Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Криминологическая характеристика неосторожной преступности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статья традиционно обходит осознание общественной опасности. Более того, сейчас ответственность за рассматриваемые деяния может наступать лишь тогда, когда в диспозиции статьи прямо указывается на неосторожность. Следовательно, неосторожные деяния с точки зрения содержания мотивации нарушений, приводящих к преступным последствиям, по своей сути практически ничем не отличаются от мотивации… Читать ещё >

Криминологическая характеристика неосторожной преступности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мировая статистика неосторожных деяний в глобальном масштабе фактически отсутствует. Более того, многие страны выводят автотранспортные и другие неосторожные деяния из общей уголовной статистики. В США, например, неосторожные деяния вообще не учитываются в едином отчете преступности. Правда, там в этот отчет не входит и абсолютное большинство умышленных преступлений. Аналогичное положение и в Великобритании. В Германии в 1963 г. из учета преступности были выделены автотранспортные преступления, они учитываются отдельно. В Японии преступность учитывается вместе с автотранспортными деяниями и отдельно от них[1]. В криминологической литературе разных стран наблюдается похожая картина[2]. Интерпол учитывает лишь хищения автотранспорта[3].

Неосторожные преступления в УК РСФСР 1960 г. были предусмотрены почти в 40 статьях. В УК РФ уголовная ответственность за неосторожные деяния также предусматривается 40 статьями, но в ряде случаев составы различаются.

Удельный вес статей, предусматривающих ответственность за неосторожность, в структуре Особенной части УК РФ составляет 14,4%. В 2007 г. было зарегистрировано 47 995 неосторожных деяний, которые в общей учтенной преступности указанного года составили 1,4%. Причем надо заметить, что эти данные преувеличены, поскольку к неосторожным деяниям были отнесены все преступления, где в статьях упоминается неосторожность, тогда как в них основное деяние умышленное. Например, изнасилование (ст. 131) — умышленное деяние, однако в п. «а» ч. 4 указывается изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, и в п. «б» ч. 3 — изнасилование, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия. Всего в 2008 г. было зарегистрировано 7038 случаев. Вычленить из них неосторожные деяния, предусмотренные п. «а» ч. 4 и п. «б» ч. 3, практически невозможно. Известно, что эти неосторожные последствия имели место лишь в 20−30 случаях (не 7038!). И таких статей в действующем Кодексе, где основное преступление умышленное, а в частях статьи предусматривается дополнительная ответственность за причинение неосторожных последствий, около 20. Если из общего числа неосторожных деяний исключить умышленные действия, то их количество не превысит 35−40 тыс. преступлений.

В структуре неосторожных деяний доминируют: нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (25 623), приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (6942), причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (2012), причинение смерти по неосторожности (1749), халатность (1210), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (940), нарушение правил охраны труда (758), нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (190), нарушение правил пожарной безопасности (138), неоказание помощи больному (122). Их общее число составляет 39 684 деяний. Это 1,1% от общего числа зарегистрированных преступлений в 2008 г. В целях объективного анализа уровня неосторожных преступлений следует иметь в виду их высокую латентность. Например, в официальной статистике за 2008 г. значится 16 случаев неоказания помощи больному, которое повлекло смерть по неосторожности или причинение вреда средней тяжести. Однако есть сведения, что по вине врачей только погибает более 10 тыс. человек. Разница слишком велика. Удельный вес наиболее распространенного и опасного деяния — нарушения правил дорожного движения, по статистике МВД, составляет 0,7%. Количество остальных учтенных деяний колеблется в абсолютных показателях от 0 до 84 единиц.

С точки зрения уголовного права и криминологии неосторожные деяния различаются по объекту посягательства, по преступным действиям (бездействию), по наступившим последствиям и по уголовно-правовым признакам субъектов деяний. Объективные причины и условия совершения преступлений также разнообразны. В относительно целостную криминологическую группу преступлений рассматриваемые деяния объединяют характерные черты личности неосторожных преступников и содержание легкомысленно-безответственной мотивации преступного поведения.

Основное содержание статей, которые предусматривают ответственность за преступления легкомысленно-безответственной мотивации, — нарушение различных правил. Исключение составляют лишь статьи о неосторожных преступлениях против личности, но и в них имплицитно закреплено конституционное правило неприкосновенности личности, гарантии прав и свобод человека и гражданина. Эти правила общеизвестны и четко прописаны в законах и подзаконных актах, и каждый профессионал, допущенный к той или иной деятельности, изучает их (сдает экзамены) и на этом основании получает разрешение на данный вид деятельности. Поэтому, нарушая установленные правила по легкомыслию или по небрежности, он может и должен осознавать общественную опасность того или иного нарушения и предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий, что должно быть прописано в ст. 26 Кодекса. Однако в законе этого нет.

Статья традиционно обходит осознание общественной опасности. Более того, сейчас ответственность за рассматриваемые деяния может наступать лишь тогда, когда в диспозиции статьи прямо указывается на неосторожность. Следовательно, неосторожные деяния с точки зрения содержания мотивации нарушений, приводящих к преступным последствиям, по своей сути практически ничем не отличаются от мотивации умышленных деяний. При этом нельзя забывать о том, что неосторожные последствия нередко являются результатом корыстной или насильственноэгоистической мотивации, для удовлетворения которой совершалось основное умышленное деяние. Поэтому преступные действия субъекта при совершении умышленного и неосторожного деяний зачастую полимотивированы.

Для анализа динамики неосторожных преступлений возьмем статистику по четырем наиболее распространенным и опасным деяниям за 2000−2008 гг.: причинение смерти по неосторожности (ст. 109), причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118), приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2), нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).

Уровень причинения смерти по неосторожности за 9 лет практически не изменился, неосторожное причинение вреда здоровью снизилось в 2 раза; в первый год криминализации приведения объектов жизнеобеспечения в негодность (середина 2001 г.) было зарегистрировано (за полгода) незначительное число этих деяний, тогда как в 2002 г. оно увеличилось в 44 раза. Этот всплеск связан с началом применения данной статьи, но затем уровень регистрации деяния стал снижаться, и если принять за 100% 2002 г., когда были впервые получены полные данные за год, то к 2008 г. число этих деяний сократилось в 3 раза. Нарушения правил дорожного движения всегда характеризовались высоким уровнем, но начиная с 2004 г. наблюдалось их последовательное снижение. И к 2008 г. они сократились также в 3 раза. Однако это снижение связано не с предупредительной работой государственных органов, а с существенным изменением уголовного законодательства. Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение крупного ущерба, было декриминализировано в 1998 г., а причинившее вред здоровью средней тяжести — в 2003;м. В первом случае с декриминализацией еще можно согласиться, но исключение из последствий автотранспортных деяний причинения вреда здоровью средней тяжести было уголовно-правовым и криминологическим абсурдом. Эта и иные декриминализации (исключение из УК РСФСР в 1992 г. ст. 211.1, предусматривающей ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения) были необоснованными и криминогенными и крайне негативно повлияли на водительскую дисциплину в стране. Однако на фоне интенсивного роста всей преступности удельный вес нарушений правил дорожного движения снизился с 1,8% в 2000 г. (в 2002 был всплеск — 2,3%) до 0,6% в 2008 г.

Обратимся к советскому прошлому. По статистическим данным, число неосторожных деяний начиная с 1965 г. увеличивалось с разной интенсивностью сообразно росту всей преступности. Если учитывать все дорожно-транспортные происшествия, в том числе и уголовно не наказуемые, то в 1988 г. в стране произошло 272 тыс. автоаварий и катастроф, в которых погибли 47 тыс. человек и 297 тыс. получили телесные повреждения различной тяжести. Гибель людей под колесами транспорта в 2,8 раза превышала потери от учтенных умышленных убийств. В 1989 г. в дорожно-транспортных происшествиях погибло 58 651 и ранено 347 402 человека.

Необходимо иметь в виду, что наша страна по уровню автомобилизации среди семи крупных западных и восьми стран Восточной Европы занимала в то время предпоследнее место. По данным 1989 г., в СССР на 1000 жителей приходились 53 автомобиля, тогда как в США — 588, т. е. в 11 раз больше. По числу же происшествий, погибших и раненых на 10 тыс. транспортных средств положение было значительно хуже, чем в большинстве других стран. В 1989 г. по вине водителей транспорта, находящегося в личной собственности, произошло 53% происшествий, по вине пешеходов — 23% и лишь 21% - по вине водителей государственного транспорта.

Конечно, имея в 1998 г. около 9 погибших на 10 тыс. моторизованных транспортных средств, мы еще уступаем по этому показателю таким странам, как Белоруссия, Румыния или Турция, однако так оторвались от США, не дотягивающих до 2, что можем конкурировать с ними даже по абсолютному числу людей, погибших под колесами автотранспорта, несмотря на то что у них автомобилей более 200 млн, а у нас было чуть ли не в 10 раз меньше (рис. 23.1).

Всего за последние три с половиной десятилетия XX в. на дорогах погибло 1 млн 200 тыс. россиян. С середины 60-х до начала 80-х гг. прошлого века ежегодно число жертв дорожно-транспортных происшествий увеличивалось более чем вдвое. Затем началось снижение, резко ускорившееся во время антиалкогольной кампании 1985−1986 гг. и сменившееся ростом в 1987;1989 гг. В 1994—1998 гг. появилась надежда на улучшение ситуации, но 1999;й показал, что для большого оптимизма пока нет оснований.

Динамика транспортных преступлений в целом неблагоприятна. Процесс автомобилизации с каждым годом интенсифицируется. К 2015 г. их в России будет уже около 70 млн автомобилей. Таков прогноз Министерства транспорта страны. Это базовые.

Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 10 тыс. транспортных средств в некоторых странах в 1998 г.

Рис. 23.1. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 10 тыс. транспортных средств в некоторых странах в 1998 г.

показатели, по которым можно судить о будущем автотранспортных преступлений.

Среди нарушений правил дорожного движения, допускаемых водителями, из-за которых возникают ДТП, наиболее распространены следующие:

  • • превышение установленной скорости;
  • • управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения;
  • • несоблюдение очередности проезда и нарушение правил проезда перекрестков;
  • • управление неисправными транспортными средствами;
  • • несоблюдение дистанции;
  • • неподчинение сигналам регулирования, несоблюдение требований дорожных знаков или дорожной разметки;
  • • нарушение правил перевозки людей;
  • • нарушение правил проезда пешеходных переходов и др.
  • [1] Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции преступности. 2-е изд., перераб, и доп. М., 2005. С. 32−58.
  • [2] См., например: Криминология / под ред. Дж. Ф. Шелл. М., 2003; Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии: пер. с япон. М., 1989; Фокс В. Введение в криминологию: пер. с англ. М., 1980; Шнайдер Г. Й. Криминология: пер. с нем. М., 1994; Кларк Р. Преступность в США. М., 1975; Wikstmm P.-О. Urban Crime, Criminals and Victims (Городская преступность. Преступники и жертвы). New York, 1991.
  • [3] Овчинский В. С. Интерпол в вопросах и ответах. М., 2008. С. 196−198.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой