Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основной вопрос философии. 
Материализм, идеализм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В вопросе, что первично, какая субстанция лежит в основе всего, существует несколько аспектов. Некоторые мыслители считали, что таких субстанций несколько, другие — наоборот, признавали существование одной единственной субстанции — либо материальной, либо идеальной, третьи старались примирить оба начала — материальное и идеальное. Основным вопросом всей философии является вопрос об отношении… Читать ещё >

Основной вопрос философии. Материализм, идеализм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изложение основного вопроса философии хочу начать со слов немецкого философа Фейербаха: «Дух следует за чувством, а не чувство — за духом: дух есть конец, а не начало вещей». .

О чем, на ваш взгляд, это высказывание говорит?

Основным вопросом всей философии является вопрос об отношении мышления к бытию, т. е. вопрос, что первично — дух или природа, материя или сознание. По ответу на этот вопрос, т. е. в зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за первичное, определяющее, они составили два противоположных направления.

Позиция, согласно которой мир объясняется из духа, сознания, получила название идеализма. В решении некоторых вопросов идеализм пересекается с религией. Идеалисты считают, что идея, сознание есть единственная достоверная реальность, поэтому с их точки зрения познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идей.

Направление, которое считает за основу материю, природу, бытие, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, называется материализмом. Материалисты сознание считают вторичным и результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира.

Существование этих радикально противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и обстоятельствами социально-экономического, политического, духовного развития общества.

Философия существует более 2,5 тыс. лет, и в течение долгого времени этот вопрос ни прямо, ни косвенно не ставился философами. Потребовались века для осознания мировоззренческой значимости полярности «материальное и духовное». Эта полярность отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период активного формирования собственно философской мысли (XVII—XVIII вв.).

Смысловое поле этой ключевой философской проблемы образуют различные формы отношения человека к реальному миру, дает возможность выработать принципы познавательно-теоретических, художественных и других способов освоения мира. Одним из них является принцип познаваемости мира.

Как вы думаете, почему возник вопрос о познаваемости мира и почему нельзя на этот вопрос дать однозначный ответ?

В отличие от других видов теоретического познания (скажем, в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия же берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

Кант писал: «Человеческий разум неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опытное применение разума». В самом деле, никаким опытом нельзя постичь мир, как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от человека (и человечества) объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться.

Как получается знание о мире, на основе каких познавательных способностей людей и с использованием каких методов познания? Как удостовериться в том, что полученные результаты — истинные знания, а не заблуждения? Как различаются познавательные задачи на разных уровнях, в разных типах познания? Вот это уже собственно философские вопросы. Их неизменным стержнем является отношение мир — человек.

Существуют разные взгляды на познаваемость мира: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов — скептицизм[1] и агностицизм[2].

Однозначно ответить на вопросы, связанные с проблемой познавательное™ мира, трудно — такова уж природа философии.

В вопросе, что первично, какая субстанция лежит в основе всего, существует несколько аспектов. Некоторые мыслители считали, что таких субстанций несколько, другие — наоборот, признавали существование одной единственной субстанции — либо материальной, либо идеальной, третьи старались примирить оба начала — материальное и идеальное.

Каждое из этих мнений укоренялись, и разделяли их порой целое поколение философов.

Философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало (либо материальное, либо идеальное), называется монизм[3]. Материалисты основой мира считают материю, а идеалисты единым началом всех явлений принимают дух (например, философию Гегеля можно назвать монистической).

Существует философское учение, противоположное монизму, которое считает материальную и духовную субстанции равноправными началами, — дуализм[4]. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма (Декарт, Кант).

А концепцию, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу, называют плюрализмом[5] (Лейбниц).

  • [1] Скептицизм (от греч. skeptikos — критикующий, исследующий, skepsis — сомнение) — философская концепция, которая подвергает сомнению возможность познанияобъективной действительности (Пирон, Аркесил, Секст Эмпирик).
  • [2] Агностицизм (от греч. gnosis — знание, а — отрицание) — учение, отрицающееполностью или частично возможность познания мира (Юм, Кант).
  • [3] Монизм — от греч. monos — один.
  • [4] Дуализм — от лат. duo — два.
  • [5] Плюрализм — от лат. pluralis — множественный.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой