Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принимающая сторона — индустрия СМИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бесспорно, можно приводить различные аргументы в пользу профессиональной подготовки, которую осуществляет система непрерывного образования на всех уровнях, и считать, что «по существу такие заявления не выдерживают критики, — считают вузовские преподаватели. — Во-первых, они архаичны, поскольку построены на игнорировании опыта нескольких поколений преподавателей и учеников. Во-вторых, в них… Читать ещё >

Принимающая сторона — индустрия СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все это — реальные и необходимые пути укрепления связи образования с практикой. Перед факультетами журналистики стоят задачи разработать и ввести в действие методические основы контактов такого рода, причем не только в пределах Садового кольца. И чтобы речь шла не только о вузовской, но и довузовской и послевузовской подготовке.

Однако инициатива университетов не принесет должных результатов, пока в масштабах страны не будет внедрена система контроля качества подготовки молодых специалистов и их адаптации на местах распределения. В этом убеждают, например, попытки многих вузов наладить контакты с редакциями и быть постоянно в курсе того, как проходит стажировка их выпускников. Однако деканаты сталкиваются с невнимательным отношением к стажировке со стороны редакций, и причиной тому недостаточная информированность журналистов об обязанностях принимающей организации, и ограниченные возможности, как правило, малочисленного коллектива наладить профессиональное наставничество. Есть основной смысл перенести основную тяжесть методической и организационной работы по стажировке в творческие секции Союза журналистов России.

Но насколько они готовы? Кто сегодня конкретно представляет отрасль, с которой сотрудничает система журналистского образования? На каком уровне определяется связь: образование журналистов — их практика?

Как ни парадоксально, но взаимодействие системы подготовки кадров и средств массовой информации осуществляется на уровне «школа (вуз) — редакция». Причем инициаторами такого сотрудничества в большей степени выступает образовательная структура. «Профессиональный патриотизм работников высшей школы толкает их к уверенности в том, что роль университетов как „рассадников“ высококачественной журналистики признается всеми и везде, — отмечают специалисты. — Но это заблуждение. От главных редакторов и других сотрудников СМИ нередко приходится слышать обратные по знаку оценки: самые слабые, мол, кадры поставляют именно журфаки. В полемике бесполезно приводить контрдоводы в вице объективных данных: сколько тысяч специалистов подготовил тот или иной факультет, сколько опубликовал книг, как укрепляет материальную базу и т. п. Личные впечатления для производственника сильнее обобщенных показателей. Более или менее логично, что с нигилистическими высказываниями выступают люди, приходящие в профессию минуя журфаковскую скамью»[1].

Причем подготовленные высшей школой журналисты не устраивают не только работников российских СМИ. Так, немецкие профессора признают, что, хотя у них на родине действуют солидные учебные заведения, ведущие издательства не всегда бывают довольны качеством подготовки выпускников. Коллеги в редакциях говорят, что «в сущности там учат только тому, что в редакционной практике приобретается автоматически, что называется learning by doing» (обучение в процессе работы). Вместе с тем недостаточно уделяется внимания новым журналистским профессиям. К ним относятся редактор телетекста, редактор банка данных, технический редактор, редактор-документалист.

Бесспорно, можно приводить различные аргументы в пользу профессиональной подготовки, которую осуществляет система непрерывного образования на всех уровнях, и считать, что «по существу такие заявления не выдерживают критики, — считают вузовские преподаватели. — Во-первых, они архаичны, поскольку построены на игнорировании опыта нескольких поколений преподавателей и учеников. Во-вторых, в них не учитывается различие способов влияния на начинающего профессионала: университет („целый штат педагогов“) оказывает влияние многомерно, „многими личностями“, а мастер — небесспорным единичным примером. В оптимальном случае эти линии воздействия не исключают, а дополняют друг друга (еще лучше, если мастеров — несколько)»[2].

Но есть и другие прямо противоположные точки зрения. Например, «вот мнение человека, который не только окончил университет, но и защитил в нем кандидатскую диссертацию: „Настоящего профессионала может воспитать только профессионал. Формальная система журналистского образования (институт, университет, академия) не нацелена развивать одаренность. Развитие одаренности — это индивидуальное, штучное производство, требующее тесного взаимодействия с мастером, который может дать намного больше, чем целый штат педагогов“»[3].

Очевидно, данное противоречие можно разрешить только в том случае, если обеспечить тесное взаимодействие всех заинтересованных в результатах учебного процесса сторон: преподавателей, руководителей баз практики, заказчиков молодых специалистов и организаций Союза журналистов. Если инициатива образовательных структур будет находить отклик в принимающей стороне и дело подготовки кадров станет общим как для системы образования, так и для индустрии СМИ, только тогда можно будет говорить об успехе отечественной журналистики.

Таким результат может быть, если оба социальных института сделают шаг навстречу друг другу, и каждый из них возьмет определенную долю ответственности на себя. Система образования в основу своей деятельности помимо фундаментальной подготовки специалиста положит совершенствование их практических навыков и умений. Как следствие, довузовское, вузовское и послевузовское образования будут вынуждены значительно перестроить учебный, воспитательный и организационно-методический процесс. При улучшении учебно-воспитательного процесса они будут ориентироваться на нужды региональных газет, радио, телевидения, интернетизданий. Сегодня это уже становится центральной задачей факультетов журналистики. Но они пока одиноки в своих действиях. Чтобы выйти на более высокий уровень развития и добиться качественно других результатов, в основе этой деятельности должна лежать комплексная постановка проблем. На уровне системы непрерывного образования она предполагает объединение усилий всех форм подготовки журналистов: от школы до повышения квалификации, оставляя при этом вузам ведущую роль в выстраивании системы. Тогда комплексность на уровне высшей школы предполагает рассмотрение вопросов отбора абитуриентов, организации аудиторных занятий, производственной практики, стажировки молодых специалистов как элементов общей системы формирования нового поколения кадров, способного в короткие сроки стать ведущей творческой силой редакционных коллективов.

Журналистская отрасль также должна осознать всю важность системной подготовки кадров и изменить свое негативное отношение к той или иной форме образования. Это можно сделать, если практическая журналистика будет включена в этот процесс. Став его участником, вряд ли она будет критиковать его и свои собственные действия.

Тем более что в истории отечественной журналистики были времена, когда только практики не смогли вывести ее на должный профессиональный уровень. Так, «в конце 20-х годов, когда первый „голод“ в кадрах журналистов был удовлетворен и уже существовали институты журналистики, треть работающих в редакциях не имела даже среднего образования, не более 5% были с журналистским образованием, еще 13% — с политическим. Таким образом, редакции комплектовались людьми, мало знакомыми с газетным делом, и подбирались главным образом по партийному стажу и социальному происхождению»[4].

Ненамного улучшилась ситуация в прессе и в следующее десятилетие. Причина опять заключается в том, что недостает подготовленных профессионально журналистов. Исследователи пишут: «С развитием широкой сети журналистских вузов и партшкол в 30-е годы руководящие кадры пополнялись за счет специалистов, прошедших партийножурналистскую подготовку, рядовые журналисты имели диплом института журналистики либо заканчивали литфаки. Но и тогда сотрудников со специальным журналистским образованием в редакциях было очень мало»[5].

Сегодня большая часть сотрудников редакций имеет высшее образование, не всегда профильное. Очевидно, что это другой уровень культуры, но и его уже недостаточно в свете идущих глобальных перемен. Поэтому чем скорее вся индустрия СМИ в целом и каждая редакция в частности осознают важность участия в подготовке кадров для себя, тем более конкурентоспособной станет и вся журналистика, и отдельное издание или телевизионная или радиопрограмма.

Опыт по созданию студий на базе ведущих изданий страны в течение двадцати лет позволяет утверждать, что это возможно и очень востребовано как высшей школой, так и журналистикой. Этим просто надо заниматься. Работа в студиях убеждает, что учебная работа тесно переплетается с профессиональным воспитанием журналистских кадров. Эти процессы неотделимы друг от друга.

Принципиальная особенность современной прессы состоит в том, что она представляет собой орган коллективной мысли и коллективного действия. Причем это в равной степени касается печати, радио, телевидения и интернет-изданий. Согласованность ансамбля, отношения взаимопонимания и поддержки между коллегами, взаимозаменяемость и соавторство — нормы редакционной жизни, и молодой специалист должен усвоить их до того, как переступит порог редакции.

На это нацелены первые практики в медиаклассах, когда будущие журналисты начинают осознавать, что их индивидуальное творчество может быть востребовано, если оно будет составной частью общей редакционной работы. Выпуски школьных газет, чаще интернет-выпуски — это первый шаг во взрослую журналистскую жизнь. Студент познает значение коллективизма для производства в течение первого года обучения во время выпуска учебной газеты. Остальные задания он выполняет индивидуально. На практике же учащиеся приобретают не только навыки, но и своеобразную психологическую инерцию совместного труда. Важно по возвращении практикантов в университет поддержать эту готовность, развить ее, превратить в привычку.

Это становится возможным, если контакты с редакционными коллективами сохраняются и на последующие годы. Студент приходит работать сначала на условиях договора, затем его берут в штат редакции, и он постепенно начинает продвигаться по служебной лестнице. Большинство профессиональных судеб в журналистике именно так выстраивались. Это еще один аргумент в пользу сотрудничества системы образования и индустрии средств массовой информации в подготовке кадров.

Таким сотрудничеством обычно руководят два человека — журналист и преподаватель. Как правило, студенты приходят в редакцию группой и организуется самостоятельный процесс. Групповая работа — хорошая страховка для каждого. Практиканты не мешают производству. Со временем выясняется, что они востребованы в большинстве отделов.

Именно поэтому студия как форма подготовки студентов стала равноправным компонентом в учебном плане. Она многовариантна.

Каждый вуз привносит свою специфику в организацию практической деятельности редакции. В свою очередь, журналисты предлагают свое видение этой составляющей части учебного процесса. Так, при невозможности направить большую группу студентов в одну редакцию некоторые университеты посылают их в две-три газеты и телерадиокомитет одного города. Тогда и защита материалов практики превращается в подведение итогов коллективного труда, где ясно виден вклад каждого работника, а это ведет к сплочению студенческой группы.

Кстати сказать, преподавателям таким образом значительно легче руководить практикой на месте ее проведения, особенно если речь идет о летнем периоде. Организованная по образу и подобию студий она претерпевает качественные изменения. К тому же у факультета или отделения журналистики устанавливаются партнерские отношения с прессой города, региона в целом. Это позволяет выходить на другой более высокий уровень сотрудничества.

Не только отдельные редакции, но власть и ее структуры, которые ведают информационной политикой города, региона, видят, насколько эффективно работают студенты. Так, в течение десяти лет работы отделения журналистики Черноморского филиала МГУ имени М. В. Ломоносова в городе Севастополе именно работа студентов во время летних практик убедила руководство города и флота, что они работают профессионально, показала, что они востребованы и какова отдача от их деятельности.

Сами задания на лето предусматривали совместные действия студентов: проведение рейдов, «репортаж двумя перьями», «круглые столы», «летние школы», «выездные приемные» и т. п. «Школы парламентской журналистики», которые стали традиционными за эти годы, позволяют студентам встречаться с первыми лицами флота, города, Автономной Республики Крым. Проводимые фокус-группы по актуальным темам, например развитию малого предпринимательства, пользуются спросом не только у политической, но и деловой элиты города, региона.

В последний год было проведено комплексное исследование: «Пресса и образ власти». По его результатам прошел ряд встреч с лидерами общественной жизни, которые представляют все ветви власти. Исследовательская и журналистская деятельность стала хорошей основой для подготовки курсовых и дипломных работ студентов. Они оказались в большинстве своем востребованы городом и флотом. Так, во время защиты в редакции газеты «Флаг Родины» прошел «круглый стол», на котором состоялась презентация работ, посвященных актуальной на данный момент теме — сложившейся ситуации в Севастополе и Крыму.

Как видим, накопленный на факультетах журналистики опыт убеждает, что бригадный метод, применяемый, например, во время производственной практики студентов, весьма успешен. Под этим углом зрения вузы пересматривают и характер обсуждения материалов практики, и содержание профессионального тренинга в течение семестра.

Групповая практика — общепринятый в вузах страны метод обучения, который находит все большее применение в журналистском образовании. К нему все больше присматриваются и средства массовой информации, так как результат совместных студенческих усилий, как правило, по качеству исполнения значительно выше.

На собственном опыте они убеждаются, что традиции и нормы высшей школы лежат в основе воспитания привычки к трудовой дисциплине, что является одной из существенных причин, по которым студент не сразу принимается в редакционный коллектив. Если школьный или вузовский педагог приучает будущего сотрудника к работе в условиях редакции, то журналисты это только приветствуют.

Очевидно, вузы не стремятся переложить основную нагрузку на базы практики. Они оставляют за собой функцию контроля за выполнением студентами академических обязанностей. Только в этом случае учащиеся будут подготовлены к соблюдению правил производственного распорядка в редакции. Опыт показывает, что нарушение или даже отсутствие детальных графиков сдачи учебных заданий, недостаточная унификация требований, многочисленные поблажки под предлогом индивидуальных заданий ведут к увеличению разрыва между запросами жестко регламентированного производства и способностью молодого специалиста следовать им повседневно.

Практика обнаруживает этот изъян в подготовке особенно отчетливо, ибо студент отказывается вне сферы контроля со стороны деканата, а базовые редакции зачастую проявляют излишнюю терпимость по отношению к временным чужим для них сотрудникам. Более того, нарушение требований деканата и учебного графика порой мотивируются просьбой или даже распоряжением ректора. Например, положение о практике на факультете журналистики СПбГУ рассматривает этот вид подготовки как полноценную часть учебного процесса. Оно не предполагает какой-либо «двойной» подчиненности учащихся, но имеет в виду только частные изменения в программе, вызываемые производственной необходимостью редакции и не ломающие установленный на факультете порядок. Существуют достаточные предпосылки для того, чтобы на студентов-нарушителей воздействовать административными методами и корректировать оценку за практику с учетом дисциплинарной характеристики, отношения к работе. Задача факультета заключается в более активном использовании этих инструментов профессионального воспитания.

Одновременно и от самого деканата требуется системный подход к организации работы. Это проявляется прежде всего в точном планировании практики в графиках учебных занятий и трудового семестра, безусловном отказе от замены в соответствии с учебным планом работы в редакциях различными видами общественно-политической деятельности, сокращении числа инициативных заявок от студентов и точное определение постоянных баз практики. На факультете журналистики такая перестройка происходит не безболезненно, но только она способна изменить порой несерьезное отношение части студенчества к учебным обязанностям в летнее время.

В немалой степени четкость работы зависит и от обеспеченности типовой документацией — методической и служебной, разработка которой составляет одну из обязанностей отдела практики и распределения факультета. Системно организованное делопроизводство заметно оживляет и облегчает контакты факультета со студентами и организациями-партнерами.

Но преодоление недоверия к журналистике в целом и региональной в частности, равно как и решение других учебно-воспитательных проблем, невозможно без заинтересованного участия центральных и местных органов СМИ. На каком этапе их включение в практическую подготовку студентов наиболее целесообразно? В идеале, хотя и вполне достижимом, речь должна идти о неразрывности контактов на протяжении всего университетского цикла, на каждом его этапе. Равно как и их участие в довузовском и послевузовском процессах постижения и совершенствования журналистского труда.

  • [1] Маркелов К. В. Психология информационной деятельности // Массовые информационные процессы в современной России: Очерки. М., 2002. С. 164.
  • [2] Корконосенко С. Г. Преподаем журналистику. СПб., 2004. С. 35—36.
  • [3] Маркелов К. В. Указ. соч. С. 164.
  • [4] См.: СвитичЛ. Г. Профессия: журналист. М., 2004.
  • [5] См.: Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой