Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отбор тем для репортажей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Субъективный — репортаж, в котором журналист фокусируется не столько на происходящем вокруг, сколько на собственных переживаниях и ощущениях. Эти переживания и ощущения должны быть яркими и необычными, чтобы о них стоило писать. Как правило, такие репортажи пишут в измененном состоянии сознания под влиянием стресса или психотропных веществ (так называемая гонзо-журналистика). Хотя показатель… Читать ещё >

Отбор тем для репортажей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Репортажи событийные и средовые. Репортажи подразделяются на те, в центре которых описание события, и те, которые описывают погружение журналиста в какую-то среду. Первые называются событийными, вторые — средовыми или тематическими[1]. Примерами событийных репортажей могут служить: репортаж с митинга, с тушения пожара, с футбольного матча. Примеры средовых репортажей: репортаж из лагеря беженцев, из деревни поселившихся в тайге сектантов или из сетевого супермаркета, куда журналист тайно устроился работать продавцом.

Событийный репортаж целесообразно писать тогда, когда событие происходит настолько ярко, что его лучше описать как процесс, а не ограничиваться новостью о результатах случившегося. Чем больше в событии динамики и эмоций, тем лучше оно подходит для репортажа. Например, если на совещании зачитывались скучные доклады, а потом было принято какое-то решение, лучше написать новость про эго решение: тут ЧТО произошло интереснее, чем КАК происходило. Но если совещание проходило со скандалом и дракой, тогда целесообразнее писать репортаж: КАК решали здесь интереснее, чем-то, ЧТО решили.

Хотя показатель профессионализма журналиста — умение написать захватывающий репортаж при минимуме условий для этого. У журналистов есть поговорка: войну описывать легко. Написать захватывающий репортаж с совещания, где спорили и дрались — просто. Написать захватывающий репортаж с совещания, где зачитывали скучные доклады и спали, гораздо сложнее.

Событийные репортажи бывают следующих видов:

  • — классический событийный — в центре репортажа достаточно яркое и драматичное событие, которое описывает журналист;
  • — эксперимент — репортаж с события, инициатором которого является сам журналист. Например: попытка пересечь город в инвалидной коляске с последующим описанием того, как это происходило;
  • — о псевдособытии — репортаж с церемонии (например, вручение премий или наград), когда действия участников предопределены их ролью. Тогда журналисту следует смотреть на происходящее глазами театрального критика и оценивать, насколько качественно поставлена пьеса, хорошо ли «актеры» играют свои «роли»;
  • — с большим бэкграундом — репортаж, в котором значительное место отводится введению читателя в курс дела. Например: репортажи с судебных заседаний, когда помимо описания происходящего надо рассказать, кто с кем за что судится (или кого за что судят), каковы позиции сторон, и что было на предыдущих заседаниях, если описываемое заседание — не первое;
  • — комментарийный — репортаж, в котором журналист не только описывает происходящее, но также разъясняет и оценивает, например, цитирует докладчика и тут же сообщает, что докладчик по этому поводу раньше говорил совершенно противоположное, или что в действительности все обстоит не так, как заявлено с трибуны;
  • — субъективный — репортаж, в котором журналист фокусируется не столько на происходящем вокруг, сколько на собственных переживаниях и ощущениях. Эти переживания и ощущения должны быть яркими и необычными, чтобы о них стоило писать. Как правило, такие репортажи пишут в измененном состоянии сознания под влиянием стресса или психотропных веществ (так называемая гонзо-журналистика).

Репортажи двух последних видов требуют особого мастерства. В случае с комментарийным репортажем выводы журналиста должны быть точными и обоснованными, чтобы аудитория им доверяла. Субъективный репортаж находится на стыке журналистики и литературы, и язык такого репортажа должен быть максимально образным и метафоричным.

Средовой репортаж служит преодолению дистанций и барьеров. Средовой репортаж будет интересен тогда, когда журналист побывает в месте, недоступном для читателей. Преподаватель журналистики из Лейпцигского университета (Германия) М. Халлер (М. Haller) утверждает, что хорошая репортажная тема должна предусматривать преодоление или дистанции, или барьеров, а лучше — и того и другого[2]. При этом имеется в виду дистанция как географическая (поехать куда-то далеко), так и социальная (проникнуть в чуждую для читателя социальную группу). Под барьерами же подразумевается проникновение в закрытые учреждения, куда читателя не пустят (институциональные барьеры) либо совершение действий, которые читатель может счесть для себя неприемлемыми (моральные барьеры). Вот примеры тем, предусматривающих преодоление дистанции или барьеров:

  • — поехать на Северный полюс — преодоление географической дистанции;
  • — внедриться в секту — преодоление социальной дистанции;
  • — побывать на секретном военном заводе — преодоление институциональных барьеров;
  • — вывешивание объявления на автомобиле «Ищу мужа. Телефон…» и выявление реакции окружающих — преодоление моральных барьеров.

Чем более недоступное место выбирает журналист, тем привлекательнее будет тема для репортажа. Например, если предложить редактору подготовить репортаж из Парижа или из Кабула, редактор, скорее всего, выберет Кабул, так как Париж знаком российским читателям гораздо лучше. Но если предложить на выбор два репортажа из Афганистана — с кабульских улиц или из подпольной нарколаборатории, где производят героин, то вторая тема окажется гораздо привлекательнее, потому что проникнуть в нарколабораторию сложнее, чем просто погулять по Кабулу.

Средовые репортажи обычно бывают следующих видов:

  • — специальный — описание необычных людей и (или) необычного места, в котором персонажи живут или работают;
  • — путевые заметки — описание путешествия журналиста, мест, попутчиков и преград, которые встречаются на пути;
  • — журналист меняет профессию — описание того, как журналист работал в какой-то сфере, чтобы показать, как эта сфера устроена изнутри. Обычно выбираются простые профессии, не требующие длительного обучения (таксист, официант, продавец, разнорабочий и др.);
  • — трендовый — описание в репортажпом ключе нового явления, значимого изменения в жизни. Например, тренд — самоорганизация жителей многоквартирных домов для обустройства подъездов и дворов. Тогда в репортаже будет показано, как происходят собрания жителей и как воплощаются принятые решения.

Подготовка средовых репортажей занимает значительное время. Это и командировки (иногда — несколько командировок для подготовки одного материала), и чтение для погружения в тему и глубокого ее понимания, и общение с экспертами. Средовые репортажи часто имеют сложную композицию с несколькими сюжетными линиями. Поэтому средовые репортажи желательно начинать писать уже после того, как журналист освоил подготовку событийных репортажей, которые проще и в плане сбора, и в плане подачи информации.

  • [1] Термин «тематический репортаж» был использован в моей «Настольной книге журналиста», вышедшей в 2013 г. В данной книге я использую термин «средовой репортаж» в томже значении.
  • [2] Haller М. Die Reportage. S. 33.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой