Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение художественного, научного и философского познания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поставленные еще Платоном проблемы соотношения искусства и философии, искусства и науки, познавательных возможностей искусства и отношения его к истине стали проблемами, дискутируемыми вплоть до начала XXI в. В романтической философии культуры оформилось представление об особой специфике познания мира художником и об особой ценности этого познания. И среди знаменующих такую специфику черт… Читать ещё >

Соотношение художественного, научного и философского познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поставленные еще Платоном проблемы соотношения искусства и философии, искусства и науки, познавательных возможностей искусства и отношения его к истине стали проблемами, дискутируемыми вплоть до начала XXI в. В романтической философии культуры оформилось представление об особой специфике познания мира художником и об особой ценности этого познания. И среди знаменующих такую специфику черт выступает в первую очередь универсальность художественного познания, направленного безгранично и свободно на «все» внешнее и внутреннее, на «все» их взаимосвязи. Таким образом, речь может идти о специфике «предмета» художественного познания — безграничного и универсального, — и в этом отличающегося от материала, познаваемого наукой либо же простым обыденным воззрением. Ф. Шлегель, как все романтики, исходил из признания единства чувственной и рефлексивной деятельности, был убежден в общности конечных целей философской рефлексии и художественного чувства: «Вся история современной поэзии — это непрерывный комментарий к краткому тексту философии: всякое искусство должно стать наукой, а всякая наука — искусством, поэзия и философия должны соединиться». Приведенный фрагмент вполне сопоставим с цитатой из стоявшего у истоков русского символизма А. Белого: «Художник и философ, встретившись завтра, одинаково спросят друг друга: „Куда мы идем? Какие ослепительные горизонты нам светят? Как измерить глубину бездны, развернувшейся под ногами?“ И оба согласятся, что пути их отныне — вместе» .

Бесконечное — это то главное, что привлекает романтиков. К нему можно прийти, используя неадекватность мышления. Преодолеть эту границу, продвинуться за пределы неизбежного противоречия условного и безусловного под силу иронии. Это понятие получило у Ф. Шлегеля необычайно многозначное толкование. Наряду с другими романтиками он провозгласил иронию высшей эстетической категорией. Очевидно, быть непременно ироничным — предназначение нового искусства. Мысль, в конце концов, иронизирует сама над собой по поводу собственного бессилия. Вместе с тем, это и реабилитация бессознательного, вытесненного из мышления. Поэтому романтическую иронию можно рассматривать как принцип, определяющий позицию субъекта по отношению к реальности вообще, а также по отношению к самому себе. В то же время ирония как «парение над вещами» означала отказ от всякой объективности и причинной зависимости, создавая лишь иллюзию «овладения» действительностью.

Романтизм имел место во многих национальных культурах, в частности — в Англии. Здесь, по словам А. Н. Уайтхеда, «романтическая реакция» началась с иного подхода к природе. Причем именно в литературе, а не в науке сложился целостный взгляд на мир, посредством которого был преодолен разрыв между живой и неживой природой, между научным детерминизмом и свободной волей индивида. К природе ранее подходили с помощью научного анализа, а романтические поэты противопоставили научным абстракциям конкретность своего опыта. В английской литературе наиболее интересную критику научного мышления мы находим у тех лидеров романтического направления, которые были современниками и наследниками эпохи Великой французской революции. К данной школе в английской литературе принадлежали такие глубочайшие мыслители как С. Т. Кольридж, У. Вордсворт и П. Б. Шелли.

Взгляды Уильяма Вордсворта (1770−1850) подчас буквально сводятся к обвинениям науки в том, что она погрязла в абстракциях. Он постоянно указывает на то, что важные природные явления не подвластны научному методу. Тем самым обретает важность вопрос о том, что именно, согласно У. Вордсворту, не может быть выражено средствами науки. Своими произведениями У. Вордсворт дает понять, сколь неестественно и парадоксально видение природы, которое наука навязывает нашему мышлению.

Критическое отношение к традиционным доктринам науки содержится в наследии поэта Перси Биши Шелли (1792−1822). Он мыслит природу как изменяющуюся, распадающуюся, трансформирующуюся как бы по волшебству. Неуловимость изменения — важная черта природы; изменение не только может быть выражено как перемещение, это — изменение внутреннего свойства. II. Б. Шелли делает акцепт именно на последнем — па изменении, которое неуничтожимо. Поэзия, как провозглашает П. Б. Шелли, -" это одновременно центр и вся сфера познания; то, что объемлет все науки, и то, чем всякая наука должна поверяться. Это одновременно корень и цветок всех иных видов мышления". Свои убеждения по поводу возвышения поэзии над мыслителями и учеными он излагает в трактате «Защита поэзии», который можно рассматривать в качестве гимна поэзии и программного манифеста поэта. П. Б. Шелли убежден в особой природе поэтов как наиболее тонких натур, как людей, одаренных особой восприимчивостью, живым воображением и несравненно большей чувствительностью. При этом он считает чересчур поспешным деление на философов и поэтов и грубым заблуждением деление на поэтов и прозаиков. Все романтические поэты представляют собой интуитивный отказ воспринимать всерьез абстрактный материализм науки, осуществляют критику научного мышления, ибо они отказались ограничить себя материалистическими понятиями ортодоксальной теоретической науки, и потому их творчество представляет выразительное доказательство того, что природа неотделима от эстетических смыслов.

Итак, литературный романтизм, во всех своих многообразных проявлениях обнаружил некую общность в эмоциональной настроенности личности, в отрицании статичности бытия, в постановке новых задач перед художником, в формировании нового мироощущения. Емкую оценку вклада романтиков в становлении нового мироощущения дат В. Виндельбанд: «Они не только поставили перед собой задачу охватить в области своей литературной деятельности, в частности в поэзии, истории литературы и философии, все великие творения человеческого духа, созданные в его развитии, по и выдвинули принцип, согласно которому эстетическая, научная, религиозная и государственная жизнь человека опять должна гармонически слиться с великим единством, чтобы индивид мог выполнить свою задачу на основе универсальной образованности и в полном единении со всей культурой в ее целостности» .

Романтиками была поставлена проблема формирования универсального мировоззрения, преодолевающего разрыв между отдельными областями знаний. Современный немецкий культуролог П. Козловски отмечает, что создать некий универсальный синтез метафизики, поэзии и мифологии романтикам все же не удалось, однако эта проблема не утратила своей притягательности и получила развитие в последующей теоретической мысли и художественной практике.

Романтизм ознаменовал собой эпохальный поворот в истории культуры и заложил интеллектуальную парадигму — результат исканий множества творческих личностей, принадлежащих к разным сферам деятельности в культуре, лидером в которой оказалась художественная практика. Иначе говоря, именно через произведения искусства романтиков мы можем судить сегодня о своеобразии тех воззрений на культуру, которые при всем своем многообразии все же представляют собой некую целостность, что позволяет рассматривать их как самостоятельную культурологическую концепцию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой