционных актов.

Научная дискуссия

В современной науке существует две основные точки зрения относительно места исполнительного производства в системе российского права. Первые считают, что исполнительное производство является стадией гражданского процесса (В. К. Пучииский, Ю. К. Осипов, А. К. Сергун), поскольку конечной целью рассмотрения гражданского дела является постановление решения и осуществление принудительного воздействия со стороны суда и органов исполнения. Вторая группа ученых придерживается позиции, согласно которой исполнительное производство представляет собой самостоятельную отрасль права (М. К. Юков, В. М. Шерстюк, В. В. Ярков, Д. X. Валеев, О. В. Исаенкова, М. Л. Викут). Согласно данной позиции исполнительное право представляет собой одну из отраслей российского права, без которого система права не может нормально функционировать.

Как и любая другая отрасль права, исполнительное право имеет собственные предмет и метод правового регулирования, принципы и нормативную базу.

Предмет правового регулирования исполнительного права составляет совокупность правовых отношений, возникающих между специальным субъектом (органами принудительного исполнения — Федеральной службой судебных приставов (ФССП России) и ее территориальными органами), сторонами исполнительного производства (взыскателем, должником) и иными участниками исполнительного производства по вопросу своевременного и полного фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах.

Метод правового регулирования — совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется воздействие на определенную группу общественных отношений. Метод правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве, характеризуется сочетанием императивного и диспозитивного начал.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» закрепил пять основных принципов, на основе которых осуществляется исполнительное производство: законность, уважение чести и достоинства гражданина, своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения, соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Законодательство РФ об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из Федеральных законов от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Отметим, что 31 мая 2017 г. был опубликован проект Исполнительного кодекса РФ на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Необходимость разработки и принятия Исполнительного кодекса обусловлена множеством изменений, внесенных в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», а также наличием в данном Законе отсылочных норм. Исполнительный кодекс позволит систематизировать законодательство об исполнительном производстве, совершенствовать процедуру исполнения и повысить эффективность исполнительного производства в целом.

Конституция РФ является главенствующим источником права РФ. Важное значение для исполнительного производства имеют отраженные в положениях соответствующих федеральных законов нормы Конституции РФ, устанавливающие, например, неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25), охрану права частной собственности (ст. 35), охрану права на жилище (ч. 1 ст. 40), возможность обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Именно он устанавливает, с какой целью, на основании каких документов и при каких условиях возбуждается, приостанавливается, прекращается и оканчивается исполнительное производство, определяет полномочия судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава.

Федеральный закон «О судебных приставах» определяет общие положения о деятельности ФССП России и ее территориальных органов, полномочия по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, финансирование и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов.

ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ регулируют отношения, возникающие в ходе исполнительного производства и связанные с защитой прав участников исполнительного производства. Например, в ГПК РФ в ст. 428 установлен порядок выдачи исполнительного листа судом, в ст. 443 определен порядок поворота исполнения решения, в ст. 446 указано имущество, на которое не может быть обращено взыскание и г. д.

Задание для размышления

На основе анализа разд. VII АПК РФ и разд. VIII КАС РФ определите подведомственность дела об оспаривании постановления судебного пристава исполнителя, принятого на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом.

Необходимо отметить, что источниками исполнительного производства также являются ГК РФ, СК РФ, ТК РФ, НК РФ и др.

Всех субъектов исполнительного производства необходимо делить на три группы:

  • 1) стороны исполнительного производства, а именно — взыскатель и должник. Взыскатель — это то лицо, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ. В подавляющем большинстве случаев взыскателем становится бывший истец при условии, что судебным решением или актом другого юрисдикционного органа подтверждено его право требования или законный интерес. Должник — это лицо, которое обязано, но исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий. Взыскателем и должником могут быть гражданин, организация, объединение граждан, не являющееся юридических лицом, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования;
  • 2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе. К данным субъектам относятся судебные приставы-исполнители. ФССГТ России построена по вертикали с учетом деления территории РФ на субъекты. ФССП России состоит из центрального аппарата ФССП России и территориальных органов. Относительно руководства стоит сказать, что возглавляет ФССП России главный судебный пристав Российской Федерации — Директор ФССП России. В субъектах руководство территориальными органами осуществляет — Главный судебный пристав соответствующего субъекта, в самом субъекте территориальные подразделения возглавляет старший судебный пристав, в подчинении которого находятся судебные приставы по обеспечению порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители;
  • 3) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким лицам относятся: представители, переводчик, понятые, специалист и др. Законодательство, регулирующее исполнительное производство, предоставило право гражданам участвовать в исполнительном производстве лично или через представителя. Представитель может участвовать самостоятельно, а также вместе с представляемым. Участие представителя не допускается в тех случаях, когда по исполнительному документу должник обязан выполнить действия лично, например, должник, будучи по профессии художником, обязан нарисовать картину. Обязательное участие представителя предусмотрено для недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности.

Исторический экскурс

До 1997 г. исполнение судебных постановлений регулировалось нормами ГПК РФ и АПК РФ, судебные приставы находились при судах, и ими же контролировалась деятельность судебных приставов. В 1997 г. в Российской Федерации были приняты два Федеральных закона «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», которые выделили исполнительное производство в самостоятельный вид деятельности органов государственной власти, тем самым отделив его от гражданского и арбитражного судопроизводства. ФССП России стала самостоятельным органом государственной власти. Необходимость принятия нового Федерального закон «Об исполнительном производстве» в 2007 г. была обусловлена развитием государства и общества. В настоящее время исполнительное производство РФ претерпевает существенные изменения, которые направлены па повышение эффективности исполнения. Так, в 2015 г. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» был дополнен гл. 12.1 «Порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества», в 2016 г. к исполнительным документам были отнесены исполнительные документы, выданные иностранными органами и подлежащие исполнению на территории РФ.

Научная дискуссия

В науке до сих пор продолжаются дискуссии относительности роли и места суда в исполнительном производстве. Так, А. М. Треушников указывает, что суд в исполнительном производстве осуществляет контрольные полномочия в предварительной форме (выдача исполнительного листа) путем рассмотрения и разрешения заявлений относительно законности и обоснованности постановлений суда по вопросам исполнения и путем рассмотрения и разрешения заявлений об обжаловании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Л. А. Терехова полагает, что суд в исполнительном производстве осуществляет контрольные функции прямого (по рассмотрению заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов) и косвенного (возможности определить порядок исполнения судебного решения) характера.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой