Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое государство и конституционный статус личности в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы… Читать ещё >

Правовое государство и конституционный статус личности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. были сформулированы идеи о том, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы и соответственно цель каждого политического союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению согласно Декларации как раз и являются такими правами. В указанных положениях отражены смысл и цель правового и демократического государства. В странах, где общественное устройство основывалось на принципе свободы (гражданское общество), были заметны большие успехи в развитии экономики, науки и техники, культуры, социальной защиты населения.

Для человека смысл правоотношений между ним и государством состоит в получении защиты своих прав, а для государства — в обязанности предоставить эту защиту, ограничивая в том числе свободу самого индивида, так как свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым дает Конституция РФ.

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод обычно содержат упоминание о том, что перечень их не является исчерпывающим. Так, Конституция РФ устанавливает, что перечисление в ее тексте основных прав и свобод нс должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55).

Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует центральную часть (элемент) конституционно-правового статуса человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. А если говорить более точно, то правовой статус личности (человека и гражданина) — это система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.

В структуре правового статуса человека и гражданина можно выделить три элемента: 1) международно-правовой (это те права, которые получили закрепление в международных документах о правах человека); 2) конституционно-правовой (конституционный статус личности); 3) отраслевой (права и обязанности, закрепленные в иных отраслях национального права, кроме конституционного).

1. Рассматривая международно-правовой элемент правового статуса личности надо принимать во внимание то, что права, свободы и обязанности, которые закреплены в конституциях демократических государств, воспроизводят так называемый «стандарт прав человека». Он определен важнейшими международными документами о правах человека. Считается, что всякое демократическое государство должно предоставить своим гражданам указанный «стандартом» объем прав, закрепив их в своей конституции. Но если оно располагает достаточными материальными (в том числе финансовыми), организационными и политическими ресурсами, то возможно обеспечение и большего объема прав, чем гот, что охвачен «стандартом». Перечень прав человека, который представлен в «стандарте», определен рядом международных актов о правах человека. 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят первый из таких крупных международно-правовых актов в области защиты прав и свобод человека — Всеобщая декларация прав человека, которая состоит из преамбулы и 30 статей. В ст. 1 провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Далее провозглашаются права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права, на которые человек вправе претендовать как член общества (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.).

Специалисты в области прав человека подсчитали, что примерно из 70 конкретных гражданских прав и свобод человека, провозглашенных в названной Декларации и (или) закрепленных в соответствующих международных пактах 1966 г., Конституцией РФ воспринято около 40. Впрочем, хотя некоторые права и свободы прямо не провозглашены в Конституции РФ, но обеспечиваются ее нормами в той или иной форме[1].

16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а, кроме того, Международным пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государстваучастники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.

Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является также Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. В Конвенции закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский суд по правам человека.

Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. и др. Важные документы в этой области — конвенции и рекомендации — приняты специализированной организацией ООН — Международной организацией труда (МОТ).

2. Конституционно-правовой элемент правового статуса личности

воплощен в институте конституционного статуса личности.

Конституционный статус личности — это положение личности в обществе и государстве, определенное конституцией и иными актами конституционного законодательства. Являясь ядром правового статуса личности, конституционный статус — также сложная правовая категория системного характера, он включает в следующие элементы:

  • • гражданство;
  • • конституционные правоспособность и дееспособность;
  • • конституционные принципы взаимоотношений государства и личности;
  • • конституционные права, свободы и обязанности личности;
  • • конституционные гарантии прав и свобод.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека и государства, находящая выражение в их взаимных правах и обязанностях. Отношения гражданства регулируются нормами Конституции РФ (ст. 6, ст. 60−62 и др.), Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве) и другими нормативными правовыми актами.

Закон о гражданстве предусматривает следующие основания для приобретения гражданства:

  • • по рождению;
  • • прием в гражданство;
  • • восстановление в гражданстве Российской Федерации;
  • • иные основания, к числу которых относятся: оптация, усыновление или удочерение, установление опеки или попечительства.

При приобретении гражданства по рождению сочетается действие двух принципов — принципа крови и принципа почвы. Принцип крови означает, что ребенок приобретает гражданство того государства, гражданами которого являются его родители, независимо от места рождения. Если родители имеют разное гражданство, то гражданство ребенка определяется по их письменному соглашению. В случае отсутствия такого соглашения, ребенок приобретает российское гражданство, если он родился в России или ему грозит состояние безгражданства, поскольку то государство, где он родился, не предоставляет ему своего гражданства.

Принцип почвы означает, что ребенок приобретает гражданство того государства, где он появился на свет, независимо от гражданства родителей. Этот принцип действует в случаях, если родители ребенка — лица без гражданства, или если государство, гражданами которого они являются, не предоставляет ребенку своего гражданства, а также в некоторых других случаях.

Прием в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется по их личному заявлению при условии, что они являются дееспособными и достигли 18-летнего возраста. Заявление подается в органы внутренних дел по месту жительства на территории РФ или в дипломатические представительства (консульские учреждения) Российской Федерации при проживании за рубежом.

Существует два порядка приема в гражданство — общий и упрощенный (при наличии льготных условий).

Общий порядок приема в гражданство предполагает выполнение лицом ряда предварительных условий:

  • • пять лет непрерывного проживания в Российской Федерации (проживание считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года);
  • • обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;
  • • наличие законного источника средств к существованию[2];
  • • обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лица иного гражданства, подтвержденное соответствующим документом;
  • • владение русским языком[3].

Упрощенный порядок предполагает наличие каких-либо льготных условий. Например, в упрощенном порядке осуществляется прием в гражданство, если лицо, желающее получить гражданство Российской Федерации:

  • • имеет хотя бы одного родителя — гражданина Российской Федерации, проживающего в России;
  • • имело в прошлом гражданство СССР и проживает в России;
  • • имело в прошлом гражданство СССР и является апатридом (т.е. лицом без гражданства);
  • • состоит в браке с гражданином России не менее трех лет, и т. д.

Упрощенный порядок заключается в отмене для соответствующей категории (всех или нескольких) условии приема в гражданство, предусмотренных общим порядком.

Восстановление в гражданстве состоит в том, что лица, имевшие прежде гражданство России и утратившие его по каким-либо основаниям, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации. Это производится в общем порядке, но срок непрерывного проживания сокращается до трех лет.

Оптация (выбор) гражданства Российской Федерации является основанием как приобретения, так и прекращения гражданства. Как основание приобретения российского гражданства оптация состоит в том, что жители территории, переходящей под юрисдикцию Российской Федерации в соответствии с международным договором, имеют право в установленный данным договором срок решить вопрос о том, желают ли они сохранить прежнее гражданство или приобрести гражданство России. Аналогичное право предоставляется жителям территорий, выходящих из-под юрисдикции Российской Федерации. В этом случае оптация является основанием прекращения российского гражданства.

Другими основаниями прекращения российского гражданства являются:

  • • выход из гражданства;
  • • отмена решения о приобретении гражданства;
  • • прекращение гражданства подопечными, усыновленными.

Выход из гражданства осуществляется по заявлению гражданина в общем порядке, если он проживает на территории РФ, или в упрощенном порядке, если он проживает за пределами Российской Федерации. В упрощенном порядке осуществляется также выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Гражданина Российской Федерации нельзя лишить гражданства, но основания для отказа в выходе законодательством предусмотрены. К числу таких оснований относятся:

  • • наличие невыполненных перед Российской Федерацией обязательств, установленных федеральными законами;
  • • привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу в Российской Федерации;
  • • наличие вступившего в силу обвинительного приговора;
  • • отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения.

Конституционная правоспособность — это способность лица иметь права и нести обязанности, закрепленные в конституции и иных источниках конституционного права. Такая правоспособность возникает у российских граждан с момента рождения.

Конституционная дееспособность — это способность своими действиями приобретать и осуществлять права, исполнять и возлагать обязанности, предусмотренные конституционным законодательством. Она признается за гражданами по достижении установленного возраста. Например, способность реализовать конституционное право на объединение возникает с восьми лет, право на участие в референдуме и активное избирательное право — с 18 лет. Но в полном объеме конституционная дееспособность наступает не в 18 лет, а позднее. Так, стать депутатом Государственной Думы можно лишь, но достижении 21 года, членом Совета Федерации — 30 лег, Президентом РФ — 35 лет, а судьей Конституционного Суда РФ — 40 лет.

  • [1] См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева.
  • [2] Наличие источника средств к существованию подтверждается следующими документами: справкой о доходах физического лица, декларацией по налогу на доходы физических лиц, справкой с места работы, трудовой книжкой, пенсионным удостоверением и некоторыми иными.
  • [3] Это подтверждается документом государственного образца о получении образования в России или бывшем СССР, сертификатом о прохождении тестирования по русскому языку или документом об изучении курса русского языка в иностранном государстве с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании. От предоставления такого рода документов освобождаются: мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет; недееспособные лица; инвалиды I группы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой