Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идеология и пропаганда: определения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеология (от греч. idea — прообраз, идея и logos — слово, разум, учение) — система концептуально оформленных взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии… Читать ещё >

Идеология и пропаганда: определения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идеология (от греч. idea — прообраз, идея и logos — слово, разум, учение) — система концептуально оформленных взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии). Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда). Пропаганда бывает устная, печатная, наглядная, агитация; в XIX—XXI вв. для целей пропаганды стали задействоваться появившиеся СМИ (средства массовой информации)[1].

Краткий экскурс в сущность

Идеология — это система, в которой осознается и оценивается отношение людей к действительности. Она обладает относительной самостоятельностью и оказывает активное воздействие на общество, ускоряя или тормозя его развитие.

Идеология предполагает также определение целей человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности. Термин был впервые использован в конце XVIII — начале XIX в. французским философом и экономистом Дестю де Траси. Идеология рассматривалась им как «наука об идеях», объясняющая происхождение идей из чувственного опыта. Она должна служить основанием всей совокупности наук о природе и обществе и непосредственно влиять на социальные преобразования.

Процесс реидеологизации стал синонимом возрождения аксиологического (ценностного) подхода к социальным взаимодействиям; одновременно внимание к человеческим ценностным ориентациям усилило мифологические компоненты идеологии.

Хотя идеология является рационализированной структурой, она не требует доказательства своих положений в полном смысле слова: процедура обоснования идеологических положений по сути есть лишь демонстрация причастности их к миру абсолютного знания, справедливости, блага. Слово и дело в идеологии тождественны.

Парадоксальные тезисы «вирусной» идеологии не менее мифологичны: «расцвет и сближение наций», «отмирание государства через его укрепление». Такого рода соединение противоположностей есть мифологическая представленность мира как единства в предельной сближенности его полюсов: для причастного к идеологии (и через нее — к системе абсолютных ценностей) нет ничего невозможного, поражение оборачивается победой, люди чудесным образом сближаются с богами.

Однако идеология не тождественна мифу, соответственно, она нс тождественна и корпоративной культуре. Способность выдавать желаемое за действительное, сближающая идеологию с мифом, основывается на аргументации, формулируемой с фразы «с чисто научной точки зрения», к которой у большинства людей веками воспитывалось огромное доверие.

Любая идеологическая задача воспринимается человеком как внешний эталон, как предлагаемый способ знакового поведения, который может стать инструментом решения частных задач. Идеология же оказывается инструментом решения повседневных задач, а обыденное сознание с его ситуативностыо и фактичностью — полем для беспроблемного существования идеологии. Идеология как знаковый фон деятельности — элемент повседневной культуры, сливающийся с традиционным типом рациональности.

Антагонисты и протагонисты идеологии: общий абрис Антагонисты. Наиболее одиозно настроенные представители различных социумов (от организаций до государств) сразу шарахнутся от идеологии и будут отстаивать абсолютную свободу личности и мира (и компаний, и в компаниях в том числе) от всего и вся. Видимо, свобода воспринимается ими как совершенно пустое, безыдейное максимально плюралистичное идеологическое пространство, где на человека абсолютно ничего не воздействует.

Протагонисты. Однако все успешные компании и социумы, этносы и группы имеют разные, но одинаково мощные идеологии. Вот ведь незадача какая, нет ее, абсолютной свободы! Разве только в наркотическом угаре или маргинальное™ преступного мира, а все остальные человеческие сообщества (да и отдельные люди) управляются мыслями и идеями.

  • [1] «Википедия» URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 °F (дата обращения: 31.08.2016).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой