Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция триангуляции. 
Психология семьи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная последовательность имеет патологизирующие эффекты: зачастую способ, с помощью которого ребенок вторгается в общение взрослых, закрепляется, превращаясь в его определенную проблему (симптом), а супруги сохраняют напряженность в отношениях, снижая ее лишь ситуативно, не научаются конструктивно справляться с ней. Ребенок идентифицируется с паттерном (который в дальнейшем может стать его ролью… Читать ещё >

Концепция триангуляции. Психология семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Феномен триангуляции описан и предложен М. Боуэном в качестве наименьшей единицы анализа системного взаимодействия. Концепция триангуляции объясняет эмоциональный автоматический процесс между двумя людьми, который выражается в вовлечении в отношения и межличностное взаимодействие третьего (которым может быть кто-то или что-то) в условиях повышенного напряжения, тревоги или стресса.

Исследования М. Боуэна показали, что наиболее устойчивой единицей коммуникации является не диада, а триада. Если понаблюдать за общением двух людей со стороны, то можно заметить, что они обязательно обсуждают кого-то (или что-то) третьего. «Третий» выполняет при этом две важные функции: во-первых, снижает напряжение между ними, а во-вторых, позволяет им объединиться на относительно безопасной основе, действуя как механизм замещения (дружба «против кого-то» всегда субъективно воспринимается крепче). Обе функции «третьего» прекрасно отражены в фильме Вуди Алена «Вики, Кристина, Барселона» (2008).

Пример 4.

При рождении ребенка триангуляция происходит автоматически. Вновь образованный «треугольник» (отец — мать — ребенок) оказывает воздействие на уже существующие. Предположим, что до рождения ребенка, когда супруги ссорились, жена вовлекала в «треугольник отношений» свою мать, обсуждая с ней разногласия с мужем. Несмотря на то что вовлечение матери смягчало напряжение, муж ощущал себя отстраненным. Эта триангуляция удовлетворяла потребность матери в эмоциональной близости и вовлеченности, позволяя ей разряжать на дочери напряжение, возникшее в отношениях с мужем. Рождение ребенка порождает у мужа желание сблизиться с женой, в частности, через попытку вывести тещу за пределы нуклеарной семьи. Если это удастся, то теща будет вынуждена сама справляться с напряжением, возникающим в собственных супружеских отношениях, например, вовлекая других людей, работу, здоровье и т. п.[1]

В 60-е гг. XX в. в контексте общего левоцентризма в культуре процесс триангуляции (вовлечения) ребенка в супружеские отношения особенно заинтересовал психологов. На какое-то время в профессиональной среде даже утвердилось убеждение, что все проблемы ребенка возникают исключительно по механизму триангуляции и их разрешение в обязательном порядке требует супружеской терапии для родителей. Однако более детальный анализ процесса триангуляции позволяет различать в его универсальном характере разные последствия для участников семейных треугольников.

В психологическом смысле «треугольник» — это устойчивая последовательность транзакций, объединяющая трех индивидов. С точки зрения последствий для участников процесса можно выделить два типа треугольников — развивающие и патологизирующие (рис. 2.6).

Процессы взаимодействия в треугольниках с развивающим (1) и патологизирующим (2) эффектами.

Рис. 2.6. Процессы взаимодействия в треугольниках с развивающим (1) и патологизирующим (2) эффектами:

Рассмотрим подробнее обе последовательности и типичные для них эффекты.

Нередко ребенок испытывает эмоциональное напряжение или дискомфорт, когда мать и отец что-то горячо обсуждают, ссорятся, захвачены эмоциями и т. п., т. е. когда в их взаимодействии повышается напряжение, причем знак этого напряжения часто не важен. В силу пластичности детской психики и поведения у ребенка имеются многочисленные возможности и способы прервать коммуникацию, вызывающую дискомфорт. Условно их можно разделить на несколько групп:

  • 1) разнообразные нарушения поведения и правил {девиации): в зависимости от возраста ребенка к ним можно отнести нежелание собирать игрушки, пользоваться горшком, отказы укладываться спать или вставать после сна, самовольные уходы из дома, прогулы занятий, воровство и многое другое;
  • 2) проявления беспомощности, зависимость от присутствия и действий взрослых: неспособность заснуть без взрослого, справиться с одеванием, едой, уроками и т. п.;
  • 3) разнообразные эмоциональные проблемы: страхи, обидчивость, агрессивность;
  • 4) психосоматические реакции: склонность к соматическому реагированию на стресс, энурезы, энкопрезы, логоневрозы и т. п.;
  • 5) познавательная деятельность, увлечения: рисование, чтение, подготовка к выступлениям и многое другое, что современные родители считают крайне важным для развития ребенка;
  • 1
  • 6) «миротворческие» действия, имеющие непосредственной целью прекращение напряженного взаимодействия взрослых: встревание в их разговор, увещевание и угрозы, утешение, физическое разделение взрослых.

Если у родителей есть уверенность, что ребенку не угрожает серьезная опасность, они могут предложить ему не вмешиваться в их разговор или не входить к ним в комнату, сказав, например: «Мы разговариваем (заняты), подожди». Тогда ребенок почувствует некоторое напряжение, зависть: «У них есть что-то важнее и интереснее меня». Эта отсрочка в удовлетворении желаний и ответные переживания сыграют важную роль в его развитии: отсрочка создаст условия для организации самостоятельной активности, а сама зависть (если она выносима) позволит помечтать о том, чего у него пока нет, и это приведет к поиску новых форм поведения, моделированию в игре, воображении тех ситуаций, в которые ребенка не допустили (механизм идентификации). Как правило, таким образом реагируют родители, удовлетворенные своими супружескими отношениями, ценящие их, поддерживающие границы собственного супружества. Описанная последовательность транзакций имеет развивающий эффект как для ребенка, так и для самих взрослых (см., например, рассказ Д. Рубиной «Терновник»),.

Другой вариант развития событий: родители могут тут же забыть о своих делах, немедленно отреагировав на вторжение ребенка, что часто характерно для супругов, испытывающих тревогу, разочарование, пренебрежение друг к другу, либо когда интересы ребенка в силу разных причин признаются абсолютным приоритетом в семье. В этом случае граница вокруг супружеской подсистемы становится зыбкой, общение супругов нс удается закончить и урегулировать, что с большой вероятностью может сказаться на других сферах взаимоотношений, а ребенок включится в конфликт как третья сторона. Например, муж в гневе может отругать ребенка за плохое поведение, а жену — за неумение воспитывать его. Жена может почувствовать себя незаслуженно оскорбленной и объединиться с ребенком, считая его и себя жертвами несправедливости.

Данная последовательность имеет патологизирующие эффекты: зачастую способ, с помощью которого ребенок вторгается в общение взрослых, закрепляется, превращаясь в его определенную проблему (симптом), а супруги сохраняют напряженность в отношениях, снижая ее лишь ситуативно, не научаются конструктивно справляться с ней. Ребенок идентифицируется с паттерном (который в дальнейшем может стать его ролью в системе межличностных отношений), приводящим систему к балансу. Встраивание в образ собственного Я определенных действий происходит за счет эмоционального запечатления, которое в силу возрастных особенностей психики не рефлексируется и не коррегируется, но в дальнейшем может получить еще и рациональное обоснование.

Пример 5.

научились, не сговариваясь, быстро менять тему, в присутствии мальчика маскировать свои чувства в беседе друг с другом. Постепенно трудности прояснения накапливающегося недовольства привели к тому, что супруги стали избегать непосредственного контакта друг с другом, передавая информацию через ребенка, например: «Скажи папе, что я сегодня приду поздно».

Процессы триангуляции в межличностных и семейных отношениях имеют универсальный характер, а во взаимоотношениях участников треугольника прослеживаются типичные зависимости. Например, чем больше дистанция между супругами, тем ближе один из них к третьему участнику треугольника — ребенку или кому-либо из собственных родителей. Приближаясь к более дистанцированному родителю, ребенок рискует нарушить не только отношения с более близким родителем, проявив к нему нелояльность, но и отношения этого родителя с более дистанцированным[2].

  • [1] Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001.
  • [2] Черников А. В. Системная семейная терапия. Интегративная модель диагностики.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой