Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституции стран африки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституционный контроль осуществляет Верховный конституционный суд, действующий в соответствии с законом 1971 г. (с последующими изменениями). Этот суд назначается декретом президента в составе председательствующего и такого числа членов, которое сочтет целесообразным президент, но решения в нем должны быть приняты по меньшей мере семью членами. В состав Верховного конституционного суда могут… Читать ещё >

Конституции стран африки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституционный строй Египта

Действовавшая до 2013 г. конституция Египта (Арабской Республики Египет) была принята в 1971 г., когда после смерти первого президента Насера и смены руководства страна перешла от декларированной социалистической ориентации на путь капиталистического развития. Конституция была разработана под руководством ЦК Арабского социалистического союза (в то время правящей и единственной легальной партии) и принята путем референдума. Новое руководство Египта, принадлежавшее к окружению Насера, сохранило в конституции социалистическую фразеологию. Лишь в 1980 г. путем референдума были одобрены поправки к важнейшим статьям конституции, удалены положения о «социалистической системе хозяйства», об устранении классовых различий, введены новые нормы о многоиартийной системе. В последующие годы были приняты и другие, несущественные поправки, но конституция сохраняет все основные идеи, пропагандировавшиеся в течение почти двух десятилетий после революции 1952 г. Сохранены и положения о социализме[1].

Постоянная конституция Египта 1971 г. (до этого принималось несколько временных конституций) состоит из двух частей: конституционной декларации, где указаны цели государства (мир в стране, арабское единство, постоянное развитие и человеческое достоинство), и собственно конституции, где содержатся юридические нормы, хотя и в этой части есть положения, которые не могут быть обеспечены юридическими средствами.

Конституция Египта имеет сложный характер. Ей присуще сочетание социалистических идей (речь идет о так называемом арабском социализме), исламских ценностей, положений конституционализма, связанных с общегуманистическими, общечеловеческими принципами, наконец, норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и капиталистическое развитие страны в его современных социальных формах.

В соответствии с конституцией Египет — простое унитарное государство, состоящее из административно-территориальных единиц; какихлибо автономных образований в нем нет. По форме правления это президентская республика в ее несколько смягченном варианте, гак как она имеет отдельные слабо выраженные черты парламентарной формы (это относится прежде всего к рассматриваемой ниже ответственности правительства и министров). В Египте существует либеральный (полудемократический) государственный режим. Провозглашена и существует свобода прессы, партийной, политической деятельности, но в рамках принципов египетского общества.

Изменение египетской конституции, которая рассматривается как постоянная, затруднено. Поправки к конституции могут быть предложены только президентом или по меньшей мере 1/3 депутатов парламента[2]. Они должны быть обсуждены в Консультативном совете (аш-шура), затем одобрены 2/3 членов парламента и вынесены на референдум. Поправки считаются принятыми только после одобрения на референдуме большинством голосов.

Конституционный контроль осуществляет Верховный конституционный суд, действующий в соответствии с законом 1971 г. (с последующими изменениями). Этот суд назначается декретом президента в составе председательствующего и такого числа членов, которое сочтет целесообразным президент, но решения в нем должны быть приняты по меньшей мере семью членами. В состав Верховного конституционного суда могут быть назначены лица из состава Верховного суда или иных судебных органов высшего ранга. Они должны быть не моложе 45 лет, иметь стаж работы в судебных органах не менее пяти лет или быть профессорами права египетских университетов со стажем работы не менее восьми лет, адвокатами при Кассационном суде или Высшем административном суде со стажем работы не менее десяти лет. Помимо конституционного контроля, который распространяется на законы и иные правовые акты (включая декреты президента), Верховный конституционный суд даст толкования законов и декретов президента, если возникают споры об их применении, рассматривает споры судов и других органов, обладающих судебными полномочиями, о компетенции, а также споры, возникающие в связи с вынесением двух разных решений по одному и тому же делу[3].

В Верховный конституционный суд могут обращаться суды, если они считают какой-либо правовой акт неконституционным, или одна из сторон в процессе, заявляющая о неконституционности правового акта в ходе его применения (с разрешения суда). По вопросу о толковании нормативных актов в Верховный конституционный суд может обращаться министр юстиции по поручению председателя Совета министров, в связи с обращением парламента, Высшего совета магистратуры — органа судейского самоуправления. Верховный конституционный суд в Египте действует довольно активно. Он неоднократно принимал решения о неконституционности частей правовых актов или актов в целом (например, в отношении декрета президента о местном управлении, закона о семье).

Законодательная власть в Египте осуществляется однопалатным Народным собранием, избираемым гражданами по смешанной избирательной системе сроком на пять лет[4]. Народная ассамблея состоит из 518 депутатов, 508 из которых избираются по мажоритарной системе, а десять назначаются президентом. Нс менее 50% состава парламента должны быть рабочими и крестьянами. Депутат Народного собрания имеет свободный мандат. Он не может быть отозван избирателями; досрочная утрата мандата возможна только по решению парламента, принятому минимум 2/3 голосов (это решение депутат может обжаловать в Кассационный суд). Член парламента обладает обычными депутатскими привилегиями (иммунитет, индемнитет и др.) и подвергается типичным ограничениям: не может покупать, арендовать государственную собственность, продавать свою собственность государству, заключать контракты с государством как предприниматель или импортер.

Депутаты парламента объединяются в партийные фракции, в Народном собрании создаются также постоянные и временные комиссии, избирается его председатель.

Очередные сессии парламента созываются один раз в год — во второй четверг ноября — декретом президента. Но если декрет не издан, депутаты сами должны собраться в указанный день в столице государства в помещении парламента. Очередная сессия длится семь месяцев. Внеочередные сессии созываются президентом или по требованию большинства депутатов Народного собрания.

Заседания парламента открытые; закрытые заседания могут проводиться по требованию президента, правительства, премьер-министра, 20 членов Собрания. Кворум для заседаний составляют большинство членов парламента; решения, законы принимаются большинством голосов присутствующих членов.

Парламент определяет генеральную политику государства, принимает план экономического и социального развития, бюджет государства, утверждает отчет о его исполнении, осуществляет в определенной мере контроль за деятельностью правительства и министров.

Основные решения парламента принимаются в форме законов. Законодательная инициатива принадлежит президенту и любому члену парламента. Проект закона, внесенный от имени президента, направляется в соответствующую постоянную комиссию, а «частный билль» члена парламента идет сначала в постоянный комитет и лишь потом в постоянную комиссию. Проект закона о бюджете может внести только правительство. Народное собрание не может вносить изменения в этот проект без согласия правительства, но вправе не утвердить его. Президент в течение 30 дней после принятия закона парламентом имеет право вето, оно преодолевается 2/3 членов парламента.

Народное собрание осуществляет парламентский контроль. Депутаты вправе задавать вопросы министрам на заседаниях парламента, по предложению минимум 20 депутатов может быть начата дискуссия по публичным вопросам и политике правительства. Правительство в принципе несет солидарную ответственность перед парламентом (хотя это и затруднено). Каждый министр индивидуально отвечает за работу своего министерства. Народное собрание может лишить министров доверия (уволить в отставку), но только после интерпелляции. Предложение о недоверии в ходе интерпелляции может внести 1/10 часть членов парламента, решение принимается большинством его членов. Это, однако, не относится к премьер-министру. Народное собрание в данном случае при выражении недоверия премьер-министру, а следовательно, и всему составу правительства сначала обращается к президенту с предложением об отставке премьер-министра. Президент может возвратить это предложение обратно в парламент, но если он подтвердит свое предложение, президент выносит спорный вопрос на референдум. При результате референдума в пользу премьер-министра парламент распускается, в противном случае уходят в отставку премьер-министр и все правительство. Однако это не означает персональной замены всех лиц, осуществляющих в центре исполнительную власть: по конституции она принадлежит также президенту.

Своеобразным совещательным органом парламента (а также президента) является созданный в 1980 г. Консультативный совет. Этот орган состоит не менее чем из 132 членов, 2/3 из которых избираются прямыми выборами (50% из них должны быть рабочими и крестьянами), а 1/3 назначается президентом. Срок полномочий его членов — шесть лет, но президент может распустить этот орган досрочно (в отличие от парламента без проведения референдума). Совет обновляется наполовину через три года. Запрещается совмещать мандат депутата парламента и члена Консультативного совета.

Консультативный совет изучает вопрос о сохранении принципов революции 1952 г., национального единства, социального мира, союза трудовых сил народа, социалистических целей, укрепления демократической политической системы и делает предложения по этому вопросу. С парламентом консультируются при изменении конституции, разработке проектов важных законов, имеющих отношение к парламенту и президенту, к национальному пла1гу, при подготовке международных договоров о союзе с другими государствами, при принятии решений по общей политике.

Президент и министры могут выступать перед Консультативным советом, но правительство не ответственно перед ним.

Исполнительная власть принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и главой исполнительной власти, и правительству, которое характеризуется конституцией как «высший исполнительный и административный (распорядительный) орган государства» (ст. 153)[5].

Президент избирается прямыми, выборами гражданами государства сроком на шесть лет. Кандидатом может быть выдвинут египетский гражданин, рожденный египетскими родителями (то есть не натурализованный гражданин), не моложе 40 лет. Выдвигает кандидатуру президента в Египте не какая-либо партия или группа избирателей, а парламент по предложению не менее трети его членов. Кандидатура выносится на голосование избирателей, если при голосовании в Народном собрании она соберет 2/3 голосов. Если кандидат не получит 2/3 голосов в парламенте (этого на практике в АРЕ не было), он не будет представлен на голосование избирателей. Парламент снова выдвигает кандидатуру. Ей достаточно получить уже большинство голосов в Народном собрании, чтобы быть представленной на голосование избирателей. В принципе на второе голосование в парламенте может быть представлен тот же кандидат, что и в первый раз, и ему будет достаточно получить в данном случае большинство, а не 2/3 голосов. Однако избирателям всегда предлагается только один кандидат на пост президента, который должен быть одобрен или не одобрен голосованием граждан-избирателей (фактов неодобрения не было). Запрета на последующее переизбрание одного и того же лица нс существует.

Вознаграждение президента определяется особым законом. Он не может получать никакой другой заработной платы или вознаграждения, заниматься свободной профессией, предпринимательской или коммерческой деятельностью, не может приобретать государственную собственность. Подавая в отставку, он обращается с соответствующим заявлением к парламенту.

В случае временной неспособности президента выполнять свои обязанности их выполняет назначаемый им вице-президент (один из вице-президентов). Если открылась вакантная президентура (например, в случае смерти президента) или установлена постоянная неспособность президента выполнять свои обязанности, эти обязанности, если парламент не распущен, выполняет его председатель, а если распущен — председатель Верховного конституционного суда. В этом случае выборы нового президента должны быть приведены в течение 60 дней.

В случае государственной измены, совершения уголовного преступления обвинение против президента может быть выдвинуто третьей частью Народного собрания, признание виновным осуществляется его двумя третями. Это влечет смещение президента с должности, а судит его специальный трибунал, создаваемый законом. На время процедуры импичмента обязанности президента выполняет вице-президент.

Президент АРЕ является одновременно главой государства и главой исполнительной власти (хотя есть и Совет министров, возглавляемый премьер-министром). Президент определяет общую политику государства (парламент определяет генеральную линию) и наблюдает за ее осуществлением. Он вправе назначить одного-двух вице-президентов и определить круг их полномочий, назначает премьер-министра и министров (эти назначения не должны утверждаться парламентом), назначает 1/3 членов Консультативного совета, созывает заседания Совета министров, присутствует и председательствует на них, требует отчета от министров, назначает высших военных и гражданских должностных лиц, дипломатов, издает нормативные акты и может уполномочить других лиц издавать такие акты. Он может издавать временные акты с силой закона, если парламент не заседает; если же заседает, то такие акты президент может издавать с разрешения 2/3 его членов. Президент вправе назначать референдум, он объявляет чрезвычайное положение (в этом случае такой акт должен быть в течение 15 дней представлен на утверждение парламента). Президент — главнокомандующий. Он объявляет войну по уполномочию Народного собрания, заключает международные договоры (некоторые из них не подлежат ратификации), но договоры, касающиеся территории государства, суверенитета, обременения государственной казны, требуют одобрения парламента.

Следует отметить, что 29 января 2011 г. реанимирована де-факто упраздненная в 1981 г. должность вице-президента.

При президенте действуют несколько национальных специализированных советов: национальной безопасности, экономики, обороны и др. (в настоящее время их шесть). Число, название, состав советов определяются декретами президента по его усмотрению.

Наряду с президентом исполнительная власть принадлежит правительству — Совету министров. Хотя фактически, а зачастую и юридически руководителем правительства является президент (например, когда он председательствует в соответствии с законом на заседаниях правительства), в Египте есть должность премьер-министра и его правовое положение отличается от положения министров: Народное собрание может его уволить только после вторичного решения об этом и референдума. Тем не менее премьер-министр осуществляет лишь функции административного премьера.

Премьер-министр и министры назначаются президентом, при этом не требуется, чтобы назначенный премьер представлял президенту кандидатуры министров своего кабинета: президент вправе подобрать министров самостоятельно и часто делает это. Министром и заместителем министра может быть назначен гражданин не моложе 35 лет[6], обладающий гражданскими и политическими правами. Члены правительства приносят клятву перед президентом. Министр не может приобретать государственную собственность, заниматься предпринимательской деятельностью. Предать министра суду имеют право парламент и президент, это своего рода министерский иммунитет. Министр может быть членом Народного собрания, он сохраняет свой депутатский мандат и право голосовать в парламенте.

Организация судов регулируется конституцией и законом о судебной власти 1972 г. В Египте действуют общие суды, есть некоторые специальные суды (например, созданные в соответствии с законом 1980 г. о защите ценностей от порока), а также суды, специализирующиеся на отдельных категориях дел (например, по делам несовершеннолетних), но они не рассматриваются как специальные суды. Существует система административных судов. Специальных мусульманских судов в Египте нет, но общий и иные суды могут в соответствии с Уголовным кодексом 1937 г. применять нормы шариата, уголовные суды могут применять наказания, предусмотренные шариатом, в гражданском праве на основе Гражданского кодекса.

1948 г. применяются нормы шариата, если соответствующие отношения не урегулированы законом. Как отмечалось, наиболее широко применяется шариат в семейном и наследственном праве. Есть касающиеся этих отраслей права законы, которые целиком основаны на нормах мусульманского права (например, законы 1920, 1929, 1985 гг., регулирующие брачно-семейные отношения).

Система общих судов состоит из Кассационного суда — высшей судебной инстанции, апелляционных судов, действующих в восьми крупных городах, и судов первой инстанции. Кроме того, дела могут рассматриваться единолично судьями суммарной юрисдикции, входящими в систему общих судов.

В соответствии с принятыми в 1980 г. законами о защите ценностей от порока и о внутреннем фронте и социальном мире создана система судов государственной безопасности — Верховный суд государственной безопасности и нижесгоящие суды безопасности. Кроме того, существует суд ценностей, состоящий из семи судей. В нем председательствует заместитель председателя Кассационного суда. Эти суды рассматривают дела, связанные с нарушением национального единства, с нарушением установленных законом твердых цен, дела о политических партиях, о средствах общественного мнения.

Система административной юстиции построена в основном с учетом французской модели. Ее возглавляет Государственный совет, выполняющий, в частности, консультативные функции для правительства, а при рассмотрении дел действующий в более узком составе в качестве Верховного административного суда (в нем председательствует председатель Государственного совета). Существуют административные апелляционные суды и низовые административные суды, дисциплинарные суды и коллегия государственных уполномоченных (при Государственном совете). Они рассматривают вопросы, связанные с выборами местных органов, споры о заработной плате и пенсиях государственным служащим, жалобы граждан на нарушения их прав в процессе управления и др. Дисциплинарные суды рассматривают вопросы о дисциплинарной ответственности чиновников, жалобы последних на взыскания.

Законодательство Египта устанавливает общепринятые принципы судебного процесса: состязательность, гласность, обжалование судебных решений в порядке апелляции и кассации и др.

Под контролем парламента работает генеральный социалистический прокурор. Он отвечает за обеспечение прав граждан, безопасность общества и его политической системы, за сохранение социалистических завоеваний. Он имеет свое ведомство в столице и может назначать своих представителей в провинции.

В территориальном плане АРЕ разделен на 29 мухафаз (губерний). Мухафазы делятся на административные центры или районы (марказы) и города. Марказы в свою очередь делятся на нахии (районы)[7].

Система местных органов, осуществляющих управление общественной жизнью, основана на сочетании государственных органов власти на местах и органов местного самоуправления, принципов централизации и децентрализации. Первый принцип находит свое выражение в существовании назначенных представителей центра (государственной власти) на местах. Ими являются губернаторы, начальники районов, мэры городов. Как представители государственной власти рассматриваются также избранные населением начальники деревень, шейхи городских кварталов. Им передаются отдельные полномочия центральных органов исполнительной власти на местах (так называемая деконцентрация). Второй принцип связан с деятельностью избираемых населением местных представительных органов — народных собраний административно-территориальных единиц: провинций, районов, городов, внутри городских районов, деревень.

Система местных государственных органов регулируется законом 1979 г. о местной власти. В каждую провинцию президент назначает губернатора. С прекращением полномочий президента губернатор автоматически отстраняется от должности, губернатором назначается новое лицо (или переназначается прежний губернатор).

Губернатор — представитель исполнительной власти государства в провинции. Он несет ответственность за обеспечение продовольственной безопасности провинции, эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, за состояние общественной безопасности, порядка и общественной нравственности, за охрану государственной собственности. Он осуществляет контроль над всеми публичными службами в провинции, кроме судов. Губернатор несет ответственность перед президентом и премьер-министром и обязан представлять регулярные отчеты министру по делам Совета министров и местного управления, а также местному народному совету.

Губернатор возглавляет провинциальный административный орган — исполнительный совет, в состав которого входят помощники губернатора, назначаемые премьер-министром по представлению губернатора, начальники районов, мэры городов и некоторые другие лица. Исполнительный совет контролирует работу исполнительного аппарата, чиновников, готовит проект местного бюджета, проекты решений провинциального народного совета, проводит в жизнь эти решения.

Назначаемые министром, губернатором, начальником района остальные главы административно-территориальных единиц (округов, районов) обладают полномочиями, сходными с полномочиями губернатора в их административно-территориальных единицах. Однако старосты деревни и шейхи городских кварталов не назначаются, а избираются населением сроком на пять лет из числа грамотных граждан, достигших 30 лет и владеющих земельным наделом (в деревне) не менее пяти федданов (немногим более 2 га), то есть не из числа бедняков. Они осуществляют, в частности, функции полицейского контроля в деревне и рассматриваются как государственные служащие, подчиненные министру безопасности.

Органами местного самоуправления являются избираемые гражданами народные советы административно-территориальных единиц (вплоть до деревни). В народный совет провинции избирается по восемь членов от каждого района, входящего в состав провинции. Выборы являются неравными, так как население районов неодинаково по численности. Из восьми названных членов семь избираются в районах по партийным спискам, на основе пропорциональной системы, а один — по индивидуальным кандидатурам на основе мажоритарной системы относительного большинства с тем же условием, что и при выборах в парламент: необходимо получить для избрания не менее 20% голосов от списочного состава избирателей[8].

Провинциальный совет обладает значительными полномочиями: осуществляет общий контроль за деятельностью любых служб в провинции, но в том случае, если их деятельность касается провинциальных, а не общегосударственных вопросов, принимает решения о создании местных предприятий и служб, утверждает местный бюджет самоуправления; он вправе устанавливать местные налоги и сборы и т. д. Во исполнение своих полномочий совет принимает решения. Ответственность за реализацию этих решений несут губернатор и исполнительный совет. На практике, однако, основные прерогативы по управлению провинцией принадлежат губернатору. Он обладает также правом вето в отношении решений совета. Вели же совет настаивает на своем решении, спор передается на рассмотрение правительства, которое и решает окончательно вопрос. Правительство также вправе распустить провинциальный совет по предложению министра по делам местной власти.

Полномочия нижестоящих народных советов, их отношения с начальниками районов, городов, сел (мэрами городов и старостами сел) аналогичны тем, которые присущи полномочиям провинциального совета и его отношениям с губернатором, только они рангом или рангами ниже. Соответственно, уже и пространственные пределы их деятельности.

При всем этом Египет до 2011 г. являлся страной одного правителя. Президентом республики с 1981 г. являлся бессменный Хосни Мубарак, который под давлением народной массы подал в отставку 11 февраля 2011 г. Политика, которую он проводил, до последнего времени не вызывала активного протеста большинства населения.

  • 25 января 2011 г. в Египте начались массовые выступления молодежи. Демонстрации и акции гражданского неповиновения продолжались до 11 февраля, когда президент Египта Хосни Мубарак объявил о своей отставке. Власть в стране фактически перешла в руки армии. 13 марта декретом Высшего совета Вооруженных сил действие Конституции 1971 г. было приостановлено[9].
  • 19 марта в стране прошел референдум, на котором большинством в 77% одобрен ряд конституционных поправок, отражавших политические требования демонстрантов. На основе этих поправок 30 марта 2011 г. Высший совет Вооруженных сил Арабской Республики Египет принял Конституционную декларацию — документ, призванный урегулировать основы конституционного строя в течение переходного периода до формирования новой системы органов власти и принятия новой Конституции.

Конституционная декларация состоит из трех частей.

  • 1. Нормы, повторяющие положения Конституции 1971 г. (вред. 2007 г.). Остались практически неизменными основные принципы государственного устройства (республиканский строй, опора на ислам), права и свободы человека и гражданина (право на объединение, право собственности, равенство перед законом, личная свобода, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, свобода совести, свобода слова, свобода передвижения, свобода собраний, правосудие и пр.), порядок формирования и компетенция основных органов власти (Народное собрание, Совет Шуры, Комиссия по выборам президента, судебные органы, Вооруженные силы, Совет национальной обороны, Совет министров).
  • 2. Конституционные поправки, одобренные на референдуме 19 марта 2011 г., в том числе:
    • • дополнительные требования к кандидатуре президента Республики: отсутствие у него, его родителей и его супруги иностранного гражданства (ст. 26);
    • • облегчение условий выдвижения кандидатов в президенты Республики: кандидата могут выдвинуть 30 членов Народного собрания и Совета Шуры (вместо 250), либо 30 тыс. избирателей в 15 провинциях (новая норма), либо партия, имеющая хотя бы одного представителя в Народном собрании или Совете Шуры (повторяет норму, введенную конституционными поправками в 2007 г.) (ст. 27);
    • • срок полномочий президента Республики сокращен с шести до четырех лет, его переизбрание допускается только на один срок (ст. 29);
    • • право досрочного освобождения от должности членов Народного собрания и Совета Шуры передается из компетенции соответствующей палаты Кассационному суду (ранее решение принималось двумя третями членов палаты) (ст. 40);
    • • назначение вице-президента стало нс правом, а обязанностью президента Республики: он обязан назначить его в течение 60 дней с момента вступления в должность (ст. 31);
    • • ограничено право президента Республики объявлять чрезвычайное положение: решение должно приниматься после консультаций с Советом министров (новое положение) и в течение семи дней (вместо 15 дней) представляться на одобрение Народного собрания. Решение об объявлении чрезвычайного положения должно быть одобрено большинством членов Народного собрания (новая норма). Чрезвычайное положение вводится только на определенный срок до шести месяцев, продление его действия допускается только по результатам референдума (ст. 59);
    • • Конституционная декларация не содержит указания на чрезвычайные полномочия президента в сфере борьбы с терроризмом, которые были закреплены в предыдущей Конституции.
  • 3. Переходные положения:
    • • Высший совет Вооруженных сил выполняет законодательные и исполнительные функции вплоть до избрания нового президента, Народного собрания и Совета Шуры, в том числе представляет государство за рубежом, подписывает международные договоры, аккредитует представителей иностранных государств (ст.ст. 56,61);
    • • выборы в Народное собрание и Совет Шуры проводятся в течение шести месяцев с момента опубликования Конституционной декларации. Совет

Шуры начинает функционировать в составе двух третей избираемых членов, а вновь избранный президент доназначает оставшуюся треть членов (ст. 41);

  • • проект закона об организации выборов президента Республики должен быть согласован с Высшим конституционным судом на предмет соответствия Конституции (ст. 28);
  • • члены вновь избранных Народного собрания и Совета Шуры в течение шести месяцев с момента избрания формируют Учредительное собрание из 100 человек. Учредительное собрание в течение 6 месяцев с момента формирования готовит проект новой конституции. В течение 15 дней с момента окончания подготовки проект выносится на референдум. В случае одобрения Конституция вступает в силу с момента объявления результатов референдума (ст. 60);
  • • все ранее принятые законы и подзаконные акты сохраняют свою силу (ст. 62);
  • • Конституционная декларация вс тупает в силу на следующий день после официального опубликования (ст. 63)[9].

Таким образом, первая группа норм закрепляет общепризнанные демократические ценности. Вторая отвечает тем политическим требованиям, с которыми выступили демонстранты на улицах Каира в январе — феврале 2011 г., эти нормы направлены прежде всего на ослабление власти президента. Третья группа норм призвана обеспечить спокойный переход власти от военной администрации к гражданским политическим элитам.

В целом Конституционная декларация, одобренная на референдуме, придает легитимность Верховному совету Вооруженных сил и позволяет ему осуществлять политическую власть в период коренных изменений в египетской политической системе.

В настоящее время существует новая Конституция АРЕ. Она сменила Временную конституцию Египта 2011 г., принятую после указанной революции в Египте. 1 декабря 2012 г. президент страны Мухаммед Мурей объявил, что проект конституции будет вынесен на референдум 15 декабря. Конституция и обстоятельства ее принятия стали объектом критики властей со стороны египетской оппозиции и многочисленных протестов. Перед референдумом оппозиция обвиняла Мурси и Братьсв-мусульман в узурпации власти и требовала отставки Мурси. После референдума появились обвинения в фальсификации его результатов, однако Мурси по его итогам подписал Конституцию[11]. В целом общая система конституционного строя в Египте осталась прежней, в будущем возможны новые изменения нестабильной политики государства.

  • [1] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М: Юристь, 1997. S20 с.
  • [2] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Белыеальвы, 2002. 236 с.
  • [3] ш Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М.- Юрисгъ, 1999. 340 с.
  • [4] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристь, 1997. S32 с.
  • [5] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристь, 1997. С. 456.
  • [6] Wl Конституция Египта 1971 г. *41.: Текст, 2000.
  • [7] URL: http://www.rg.ru/sujet/4322/index.html
  • [8] 805 URL: http://www.egypttravel.su/content586.htmI
  • [9] Губарев В. И., Губарева А. В. Конституционная декларация Арабской Республики Египетв переходный период // Российский юридический журнал. 2011. № 6. С. 74−82.
  • [10] Губарев В. И., Губарева А. В. Конституционная декларация Арабской Республики Египетв переходный период // Российский юридический журнал. 2011. № 6. С. 74−82.
  • [11] URL: http://rn.wikipcdia.org/wiki/Конституция Египта. 2012.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой