Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История изобретения радио

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип работы Передача происходит следующим образом: на передающей стороне (в радиопередатчике) формируются высокочастотные колебания (несущий сигнал) определенной частоты. На него накладывается сигнал, который нужно передать (звука, изображения и т. д.) — происходит модуляция несущей полезным сигналом. Сформированный таким образом высокочастотный сигнал излучается антенной в пространство в виде… Читать ещё >

История изобретения радио (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.1 История радио

Первый патент на беспроводную связь получил в 1872 году Малон Лумис (MahlonLoomis), заявивший в 1866 году о том, что он открыл способ беспроволочной связи; в Германии создателем радио считают Генриха Герца, 1888, в США — Дэвида Хьюза, 1878, а также Томаса Эдисона, 1875, патент 1885, в США и ряде балканских стран — Николу Тесла, 1891, в Беларуси — Якова (Сармат-Яков-Сигизмунд) Оттоновича Наркевича-Иодку (белор.ЯкубНаркевіч-Ёдка), 1890, во Франции — Эдуарда Бранли, 1890, в Индии — ДжагадишаЧандра Боше, 1894 (или 1895), в Англии — Оливера Джозефа Лоджа, 1894, в Бразилии — Ланделя де Муру, 1893—1894.

Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн (радиотелеграфии) считается итальянский инженер Гульельмо Маркони (1895).

В России изобретателем радиотелеграфии традиционно считают А. С. Попова. В первых опытах по радиосвязи, проведённых в физическом кабинете, а затем в саду Минного офицерского класса, приёмник обнаруживал излучение радиосигналов, посылаемых передатчиком, на расстоянии до 60 м.

В США изобретателем радио считается Никола Тесла, запатентовавший в 1893 году радиопередатчик, а в 1895 г. приёмник. Конструкция устройств Теслы позволяла модулировать акустическим сигналом колебательный контур передатчика, осуществлять радио передачу сигнала на расстояние и принимать его приёмником, который преобразовывал сигнал в акустический звук. Такую же конструкцию имеют все современные радио устройства, в основе которых лежит колебательный контур. В то время как конструкция Маркони и Попова были примитивны и позволяли осуществлять только сигнальную функцию, используя в том числе азбуку Морзе.

Во Франции изобретателем беспроволочной телеграфии долгое время считался создатель когерера (трубки Бранли) (1890) Эдуар Бранли.

В Индии радиопередачу в миллиметровом диапазоне в ноябре 1894 года демонстрирует Джагадиш Чандра Боше.

В Великобритании, в 1894 году первым демонстрирует радиопередачу и радиоприём на расстояние 40 метров изобретатель когерера (трубка Бранли со встряхивателем) Оливер Джозеф Лодж. Первым же изобретателем способов передачи и приёма электромагнитных волн (которые длительное время назывались «Волнами Герца — HertzianWaves»), является сам их первооткрыватель, немецкий учёный Генрих Герц (1888).

Изобретение радиосвязи дало начало таким научно-техническим направлениям, как радиоастрономия, радиометрология, радионавигация, радиолокация, радиоразведка, радиопротиводействие.

1.2 Принцип работы радио

Радио (лат. radio — излучаю, испускаю, сосу < radius — луч) — разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.

Принцип работы Передача происходит следующим образом: на передающей стороне (в радиопередатчике) формируются высокочастотные колебания (несущий сигнал) определенной частоты. На него накладывается сигнал, который нужно передать (звука, изображения и т. д.) — происходит модуляция несущей полезным сигналом. Сформированный таким образом высокочастотный сигнал излучается антенной в пространство в виде радиоволн. На приёмной стороне радиоволны наводят модулированный сигнал в приемной антенне, он поступает в радиоприёмник. Здесь система фильтров выделяет из множества наведенных в антенне токов от разных передатчиков сигнал с нужной несущей частотой, а детектор выделяет из него модулирующий полезный сигнал. Получаемый сигнал может несколько отличаться от передаваемого передатчиком вследствие влияния разнообразных помех.

1.3 Свойства, обуславливающие привлекательность радиовещания среди прочих СМИ

Сегодня радио является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Радиовещание опережает все другие средства массовой информации по охвату населения.

Каким же образом радио удается сохранить свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? А. А. Шерель выделяет три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность:

  • 1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.
  • 2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией.

Существуют следующие типы слушания радио:

  • — Поисковое — когда слушатель, вращая ручку или нажимая кнопки настройки приемника, проводит ориентацию в эфире, ищет, на чем остановить свой выбор.
  • — Фоновое — радиопередача является элементом окружающей обстановки, находится на периферии восприятия и затрагивает лишь частично или не затрагивает вовсе сферу сознания слушателя.
  • — Выборочное, или селективное — воспринимаются лишь части, фрагменты программы или сообщения, которые сознание слушателя выделяет и фиксирует как центры интереса. Промежутки между ними превращаются в пустотные с точки зрения нового восприятия временные интервалы, используемые сознанием для осмысления значения информации, выхваченной из непрерывно передаваемого потока.
  • — Сосредоточенное — когда с установкой на полное понимание и запоминание слушается все сообщение или группа сообщений.

Любой тип слушания радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями. Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания — от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» — составляют автомобилисты. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания (что в свою очередь способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности и дифференциации).

  • 1. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.
  • 2. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.
  • 1.4 Радиоформат

Специализация форматов коммерческих радиопрограмм началась в США в начале 50-х гг. Первоначально же программа делалась аналогично принципу «Что-нибудь/все для каждого». Но уже в середине 60-х гг. появление новых музыкальных стилей обусловило возникновение множества новых форматов. С ростом конкуренции происходил и дальнейший рост специализации форматов.

Выбор формата влияет на все рабочие участки радиостанции, как участок вещания (On-Air), так и участок, не связанный непосредственно с вещанием (Off-Air).

Величинами, определяющими формат, являются:

  • — музыка
  • — работа ведущего
  • — новости
  • — вербальные фрагменты программы
  • — акции саморекламы и игры
  • — короткие рекламные сюжеты
  • — имидж/облик
  • — подготовка и сбыт вещания как товара радиостанции
  • — техническое оснащение студии
  • — звучание станции (акустическая обработка) и т. д.

Как это ни парадоксально звучит, но при почти столетней истории радиовещания в России даже сегодня основным бичом российских аудиовизуальных средств массовой информации является общий дефицит знаний о современном радио вообще и о критериях, позволяющих в понятной и доступной форме классифицировать радиостанции, в частности. Предлагаемая система классификации имеет три разных подхода:

  • — с точки зрения формы собственности,
  • — типа радиовещания,
  • — формата.

Классификация по форме собственности

1. Государственное радиовещание.

К государственному радио относятся радиостанции, которые содержатся на средства всего общества. В их основную задачу в условиях рыночной экономики в идеале входит удовлетворение нужд всего общества, которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены частными аудиовизуальными средствами массовой информации. На практике это выливается в процветавшую и ранее государственную монополию, т. е. эти радиостанции стремятся взять на себя непосильную ношу отвечать в рамках эфира одной отдельно взятой радиостанции (например, «Радио России» или «Маяк») на запросы всех и вся и при этом самим оставаться оценщиками качества своей же собственной продукции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой